"Мои помощники" по русскому языку
учебно-методическое пособие по русскому языку

Карпова Мария Александровна

Материал можно использовать обучающимся и их родителям. Включает в себя правила и памятки по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_pomoshchniki.docx81.15 КБ

Предварительный просмотр:

Гласные буквы и звуки

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [ы], [э], [и] и 10 гласных букв: а, о, у, ы, э, и, е, ё, ю, я.

Гласные звуки могут быть ударными и безударными.

Гласные буквы е, ё, ю, я – йотированные. Это значит, что в особенных случаях они могут обозначать два звука, один из которых [й`]. 

Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, после гласной, либо после разделительных ь и ъ, то они дают два звука: е - [й`э], ё - [й`о], ю - [й`у], я - [й`а]. 

  • Енот, подъём, полью, рояль.

Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласных, то они дают один звук: е - [э], ё - [о], ю - [у], я - [а].

  • Песня, лён.

Слова делятся на слоги.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

  • Мак – 1 слог, роза – 2 слога.

Согласные буквы и звуки

В русском языке 21 согласная буква, а согласных звуков – 36.

Согласные звуки могут быть звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими, парными и непарными.

Л, м, н, р, й – всегда звонкие, а значит – непарные по глухости-звонкости.

Х, ц, ч, щ – всегда глухие согласные, а значит непарные по глухости-звонкости.

Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с – парные по глухости-звонкости.

Ч, щ, й – всегда мягкие согласные, а значит непарные по твёрдости-мягкости.

Ж, ш, ц – всегда твёрдые согласные, а значит непарные по твёрдости-мягкости.

Запомни! Мягкий и твёрдый знаки (ь,ъ) звуков не обозначают.

Опасные буквосочетания

Запомни!

Жи-ши пиши с буквой и (ландыши, снежинка).

Ча, ща пиши с буквой а (пища, задача).

Чу, щу пиши с буквой у (чудо, щука).

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, НЩ пишут без мягкого знака (точка, загадочный, стаканчик, шарманщик, хищный).

Правила переноса

Запомни! Слова переносят по слогам.

При переносе нельзя:

- оставлять в конце строки и переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога (яко-рь);

- отрывать букву мягкий знак (ь) от предшествующей согласной (пал-ьто);

- отрывать букву й от предшествующей гласной (ча-йка);

- оставлять на строке одну букву (с-тена);

- переносить на другую строку одну букву (рос-т);

- оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога (пос-тавить).

Нельзя переносить:

- слова, состоящие из одного слога (рак, план);

- слог в слове, состоящий из одной гласной буквы (ю-ла, я-корь).

Большая буква в именах собственных

Имена собственные – это имена, отчества и фамилии людей, клички животных, географические названия, а также названия произведений и периодических изданий.

Запомни! Имена собственные пишут с большой буквы. Кроме этого, названия произведений и периодических изданий пишут в кавычках.

  • Настя, Викторович, Петров, Шарик, Москва, Исеть, сказка «Кот в сапогах», журнал «Вокруг света».

Безударная гласная в корне слова,

проверяемая ударением

Проверять надо не все гласные в корне, а только безударные гласные а, о, е, и, я.

Запомни! Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение (вода – водный, воды).

Способы проверки:

- поставить слово в единственное число (моря – море)

- поставить слово во множественное число (стена – стены)

- назвать слово ласково, используя суффиксы -ушк-,

-к- (трава – травка, травушка)

- задавать вопросы что делает? что делать? (плескать – (что делает?) плещет)

- бывает, что проверочное слово состоит из одного корня (домишко – дом, котёнок - кот).

Парные согласные в корне

на конце и в середине слова

Парные согласные по глухости-звонкости б-п, в-ф,

г-к, д-т, з-с, ж-ш становятся опасными, если они стоят на конце слова или перед другим глухим согласным.

Запомни! Чтобы проверить парный согласный, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная (гриб – грибы, грибной).

Способы проверки:

- к слову можно подставить слово нет (плов – нет плова)

- поставить слово во множественное число (зуб – зубы)

- назвать слово ласково, используя суффиксы -очек-,

-ок-, -ик-, -ушк-, -еньк- и т.п. (дорожка –дороженька, гриб – грибочек)

- поставить к слову вопрос что делать? (залез – что делать? залезать)

Мягкий знак – показатель мягкости

Мягкий знак, обозначающий мягкость согласный, пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего согласного звука.

  • Пень, пеньки.

Разделительный мягкий знак (Ь)

Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным. Он пишется после согласной и перед гласными е, ё, ю, я, и.

  • Платье, бельё, вьюга, обезьяна, муравьи.

Разделительный твёрдый знак (Ъ)

Разделительный твёрдый знак показывает, что твёрдый согласный звук не сливается с гласным.

Запомни! Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, и перед корнем, который начинается с гласных е, ё, ю, я. 

  • Подъезд, съёмка, предъюбилейный, объявление.


Непроизносимые согласные

В некоторых словах буквы д, т, в, л не произносятся, но пишутся.

Запомни! Чтобы проверить непроизносимую согласную, нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.

  • Звёздный – звезда, местный – место, здравствуй – здравие, солнце – солнышко.

Если же в проверочном слове согласный не появился,

значит, писать его не нужно.

  • Железный – железо, ужасный – ужас.

Некоторые слова проверить нельзя, их надо

запомнить.

  • Чувство, лестница, праздник.

Части слова

Корень – главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Корень выделяют дугой:

  • Вода, водичка, водный.

Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_581/13/d-12826/7z-docs/2_html_m39ef8436.png

Приставку обозначают так: http://school.xvatit.com/images/b/b4/%D0%A7%D0%A1.jpg

  • Водный – подводный.

 

Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс обозначают так:  http://school.xvatit.com/images/b/b4/%D0%A7%D0%A1.jpg

  • Вода – водичка.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Окончание обозначают так: http://school.xvatit.com/images/b/b4/%D0%A7%D0%A1.jpg

  • Вода, воды, водой, воду.

Основа слова – это все слово без окончания.

Основу слова обозначают так: http://ppt4web.ru/images/1563/50473/640/img8.jpg

  • Подводный.


Однокоренные слова

Слова, образованные от одного и того же корня и имеющие общее значение, называются родственными или однокоренными.

Запомни! Чтобы правильно выделить корень в слове, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов с разными приставками и суффиксами и без них.

  • Пригородный – город, городок, городской.

Та часть, которая будет общей во всех словах, и будет

являться корнем слова.

  • Пригородный – город, городок, городской (во всех словах есть часть -город-. Это корень. Следовательно, в слове пригородный корень

-город-.

Памятка

«Разбор слова по составу»

  1. Прочитай слово.
  2. Измени форму слова. Выдели окончание.
  3. Выдели основу.
  4. Подбери однокоренные слова. Выдели корень.
  5. Выдели приставку и суффикс.

Части речи

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

  • (Что?) ручка, (кто?) Игорь

Имена существительные могут быть:

- одушевлённые (кто? человек) и неодушевлённые (что? камень);

- собственные и нарицательные (Волга, река);

- единственного и множественного числа (стол – столы);

Части речи

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

  • (Какой?) круглый, (какая?) большая, (какое?) высокое, (какие?) красные.

Имена прилагательные могут быть:

- единственного и множественного числа (круглый, круглые);

Части речи

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

  • (Что делать?) играть, (что сделать?) спеть.

Глаголы могут быть:

- единственного и множественного числа (играет, играют);

Части речи

Предлог – это служебная часть речи, так как она ничего не обозначает, а служит для связи слов в предложении.

  • Вот некоторые предлоги: за, под, над, у, к, без, из, с

Запомни! Предлоги со словами пишут раздельно.

  • Под крышей, у дома, за партой.

Не путай предлоги с приставками!

Приставка – это часть слова, она пишется слитно с остальной частью слова. Предлог – это самостоятельное слово, он пишется с другим словом раздельно.

Чтобы отличить предлог от приставки, запомни!

Между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и остальной частью слова нельзя.

  • В школе – в нашей школе.

Морфологический разбор имени существительного

План разбора

1.

- Выпиши сущ. из предложения.

- Задай к нему вопрос.

- Назови часть речи.

2.

- Укажи начальную форму (И.п. ед.ч.).

3.

- Определи постоянные признаки сущ.: собств./нариц., одуш./неодуш., род.

4.

- Определи непостоянные признаки сущ.:

число, падеж.

5. Укажи, каким членом предложения является сущ.

Образец разбора

На берегу реки растет высокое дерево.

1. (На) берегу – (на чем?), сущ.

2. Н.ф. – (что?) берег.

3. Пост.пр. - нариц., неодуш., м.р.

4. Непост.пр. – ед.ч., П.п.

5. Втор. член

Морфологический разбор глагола

План разбора

1.

- Выпиши глагол из предложения.

- Задай к нему вопрос.

- Назови часть речи.

2.

- Укажи начальную форму глагола.

Запомни! Начальная форма глагола – это неопределенная форма глагола. Чтобы правильно ее образовать, сначала задай вопрос к глаголу, который разбираешь. Если глагол отвечает на вопрос что делал? что делает? что будет делать? и т.п., то неопределенная форма будет отвечать на вопрос что делать? Если глагол отвечает на вопрос что сделал? что сделает? и т.п., то неопределенная форма будет отвечать на вопрос что сделать?

3.

- Определи время глагола, число и род (в прош.вр. в ед.ч)

4. Укажи, каким членом является глагол в предложении.

Образец разбора

На берегу реки растет высокое дерево.

1. Растет – (что делает?), глагол.

2. Н.ф. – (что делать?) расти.

3. Наст. вр., ед.ч.

4. Сказуемое.

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора

1.

- Выпиши из предложения прил. вместе с сущ., к которому оно относится.

- Задай к нему вопрос.

- Назови часть речи.

2.

- Укажи начальную форму (И.п. ед.ч., м.р).

3.

- Определи непостоянные признаки прил.: число, род, падеж.

4. Укажи, каким членом предложения является прилагательное.

Образец разбора

На берегу реки растет высокое дерево.

1. Высокое (дерево) – (какое?), прил.

2. Н.ф. – (какой?) высокий.

3. Непост.пр. – ед.ч., ср.р, И.п.

4. Втор. член

Главные члены предложения

В предложении есть главные члены.

Подлежащее – это главный член предложения, который указывает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что?

Подлежащее подчёркивают одной чертой. Чаще всего подлежащим является имя существительное.

Сказуемое – это главный член предложения, который указывает на действие, совершаемое подлежащим, и отвечает на один из вопросов что делает? что делают? что делал? что сделает? что сделал? и тому подобные.

Сказуемое подчёркивают двумя чертами. Чаще всего сказуемым является глагол.

  • По реке плывёт бумажный кораблик.

Морфологический разбор имени существительного

План разбора

1.

- Выпиши сущ. из предложения.

- Задай к нему вопрос.

- Назови часть речи.

2.

- Укажи начальную форму (И.п. ед.ч.).

3.

- Определи постоянные признаки сущ.: собств./нариц., одуш./неодуш., род.

4.

- Определи непостоянные признаки сущ.:

число, падеж.

5. Укажи, каким членом предложения является сущ.

Образец разбора

На берегу реки растет высокое дерево.

1. (На) берегу – (на чем?), сущ.

2. Н.ф. – (что?) берег.

3. Пост.пр. - нариц., неодуш., м.р.

4. Непост.пр. – ед.ч., П.п.

5. Втор. член

Морфологический разбор глагола

План разбора

1.

- Выпиши глагол из предложения.

- Задай к нему вопрос.

- Назови часть речи.

2.

- Укажи начальную форму глагола.

Запомни! Начальная форма глагола – это неопределенная форма глагола. Чтобы правильно ее образовать, сначала задай вопрос к глаголу, который разбираешь. Если глагол отвечает на вопрос что делал? что делает? что будет делать? и т.п., то неопределенная форма будет отвечать на вопрос что делать? Если глагол отвечает на вопрос что сделал? что сделает? и т.п., то неопределенная форма будет отвечать на вопрос что сделать?

3.

- Определи время глагола, число и род (в прош.вр. в ед.ч)

4. Укажи, каким членом является глагол в предложении.

Образец разбора

На берегу реки растет высокое дерево.

1. Растет – (что делает?), глагол.

2. Н.ф. – (что делать?) расти.

3. Наст. вр., ед.ч.

4. Сказуемое.

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора

1.

- Выпиши из предложения прил. вместе с сущ., к которому оно относится.

- Задай к нему вопрос.

- Назови часть речи.

2.

- Укажи начальную форму (И.п. ед.ч., м.р).

3.

- Определи непостоянные признаки прил.: число, род, падеж.

4. Укажи, каким членом предложения является прилагательное.

Образец разбора

На берегу реки растет высокое дерево.

1. Высокое (дерево) – (какое?), прил.

2. Н.ф. – (какой?) высокий.

3. Непост.пр. – ед.ч., ср.р, И.п.

4. Втор. член


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...