Занимательно о русском языке. Дидактический материал. 1-2 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Белоцерковская Марина Николаевна

Данная подборка заданий может использоваться на уроках, на занятиях по внеурочной деятельности, при проведении олимпиад по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Занимательно о русском языке»

Упражнения на развитие интереса к богатству языка

1-2 класс

  1. О словах разнообразных, одинаковых и разных.

А) Нарисуйте предмет, объясните его лексическое значение и составьте с этим словом предложение.

Лук, коса, лисички, кисти, лист.

Вывод: в русском языке есть слова, имеющие несколько значений.

Гвоздики, кружки, замок, белки, стрелки, атлас, мука.

Вывод: от перестановки ударения изменяется значение слова.

Б) Поставьте знак ударения в словах, одинаковых по написанию.

Я мою руки. Мою книгу взяла Маша.

Мы уже выучили уроки. Тропинка уже дороги.

Ирис – мои любимые конфеты. На клумбе расцвёл фиолетовый ирис.

Косит косец , а зайчишка коситТрусит трусишка, а ослик трусит.

На двери замка нет замка.

На гвоздики мы повесили картину. Гвоздики – очень красивые цветы.

В сосновом лесу живут белкиБелки взбили вместе с сахаром.

Ворона меньше ворона.

Я горько плачу. Я плачу за покупку.

Дети рисовали кружки, квадраты. Мы вымыли кружки.

Десять капель микстуры врач прописал больному. Звенит апрельская капель.

Серая ворона чёрного ворона утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны сорок сорок.

2. Большое ли значение имеет одна буква?

А) Послушайте загадки. Найдите в данном наборе слов первую часть отгадки, допишите вторую часть отгадки.

мел - . . . . шест - . . . . . полка - . . . . . . Булька - . . . . .

хорь - . . . угол - . . . . . галька - . . . . . банка - . . . . .

Какое звуковое значение имеет мягкий знак (ь)? Изменяет ли мягкий знак (ь) лексическое значение слова?

Б) Соедините линиями названия предметов с подходящими по смыслу признаками.

каменный угол белый мель

прямой уголь песчаная мел

В) Вставьте нужные буквы в слова, чтобы получились предложения.

(А - Я) Надо начин..ть игру. Мама будет начин..ть пирог яблоками.

Скульптор м. .л глину. Дима ещё очень м..л.

Юра был р..д, что попал в первый р..д.

Приятный запах у м..ты. В спортивном зале тяжёлые м..ты.

(О - Ё) Мяч закатился в самый угол..к. В печке тлел последний угол..к.

Петя н..с портфель. В сильный мороз береги н..с.

В..л – сильное животное. Саша в..л брата в школу.

(Ы - И) Дети пил.. молоко. Лесорубам нужны пил.. .

Зимой в лесу в..ли волки. Птицы на ветках в..ли гнёзда.

(У - Ю) На грядке рос л..к. Осторожно, на дороге л..к.

Г) Игра со словами «Превращения».

Заменяя каждый раз по одной букве, превращай одно слово в другое.

Мышка – м..шка - ..ошка.

Майка - ..айка – ча..ка.

Бант – б..нт - ..инт.

Стог – сто.. – ст..л.

Лень - ..ень – пен.. .

Враг – вра.. - ..рач – гра.. .

Будка – бу..ка – б..лка.

3. Переносное значение слова

Соедините линиями данные имена прилагательные (признаки) с подходящими по смыслу именами существительными (Окончания прилагательных могут изменяться). Объясните лексическое значение полученных словосочетаний.

Золотой: голова, ум, мысли.

Горячий: человек, дело, мысли.

Светлый: голос, руки, сердце, волосы, характер, пора.

Тёмный: пора, человек, сердце.

4. Слова, близкие и противоположные по значению.

К данным словам подберите сначала близкие по значению, а затем противоположные.

Крохотный –

Тёплый -

Свежая (газета) –

Свежий (хлеб) –

Свежий (воздух) -

5. Фразеологизмы – одно из выразительных средств русского языка (особые обороты, устойчивые выражения)

Голова

Человек с головой – умный человек.

Отвечать головой – нести ответственность.

Вскружить голову – вызвать романтические чувства.

Как снег на голову – неожиданно.

Сломя голову – очень быстро бежать.

Голова идёт кругом – растеряться от большого количества дел или предметов.

Нос

Задирать нос – зазнаваться.

Вешать нос – расстраиваться, грустить.

Водить за нос – обманывать кого-либо.

Зарубить на носу – очень хорошо запомнить.

Клевать носом – уснуть, задремать сидя.

Держать нос по ветру – быть внимательным, осмотрительным.

Остаться с носом – быть обманутым.

Глаза

С глазу на глаз – встретиться и поговорить наедине.

Хоть глаз выколи – очень темно, ничего не видно.

Открыть глаза – сказать правду заблуждавшемуся человеку.

Смотреть чужими глазами – не иметь своего мнения.

Глазом не моргнуть – не выдать своего обмана.

Говорить в глаза – сказать человеку правду (обычно своё мнение о нём) лично.

Ухо

Держать ухо востро – быть очень внимательным, осторожным.

Пропустить мимо ушей – не обратить внимание на то, что было сказано.

Покраснеть до ушей – испытать чувство стыда.

Медведь на ухо наступил – отсутствие музыкального слуха.

Развесить уши – быть доверчивым.

Ушки на макушке – очень внимательно слушать.

Язык

Язык без костей – постоянно разговаривающий человек.

Язык проглотить – замолчать, не поддерживать разговор.

Держать язык за зубами – хранить тайну.

Найти общий язык – установить хорошие отношения.

Рука

Всё валится из рук – ничего не получается.

Мастер на все руки – умелый человек.

Взять себя в руки – собраться, настроиться.

Сидеть сложа руки – бездельничать.

Ноги

Встать на ноги – стать самостоятельным, обеспеченным.

Падать с ног – устать.

Путаться под ногами – мешать.

Ног под собой не чуять – спешить, не замечать усталости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся в 3 классе. Урок-игра «ДОРОГА В ШКОЛУ»

Аннотация: Дидактический материал по русскому языку для учащихся в 3 классе. Урок-игра «ДОРОГА В ШКОЛУ»...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 1 - 4 классов, связанный с нетрадиционными заданиями для развития познавательной деятельности

В данном разделе представлены материалы для работы   с детьми с разным уровнем познавтельной активности...

Дидактический материал для 3 класса по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру (таблицы, блок-схемы) по УМК "Перспектива"

Дидактический материал предлагается использовать на уроках математики, русского язяка, окружающего мира, литературного чтения по УМК "Перспектива", как на этапе актуализиции знаний, так и на уроках си...

Дидактический материал по русскому языку для обучающихся 4-х классов

Данный материал можно использовать при изучении следующих тем: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных", "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительны...

Методическое пособие "Дидактический материал для 1 класса по русскому языку и математике с использованием национально - регионального компонента"

Данное методическое пособие, разработанное на основе регионального материала, помогает осуществить реализацию федерального компонента образования ...

Русский язык. Дидактический материал

Дидактические материалы по фразеологии могут быть использованы учителями начальных классов на уроках русского языка при изучении лексики (синонимов и антонимов, частей речи, словосочетаний). Большинст...