Конспект урока русского языка в 3 классе "Использование фразеологических оборотов русской речи".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Карлина Елена Вячеславовна
Фразеологизм – устойчивое, неделимое сочетание слов. Фразеологические обороты русской речи украшают, делают ее выразительной, придают меткость и образность. Пришли к нам из старины глубокой, из сказок или мифов, со страниц книг или с экрана телевизора.Слушайте «во все уши» (внимательно) и продолжите рифму... Пусть работа в парах окажется "проще пареной репы" (легко, несложно) Попробуйте показать жестом, что обозначает фразеологизм.Самостоятельная работа должна пройти "без сучка и задоринки". "Погружаемся по уши" в групповую работу (углубляемся в занятие, будем поглощены). Представление исследований и составление «Словаря фразеологизмов» класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frazeologizmy.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Фразеологические обороты  русской речи» в 3 классе.

Разработала: Карлина Е.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 с УИОП г. Котовска Тамбовской области

Цель: познакомить учащихся с наиболее распространенными фразеологизмами и фразеологическими оборотами русской речи.

Задачи:

- узнавать в речи  фразеологизмы,

 -умело их использовать,

-выяснить, какую роль играют фразеологизмы  в нашей речи,

- объяснять лексическое значение сочетаний.

Оборудование:  карты самооценки, карточки 1, 2, 3, презентация, фразеологические  словари, конверты с заданием, клей, ножницы.

Ход занятия:

1.Мотивирование учебной деятельности.

-«Здравствуйте» - это пожелание здоровья. Мы спокойны, добры, улыбаемся  друг другу и гостям. Мы полны сил, бодрости и желания работать.

Отметьте на карте самооценки настроение в начале занятия.

2.Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднений.

 

-Послушайте стихотворение и определите тему и цель занятия?

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

«Такой сквозь огонь и  воду пройдёт

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!


Цель: знакомство с наиболее распространенными фразеологизмами.

 

-Какие  фразеологизмы  встретились в стихотворении? Как понимаете?

1.Воды утекло - давно прошло

2.Сквозь огонь и  воду пройдёт - на все пойдет, не раздумывая

3. Воды в рот набрал – молчал

-Сформулируем задачи занятия:

1. - узнавать фразеологизмы в речи,

2.- определять  значение   фразеологизмов,

3. - знать  ситуацию, в которой используются.

-Открываем заседание знатоков фразеологизмов.

-Что такое  фразеологизм? Фразеологизм – устойчивое, неделимое    

сочетание слов.

-Для чего используются в речи? (украшают, делают выразительной, придают меткость и образность)

-Откуда берутся фразеологизмы? (из старины глубокой, из сказок или мифов, со страниц книг или с экрана телевизора)

3. Закрепление.

-Итак, работаем, засучив рукава?  (старательно)

а) Знакомство с фразеологизмом.

-Выражение «спустя рукава» зародилось тогда, когда на Руси носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин- 95 см, у женщин – на 40 см длиннее. Попробуйте поработать с такими рукавами. Чтобы дело спорилось, рукава  надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя  рукава. Об умелом работнике - засучив рукава, хотя рукава могут быть и короткими.

б) Работа со стих.

-Слушайте «во все уши» (внимательно) и продолжите рифму.

  1. Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
    О них обычно говорят: водой …
    не разольешь. (большие друзья, крепкая дружба).
  2. Мы исходили городок буквально вдоль …и  поперек.( повсюду, везде)

И так устали мы в дороге, что еле … волочили ноги.( едва переступали от усталости).

  1. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу окажешь… медвежью услугу.

( непрошеная помощь, больше вред, чем польза).

  1. Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, кто по…дрова. (вразнобой, кто во что горазд).

Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши …
вянут. (противно слушать).

Оценка работы  на листе  самооценки.

в) Работа в парах.

Пусть работа в парах окажется проще пареной репы  (легко, несложно)

Замените на карточке 1  выделенные  фразеологизмы   одним словом.

Проверка по эталону. Оценка работы в парах (лист  самооценки).

1.Для Сережиного друга починить велосипед - раз плюнуть (легко).

2. Из похода мы возвращались черепашьим шагом (медленно).

3. Маслята попадались грибникам на каждом шагу (повсюду).

4. Бабушка встречала нас всегда с распростертыми объятиями (радушно).

5. Пуговица на куртке держалась на честном слове (непрочно).

 

Физкультминутка.

-Я назову фразеологизм, а вы попробуете показать  жестом, что он обозначает.

С гулькин нос - мало.

Только пятки засверкали – быстро.

Кот наплакал – мало.

Как на пожар – быстро.

Иголку негде воткнуть – много людей, тесно.

Сломя голову – быстро.

Яблоку негде упасть - много людей, тесно.

На всех парусах – быстро.

Пруд пруди – много.

г) Самостоятельная  работа

 -Должна пройти без сучка и задоринки (без помех и затруднений)

Карточка  2. Какие из выделенных сочетаний являются  фразеологизмами?

Отметьте нужное предложение. Устно объясните значение.

Проверка по эталону.

1.   Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.

      Мы здесь прожили без году неделя, а уже собрались   уезжать.

2.   Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.

      На голубом небе не было ни облачка.

3.   Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.

     Друг вскоре начал наступать мне на пятки и я проиграл лыжную  гонку.

Без году неделя – недавно.

На седьмом небе – доволен, счастлив.

Наступать на пятки – догонять. Самооценка.

д) Работа в группах.

-Погружаемся по уши в групповую работу (углубляемся в занятие, будем поглощены).

Вспомним  правила работы в группе: СС – слушай, спроси.

                                                 Задания для работы в группе.

  1. Провести исследование (значений фразеологизмов, ситуаций их использования) по  Фразеологическому Словарю.
  2. Выполнить мини-проект. Иллюстрировать.
  3. Защита  мини-проекта. Оценка и  Самооценка.

е) Представление исследований и составление  «Словаря  фразеологизмов»  класса.

1 группа: строить воздушные замки, убить двух зайцев, делать из мухи слона.

2 группа: выносить сор из избы, дело в шляпе, не все коту масленица.

3 группа: крокодиловы слезы, писать как курица лапой, трещать по швам.

4 группа: танцевать под чужую дудку, вставлять палки в колеса, три кита.

4.Рефлексия.

-Что это?

-Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. Ветер.

-Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Уши.

- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. Нос.

Закончите предложения: Я знаю... Я могу... Мои  трудности...

Отметьте настроение в листе самооценки  в конце  занятия.

По желанию дома  найти и проиллюстрировать  фразеологизмы, которые не использовали на занятии.

Заседание знатоков  фразеологизмов  закончилось. Русский язык богат фразеологизмами.  Наше занятие   – лишь капля в море фразеологизмов.

Сегодня   я  видела  ваши умные, заинтересованные глаза. Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Орфограмма в значимых частях слова" – русский язык 3 класс

Конспект урока "Орфограмма в значимых частях слова" – русский язык 3 класс - открытый урок...

Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи"

Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи" для учащихся 5-7 классов коррекционной школы VIII вида....

Урок русского языка. Заседание Клуба знатоков русского языка "Поговорим о глаголе"

Данный урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?", в ходе которого обобщаются и систематизируются знания учащихся о глаголе....

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Конспект урока на тему: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей (УМК "Школа России" 1 класс)

Знакомство с учебником "Русский язык", с его структурой.  Первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....