Технологическая карта урока русского языка по теме «Фразеологизмы»
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Липатова Елена Николаевна

Данная  технологическая карта  урока русского языка во 2 классе по теме «Фразеологизмы» разработана  к учебнику УМК «Начальная школа XXI века». Это первый урок при изучении новой темы, задачами  которого служат:  знакомство  учащихся  с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами, умение  находить их в речи и правильно употреблять. Во время урока используется фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по теме «Фразеологизмы»

Предмет

Русский язык.

Образовательная программа

«Начальная школа XXI века»

Класс

Учитель

Липатова Е.Н.

Образовательное учреждение

МБОУ "Начальная школа №15" г. Нефтеюганск

Тип урока

Урок новых знаний. Ознакомительный урок.

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая.

Тема

«Фразеологизмы»

Цель

наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами; сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; расширять словарный запас учащихся.

Основные термины, понятия

Фразеологизмы, устойчивые сочетания слов, значение, словосочетание

Краткое описание работы с ресурсом

Данная  технологическая карта  урока русского языка во 2 классе по теме «Фразеологизмы» разработана  к учебнику УМК «Начальная школа XXI века». Это первый урок при изучении новой темы, задачами  которого служат:  знакомство  учащихся  с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами, умение  находить их в речи и правильно употреблять. Во время урока используется фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.

Разработка урока   может быть полезна учителям начальной школы, студентам педколледжей.

Планируемый результат

Предметные умения: 

- объяснять значения  устойчивых сочетаний - фразеологизмов;

- сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов;

- находить значение фразеологизмов в словаре;

 Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

определять общие для всех правила поведения;

 проявлять позитивное отношение к процессу письма;

Регулятивные УУД:

 готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

  Использовать приобретённые знания при объяснении значения      фразеологизмов.

  Коммуникативные УУД:

 Формулировать собственное высказывание, мнение.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы  

Фронтальная.

Работа в парах.

Работа в группах.

  Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др. Русский язык. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях. -  М.: Вентана-Граф, 2012.,  Презентация Microsoft RowerPoint; Раздаточный материал:  карточки с учебными заданиями, шары для оценивания своей работы.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации).

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация  опорных знаний и умений.

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы,

формулирование проблемы, планирование деятельности.

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

 Закрепление   знаний.

Обеспечение прочности усвоения знаний.

Рефлексия учебной деятельности.

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Техническое оснащение

учебник «Русский язык» 2 класс: ч. 2, Под ред. С.В.Иванова,  –М.: Вентана-Граф, 2009; карточки для дифференцированной работы; карточка с условными обозначениями, шары, смайлики, компьютер, интерактивная доска, презентация. 

Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

I.Организационный момент (Этап мотивации).

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

- Прозвенел звонок. Встали все. Подровнялись.

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь  и больше не отвлекайтесь.
- Повторим правило, которое помогает нам в учёбе:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

- Тихо садитесь на свои места.
- Проверьте готовность к уроку, аккуратность расположения предметов на парте.
-  А сейчас  оцените свое эмоциональное состояние с помощью «смайликов»: весёлого, нейтрального и грустного.

- Спасибо.

Приветствие учителя. 

Проверка готовности к уроку,   правильности расположения учебников и школьных принадлежностей.

 Высказывание своих предположений о необходимости правильной организации своего «рабочего места».

Обучающиеся оценивают своё эмоциональное состояние с помощью «смайликов» - карточки с изображением трёх лиц: весёлого, нейтрального и грустного.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

II.Актуализация  опорных знаний и умений.

1 Минутка чистописания
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забываем про наклон тетради, правильную посадку.  Кто готов - сигнализируем.

Отгадайте загадки:
 
Как сажа черна,
Как сметана бела,  
Люблю всем в лесу
Рассказать где была.   (сорока) - слайд

          Птичка-невеличка
         Хочет сделать шажок
         Получается прыжок. (воробей) - слайд

Очень умная птица
Не сова и не синица                                                                                                                        Она песен не поёт,
А советы раздаёт. (ворона) - слайд

- Что вы можете сказать об этих словах?
- Что общего в этих словах?
-Запишите
на следующей строке слова по образцу, подчеркните сочетание оро

 - Я желаю вам сегодня работать, засучив рукава.
- Как вы понимаете это выражение?
Засучив рукава.т. е. завернув рукава кверху, чтобы было удобно работать. Это выражение возникло еще в Древней Руси, верхняя одежда тогда шилась с длинными рукавами, которые иногда доходили до колен. Работать со спущенными рукавами было неудобно, поэтому их засучивали. (слайд).

- Следующее мое пожелание: не трещать на уроке как сорока. Это значит…

- не считать ворон на уроке!

- В каком значении употреблены были эти выражения – прямом или переносном?

- В речи мы употребляем подобные слова,  даже не замечая этого. Скажите, а какие выражения в переносном смысле вы и ваш родители употребляют дома?

Дети записывают в тетрадь число, классная работа.

- Эти слова из словаря, надо запомнить их написание.

 -Во всех словарных словах-названиях птиц встречается сочетание записываем оро-

Записывают : (ворона, сорока, воробей)

 (усердно, старательно, не жалея сил, с большим энтузиазмом).


- говорить громко, быстро и без умолку.

- значит проявлять невнимательность, бездельничать, отвлекаться)

- переносном

(Ответы учащихся)

 Предметные:

- уметь  находить в словах ошибкоопасные места;

-  объяснять лексическое значение слов;

Метапредметные (УУД):

познавательные:

- выполнять анализ; обобщение;

регулятивные:

- строить речевое высказывание;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

III. Постановка учебной проблемы, формулирование проблемы, планирование деятельности

Открытие нового знания.

 

Слайд
Прочитаем историю из книги К.Чуковского «От двух до пяти». Читаем самостоятельно.

«Четырехлетняя девочка Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться:

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…..»

- …., прочитай нам еще раз громко и выразительно.

-Ребята, ответьте на вопросы:

-Почему Светлана не увидела лета?

-Что имела в виду мама Светы?

-Почему девочка не поняла маму?

-А вы слышали когда -нибудь такое выражение?

-Как вы думаете что оно обозначает?

-А можно ли заменить его одним словом? Каким? (время быстро пройдет) Слайд

 - Мы изучили много видов  слов – перечисляйте: антонимы, омонимы, синонимы….. Кто догадался, как называются слова, такие как оглянуться не успеешь, засучив рукава,  трещать как сорока и другие одним словом? (фразеологизм).

- Значит,  какая тема нашего урока?
- Правильно, фразеологизмы.

- Чему бы вы сегодня хотели научиться на уроке? Какие цели вы бы перед собой поставили? Перечислим и запишем на доске.

1.Узнать, что такое фразеологизм.

2.Объяснять значение фразеологизмов.

3.Составлять предложения с фразеологизмами.

4. Находить в тексте фразеологизмы.

5.Учиться работать в группе, парах, помогать друг другу. (Пишу на доске.)

- Попробуем ответить на 1? Что за новый термин «фразеологизм?»  Благодаря каким источникам мы можем ответить на этот вопрос?

Работа с рубриками в учебнике.(ФР)
- Откройте учебники, с.103, / Рубрика «Тайны языка»/ найдите нужную нам информацию.

- Прочитайте про себя правило.
- Послушайте Макара.
- Что значит постоянные  сочетания слов?

- Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора. Как вы считаете, какую роль играют фразеологизмы в речи?

 

Читают самостоятельно, затем 1 ученик.

Отвечают на вопросы учителя.

Потому что поняла дословно, в прямом смысле.

Оглянуться, значит посмотреть назад?

Оглянуться не успеешь – быстро

Обучающиеся формулируют тему и цель урока

-В учебнике посмотреть,  в интернете.

Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл, Фразеологизмы украшают язык.

Предметные:

-объяснять значение слова и устойчивого сочетания слов;  
- уметь писать каллиграфически правильно;

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

формулировать собственное высказывание, мнение; точно и полно выражать свои мысли.

IV. Закрепление знаний.

 

Работа с учебником. с. 103, Упр.№1

 1. (работа в парах).

-Я предлагаю поработать в парах с упражнением 1 страница 103:  (выяснить значение предложенных фразеологизмов, заменить ими часть предложения, получить новые предложения и одно из них записать в тетрадь)

- Прочитайте задание самостоятельно. Что вам предстоит сделать? (нужно объяснить значения каждого фразеологизма одним словом, заменить значения фразеологизмов одним словом в предложении)

- Что поможет вам в работе? (подсказка).

Проверка задания.
-Проверим, какие предложения у вас получились.

- Фразеологизмов у нас множество. А где мы можем узнать значения фразеологизмов? (спросить у взрослых, одноклассников, посмотреть в словаре)

-Посмотрите, какие фразеологические словари есть в нашей библиотеке. Вы можете воспользоваться ими.

2. Знакомство с фразеологическими словарями.

3.Физминутка.

  Мы осанку исправляем,
 Спинки дружно выпрямляем.
 Вправо, влево повернулись,
 На  носочках потянулись.
 Плечи вверх, назад и вниз
 И соседу улыбнись
 И тихонечко садись.

4.  Работа в группах
Упр.2 (напечатано на карточках)

А). Устно разобрать! Сопоставьте фразеологизмы и их значения.
б) Составьте предложения с данными фразеологизмами, учитывая их значения).

фразеологизмы

значения

воды в рот  набрал

«будто онемел, лишился дара речи»

хлопот полон рот

«очень много дел и забот»

не лезет в рот

«нет никакого желания есть»

Примерные предложения:
1.Саша стоял у доски, будто воды в рот набрал,
ни слова не произносит.
2. Сегодня я хотела погулять, а у меня хлопот полон рот: надо пол помыть, сестрёнку в садик отвести.
3. Зачерпнул он целую ложку каши, а она в рот не лезет! От волнения ничего не лезло в рот.

Проверка.
Запишем 2 предложения  в тетрадь.(1 ученик пишет на доске)

в) с.105  
- Обратите внимание на слайд (устная работа со значением слова- рот)
-  Прочитайте и скажите ,в каком значении  употреблено слово РОТ??
(вывод – слово рот во всех случаях употреблено в  своем основном значении)

Повторили правила работы в парах.

Работа в парах.

Знакомство с фразеологическими словарями.

Выполняют физминутку.

Работа в группах.

Дети сопоставляют в карточках фразеологизмы и их значения, составляют предложения  с фразеологизмами.

Ученик  записывает на доске, остальные в тетради.

Вывод: слово РОТ во всех случаях употреблено в  своем основном значении)

Предметные:

 - наблюдать за значением фразеологизмов;

- работать с фразеологическим словарем;

- находить в словах изученные орфограммы, объяснять правописание слов.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

- ориентироваться в учебнике;

- овладевать умением искать и выделять  необходимую информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- оценивать действия других учащихся.

 Упр 3. Самостоятельная работа.  
- Что нам требуется сделать?
- Выполнять работу будем самостоятельно.  Будьте внимательны.
- Обменяйтесь тетрадями.
- Проведем взаимопроверку по слайду:
За правильный ответ +,  за неправильный -
- Обменяйтесь тетрадями.
- Поднимите руки, кто справился  без единой ошибки?  1 ошибка?
 
- У кого есть ошибки, над чем нужно поработать?

Коллективная работа упр.4 
- Прочитайте задание.  
- Прочитайте 1 предложение.

-
Внимание на экран  разбор - с минуты-на минуту- с года на год,  не путайся под ногами –ушами.
- Разрушится ли смысл фразеологизма, если ввести другие слова? (да)

 Выполняют работу самостоятельно.  

Проводят взаимопроверку по слайду презентации.

Обращают внимание на ошибки, делают вывод, над чем нужно поработать.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

V.Итог урока.

Рефлексия.

- Вот и подошёл к концу наш урок. 

- Над чем мы сегодня работали?

- Какие задачи ставили перед собой?

- Как вы думаете, решили ли мы эти задачи? 
Ответьте на вопрос:
- Что такое фразеологизмы?
- Для чего нужны фразеологизмы в речи?
- Какие фразеологизмы запомнили?
 

- Видите, как много в русском языке красивых и метких выражений.
- Можно ли эти устойчивые выражения дословно переводить на иностранный язык?
- Конечно, нет. И если их дословно перевести на другой язык – смысл будет потерян.

- Какое задание для вас оказалось самым трудным?
- Над чем нужно еще поработать?

Самооценка.

- А сейчас оцените, как вы работали на уроке над фразеологизмами. У вас на парте лежат разноцветные круги –  шары. Каждый цвет шара имеет свое значение. Карточка с условными обозначениями лежит у вас на партах. Переверните их и посмотрите внимательно.                    

    Условные обозначения.                   
   Работал в поте лица - зеленый

      Работал засучив рукава – голубой

      Работал спустя рукава – желтый

      Бил баклуши – красный

- Выберите шар с таким фразеологизмом, который  больше подходит к вашей работе.
- Изменилось ли ваше настроение  к окончанию урока?Почему?
-
Оцените свое эмоциональное состояние с помощью «смайликов».

Домашнее задание

1)Записать 2 – 3 фразеологизма, которыми часто пользуются в вашей семье и написать их значение.
2) с. 105,у. 4

- Сегодня вы хорошо помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Мы еще продолжим работу  над фразеологизмами на следующих уроках. Наши знания  нам еще пригодятся в след классах. Спасибо за сотрудничество!

Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.

-Чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл, украшают нашу речь, делают ее выразительной.

Самооценка учащимися учебной деятельности

Оценивают свою деятельность на уроке.

Учащиеся оценивают свое эмоциональное состояние,  выбирают «смайлик», соответствующий их настроению

Ученики разбирают домашнее задание. Записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

определять общие для всех правила поведения;

проявлять позитивное отношение к процессу письма;

Регулятивные УУД:

 готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

 

Познавательные УУД:

Использовать приобретённые знания при объяснении значения фразеологизмов.

 

Коммуникативные УУД:

 Формулировать собственное высказывание, мнение.

Словарь фразеологизмов.

Сидеть, сложа руки - бездействовать, лениться.

Не успеешь оглянуться – очень быстро.

Задирать нос – гордиться.

Остаться с носом – потерпеть неудачу.

Водить за нос – обманывать.

Встретиться нос к носу – близко.

Клевать носом – спать.

Зарубить на носу – хорошо знать.

Повесил нос  – был в плохом настроении, расстроился.

Краснеет до корней волос - Сильно краснеть, вспыхивать румянцем. 

Сквозь землю провалиться - Иметь сильное желание исчезнуть, скрыться куда-либо (от стыда, смущения.) 

Баклуши бить – бездельничать.

 Белая ворона - человек, резко выделяющийся чем либо среди окружающих его людей.

Считать ворон - Ротозейничать, быть рассеянным, невнимательным.

 Трещать как сорока – говорить громко, быстро и без умолку.

Сорока на хвосте принесла – неожиданное сомнительное известие.

Стреляный воробей, старого воробья на мякине не проведешь – так говорят об опытном человеке, которого трудно обмануть.

Ни пуха, ни пера - напутственное пожелание успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Международный день родного языка» 3 класс

Урок проводится в интересной игровой форме, при этом происходит закрепление и контроль ранее полученных знаний....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта по русскому языку на тему "Фразеологизмы" 3 класс УМК Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием фразеологизмы; отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний.Планируемые результатыПредметные:            Уметь:н...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...