Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

lenkycuk91

Рабочая программа и календарно-тематческое планирование по предмету "Обучение грамоте". Расчитано для занятий в первом классе. Учебно-методический комплекс "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc368 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по музыке для 1 «А» класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Начальная школа – детский сад №2»
  • Учебного плана на 2019-2020 учебный год МБОУ «Начальная школа – детский сад №2
  • Перспектива. Обучение грамоте. Традиционная система. Сборник рабочих  программ для четырёхлетней начальной школы Л.Ф. Климанова,     Т.В.Бабушкина; Рос.акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2011 
  • «Азбука» Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева;  Просвещение, 2019

Рабочая программа в 1 «А» классе рассчитана на 208 часов. Из них обучение чтению – 96 часов, обучение письму – 112 часов. 9 часов в неделю, из расчета 4 часа в неделю по обучению чтению и 5 часов в неделю по обучению письму.

В авторскую программу изменения не внесены.

Основное содержание предмета «Обучение грамоте»

Обучение грамоте строится на коммуникативно-познавательной основе, имеющей ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении.

I. Давайте знакомиться! (подготовительный этап).

Мир общения.

Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники.

Слово в общении.

Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова-названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением.

Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных? Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.

Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация.

«Общение» с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов.

Рисунки и предметы в общении.

Предыстория письменной речи.

Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи.

Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений.

Сообщения, записанные знаками-символами.

Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др.

Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях.

Первоначальное обобщении: жесты, рисунки, знаки, слова – наши посредники в общении с людьми, средства общения.

Слово как главное средство общения.

Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные.

Звуковая структура слова.

Звуки в природе.

Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твердые согласные звуки, их обозначение.

Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями).

Звучание и значение слова.

Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии).

Слово как сложный знак, замещающий что-либо (вещь, действие, предмет).

Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов.

Слова и слоги. Ударение в слове.

Слог – минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово – номинативная (назывная) единица, слог – единица произношения. Слогообразующая функция гласных.

Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения.

Смыслоразличительная роль ударения (замок – замок, кружки – кружки).

Слово и предложение.

Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова.

Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца.

Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов.

Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения.

II. Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап).

Гласные звуки и буквы.

Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами.

Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ).

Звучание и значение слова.

Согласные звуки и буквы.

Согласные звуки, обозначение их буквами.

Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами.

Смыслоразличительная функция звуков.

Мягкие и твердые согласные.

Обозначение на письме мягкости согласных.

Звонкие и глухие согласные.

Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов по слогам.

Открытый и закрытый слоги.

Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: ы-и, о-е, а-я, э-е, у-ю.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Слова с непроверяемым написанием (ученик, учитель, фамилия, пенал и др.).

Буквы е, ё, ю, я.

Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звука й' и гласного а, о, у, э(в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твердого знаков).

Буквы ь и ъ.

Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.

Употребление ь и ъ как разделительных знаков.

Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё.

Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных.

Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками (первоначальные наблюдения).

Повторение – мать учения! Старинные азбуки и буквари.

Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания).

Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль.

III. Про все на свете (послебукварный этап).

Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику.

Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание).

Звуко-слоговой состав слов.

Слово и предложение.

Знаки препинания в конце предложения.

Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак.

Простейший анализ предложений. Порядок и смысл слов в предложении, их взаимосвязь.

Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова2 (см. Примечание).

Основное внимание в период обучения грамоте (чтение) отводится изучению письменной речи и вырабатыванию фонематического слуха учащихся. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идет совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является понятие «общение», которое рассматривается не статично, а разворачивается в форме деятельности.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Планируемые предметные результаты изучения предмета «Обучения грамоте»

- знать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

- уметь вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

- различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

- правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;

- знать способы их буквенного обозначения;  

- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и)

 и мягким знаком;

- определять место ударения в слове;    

- вычленять слова из предложений;   

- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;   

- грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением; 

- употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

-  устно составлять 3—5 предложений на определенную тему;     

- знать гигиенические правила письма;    

-  правильно писать формы букв и соединения между ними;   

- уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

          Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе изучения всего программного материала.

Календарно-тематическое планирование «Обучение чтению».

№ п/п

Тема урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Введение в мир общения

1

«Давайте знакомиться!»  Знакомство с учебной книгой – «Азбукой». Мир общения.

2

Мы теперь ученики. Книжки – мои друзья.

3

Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

4

Номинативная функция слова. Слова – названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением.

5

Помощники в общении: жесты, мимика, интонация.

6

Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. Общение без слов.

7

 Как понять животных? Язык животных, их движения, позы. Рассказы в картинках.

8

Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.

9

Предыстория письменно речи. Путешествие по городу.

10

В Цветочном городе. Знаки охраны природы.

11

Как найти дорогу? Дорожные знаки.

12

Оформление сообщений с помощью схем. Удивительная встреча. Звездное небо. Загадочное письмо.

13

Мир полон звуков. Звуки в природе.

14

Как звучат слова?

15

Гласные и согласные звуки.

16

Твердые и мягкие согласные.

17

Звучание и значение слова.

18

 Слова и слоги. Ударение в слове.

19

Слово и предложение.

20

Повторение – мать учения.

Азбука «Страна АБВГДейка». Часть 1.

21

Звук [а]; буквы Аа.

22

Звук [о];  буквы Оо.

23

Звук [у], буква Уу.

24

Закрепление изученного о гласных звуках.

25

Звук [и]. Буквы Ии.

26

Звук [ы]. Буква ы

27

Звук [э]. Буквы Ээ

28

Закрепление изученного о гласных звуках.

29

Узелки на память.

30

Узелки на память.

31

Закрепление изученного.

32

Закрепление изученного.

33

Звуки [м] — [м`]. Буква М.

34

Звуки [с] — [с`], буква Сс.

35

Звуки [н] — [н`], буква Нн.

36

Звуки [л] — [л`], буква Лл.

37

Игры со словом. Чтение предложений и текста.

38

Звуки [т] — [т`], буквы Тт.

39

Звуки [к] — [к`], буквы Кк.

40

Упражнения в чтении. Игры со словами.

41

Узелки на память.

42

Звуки [р] — [р`], буквы Рр.

43

Звуки [в], [в`], буквы Вв.

44

Звуки [п] — [п`], буквы Пп.

45

Звуки [г] — [г`], буквы Гг.

46

Парные по глухости- звонкости звуки [г] — [к], [г`] — [к`]

47

Упражнения в чтении. Игры со словами.

48

Буквы Ее в начале слова и после гласных.

49

Буквы Ёё в начале слова и после гласных.

50

Обозначение мягкости согласных буквами е, ё. чтение слов с буквами е, ё.

51

Чтение слов с изученными буквами.

52

Узелки на память. Игры со словами.

Азбука «Страна АБВГДейка». Часть 2.

53

Звуки [б] — [б`], буква Бб. Парные по глухости-звонкости звуки [б] — [п], [б`] — [п`].

54

Звуки [з] — [з`], буквы Зз.

55

Парные по глухости-звонкости звуки [з] — [с], [з`] — [с`]. Упражнение в чтении.

56

Повторение – мать учения.

57

Звуки [д] — [д`], буквы Дд. Парные по глухости-звонкости звуки [д] — [т], [д`] — [т`].

58

Звук [ж], буквы Ж, ж. правописание слов с буквосочетанием жи.

59

Мои первые книжки.

60

Загадки слов. Веселые картинки.

61

Узелки на память. Игры со словами.

62

Буква Я в начале слова и после гласных. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы я.

63

Составление рассказа по картинкам. Игра в слова.

64

Звуки [х] — [х`], буквы Хх.

65

Мягкий знак — показатель мягкости согласных.

66

Звук [й], буквы Йй.

67

Повторение  изученных букв.

68

Буква Ю в начале слова и после гласных.

69

Обозначение мягкости согласных буквой ю. Приговорки, игры, загадки, песенки.

70

Узелки на память. Упражнения в чтении.

71

Звук [ш], буквы Шш. Правописание слов с буквосочетаниями жи – ши

72

Звук [ч`], буквы Чч. Правописание слов с буквосочетаниями ча, чу

73

Звук [щ`]. Буквы Щщ. Правописание слов с буквосочетаниями ча - ща, чу – щу

74

Чтение текстов о хлебе. Наблюдения над словами.

75

Звук [ц], буквы Цц.

76

Звуки [ф], [ф`], буквы Фф. Парные по глухости – звонкости звуки [в] — [ф],[ в`] — [ф`].

77

Разделительные ь и ъ.

78

Узелки на память. Упражнения в чтении. Наблюдения над словами

Рабочая тетрадь «Пиши красиво»

79

Повторенье — мать ученья. Слово – это знак. Значение слова.

80

Старинные азбуки и буквари.

81

По страницам старинных азбук.

82

Читаем сами. Народная пословица.

83

Обращение Л. Толстого к учащимся Яснополянской школы.

84

Проверка читательских умений

85

Упражнения в чтении.

86

Про все на свете.

87

С чего начинается общение?

88

Умеет ли разговаривать природа?

89

Что, где, когда и почему? Удивительное рядом.

90

Чтобы представить слово. Об одном и том же по- разному.  Книга природы.


Календарно-тематическое планирование «Обучение письму».

№ п/п

Тема урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Подготовка к письму

Развитие фонематического слуха.

1

«Твои новые друзья». «Дорога в школу».

2

 «Первое задание». «На уроке» Что в центре круга?

3

«Большие и маленькие». «Сравни»

4

«Каких цветов больше? Направление. Найди короткий путь».

5

«Чем похожи? Где чей домик?».

6

«Лото. Найди пару?»

7

«У речки. Сколько? Столько.»

8

«Целое и часть. На компьютере».

9

 «Часть и целое. Целое из частей».

10

«Головоломка. Овал. Элементы печатных букв  аи б».

11

«В квартире. Веселые превращения. Элементы печатных букв в и г».

12

«Сравни дома. В магазине одежды. Элементы печатных букв д и е».

13

«В походе. На отдыхе. Элементы печатных букв ж и з».

14

 «На коньках. Контуры и силуэты. Элементы печатных букв и и к».

15

«На волнах. Морское путешествие. Элементы печатных букв л, м».

16

«На лугу. Мы рисуем. Элементы печатных букв н, о».

17

«Под грибом. Сравни, подумай. Элементы печатных букв п, р».

18

«Мы спортсмены. Выбирай. Элементы печатных букв с, т».

19

«Кто построил домики? Сравни и подумай. Элементы печатных букв у, ф».

20

«Рассмотри и расскажи. В гости к бабушке. Элементы печатных букв х, ц».

21

 «Распиши посуду. Наличники. Элементы печатных букв ч, ш».

22

«Закрепление изученного»

23

«Расшитые полотенца». «Лоскутное одеяло. Элементы печатных букв щ, ь, ъ, ы». 48-49

24

«Прогулка в парк». «Знаки в городе». «Подбери пару». «Разгадай секрет» Элементы печатных букв э, ю,я.

25

«Подумай и сравни. В спортивном зале. Догадайся. Элементы письменных букв ».

Пропись  «Мой алфавит» часть первая

26

 «На велосипедах. Собери машину. Проверь себя. Подумай и сравни. Элементы письменных букв ».

27

Звуковой анализ слов со звуком [а]. Буквы Аа.

28

Звуковой анализ слов со звуком  [о]. Буквы Оо.

29

Строчная буква у.

30

Заглавная буква У.

31

Повторение изученного.

32

Буквы Ии.

33

Буква ы.

34

Строчная буква э.

35

Заглавная буква Э.

36

Закрепление изученного.

37

Буквенная мозаика.

38

Пиши, да не спеши.

39

Закрепление изученного.

40

Закрепление изученного.

41

Закрепление изученного.

42

Звуки [м] — [м`], буква Мм.

43

Звуки [с] — [с`], буква Сс.

44

Буквы Н, н.

45

Буквы Л,л

46

Закрепление изученных букв.

47

Буквы Тт.

48

Буквы к, К.

49

Загадки слов.

50

Закрепление изученного.

51

Буквенная мозаика. Пиши, да не спеши.

52

Буквы Рр

53

Буквы В,в

54

Буквы П, п.

55

Закрепление изученного.

56

Буквы Г,г

57

Закрепление изученного.  

58

Закрепление изученного.

59

Буквы Ее

60

Повторение. Проверка знаний.

61

Буквы Ё, ё

62

Письмо слов с буквами е, ё.

63

Закрепление изученного.

64

Закрепление изученного.

65

Закрепление изученного.  Буквенная мозаика.

Пропись «Мой алфавит» часть вторая

66

Буквы Б, б. правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками б] — [п],[ б`] — [п`].

67

Буквы З,з.

68

Правописание слов с парными согласными  по глухости-звонкости звуками [з] — [с],[ з`] — [с`].

69

Правописание слов с парными согласными  по глухости-звонкости звуками [з] — [с],[ з`] — [с`].

70

Закрепление изученного.

71

Буквы Д, д. Правописание слов с парными согласными  по глухости-звонкости звуками [д] — [т],[ д`] — [т`].

72

Строчная буква ж

73

Заглавная буква Ж.

74

Правописание слов с буквосочетанием жи.

75

Закрепление изученного.

76

Буквенная мозаика. Контрольное списывание.

77

Буквы Я, я.

78

Закрепление изученного.

Рабочая тетрадь «Пиши красиво»

79

Буквы Хх

80

Мягкий знак. Правописание слов с мягким знаком – показателем мягкости.

81

Повторение изученных букв. Звуковой анализ.

82

Буквы Й й.

83

Повторение. Письмо слов с буквами й, ь.

84

Буквы Ю, ю

85

Обозначение мягкости согласных буквой ю.

86

Буквенная мозаика.  Проверка знаний

87

Закрепление изученного.

88

Буквы Шш (Правописание слов с буквосочетаниями жи – ши).

89

Буквы Чч (Правописание слов с буквосочетаниями ча, чу).

90

Буквы Щщ (Правописание слов с буквосочетаниями ча - ща, чу – щу).

91

Упражнение в правописании слов с буквосочетаниями ча - ща, чу – щу

92

Закрепление изученного.

93

Буквы Цц.

94

Буквы Фф Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками [в] — [ф],   [ в`] — [ф`].

95

Буква ъ. правописание слов с разделительными ь и ъ.

96

Закрепление изученного.

97

Закрепление изученного.

98

Буквенная мозаика. Закрепление изученного.

99

Отработка написания элементов букв.

100

Отработка написания элементов букв – плавных линий с точкой.

101

Закрепление изученного.

102

Отработка написания элементов букв – прямых линий с петлей внизу.

103

Отработка написания элементов букв – прямых линий с петлёй вверху и внизу.

104

Отработка написания элементов букв – овалов и полуовалов.

105

Отработка написания элементов букв. Кроссворд

106

Отработка написания элементов букв.

107

Отработка написания элементов букв.

108

Отработка написания элементов букв.

109

Отработка написания элементов букв.

110

Отработка написания элементов букв. Правописание имен собственных.

111

Правописание имён собственных, слов с буквосочетанием чк

112

Обозначение мягкости согласного буквами е, ё, ю, я, ь. правописание слов с разделительным ь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...