Открытый урок " Текст-повествование и роль в нем глаголов"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Урок по развитию речи (русский язык) с использованием информации по народным промыслам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов : Мардашева ГР

МОУ «Еленинская СОШ»

Класс: 2

Тема урока: «Текст – повествование и роль в нём глагола»

Цели урока: дать представление о тексте-повествовании и его признаках,  учить выделять в тексте глаголы;  развивать речь учащихся;  воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

Личностные:

• школьник получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников, умение передавать содержание текста своими словами. Предметные: обучающиеся получат знания о повествовательном тексте; научатся выделять особенности текста ; самостоятельно образовывать новый текст; находить информацию в тексте.

Метапредметные:

• познавательные: школьник получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно осуществлять самоконтроль при работе с текстом; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;

• коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

• регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч. 2, экран, проектор, учебная презентация.

Этапы

Методы и приёмы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Словесный: слово учителя

9:20 – 9:23

Начинаем урок русского языка

А начать мне его хочется со стихотворения М. Данилова

Я ко всем наукам ключ имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому,что я владею

Русским всеохватным  языком.

-Ребята, скажите, пожалуйста, что значит владеть русским языком?

(Правильно и красиво говорить, а также грамотно и красиво писать)

Этим мы и занимаемся на уроках русского языка и литературного чтения.

А я вам предлагаю сделать открытия.. Вы готовы к новым открытиям? Тогда приступаем к работе. Открывает тетради, запишем число.

Приветствуют учителя

Отвечают на вопросы

Актуализация знаний

Практический: заполняют схему

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы Практический: отгадывание ребуса

Наглядный: презентация

9:23 – 9:27

- Отгадайте ребус. (текст)

Предлагаю вспомнить что такое текст?

-Текст - это несколько предложений, расположенных в определенном порядке и связанных по смыслу.

- Текст можно озаглавить.

- В тексте можно определить тему и главную мысль.

-Текст можно разделить на три части (начало, основная часть и концовка)

- К тексту можно составить план.

Отвечают на вопросы

Отгадывают ребус, определяют ключевое слово темы урока.

Фронтальная работа

П: осознанное построение речевого высказывания

П: использование знаково-символичных средств для решения учебных задач

Л: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Постановка учебной задачи

Наглядный: уч. презентация

Словесный: учебный диалог

9:27 – 9:29

Ребята, вы предложили столько идей, давайте попробуем определить самое главное и сформулировать тему урока, прочитав информацию о тексте.

- Какие сведения о тексте вы уже знали?

- Что оказалось для вас новым?

- Сформулируйте тему урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами постараемся  ответить на два вопроса. Давайте прочитаем их в учебнике. С.82 (Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?)

 -Какую цель мы поставим на уроке? -Узнать что такое текст-повествование?

- Какие особенности имеет текст - повествование?

Для чего используется текст- повествование и какова роль в тексте глаголов?

Читают текст, используют знаки: + - если знают сведения; - если знание для них ново.

Отвечают на вопросы учителя.

- Что такое текст-повествование?

Определение темы урока

Постановка проблемных вопросов.

Определение целей урока

П: строить речевое высказывание

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Решение частных задач

Практический: работа над текстом в учебнике

Наглядный: учебник

Словесный: слово учителя

9:29 –

9:49

Для того, что бы ответить на наш первый вопрос (на сл: Что такое текст-повествование?), вспомним, что мы называем текстом? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу).

А сейчас поработаем над упражнением 144 в учебнике. Прочитайте.

    Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.

    Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»

    Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.  

                                        К.Ушинский.

- Что мы прочитали? (Текст)

- Докажите, что это текст. (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу)

- О чем этот текст? (Этот текст о солнышке)

- Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.)

- Верно. Как бы вы озаглавили этот текст? (Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.)

- Сколько частей в этом тексте? (Три)

- Почему вы так решили? (Потому что текст разделен на три абзаца.)

- Прочитайте I часть (Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи)

- Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста? (Солнышко выплыло и стало рассылать лучи)

- Что случилось потом?  (Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку)

- Хорошо. А кто такой жаворонок? (Это птица.)

- Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит.  Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Окраска у жаворонка покровительственная – под цвет пожухлой травы и земли. Размером он чуть больше воробья.

- О каких событиях рассказывается в третьей части текста? (Второй луч попал на зайчика; Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку)    

 

- Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика.

- Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? (Что случилось после того, как вышло солнышко?)

- А теперь представьте, что вам дали задание не рассказать, а нарисовать этот текст. Сколько картинок у вас бы получилось? (Три)

- А почему три? (Потому что я бы нарисовала картинку к каждой части текста)

- Подумайте, можно ли все события, происходящие в этом тексте изобразить на одной картинке? (Нет)

- Верно.

- Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование.

Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных. 

Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?

- Что еще можно добавить к этому правилу? (То, что текст – повествование нельзя изобразить на одной картинке)

- Какой первый вопрос мы ставили в начале урока? (Что такое текст - повествование) Ответили ли мы на этот вопрос?

Как звучит второй вопрос? (Какова роль глаголов в тексте – повествования?). Постараемся ответить на этот вопрос.

- Найдите и подчеркните в тексте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте

(Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать)

- Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? (Нам ничего не понятно без глаголов)

- Расскажите,  какую роль играют в этом тексте глаголы? (Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа)

- Ответили ли мы на второй вопрос? 

Вернемся к тексту. Выпишите из текста предложение о жаворонке. (У1 у доски)

Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.)

- Что сделал жаворонок? (Встрепенулся.)

- Что еще сделал жаворонок? (Выпорхнул, поднялся и запел.)

- Сколько сказуемых в этом предложении? (Четыре)

- Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше.

Формулируют определение «Текста»

Знакомство с текстом в учебнике (упр. 144)

Анализ прочитанного текста по содержанию

Постановка вопроса ко всему тексту.

Чтение определения в учебнике

Подведение итога по первому вопросу

Постановка учебной задачи на данный этап урока

Работа с текстом, выделение в нём глаголов

Формулируют вывод

Грамматический разбор предложения

Подведение итога задания

П: выполнение учебного действия; осознанное чтение текст;  построение речевого высказывания

Р: контроль за выполнением упражнений.

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Л: участие в продуктивном диалоге

Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

Физминутка

9:49– 9:51

Давайте встанем и немного отдохнем.

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

Как пружинки, мы присели,

А потом тихонько сели.

Выполняют двигательные упражнения

Словесный: слово учителя

Презентация: Народные промыслы России

9:51 –

9:57

- Наверное, каждый из нас бывал в такой ситуации, когда очарованный великолепным пейзажем, потрясающим видом, мечтал «остановить прекрасное мгновение». И останавливали, кто как мог: хватались за фотоаппарат или видеокамеру, кисточку или блокнот с ручкой, чтобы запечатлеть свои эмоции на холсте или бумаге. Иногда окружающая природа настолько красива, что не хватает слов выразить свой восторг.

Я хочу предложить вашему вниманию одну из таких сказок :

    Жили-были три девочки-подружки: Дымка, Хохлома и Гжелька. Были они красивые, весёлые, озорные. Хохотушки и мастерицы славные. Они, конечно, несли людям радость, красоту и хотели, чтобы везде царила красота и люди были счастливыми. И вот стали они искать чудеса. У какой же подружки узор будет лучше? Поскакала Дымка и нашла себе узоры: точки, мазки, круги и полоски. Дымка осталась довольной. А подружка Хохлома нашла себе чудо дивное, красоту невиданную. Рисовала травку солнечным лучиком, а цветы-огоньки красной краской от зари. А Гжелька дольше всех искала. Устала и упала на землю. Увидела над головой синее небо с белыми облаками.

− Облака-облачка, словно белые лебёдушки, плывёте вы, − произнесла она.

И так понравилось синее небо с лебёдушками Гжельке, что решила она создавать сине-белые чудеса.

— О чём эта сказка? В чём отличие сказки от простого рассказа? (чудеса, иносказание).

— И сказку, и рассказ на уроке русского языка мы рассматриваем как текст- повествование.

. Россия всегда славилась своими промыслами, изделиями умельцев.(рассказ о народных промыслах)

-Дымка ,Хохлома и Гжелька дарят вам «визитки».

Определение последовательность действий

Самостоятельно составляют текст – повествование, используя опору.

Фронтальная проверка задания

Выделение глаголов в тексте.

К: выражение своего мнения с достаточной полнотой и точностью;

строить сообщения в устной и письменной форме

Р: контроль, коррекция ошибок

П: построение речевого высказывания; выполнение учебного действия

Закрепление изученного.

9 57-

10 02

- Прочитай тексты и найди, который из них текст -повествование. Спиши текст.

1)Одет король русского леса в прозрачный нарядный кафтан. Грудка у зяблика вишнёвого цвета. Хохлатая шапка на голове, клюв – голубые. На крыльях – широкие белые «зеркальца».

 2) Птица (зяблик) встрепенулась. Почистила клюв о ветку. Прошлась по ней бочком. Разок-другой тенькнула по-синичьи. Приосанилась и ударила в звонкий бубен.

 3) А имя у птицы немного странное – зяблик. Почему его так назвали? Возможно потому, что перед дождём его удалая песня смолкает. Он хохлится, будто зябнет.

К какому тексту можно задать вопрос :

Что произошло?

 Сколько картинок можно нарисовать к каждому тексту?

Вывод:  текст №2 повествование

Работа в группе.

П: выполнение учебного действия; осознанное чтение текст;  построение речевого высказывания

Р: контроль за выполнением упражнений.

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Итог урока

Словесный: уч. диалог

10:02 – 10:03

 - О чём вы узнали сегодня на уроке?  (Мы узнали, что такое текст-повествование)о народных промыслах России)

- Какой текст называют текстом-повествованием? (Это такой текст, в котором рассказывается о каких-нибудь событиях, которые происходят одно за другим.)

- Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что случилось? Что произошло?)

Рефлексия по содержанию

П: выполнение учебного действия

П:контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Рефлексия

Словесный: слово учителя

Наглядный: карточки

Домашнее задание.

10:03– 10:05

Нарисуйте солнышко, если на уроке вам все было понятно, интересно и легко.

Тучку, если какие-то задания вызвали затруднение.

С первой услышанной песни, сказки, с первой игры начинается наше знакомство с культурой своего народа. Эта культура следует за нами во взрослую жизнь. Мне очень хочется, чтобы вы росли не «Иванами, не помнящими родства», а настоящими гражданами нашей России. Не забывайте обычаи ваших дедов и прадедов, передавайте их своим детям.

стр 84 упр147, учить правило

                                                                                                                                       

Проводят самооценку своей деятельности

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией и самоанализом по формированию на каждом этапе урока УУД. Тема: изменение глаголов по числам....

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа...

открытый урок по русскому языку. 4 класс. "Спряжение глагола"

На уроке я использовала презентацию и групповую форму работы. Ученики быстро и качественно усваивают тот материал, который после полученной новой информации передается другому. Члены группы помогают д...

Открытый урок на тему "Единственное и множественное число глаголов" для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 2 класс

Открытый урок на тему "Единственное и множественное число глаголов" для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 2 класс...

Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний глаголов"

Цель: закрепить умение выбирать способ определения спряжения глаголаЗадачи:Образовательные: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;Развивающие: спо...

Открытый урок по русскому языку «Обобщение изученного о глаголе»

План - конспект открытого урока по русском уязыку "Обобщение изученного о глаголе"  и презентация к уроку...