Роль имён прилагательных в речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Нестерова Ольга Сергеевна

Урок по программе "Школа 21 века", 4 класс. Данный методический материал содержит основные требования к современному уроку. На уроке используемые приемы Технологии Развития Критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nesterova_urok.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

ИМЕНИ АВГУСТЫ ИВАНОВНЫ ГОРДИЕНКО,

ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА ГОРОДА НЯГАНИ

Предмет: Русский язык

Тема: Роль имён прилагательных в речи

Класс: 4

Подготовила

Нестерова Ольга Сергеевна

Должность: учитель начальных классов

Предмет: русский язык

Класс: 4

Базовый учебник: Русский язык 4 класс, С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко.

Образовательная система «Школа 21 века».

Тема урока: Роль имён прилагательных в речи.

Цель: углубление знаний о роли имён прилагательных в речи.

Задачи урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания по теме «Имя прилагательное».

Развивающая: развивать речь учащихся, аналитические способности, внимание, память, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте.

 Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету, создавать условия для воспитания чувства товарищества, взаимовыручки.  

Личностные: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.  

Познавательные: развитие умения извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: развитие умений высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: Развитие умения слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидают интересные задания, новые открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Займите свои рабочие места.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Вспомните правило посадки при письме.

2. Словарно- орфографическая работа

- Посмотрите на экран. Какие задания вы можете предложить по работе с данными словами?  (определить часть речи, число, род, составить словосочетания, разобрать по составу,…)  

- Предлагаю подобрать подходящие по смыслу имена существительные с непроверяемой безударной гласной, т.е. какие слова мы будем подбирать? (словарные). Записываем слова в тетрадь, выделяем орфограмму.

  • дождливая, холодная, ненастная ... погода
  • вкусный, сладкий, яблочный … пирог
  • модное, шерстяное, демисезонное …. пальто
  • белые, лёгкие, кучевые … облака
  • тёплый, шерстяной, вязаный …свитер
  •  Свежая, интересная, еженедельная …    газета

Взаимопроверка.

- У вас на столах лежат листы самооценки, в течение урока вы будете оценивать себя по критериям, которые указаны в листе. А в конце урока вы дадите самооценку своей работе. Оцените свою работу со словарными словами.

3. Формулирование темы и целей урока.

- Какая часть речи помогла вам узнать, что речь идет именно об этих предметах? (Имя прилагательное)

- Давайте проверим свои знания, что мы знаем об этой части речи.

- Предлагаю поработать в парах (назовите правила работы в парах: говори тихо и спокойно, к своим товарищам относись с уважением) заполните таблицу, что мы знаем про имя прилагательное и что хотим узнать.  

Каждая пара на столе имеет карточки, необходимые для работы

З - что мы знаем   про имя прилагательное?

Х – что хотим узнать?

…… часть речи

Отвечает ….

Обозначает ….

Изменяется ….

Согласуется…..

В предложении ….

Зачем ….

Работа  в парах, проверка выполнения задания.

З - что мы знаем   про имя прилагательное?

Х – что хотим узнать?

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Изменяется по числам, родам.

Зачем используется в речи?

- Так над чем мы сегодня будем работать. Назовите тему урока? (мы продолжаем работать над темой имя прилагательное и сегодня рассмотрим роль имен прилагательных в речи).

- Чему будем учиться? (учиться подбирать имена прилагательные, употреблять их в предложениях, в речи).

Обобщение и систематизация изученного

-  Предлагаю вам стать сегодня - исследователями.

- Кто  из вас знает, кто такой исследователь?

- А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».

- Какая часть речи будет предметом нашего исследования? (имя прилагательное). 

- Да, продолжим исследование особенности этой расти речи.

- Как вы считаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

- Обсудите ответ на этот вопрос в группах, вам следует объединиться по 4 человека, и запишите ответ на листке, слова можно сокращать.

- Озвучьте свои высказывания (листок помещаем на доску). Все ли согласны с этими высказываниями?   

- Итак, начинаем наше исследование, а все полученные результаты, вы будете вносить в лист исследования.

Задание № 1. Работа в парах.

- 1 ряд.  Опишите животное, не называя его, используя только имена существительные (лиса).

- 2 ряд. Опишите животное, не называя его, используя и существительные, и прилагательные (лиса).

- 3 ряд. Опишите животное, не называя его, используя только имена прилагательные (лиса).

- Давайте послушаем, что у вас получилось.

- какой ряд описал животное более точно? Почему?

- Сделайте вывод, какую роль выполняют имена прилагательные в данном задании? (дают точное и четкое описание предмета). Заполните лист исследования и оцените свою работу.

- Продолжаем исследование.

Задание № 2. Работа в парах. (задание для всех одинаково, только разные имена существительные)

- Подберите и запишите в тетрадь, как можно больше имен прилагательных, которыми можно описать различные признаки имен существительных.

Яблоко (по цвету) –

Печенье (по форме) -

Стол (по назначению) -письменный, кухонный, разделочный, рабочий, журнальный…

Музыка (по характеру) -

- Назовите признак, по которому вы описывали предмет. Сделаем вывод, какую роль еще выполняют имена прилагательные? (описывают предметы по форме, по размеру, по цвету, по вкусу и т.д.) Заполните лист исследования. Оцените свою работу.

- Исследуем дальше.

Задание № 3. Работа в группах.

- Прочитайте слова на доске. - Что могут характеризовать данные слова?

- Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова?

- 1 группа, соберите слова, которые обозначают положительные черты характера.

- 2 группа, соберите слова, которые обозначают отрицательные черты характера.

Слова: веселый, хитрый, ласковый, обидчивый, грубый, равнодушный, решительный, доброжелательный, честный, жадный.

- Что обозначает это слово? (Безразличный, не испытывающий никаких чувств по отношению к окружающему, происходящему).

- Я с уверенность могу сказать, что равнодушных людей мало, в подтверждении этому пятый канал, который проводит каждый четверг благотворительную акцию «Добрых дел», миллионы людей помогают тяжело больным детям, и каждую субботу «День ангела», где детям сиротам и инвалидам помогают осуществить свою мечту.

- Сделайте вывод: какую роль выполняют имена прилагательные в данном задании? (описывают характер человека). Заполните лист исследования. Оцените свою работу.

Физминутка

- Продолжаем исследование.

- Прочитайте текст, нравится ли вам этот текст. Помогут ли вам знания о роли прилагательных в речи оживить этот текст.

Задание № 4.

Спишите. Вставьте в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные, так чтобы получился связный рассказ.

Текст: Был …… день. Дул ….. ветер. По  ……. небу плыли …… облака. Хорошо в …… лесу! ……. сосны развесили ……. лапы. …….. берёзки стоят у ……. реки.  

- Какую роль выполняют прилагательные в данном тексте? (описывают красоту природы, украшают речь, делают речь более выразительной, яркой). Заполните лист исследования.

Итог

- Провели небольшое исследование, обобщите о роле имен прилагательных в речи. (Имена прилагательные описывают предметы, характер человека, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным, речь человека становится яркой, образной).

- Какие из наших высказываний оправдались? В чем мы ошиблись?

-  Каким был урок? Выберите для его описания 1 слово - имя прилагательное.

- Вы оценили урок, а теперь оцените свою работу на уроке (если в первой колонке все « +» - ставим «5», один минус ставим – «4», троек на этом уроке сегодня не будет).

Домашнее задание

 Задание творческое на выбор

 - Предлагаю сочинить сказку. - Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте?   

 

-  Подготовить устный рассказ об имени прилагательном (кому нужна опора возьмите таблицу и лист исследования)

- Сочинить свою сказку, используя имена прилагательные …..

– Списать и вставить прилагательные в готовый текст…..

- Всем спасибо за плодотворную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный урок на тему "Роль имён прилагательных в речи"

Обобщение по теме "Имена прилагательные"...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"

Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Тема урока: «Имя прилагательное.  Роль имён прилагательных в речи»....

Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе на тему: «Роль имён прилагательных в речи. Прилагательные синонимы и антонимы»

Цели урока: 1.     Формировать  умения учащихся распознавать и осознанно употреблять в своей речи слова, обозначающие признаки предметов.2.     Формировать...