Личностно- ориентированное обучение на уроках русского языка в начальной школе.
статья по русскому языку

Личностно- ориентированное обучение нацелено на раскрытие и развитие личности каждого ребенка, его самобытной индивидуальности. Хороший ученик в этом случае понимется как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

        Многообразие проблем частных методик, в том числе и методики обучения русскому языку в начальных классах, связано с ответом на три вопроса:

  • С какой целью обучать детей русскому языку.
  • Каким должно быть содержание обучения русскому языку?
  • Какие способы организации деятельности учащихся целесообразно использовать для достижения конкретных целей?

Их решение зависит от целого ряда психолого-педагогических проблем, центральная из которых – соотношение обучения и развития с ориентацией на каждого ученика.

        Одним из путей решения обозначенных проблем является изучение и внедрение технологии личностно-ориентированного обучения, которая базируется на личностно-ориентированном подходе.

        Рассмотрим особенности данного подхода.

  • Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развитие его индивидуальности.
  • Я считаю, что учитель не подгоняет развитие детей к заранее известным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков в развитии и координирует свои ожидания и требования, предъявляемые ребенку, создает максимально благоприятные для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ученика.
  • Формирование знаний, умений и навыков не цель, а средство полноценного развития личности.
  • Способы общения: понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.
  • Взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

        Данная методическая концепция строится на дидактических принципах, сформированных Л.В. Занковым.

        Регулирующую и направляющую роль в личностно-ориентированном образовании имеют дидактические принципы, сформированные Л.В. Занковым – обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых и самых сильных. Эти принципы не отменяют общеизвестных положений дидактики – сознательности, научности, доступности и не заменяют их. Психологи и педагоги считают, что основными принципами личностно-ориентированного подхода такие:

  1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
  2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога.  Содействовать их дальнейшему развитию.
  3. Принцип субъективности. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
  4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъективности, самоактуализации способностей ребенка. Целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал возможностью в выборе цели, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
  5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности учащихся и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности.
  6. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю, присущих авторитарной педагогике.

        Все принципы направлены на общее развитие.

         Все учебные предметы должны подчиняться таким педагогическим свойствам как многогранность, процессуальность, коллизии и вариантность.

Многогранность как свойство методической системы состоит в том, что процесс обучения должен одновременно решать различные задачи: обеспечить усвоение знаний, умений и навыков; продвигать учеников  в общем развитии; способствовать воспитанию школьников. Благодаря этому свойству в сферу учения вовлекается не только интеллект ребенка, но и его эмоции, стремления, нравственные позиции и многие другие стороны личности. Фундаментом процесса учения становятся духовные потребности, среди которых особое место занимает потребность к познаниям.

Процессуальность – это ряд органически вытекающих друг из друга этапов, приводящих к подлинному овладению знаниями умениями и навыками. Высокое качество учения ребенок достигает только при постоянном углублении знаний, умений и навыков на всех этапах учения за счет установления все новых и новых связей между материалом, изучаемым в данный момент, изученным ранее и тем, который предстоит изучать в дальнейшем.

Коллизии – это прежде всего столкновение ранее полученных  и новых знаний, которое возникает в процессе изучения предмета. Вместе с тем коллизии могут появляться и в столкновении мнений учеников, в способах решения одной и той же проблемы. Возникновение коллизии при столкновении старых и новых знаний учитель всегда может предвидеть и заложить ее использование в план урока.

Вариантность. Это свойство определяется тем, что обучение всегда протекает в различных конкретных условиях. Эти различия возникают как в связи с особенностями каждого конкретного учителя, так и в связи с особенностями детей, которых он обучает.

Основной задачей вариантности является поиск путей и средств реализации системы обучения сообразно этим объективно существующим различиям.

Одним из важных проявлений свойства вариантности я считаю является отбор заданий для работы с детьми из того избыточного по объему материала, который заложен в учебнике и сопровождающие их тетради. Рассматриваемое типическое свойство является основой для проявления творческого потенциала учителя.

        Личностно-ориентированное обучение предоставляет учащимся широкие возможности для проявления инициативы, принятия самостоятельных и ответственных решений, свободного и осознанного выбора, активного и творческого поиска в тесном сотрудничестве с другими детьми.

        Дидактическим стержнем урока по новой системе является деятельность самих учащихся.  Урок – та учебная ситуация, та сценическая площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

Таким образом я считаю, что при личностно-ориентированном подходе к обучению наиболее целесообразными являются следующие методы и приемы: диалогичность, деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление учащемуся свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Ученики не просто решают, обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Такая деятельность захватывает всю личность: напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства – удовлетворение от сделанной работы. Ум и душа школьника в школе и дома должны трудиться.

        При организации личностно-ориентированного урока позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы.

        Личностная позиция учителя исходит из интересов ребенка, перспектив его дальнейшего развития.

        Ученикам предлагается не просто списать и вставить пропущенные буквы, применив правила, а даются такие задания, которые от учеников требуют размышления – с каких слов или примеров целесообразней начать работу, какое правило объединяет все задание, чем отличаются упражнения от выполняемых накануне, на какие группы можно разделить слова, предложения, прежде чем их выполнять, как расклассифицировать их, по какому признаку

        Для этого в своей работе я использую частично-поисковые и творческие задания, процесс выполнения которых может быть связан с догадкой, опирающейся на опыт ребенка, на ранее усвоенные знания.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования.

2. Якиманская И.С.; Якунина О.С. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения.

3. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.

4. Зайцев С.В. Личностно-ориентированное образование в начальной школе.

5. Занков Л.В. Избранные педагогические труды.

6. А.В. Полякова.    Русский язык 1 – 4 классы.

7. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.

8. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики /Под редакцией Скаткина М.Н. 

9.  Т.В. Фролова. Уроки в современной школе.

10. Л.С. Выготский. Избранные психологические исследования.

11.  А.В.Полякова. Русский язык. Методическое пособие к учебнику 1-го класса 4-х летней начальной школы.

12. А.В. Полякова. Русский язык в начальных классах. 1-2.: Методические рекомендации.

13. А.В. Полякова. Русский язык в начальной школе. 1-2.: Методические рекомендации.

14. И.В. Щеглова. Уроки русского языка во 2-м классе. Ч.1 и 2. поурочные    разработки к учебнику А.В. Поляковой для 2-го класса.

15. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе

Конспект урока русского языка "Состав слова. Приставка - значимая часть слова"...

Технология деятельностного метода обучения на уроках русского языка в начальной школе

В работе  показана технология деятельностного метода обучения на уроках русского  языка в начальной школе...

Использование дифференцированного подхода в обучении на уроках русского языка в начальной школе.

Дифференцированный подход к учащимся показан мною на примере уроков по развитию связной речи...

«Механизмы реализации личностно – ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе».

Идея личностно-ориентированного образования очень актуальна сегодня. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического,...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Доклад учителя английского языка, Колпиковой Натальи Викторовны, по теме самообразования «Личностно-ориентированный подход на уроках английского языка в начальной школе»

Доклад учителя английского языка, Колпиковой Натальи Викторовны, по теме самообразования «Личностно-ориентированный подход на уроках английского языка в начальной школе»...