ОТКРЫТЫЙ УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ПРАВОПИСАНИЕ ОРФОГРАММ : ЧА_ЩА, ЧУ_ЩУ"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Бударагина Вера Васильевна

ОТКРЫТЫЙ УРОК  ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ  ПО ТЕМЕ "ПРАВОПИСАНИЕ ОРФОГРАММ : ЧА_ЩА, ЧУ_ЩУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_ur_1_kl_obuch_gr.docx105.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей» Г.о. Балашиха

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ

                   

ПОДГОТОВИЛА:

учитель начальных классов,

Бударагина Вера Васильевна

01.03. 2018г.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • представление о причинах успеха в учебе;
  • интерес к учебному материалу;
  • знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации в учебнике и в учебных пособиях;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и в учебных пособиях;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • анализировать изучаемые факты языка с выделение их отличительных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из его частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • первоначальному умению смыслового восприятия текста;
  • подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать участие в работе парами и группами;
  • допускать существование различных точек зрения;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • принимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • задавать вопросы;
  • адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Метапредметные задачи урока:

  • создавать условия для формирования положительного отношения к учебному предметному материалу, для понимания основных моральных норм поведения (личностные);

  • формировать и развивать умения:
  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель действия, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий (регулятивные);
  • ориентировать на страницах учебника, понимать знаки, символы, приведенные в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы, классифицировать объекты по заданным критериям (познавательные);
  • понимать, что у людей могут быть различные точки зрения, в том числе и несовпадающие с его собственной;   использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания (коммуникативные).

Цели: образовательная – закреплять умение давать характеристики звуков, работать над звуковым анализом слов, познакомить детей с буквами Щ, щ, научить писать строчную букву щ в словах; развивающие - работать над развитием речи, фонематического слуха, артикуляционного аппарата, формировать орфографическую зоркость, внимание, кругозор; воспитывающие – прививать любовь к русскому языку.

Оборудование. Учебник «Азбука» (авт. Н.В.Нечаева, Н.К. Булычева.); пропись №4 (авт. Н.В.Нечаева, Н.К. Булычева); иллюстрации с изображением щуки, ерша; модель – аппликация «Набор звуковых схем»; книга В.В. Волиной «Праздник Букваря» (физкультминутки, фонетические зарядки).

Ход урока

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Дыхательная гимнастика. (Проводится на каждом уроке обучения грамоте и письму.)    Опрос у доски:                 слово «бабочка»

Лук – люк

Мал –мял

Сэр – сер

Мыл –мил

Нос – нёс

Воз - вёз

III. Повторение изученного материала.

1. Фонетическая зарядка.

Учитель. Какая бывает речь?

Дети. Устная и письменная.

2. Повторение изученных букв Х,Щ, Ц, Ч.

Учитель. С каким звуком, и с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

Дети. Звук [щ], буква щ.

Учитель. Какой это звук?

Дети. Согласный.

Учитель. «Угадайка».

«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!»

– Вы догадались, из какого это произведения?

Дети: Мойдодыр.        

Учитель. Кто написал это стихотворение?

Дети. К.И. Чуковский.

 Учитель: Как-то раз Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины различные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти далеко. Брюки от грязи были тяжёлыми. Прохожие с удивлением глядели на него. Но сказочник был весел. Он слагал стихи. Это было «Федорино горе».

Учитель.4.  Тренировочные упражнения для развития артикуляционного аппарата.

Чистоговорка. (Произносить громко, тихо, шёпотом; затем быстро умеренно, медленно.)

Ща - ща - ща – мы домой несли леща.

Ащ - ащ - ащ – мы наденем плащ.

Учитель. Молодцы!

5. Обобщение по «ленте букв».

Учитель. Назовите все изученные буквы. Почему гласные буквы располагаются в двух рядах? А согласные? Назовите гласные буквы, которые обозначают два звука. В каких случаях?

Ответы детей.

IV. Физкультминутка.

1.Гимнастика для глаз. (Класс работает по таблице Н.Ф. Базарного.)

2.Хомка.

Хомка - хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

V. Работа по теме урока.

1. Выделение звука [щ] в словах. Игра «Найди звук».

Учитель. Найдите одинаковый звук в словах: клещи, щётка, ящик, ящерица, щука.

Дети. Звук [щ].

Учитель. Тема урока «Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.»

Сегодня мы познакомимся с новым звуком [щ’]. Узнаем, какой буквой он обозначается на письме. Выучим написание строчной буквы щ.

2. Фонетическая зарядка.

Учитель. Вспомните, как паровоз выпускает пар.

Дети. Щ - щ – щ.

3. Характеристика звука [щ].

Учитель. Произнесите звук [щ]

Дети произносят.

Учитель. Что происходит с воздухом при произношении этого звука?

Дети. Воздух встречает во рту преграду.

Учитель. Какой это звук?

Дети. Согласный

Учитель. Он звонкий или глухой?

Дети. (Работают по « ленте букв».) Он непарный глухой.

Учитель. Звуки [ч’] [й’] [щ’] – всегда мягкие.

Дети. Значит звук [щ’] – всегда мягкий.

VI. Продолжение темы урока.

  1. Знакомства с буквами Щ, щ.

Учитель. Звук [щ’] обозначается буквой щ. Найдите эту букву в учебнике. На что она похожа?   Ответы детей.

Учитель.    На расчёску

Щ – играющий щенок.

Щ похожа.

Кверху лапками он лёг.

Три зубца всего?

 

Ну что же!

 

2. Работа в «Прописи» стр. 22

Обвести узор по контуру.

Сравнить печатную «щ» и строчную «щ».

Графический анализ элементов, из которых состоит буква «щ».

Показ и объяснение написания буквы «щ» учителем.

Упражнения в написании буквы «щ» учащимися.

VII. Слоговой анализ.

1.Чтение слогов-слияний

Учитель. При чтении обратите внимание на то, что звук «щ» произносится мягко.

2. Звуко-буквенный анализ слогов-слияний. (Ученики работают с раздаточными наборами звуковых схем.)

3. Письмо по образцу слогов слияний в «Прописи».

4. Чтение слов с данными слияниями. (Используется пособие «Азбука подвижная».)

ща – щавель, чаща, роща
щу – щука, ищу, чищу
ще – щегол, щенок
щи – щипцы, лещи
щё – щёки, щётка

VIII. Физкультминутка.

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет щёки, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и шагать.

IX. Анализ схемы слова «щука».

1. Работа по «Азбуке».

Учитель. Отгадайте загадку.       Кто это хвостиком виляет, Зубаста, но не лает?

Дети. Щука.

Учитель. Как щука помогла Емеле? Составить предложения.

Ответы детей.

Учитель. Щука живёт в реке. Рыбаки называют её речным волком. Нападает она и на маленьких рыбёшек, и на крупных. Если она голодная, то может утащить на дно утёнка или гусёнка. Есть у неё ещё одно прозвище – речной санитар. Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.

2. Продолжение работы в «Прописи».

Учитель. Сделайте анализ схемы слова «щука». (Ответы детей. Проводится орфографический анализ этого слова. Обращается внимание на соединение букв в нём.) Запишите слово по образцу.

X. Работа над орфографической зоркостью.

1.Работа в «Прописи» над предложением:

Ёрш и щука – рыбы.

Учитель. Ёрш чем-то напоминает ежа – такой же колючий. Ёрш очень живуч. Бросишь его на лёд – замёрзнет, а в тепле оттает и вновь поплывёт.

Проводится орфографический разбор предложения. Затем ученики самостоятельно списывают его с образца. Далее предлагается задание поставить ударение во всех словах и подчеркнуть «опасные места». Осуществляется проверка выполненного.

XI. Итог урока.

Учитель. С каким звуком познакомились на уроке? Что о нём узнали? Какой буквой на письме он обозначен? Что вы узнали нового и интересного на уроке?

Ответы детей.На втором уроке продолжается работа по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок во 2 классепо теме: Солнечная семья.

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе...

Конспект урока по математике в 3 классепо теме "Уравнение. Обобщение и закрепление знаний"

Урок  учитывает требования ФГОС 2 поколения: самоконтроль учащихся (самопроверка, взаимопрвера), работа в группах, самостоятельная постановка цели и задачи урока самими учащимися. Прилагается пре...

Урок в 4 классепо математике "Деление на 100, 1000, 10000"

- совершенствовать навык устного счета; - формировать навык деления на 1000, 10000; - совершенствовать навык решения задач; - совершенствовать вычислительный навык; - воспитывать любовь к предмету; - ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "Письмо слов с орфограммами ча-ща, чу-щу"

Урок в 1 классе по системе Л.В. Занкова разработан с требованиями ФГОС НОО. Указаны УУД, метапредметные задачи урока....

Презентация для 1 класса по обучению грамоте, для работы с диктантом "Яблоки" с включением словарных слов и слов с изученными орфограммами.

Презентация предназначена для учащихся 1 класса в преиод обучения грамоте (завершающий этап) для визуального восприятия текста диктанта "Яблоки". В диктант включены словарные с лова с слова с изученны...

Конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) "Чтение слов с буквой Ч. Орфограмма ча-чу"

План-конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) 1 класс  "Чтение слов с буквой Ч. Орфограмма ча-чу" УМК "Школа России"...