Конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Радюпова Лидия Александровна

Конспект урока русского языка по программе "Школа России". Тема " Изменение имен прилагательных по падежам" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока25.18 КБ
Файл Презентация к уроку2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка, 4 класс, 3-я четверть январь

Тема: Изменение имен прилагательных по падежам

Цели: 1. Познакомить детей с падежными формами имен прилагательных.

            2. Совершенствовать знания детей об имени прилагательном как части речи.

Задачи:

1. расширять знания об изменении имен прилагательных  по числам , родам и по падежам;

2. учить  определять зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного;

3. развивать умение выделять падежные окончания имен прилагательных;

4. учить склонять имена прилагательные.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Предметные :

-уметь согласовывать имена прилагательные с именами существительными;

-уметь изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам;

-уметь определять род, число, падеж имени прилагательного по роду, числу и падежу связанного с ним имени существительного;

2. Регулятивные:

-принимать и сохранять  в памяти учебную задачу урока ;

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-выполнять действия по плану и инструкциям ( памяткам) учебника;

-оценивать правильность выполнения действий  и вносить коррективы по ходу действия или в его конце;

Познавательные :

-осуществлять логические действия для выделения существенных признаков, учиться строить рассуждения;

Коммуникативные:

-вести диалог, слушать и слышать собеседника, договариваться, строить понятные высказывания.

Ход урока              

1. Мотивация учебных действии

-Хорошо того учить, кто хочет  много знать. Надеюсь, что эти слова можно  сказать про каждого из вас.

-Назовите, какую часть речи мы начали с вами изучать? ( щелчок- слайд «Имя прилагательное»)

-2. Этап актуализации знаний по предложен ной теме .

а) -За окном – зима, а на экране осенний лес.( щелчок- «Осенний лес»).

-Рассмотрите этот пейзаж. Какое настроение он у вас вызывает ?

- Какие знакомые строчки готовы прозвучать в классе?

-Давайте вспомним сейчас это замечательное стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Листопад».

(Декламация стихотворения).

-Какое художественное средство выразительности использовал автор, чтобы показать красоту осеннего леса? ( эпитеты).

-Назовите некоторые из них.

-Какой частью речи чаще всего являются эпитеты?

б) Вспомните самое первое словосочетание- эпитет: (щелчок- терем расписной)                                             терем расписной

запишите это словосочетание

- назовите в нем имя существительное ( терем);

-вспомните и скажите  все грамматические признаки сущ-го – терем: сущ., предмет, что?, н.ф.-терем, нариц., неодуш.,, м.р., 2 скл., им. П., щелчок- проверим)

-назовите прил.

Вспомните и назовите грамматические  признаки этой части речи: прил., признак предмета, какой?, н.ф. расписной, м.р., ед.ч.( щелчок: проверим, все ли написали);

-сравните грамматические признаки имени сущ-го и имени прил-го.

-Какие из них совпадают?

-Запишите их: м.р., ед.ч.

-запишите сущ-е терем в форме мн. ч. : терема

-Что должно сделать имя прил-е в этом словосочетании?

- запишите полученное словосочетание; Прочитайте его.( щелчок –терема расписные)

- Какой вывод сделаем? (Имя прилагательное связано с именем сущест-м в числе. И: Число имени прилагательного зависит от числа имени существительного.

в) Возьмем еще одно словосочетание( щелчок- последний мотылек)

последний мотылек

последняя ……………

………………..событие

Понаблюдайте за существительными и прилагательными;

-догадайтесь, какие слова нужно вставить вместо точек;

--одинаковым ли будет слово на 2-й строчке у каждого из вас?

- а какой общий признак всех слов? ( ж.род)

-запишите;

- на 3-й строке слова будут разные ? почему?

-какое окончание может быть в этом слове? (ОЕ-ЕЕ.) А вы какое выберете? Почему?

г) От чего зависит изменение окончания имени прилагательного в словосочетании? ( от рода имени сущ-го)

д Расскажите, что вы уже знаете об окончаниях имен прилагательных ( щелчок- Расскажи об окончании имен прил-х).) 

д) Какой вывод можно сделать после нашей работы?

Имя прил-е стоит в том же роде и числе , что и существительное, с которым оно связано по смыслу.( щелчок- имя прил.-----------имя сущ. В числе и роде----согласуется).

-Имя прилагательное  дружит с именем существительным. Имя прилагательное имеет те же грамматические признаки, что и имя существительное, с которым оно связано.  Правильно сказать, имя прилагательное СОГЛАСУЕТСЯ с именем существительным.

-В чем согласуется имя прилагательное с именем существительным? ( В РОДЕ И ЧИСЛЕ)

-Докажите это на примере составленных словосочетаний.

3. Выявление затруднения , проблемы.

-рассмотрим словосочетание – среди широкого двора ( щелчок)

-определите в нем род и число имени прилагательного;

-как будете это делать?

-окончание прил-го другое, сущ. стоит в другой форме; ( дети могут сказать, что стоит в родительном падеже)

( ответы детей)- (щелчок проблемный вопрос? )

4. ФИЗМИНУТКА

5. Разработка проекта плана по   выходу из создавшегося затруднения ..

( щелчок- проблемный вопрос?)

а)- напомните нашу проблему.( как определить род и число прил-го при такой форме слова; что это за форма прилагательного? Это вопрос про какую форму? Начальную или данную?)

- Как будем искать пути решения проблемы?

-Учитель был в моем портфеле.

Кто? Быть не может! Неужели?

Взгляни, пожалуйста, он тут-

Его …..учебником зовут.

-Почему учебник назван учителем?

-Что содержит в себе учебник?( упражнения, правила, таблицы, сведения о языке. памятки, задания, словари и т.д.)

- Каждый ли сможет  учиться у такого учителя?

-А вы сможете?

Мы- исследователи. Приступаем к поиску новых знаний.

6) Реализация выбранного плана , открытие нового знания.Работа по учебнику. ( с.10)

-Прочитайте все заголовки сверху.

-Сколько их? (3)

--Чем они отличаются?( цветом, размером шрифта)

-Зачем их так напечатали?

-Что находится ниже заголовков? ( таблица)

-Прочитайте заголовок таблицы.

-Какую проблему мы будем решать? ( изменяются ли имена прил-е по падежам).

-Почему ученик должен уметь работать с таблицей?

-На каких уроках нам приходится с разными таблицами работать?

-Продолжаем учиться работать с таблицей

-Рассмотрите  заголовки столбиков.

-Что узнали?

 в)  Работа с таблицей.

-Рассмотрите, что в таблице обозначено по вертикали( падежи).

-Рассмотрите , что напечатано в каждой  ячейке.. ( вопросы, имена прилагательные, имя сущ-е)

-Почему сущ-е дано в скобках?

- Разбираем 1-й столбик- м.род.

-Образуйте словосочетание из прил-го и сущ-го. Прочитайте.

-Что выделено в прилагательном и вопросе? ( окончание)

Вывод:  На что надо обращать особое внимание при чтении этой таблицы?

-Читаем 1-ю таблицу цепочкой, четко проговаривая окончания в вопросе и прилагательном.

-Поставим линейку вертикально справа и отделим для чтения 1-й столбик.

-Начинаем читать с существительного ( день какой? зимний, холодный)

Вопросы после чтения таблицы:

Какие окончания в Р.п.? Т.п.? Д.п.?

-Какой вопрос был в П.п.? Т.п.?

г) Работа в паре.с таблицей.

- Задания по наблюдению за изменением  прилагательных среднего и женского  рода мы проведем в паре.-

-Составьте план работы по этим столбикам.

-читать словосочетания по падежам по очереди;

-четко проговаривать окончания;

-после чтения задать вопросы друг другу;

Работаем по плану..

- Назовите окончания ср. рода в Д.п.; м. рода в П. п.;

-Какой вопрос можно задать к прил-му ср. рода в Т. п.; ж. рода в В. п.

д ) Подведение итогов, выводы:

- Что происходило с окончаниями прил-х ?

-Что это значит-? –

-Что мы доказали?

-Какой вывод мы можем сделать? ( прилаг-е изменяют окончания, то есть склоняются)

- Прочитайте задания к упр. 16 на с. 11.

-Какое задание мы не выполнили?

-Составьте план своих действий для выполнения этого задания:

План:

-просмотрю все окончания в каждом столбике и и буду искать одинаковые;

-просмотрю все окончания в столбиках по горизонтали и буду искать одинаковые;  запомню эти падежи.

- Выполните задание по плану.

-Ответьте на вопрос в упр. 16:

- Выводы: одинаковые окончания в И.п и В. п. м. и ср. рода;

                  одинаковые окончания  у м. и ср. рода в Р., Д., Т. и П. падеже.

7) Включение в систему знаний и умений, работа с правилом.

- Что нам предлагает учебник дальше? ( правило).

-Почему изменился фон страницы?

-Прочитаем правило.

-Прочитайте слова, которые в правиле выделены.

-Зачем их выделили?

-Какое новое знание вы получили?

-Найдите и прочитайте, как звучит тема сегодняшнего урока.( щелчок – Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе).

-Читаем первое предл-е правила.

 Чем узнали?

-Это самое главное.

-Читайте второе предложение.

-Что было известно?

-Что новое узнали?

-Теперь прочитайте правило еще раз, выделяя голосом нужные главные слова.

.8. Первичное закрепление нового знания. Работа с упр. 17.

-Чему мы учились?

-Зачем это нам надо?

-Прочитайте задание к упр. 17.

-Почему нам дано такое задание?

-В чем нам может помочь таблица?( найти вопрос к прилаг-му).

-Составьте и расскажите, в каком порядке вы будете выполнять это задание:

-прочитаю все словосочетания;

-выберу одно из них;

-определю род сущ-го;

-найду в таблице словосочетание такого же рода;

-буду склонять выбранное словосочетание.

-Где могут возникнуть сложности? ( при письме окончания)

-Как ты будешь себя контролировать?( смотреть окончания в таблице).

Самостоятельное выполнение задания.

Проверка выполненного задания чтением.

-Вывод: имена прилагательные склоняются. Мы нашли ответ на возникший проблемный вопрос.

9. Самостоятельная работа и проверка по эталону.( упр. 18)

А) -Вспомните наши действия :

-возникла проблема- как изменяются имена прилагательные;

-учебник помог нам получить новое знание- прил-е склоняются;

-по таблице мы наблюдали за изменением окончаний;

-потом пробовали сами с помощью таблицы просклонять словосочетание.

- Что же теперь предлагает нам учебник? ( определить падеж имени прил-го.

-Может, кто-то уже догадался, как это сделать?)

Б)Работа с упр.18.

-Прочитайте и выполните задания перед упр-м с 1-м словосочетанием.

-Выполните первое задание под упр-м.

-Прочитайте  полученное словосочетание ( Сшили из шелковой ткани.- Р.п.)

-В каком порядке будете работать дальше? ( прочитаю словосочетание, определю падеж существительного, подберу подходящее прилагательное, запишу получившееся словосочетание).

-Почему сначала определяем падеж имени существительного?

Работа в паре- 2 словосочетания.

-вывод: Как определить падеж имени прилагательного?

В) Работа над правилом ( с. 12)

10) Рефлексия учебной деятельности и самоанализ, рефлексия чувств и эмоций.

-Как звучит тема сегодняшнего урока?

-Как определить падеж имени прилагательного?

-Что теперь вы умеете делать?

-Где ты можешь применить полученные знания?

-С каким настроением ты заканчиваешь урок?

-Оцени свою работу.

-Оцени свое настроение. Почему такая оценка?

11. Домашнее задание:

-  выучить правило на с.11, 12, упр. 20 (18) или составить свои 3 словосочетания того рода, которые ты не склонял на уроке, и , используя таблицу падежных окончаний, просклонять.          

-

-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

4 класс Урок русского языка

Слайд 2

Имя прилагательное

Слайд 4

терем расписн ой с ущ., что?, предмет н . ф. терем н ариц . н еодуш . м . р. 2 скл . и м. п . е д. ч . п рил., какой?, признак предмета н . ф. расписной ………………………… ………………………… м . р. ………………………… ………………………… е д. ч. терема расписн ые

Слайд 5

п оследн ий мотылёк последн яя …………….. ……………… событие

Слайд 7

имя прил. имя сущ. род, число согласуется

Слайд 8

Проблемный вопрос среди широк ого двора

Слайд 10

Проблемный вопрос

Слайд 11

Работа по учебнику

Слайд 12

Изменение имен прилагательных по падежам в единственном числе

Слайд 13

ВЫВОД Имена прилагательные склоняются. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым имя прилагательное связано по смыслу.

Слайд 14

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода"

Цель: учить правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.Планируемые результаты:Личностные:  адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уче...

Конспект урока русского языка для 3 класса. Падеж имён существительных

Урок русского языка в 3 классеТема: Падеж имён существительных (с использованием технологии развития критического мышления)Цель урока:познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом о...

Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...

Конспект урока. Тема: "Изменение имен прилагательных по падежам"

Предмет: русский языкКласс: 3 «В»Тема урока: «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока:  - Дать...