Рабочая программа "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

                                                       Пояснительная записка :

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3  класса на 2018 – 2019 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы   начального  общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учетом авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2011 

     

 

Класс 3 А

УМК «Школа России».

Авторы учебника :   В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий

Количество детей в классе: Всего 14

Расчасовка по четвертям:

 

 

Количество учебных недель

Количество часов в неделю

Количество часов по плану

1 четверть

9

4

36ч

2 четверть

7

4

28ч

3четверть

10

4

40ч

4 четверть

8

4

32ч

За год

34   недели

 

 136ч 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yazyk_3_a.docx46.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Керамкомбинат»

СОГЛАСОВАНО                                                                                            УТВЕРЖДЕНА

Зам директора по УВР                                                                                    приказом директора

______________________________                                                              от 30.08.2018 г № 58-ОД

Рабочая программа

предмета «Русский язык»

для 3 А класса на 2018-2019 учебный  год

136 часов

                                                                                                     

ПРИНЯТА

                                                                                    Составитель

решением методического объединения                                                 Худякова Людмила Борисовна, учителей начальных классов                                                                        учитель начальных классов

протокол от___________2018 г №_______

2018

                                                       Пояснительная записка :

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3  класса на 2018 – 2019 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы   начального  общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учетом авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2011 

     

Класс 3 А

УМК «Школа России».

Авторы учебника :   В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий

Количество детей в классе: Всего 14

Расчасовка по четвертям:

Количество учебных недель

Количество часов в неделю

Количество часов по плану

1 четверть

9

4

36ч

2 четверть

7

4

28ч

3четверть

10

4

40ч

4 четверть

8

4

32ч

За год

34   недели

 136ч

Планируемые результаты

Для детей, не имеющих отклонений в развитии

Для детей с ОВЗ  (ЗПР)

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

установка на здоровый образ жизни;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся  научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и залачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Обучающийся получит возможность научиться:

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающийся научится:

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

произвольно владеть общими приёмами решения задач

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Обучающийся  научится:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Чтение. Работа с текстом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся  научится:

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

определять тему и главную мысль текста;

делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

упорядочивать информацию по заданному основанию;

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака:

понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);

понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;

использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

работать с   несколькими источниками информации;

сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование  и интерпретация  информации

Обучающийся научится:

пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

 Обучающийся  получит возможность научиться:

делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном

Работа с текстом: оценка  информации

Обучающийся научится:

высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

сопоставлять различные точки зрения;

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

ИКТ- компетентность

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Обучающийся научится:

вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;

организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Обучающийся получит возможность научиться:

работать с   несколькими источниками информации сопоставлять

информацию, полученную из нескольких источников.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Обучающийся научится:

владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;

Обработка и поиск информации

Обучающийся научится:

подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида

искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

Обучающийся получит возможность научиться:

описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;

грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Обучающийся  научится:

создавать диаграммы, планы территории и пр.;

размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

Планирование деятельности, управление и организация

Обучающийся научится:

планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий,

Обучающийся получит возможность научиться:

моделировать объекты и процессы реального мира.

Предметные

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающийся научится:

различать звуки и буквы;

характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Обучающийся получит возможность научиться

 проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающийся получит возможность научиться:

 соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Обучающийся научится:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Обучающийся получит возможность научиться

разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика» 

Обучающийся получит возможность научиться:

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

оценивать уместность использования слов в тексте;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Обучающийся научится:

определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;

определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;

определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени).

Обучающийся получит возможность научиться:

проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Обучающийся научится:

различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

Выпускник получит возможность научиться:

различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающийся научится:

применять правила правописания (в объёме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

безошибочно списывать текст объёмом 70—80 слов;

писать под диктовку тексты объёмом 60—70 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определённой орфограммой;

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающийся научится:

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

выражать собственное мнение и аргументировать его;

самостоятельно озаглавливать текст;

составлять план текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

 анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[1]

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[2]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. 

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Синтаксис и пунктуация: виды предложений, главные и второстепенные члены предложения, словосочетания, однородные члены предложения, обращение, знаки препинания при обращении и однородных членах предложения.

Создание собственных текстов: писем, открыток, записок, приглашений, объявлений, телеграмм,  заявлений, объяснительных.

Тематическое планирование

Раздел / (количество часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во час.

Дата

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ

(уровень изучения данной темы, используемые методы и приёмы, индивидуальные задания)

Язык и речь. 1 ч.

Наша речь и наш язык

1

Текст, предложение. Словосочетание. 12 ч.

Текст. Типы текстов.

1

Предложение.

1

Р\Р№1 Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

1

Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания.

1

 Виды предложений по интонации.

1

Предложение с обращением

1

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Простое и сложное предложение.

1

Словосочетание

1

Словосочетание Р\Р№2 Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова   «Золотая осень».

1

Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение».

1

Слово в языке и речи 18ч.

Работа над ошибками.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Синонимы и антонимы.

1

Синонимы и антонимы. Омонимы.

1

Слово и словосочетание.

1

Фразеологизмы.

1

Р\р № 3 Обучающее изложение по Н.Сладкову

1

 Работа над ошибками.Части речи.

1

Части речи. Р\р №4 Составление  текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

1

 Работа над ошибками. Имя числительное как часть речи.

1

Однокоренные слова.

1

Звуки  и буквы. Гласные звуки.

1

Звуки  и буквы. Согласные звуки.

1

Звонкие и глухие согласные звуки.  Разделительный ь.

1

Р\р № 5 Обучающее изложение повествовательного текста М.Пришвина по данным вопросам

1

Проект «Рассказ о слове».

1

Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи».

1

Обучающее изложение.

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

1

ПРОЕКТ «Рассказ о слове».

1

Проверочный диктант по теме «Слово в языке и речи»

PS: результаты диктанта считать за четвертные

1

Работа над ошибками

1

Состав слова  14ч.

 Работа над ошибками. Корень слова.

1

Как найти в слове корень.

1

Сложные слова.

1

Формы слова.  Окончание.

1

Как найти в слове окончание?

1

Приставка — значимая часть слова.

1

Работа над ошибками. Основа слова.

1

Обобщение знаний о составе слова.

1

Р\р№7Подробное изложение повествовательного текста В.Бианки  по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту

1

Проект «Семья слов»

1

Контрольный диктант № 3 по теме  «Состав слова»

1

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1

Правописание слов  с безударными гласными в корне.

1

Упражнение в правописании слов  с безударными гласными в корне.

1

Правописание частей слова   25 ч.

Правописание слов  с безударными гласными в корне. Обобщение.

1

Правописание слов  с безударными гласными в корне. Р\р № 8 Восстановление  содержания  деформированного повествовательного текста.

1

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Обобщение.

1

Р\р № 9 Изложение текста«Клесты» (по В. Вольскому)  по коллективно составленному плану.

1

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне

1

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Закрепление.

1

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

Правописание слов с удвоенными согласными. Закрепление.

1

Р\р № 10 Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка»

11

Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов –ик,-ек

1

Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов –ок

1

Упражнение в правописании суффиксов и приставок

1

Правописание приставок и предлогов.

1

Правописание приставок и предлогов. Закрепление.

1

Контрольный диктант №4  за 1 полугодие по теме «Правописание корней  слов».

1

Правописание слов

с разделительным твердым знаком (ъ).

1

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1

3 четверть 43 часа

1

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1

Р\р № 11 Изложение текста ( М. Радионова) по самостоятельно составленному плану

1

Проект «Составляем орфографический словарь»

1

Части речи  61ч.

Работа над ошибками. Части речи

1

Имя существительное 27 ч.

Что обозначает имя существительное?

1

Имя существительное. Начальная форма.

1

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

Проект «Тайна имени»

1

Число имен существительных

1

Р\р № 12 Изложение текста (Г.Скребицкий) по предложенному плану.

1

Работа над ошибками. Как определить род имен существительных?

1

Упражнение в определении рода имен существительных

1

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

1

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Закрепление

1

Р\р № 13 Обучающее изложение по басне Л.Толстого

1

Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное»

1

Упражнения в определении падежей. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные.

1

Сочинение по картине И Я. Билибина «Иван- царевич и лягушка-квакушка». Развитие речи. Сроставление рассказа по репродукции картины И Я. Билибина «Иван- царевич и лягушка-квакушка».

1

Именительный падеж.

1

Родительный падеж.

1

Дательный падеж.

1

Винительный падеж.

1

Творительный падеж.

1

Предложный падеж.

1

Обучающее изложение. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

1

Все падежи (обобщение знаний об имени существительном). Работа с таблицей «Признаки падежей».

1

Обобщение знаний. Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени 1существительного.

1

Сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень». Развитие речи.

1

Проверочный диктант по теме «Правописание окончаний имен сущ».

1

Значение и употребление имён прилагательных в речи

1

Имя прилагательное.  16 ч.

Роль прилагательных в тексте. Текст-описание.

1

Р\р №16 Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь».

1

Род имён прилагательных.

1

Изменение имен прилагательных по родам.

1

Изменение имен прилагательных по родам. Закрепление.

1

Число имён прилагательных.

1

Изменение  имен прилагательных по числам.

1

Изменение имен прилагательных

по падежам.

1

Изменение имен прилагательных

по падежам. Закрепление.

1

Р\р №17 Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками».

1

Работа над ошибками. Обобщение знаний

об имени прилагательном.

1

Контрольный диктант №8 по теме «Имя прилагательное».

1

Проект «Имена прилагательные в загадках».

1

Работа над ошибками Личные местоимения.

1

Изменение личных местоимений по родам.

1

Р\р №18 Обучающее изложение «Кошкин выкормыш» по В. Бианки

1

Местоимение

Контрольный диктант №9 по теме «Местоимение»

1

Значение и употребление глаголов в речи.

1

Значение и употребление глаголов в речи. Р\р №19 Составление рассказа по сюжетным рисункам

1

Неопределённая форма глагола.

1

Число глаголов

1

Времена глаголов.

1

Изменение глаголов по временам.

1

Р\р №20 Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану

1

Род глаголов в прошедшем времени.

1

124

Род глаголов в прошедшем времени. Закрепление.

1

125

Правописание частицы не с глаголами.

1

126

Правописание частицы не с глаголами. Закрепление.

1

127

Обобщение знаний о глаголе

1

128

Контрольный диктант № 10 по теме «Глагол»

1

129

Итоговая стандартизированная работа. Контрольный диктант № 11 

1

130

Работа над ошибками.

Повторение за год  о частях речи.

1

131

 Повторение. Конференция на тему «Части речи в русском языке»

1

132

Повторение за год о слове, предложении.

1

133

Повторение о правописании окончаний имён прилагательных.

1

134

Повторение за год о правописании приставок и предлогов.

1

135

Повторение за год о правописании безударных гласных, парных согласных

1

136

Обобщение пройденного за год.

1


[1]         Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.

[2]         Изучается во всех разделах курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

рабочая программа языки и литература 2 класс глубокая умственная отсталость

Пояснительная записка  Рабочая программа по учебному предмету «Языки и литература» составлена на основании на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отстал...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....