Правописание безударных гласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хазиева Ольга Николаевна

Открытый урок и презентация по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx29.25 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН УРОКА.

1. Орг.момент

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Теперь повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу. Пусть сегодняшний день принесет вам радость общения.

2. Актуализация опорных знаний.

1. Работа в тетради.

Открываем тетради,  записываем  число. Классная работа.

Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок - приключение, полный опасностей и неожиданностей, путешествие по океану  знаний. Нас ожидает много новых открытий, много интересных приключений.   (Слайд 2)  На  доске   сказочная  карта  знаний,   а  на  ней   указан  маршрут,  по  которому   нам  с  вами  нужно   проплыть  на  корабле.  Наша  команда  должна  быть   храброй,  умной   и  быстрой.   У  вас на  партах  лежат  маршрутные  листы,  в  которых  указаны  места,  где  мы  с  вами  побываем .  Каждый  из  вас  оценивает   свою  работу   и  на  после  каждого  этапа  раскрашивает   кружочек. (Слайд 3)Если  работали  и  отвечали  очень  хорошо,  тогда  раскрасите   кружочек  в  зелёный  цвет.   Если,  на  ваш   взгляд  работали  не  очень  хорошо  и  могли  бы лучше,   тогда  раскрасите  кружочек  в  жёлтый  цвет.   Ну  а  если   вы  считаете,  что   работу  выполнили   плохо,  не  постарались,  тогда  ваш  кружочек  будет  красным.   Только  делать  это  надо  очень  быстро,   чтобы  наш  корабль  не  задержался  в  пути .А помощниками нам будут Внимание, Находчивость, Смекалка и, конечно, Дружба.

Конечная цель – остров, на котором спрятан сундук с сокровищами.  Итак, отправляемся!

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давай поднимем парус

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Еще немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

Дорог в морях немало -

Смелее у штурвала!

И мои вам пожелания:

Большому кораблю - большое плавание. Счастливого пути!

3. Остров Чистописания.

А отправляемся мы к острову Чистописания. ( Слайд 4)

Небольшое волнение на море, как в этих строчках:

мМмМммМмМ

- Правописание какой буквы мы сегодня повторим?  Как  вы  думаете  почему?    На  что  она  похожа?  (  На  морские  волны)

 (строчная и заглавная буква М).

Обратите  внимание  на  последовательность   и   соединение  букв..В какой последовательности будем писать?   Оцените  свою  работу.

4. Буквенный дождь.  ( Слайд 5)

Итак, первая трудность возникла на нашем пути. В какое время года мы отправились с вами в путешествие?   ( Осенью)

Назовите     звуки,  которые   слышите   в  слове    ОСЕНЬ. ( Слайд  6)

Охарактеризуйте   их.

Сколько    в  слове  букв?   Сколько  звуков?   Почему  звуков  меньше,  чем  букв?

С   какой   буквы  начинается  слово?  Запишите  её красиво  на  следующей   строчке.

Какая   ударная  буква  в  слове   КОРАБЛЬ  ( Буква  а)   ( Слайд  7)  Запишите  её  рядом  с  буквой   О

Какая   буква  безударная  в  слове    пират?  (Буква  И)  ( Слайд 8)  Запишите  рядом  с  буквой  о.

Какая  первая   буква  в  слове   ЯКОРЬ?   (  Буква   я) (Слайд  9)  Запишите.

Какая   одинаковая   гласная   буква  в  слове  СЕВЕР?   (  Слайд 10) Запишите.

Поздней  осенью  часто   идут   дожди.  И у  нас  начался  дождь,   но  необыкновенный.  Он  буквенный.   (  Слайд  11)

Кто  понял  песенку  дождя?   Какие  это  буквы? (Гласные  требующие  проверки).  Что  вы  о  них  знаете?

Определите  тему   урока.  (Слайд   12) О  чём  будем  говорить?   Чему  учится?.   Оцените  работу  во  время  БУКВЕННОГО   ДОЖДЯ.

5.  Остров   правил.  (  Работа  в  парах)  (Слайд  13)

 Вставьте  в  план  нужные  буквы  и  слова ,  расскажите   о  наших  гласных  по  плану:

Расскажите по плану, вставляя нужные слова и буквы:

  1. Гласные буквы  .,    .,    .,    .,    .   в словах могут быть

………………… и ………………..        

2. Безударные гласные в словах нужно ………………….. или ………………

3. Чтобы проверить написание безударных гласных в корне слова нужно изменить  ……………..      ……………….  или подобрать …………………………. слово.

4. Подобрать нужно такое проверочное слово, чтобы …………………  ………………. стала  ………………………..

Проверка   (  Слайд  14)

Расскажите  по  схеме    (Слайд  15)

Оцените   свою  работу.

6.Физкультминутка.  

Отдохнем  немного   и  понаблюдаем  за  буквами.  Следите  за  буквами  глазками   (Слайд16 - 20)

7.  Словарный   залив.(Слайд  21)

Вспомните   слова  из  «Буквенного  дождя»  ( Слайд  22)

Осень,  корабль,   пират,   якорь, север.

Какое  слово « лишнее»?  Почему?  (  Осень,  так  как   все  остальные   слова  из  словаря.В  них  нельзя  проверить  безударную  гласную.)

Запишите   словарные  слова ,подчеркните   буквы,  которые  нужно  запомнить.  Можно  ли  их  проверить? Где  можно  узнать  о  написании  таких слов? ( В  орфографических  словарях) (Слайд 23)

В  какой   части   слова  находится   безударная  гласная?  ( В корне)

Выделите  корни.

 Составьте  и  запишите  предложение  с  любым  из  этих  слов.

Оцените   свою  работу.

8.Пролив  упражнений.( Слайд 24)

Поупражняемся   в  написании   слов  с  безударной   гласной.   Но  сначала   составим   алгоритм  правильного   написания   безударной  гласной.   Посмотрите   внимательно   на  слайд               Слайд 25)  Правильно   ли  составлен  алгоритм?   Что  нужно  изменить?(Слайд 26)

Прочитайте  слова.  

Сп..шит, зал..вает,  уг..сает,  выгл..дит

П..левой,  гр..зовая,  к..лючий,  в..твистый

С.стричка,  бр..тишка, гр..знуля

Ст.на,  .кно,  в.дро, ос.нь

Что  общего   у  всех  слов? (Пропущена  безударная  гласная)

Чем  отличаются   слова  каждой  строчки?  (  В   первой  строчке  - имена  существительные,  во  второй -  прилагательные в  третьей  -  одушевлённые  существительные,  в  четвёртой -  неодушевлённые.)

( Дети   по  цепочке   называют  слова,  подбирают  проверочные,   затем   записывают  их  в  тетрадь)

Какие  слова  подходят   к  схеме?  Разберите  их  по  составу.

9.  Физкультминутка.

- А сейчас немного отдохнем.

Если я назову слово, в котором безударная гласная е – вы приседаете, если слово с любой другой гласной – вы наклоняетесь

Вода, следы, шаги, леса, солить, число, село, речной.

10. Полуостров    Дружбы. ( Слайд 27)   Работа  в  группах

Прочитайте. Установите, какая связь между словами в левой части примера. Составьте подобную пару в правой его части, выбрав одно из четырех слов, данных в скобках. Подчеркните  его .  Вставьте  с  слова    пропущенные буквы и обозначьте   орфограммы: ( Слайд  28)

День – веч…р;   з…ма  - (м…роз,  ос…нь, январ..., сн…жок).

Крыло – л…тать;     н…га - (с…деть, с…пог,  б…жать, мал…чик).

…вца – ягненок;      к…рова-(п…стух, р…га, м…л…ко, т…ленок).

Хле…– з…рно;     в…ренье-(ч…рника, сла…кое, пов…р, уг…щать.

Ло…ка – р…ка;    к…ньки  -(ле…, ботинки, з…ма, к…ток).

Проверка. (За  каждое  выполненное  задание  -  1 балл) (Слайд 29)

С  какими  орфограммами  встретились?  Оцените   своё  участие  в  работе  группы.

11.  Континент  Независимости.  ( Слайд  30)  Самостоятельная работа  по  учебнику  .  С.  106  упражнение   199

Прочитайте  задание.    Всё  ли  понятно?    Выполните  задание  так:   (  Слайд 31)

1  ряд  -  выписывает  и  проверяет  имена  существительные;

2  ряд -  имена  прилагательные;

3  ряд  -  глаголы.

Проверка.  

Оцените  свою  работу.

12. Остров  Сокровищ. ( Слайд 32).    Рефлексия..

Но  вот  мы  и  добрались   до  Острова  Сокровищ. Труден  был  наш  путь,  но  мы  справились.  И  перед  нами  -  сундук   с  сокровищами. Как  вы  думаете,  ребята,  какие  сокровища  спрятаны  в  сундуке?  (  Знания).  Верно.  Знания  -  самые     ценные  сокровища потому,  что  они  очень  пригодятся  вам  в  жизни.

Покажите  свои   Маршрутные  листы.   Я  вижу  больше   зелёных   кружочков,  чем  красных.  И  это  означает,  что все  вы  старались.  

Я  тоже  видела  как  вы  работали.  И  поэтому  хочу  наградить  вас  медалями.  А  нам  осталось  подвести   итог  нашего  путешествия.  Подумайте   и  закончите  предложения: (Слайд33)

  • Я   узнал (а)
  • Я   научился (  научилась)….
  • Мне удалось …
  • Мне  было  трудно   ……
  • Меня удивило …
  • Мне понравилось …
  • Я хочу поблагодарить за …
  • Я могу похвалить себя за ...

13. Домашнее   задание:   Составить  и  записать   небольшой  текст  ( 3-4  предложения )    о  нашем   путешествии. (  Слайд   34)

Урок по теме «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

в 3  классе

Учитель  МБОУ «СОШ№44» г.  Калуги

О.Н. Хазиева

Тип урока: урок  открытия  «нового знания»

Цель:

  • Формировать представления о способах проверки безударных гласных в корне слова, уметь находить слова с безударными гласными и подбирать проверочные слова.
  • Развивать орфографическую зоркость;   внимание, мышление, речь.
  • Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: карта, сокровищ, сундук сокровищ, карточки с заданиями,  карточки со схемой,   маршрутные  листы.(листы  самооценки)

Планируемые результаты

Личностные УУД

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД

- уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.  (Регулятивные УУД).

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе;  в  парах; формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД)

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД)

Предметные

- систематизировать и упорядочить знания учащихся о корне слова; научить объяснять лексическое значение слова; продолжить развивать умение находить однокоренные слова, отличать разные формы одного слова от однокоренных слов этого слова; развивать умение комментировать письменные работы.

Межпредметные связи  

Окружающий мир

Ресурсы (основные и дополнительные)

Интерактивная доска, карточки с заданиями, кружки разного цвета для распределения по группам, таблички с названиями команд, презентация урока с заданиями, учебник, ученические тетради.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок в 3 «Г» классе МБОУ «СОШ№44» г.Калуги . «Правописание безударных гласных в корне» у читель: Хазиева Ольга Николаевна

Слайд 3

Оценим свою работу я работал отлично я работал недостаточно хорошо нужно постараться

Слайд 4

Остров чистописания

Слайд 5

Буквенный дождь

Слайд 6

осень - [ о с , и н , ]

Слайд 7

К О Р А Б Л Ь крупное морское судно

Слайд 8

П Р А Т И морской разбойник

Слайд 9

Я К О Р Ь конструкция, предназначен-ная для удержания корабля .

Слайд 10

С Е В Е Р Одна из четырех сторон света и направление, противоположное югу 2. Местность, лежащая в этом направлении. 3.Местность с холодным, суровым климатом, холодные края.

Слайд 12

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Слайд 13

Остров правил

Слайд 14

Расскажите по плану, вставляя нужные слова и буквы: Гласные буквы ., ., ., ., . в словах могут быть ………………… и ……………….. 2. Безударные гласные в словах нужно ………………….. или ……………… 3. Чтобы проверить написание безударных гласных в корне слова нужно изменить …………….. ………………. или подобрать …………………………. слово. 4. Подобрать нужно такое проверочное слово, чтобы ………………… ………………. стала ……………………….. А О И Е Я ударными безударными запомнить проверить форму слова проверочное безударная гласная ударной

Слайд 15

что а, о, и, е, я где в корне надо проверять? подобрать как однокоренное слово, изменить форму слова чем ударением

Слайд 16

ТР ВА А

Слайд 17

КНО О

Слайд 18

ГН ЗДО Е

Слайд 19

З МА И

Слайд 20

ДРО Я

Слайд 21

Словарный залив

Слайд 22

осень корабль пират якорь север

Слайд 24

Пролив упражнений

Слайд 25

Алгоритм Определи значение слова Напиши слово правильно Выдели корень Прочитай слово Подчеркни безударную гласную в корне Подбери проверочное слово Поставь ударение

Слайд 26

Сп ..шит, зал.. вает , уг .. сает , выгл .. дит П..левой, гр.. зовая , к.. лючий , в.. твистый С.стричка , бр .. тишка , гр.. знуля Ст.на, . кно , в.дро , ос.нь

Слайд 27

Полуостров Дружбы

Слайд 28

Прочитайте. Установите, какая связь между словами в левой части примера. Составьте подобную пару в правой его части, выбрав одно из четырех слов, данных в скобках. Подчеркните его . Вставьте с слова пропущенные буквы и обозначьте орфограммы: День – веч… р ; з … ма - (м…роз, ос… нь , январ ..., сн … жок ). Крыло – л…тать; н…га - (с…деть, с… пог , б…жать, мал…чик). … вца – ягненок; к… рова -(п…стух, р…га, м…л…ко, т…ленок). Хле …– з … рно ; в… ренье -(ч… рника , сла …кое, пов … р , уг … щать . Ло … ка – р… ка ; к… ньки -( ле …, ботинки, з … ма , к…ток).

Слайд 29

Проверим! День – веч е р; з и ма - ос е нь. Крыло – л е тать; н о га – б е жать. О вца – ягненок; к о рова - т е лёнок. Хле б – з е рно; в а ренье - ч е рника. Ло д ка – р е ка; к о ньки - к а ток.

Слайд 30

Континент Независимости

Слайд 31

Выполните задание так: 1 ряд - выписывает и проверяет имена существительные; 2 ряд - имена прилагательные; 3 ряд - глаголы.

Слайд 32

Остров Сокровищ

Слайд 33

Я узнал (а) Я научился ( научилась)…. Мне удалось … Мне было трудно …… Меня удивило … Мне понравилось … Я хочу поблагодарить за … Я могу похвалить себя за .. .

Слайд 34

Домашнее задание: Составить и записать небольшой текст ( 3-4 предложения ) о нашем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...