«Формирование навыка правописания слов с непроверяемым написанием в начальных классах»
статья по русскому языку

Антиликаторова Юлия Анатольевна

В статье представлены этапы и приёмы работы со словами с непроверяемым написанием, дано описание нескольких продуктивных приёмов  для запоминания слов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Формирование навыка правописания слов с непроверяемым написанием в начальных классах»

В начальной школе при изучении русского языка большое значение придается работе со словами с непроверяемым написанием. Для каждого класса дан список таких слов. Первоначальные сведения о таких словах обучающиеся получают, работая по «Прописям» в 1 классе. В каждом следующем классе количество слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания таких слов требует многократных систематических упражнений.

Для выработки навыка правописания слов и для возможности контроля  за усвоением этого навыка все слова каждого класса, предусмотренные программой, разбиваю на группы. Количество слов для 1 класса -4 -5 слов, для 2 класса – 6-7 слов, для 3 класса – 8-10 слов, для 4 класса -11-12 слов. С этой группой слов обучающиеся работают учебную неделю. Работа ведётся в 3 этапа.

1 этап – знакомство со словами группы.(1 урок)

2 этап – формирование  навыка правописания слов.(3 урока)

3 этап – проверка усвоения обучающимися навыка правописания группы слов(1 урок)

Остановлюсь подробно на каждом этапе работы с группой слов.

1 этап. Знакомство с группой слов

Знакомство с группой слов с непроверяемым написанием начинается  в понедельник.

         Последовательность работы:

1.Знакомство со словом.

Способы: загадать  загадку, ребус, показать  картинку, прочитать определение, назвать антоним.

2.Слово произносится  учителем орфоэпически.

3.Выясняется лексическое значение слова (если обучающиеся затрудняются, то учитель может объяснить сам или употребить  слово в предложении)

Можно провести задания лексического характера:

  • правильное употребление  слова в речи
  • многозначность слова, прямое и переносное значение, синонимы и антонимы
  • подбор родственных слов
  • происхождение слова

4.Запись слова, работа над ударением, выделение орфограмм, нахождение в словаре.

На дом предлагаю задания творческого характера  со словами: составить словосочетания, предложения, небольшой текст, нарисовать картинку,  подобрать пословицу, выписать предложение из литературного произведения. Эти задания обучающиеся выполняют в  индивидуальных «словариках».

2 этап. Формирование  навыка правописания группы слов

Работа проводится на 2, 3 , 4 уроках учебной недели.

На этом этапе предлагаю разнообразные задания и упражнения. Наиболее распространенный вид упражнений – диктанты.

Зрительный диктант

Обучающиеся проговаривают  записанное слово и затем записывают его.

Картинный диктант

Записывают слово, являющееся названием изображенного предмета.

Выборочный диктант (слуховой, зрительный)

Выписать слова с непроверяемым написанием.

Диктант с использованием загадок

Учитель читает загадку, обучающиеся отгадывают её и объясняют, по каким признакам они догадались, затем записывают отгадку.

Диктант по памяти

 Предлагается записать слова изучаемой группы.

Творческий диктант

Заменить определение одним словом, заменить синонимом, антонимом, закончить предложение, к прилагательному подобрать существительное

Диктант с комментированием

Учитель произносит слово, обучающиеся комментируют его написание.

Взаимодиктант

Обучающийся диктует всему классу слова, остальные записывают.

Диктуют слова по очереди, работая в паре.

При проведении диктантов обязательно проводится проверка правильности написания слов. Я провожу проверку разными способами:

  • самопроверка по образцу (по словарю или по образцу)
  • взаимопроверка
  • комментированные ответы
  • вставить пропущенные буквы (интерактивная доска)

3 этап. Проверка усвоения обучающимися навыка правописания группы слов

Проводится на 5 уроке учебной недели.

Обучающиеся записывают слова под диктовку, работы собираю и анализирую. Слова, в которых обучающиеся допустили ошибки, вношу ещё раз в следующую группу для полного изучения всеми правильного его написания.

Для лучшего запоминания детьми правописания слов я применяю некоторые  приемы «усиления» орфограмм.

Цель этих приёмов – научить обучающихся не только приёмам запоминания, но и навыкам по отбору наиболее продуктивных приёмов, исходя из характера заучиваемого материала и особенностей памяти каждого ребёнка.

Усилить орфограмму – значит сделать более ярким, или «уярчить» то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует большой творческой активности обучающихся.

Этапы работы по  «усилению»

  • выделение орфограммы
  • постановка перед обучающимися проблемы: Как «Уярчить» орфограмму? Как лучше запомнить эту букву? Как помочь своей памяти?
  • самостоятельный поиск обучающимися способов «усиления»
  • коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов
  • выбор каждым обучающимся своего приёма

Приёмы «усиления» орфограммы

  • написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета
  • деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв
  • составление ребусов
  • заучивание обобщённым способом
  • возвращение в забытую этимологию слова

Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета

Например, в словах одуванчик, ромашка, пуговица, копейка, монета  непроверяемая  орфограмма буква  О напоминает своим очертанием внешний вид самого предмета (круглые, как буква о)

Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв

Блокнот – «блок», т.е. несколько листов бумаги

Газета – тонка, как  «газ» (искусственная ткань)

Горизонт – «гори», «зонт»

Комната – спрятано имя девочки –Ната, но записано с маленькой буквы?

Корабль –конечно же, корабль не из коры, если он не маленький кораблик

Овраг – «о» ,  «враг»

Помидор – тут запоминаем гласные о и и. Внутри овоща живут два семечка по имени «Пом»  и «Дор» --помощники правописания.

Заучивание обобщённым способом

Пример 1:  группа слов: однажды, погода, мороз, одежда, коньки, отец, товарищ, быстро, весело.

Опорное слово – коньки, пишется как конь. «Однажды в морозную погоду мы с отцом и товарищем оделись потеплее и пошли кататься на коньках. Катались мы быстро и весело»

Пример 2:К одному слову подбираются слова с такой же орфограммой

корова

дорога

мороз

погода

коньки

сорока

собака

Возвращение в забытую этимологию слова

Для этимологического экскурса отбираются слова только тогда, когда обращение к истории слова помогает найти нужного «родственника» - проверочное слово для орфограммы, которая без него считалась непроверяемой. Оказывается, например, что ныне непроверяемая буква е в слове берёза может быть проверена словом белый, так как этимологический словарь гласит, что дерево так названо за цвет ствола; а непроверяемая гласная о в слове богатый – словом Бог, так как эти слова были когда – то однокоренными.

дежурный – по – французски «де жур» означает  «на тот же день»

дневник – в переводе с французского- «ежедневный»

малина – от слова «малый», так как ягодка состоит из множества малых ягодок

Представленная система работы позволяет учителю формировать  навык правописания  и употребления слов с непроверяемым написанием, обогащать словарный запас обучающихся, развивать их речь, память, мышление, прививать интерес к родному русскому языку.

Литература: В.В. Лайло. Развитие памяти и повышение грамотности. М.: «Дрофа», 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н.Бунеева

В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опира...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе на тему: "Правописание слов с непроверяемыми написаниями".

Электронная презентация позволит интересно и познавательно провести словарную работу на уроке русского языка во 2 классе....

Формирование навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными.

В статье предлагаются упражнения, которые можно использовать при работе над словами с непроверяемыми написаниями. Они позволят учителю заинтересовать детей, обогатить их словарный запас....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание слов с непроверяемыми написаниями".

2 класс, УМК "Перспектива"    Цели:   Образовательная :     -формировать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков     -...

Обучение правописанию слов с непроверяемыми написаниями

Обобщение опыта по  теме самообразования...

Работа над правописанием слов с непроверяемыми написаниями

Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной разработанностью методики обучения непроверяемым написаниям: неупорядоченность и традиционность дидактического материала, его скупость, отсутстви...