Слоги. Слоговая структура слова.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Новикова Марина Евгеньевна

Открытый урок по русскому языку в 1 «Б» классе

Дидактическая  цель урока: развивать умение определять количество слогов в слове; рассмотреть правила переноса слов.

Тип урока: урок закрепления  и коррекции знаний, умений, навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot._urok_1kl.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 1 «Б» классе

Урок подготовила: учитель начальных классов Новикова Марина Евгеньевна

Тема: Слоги. Слоговая структура слова.

Дидактическая  цель урока: развивать умение определять количество слогов в слове; рассмотреть правила переноса слов.

Тип урока: урок закрепления  и коррекции знаний, умений, навыков.

Планируемые результаты:

1. - знать  отличия гласных и согласных звуков и букв русского алфавита;

- уметь делить слова на слоги;

- учить списывать, разделяя, где можно, слова для переноса;

- находить слова, которые переносить нельзя;

- применять усвоенный способ в разнообразных ситуациях (метапредметная);

- уметь обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами Е, Ё, Ю, Я, И, Ь.

2. На минутке чистописания:

- умение сличать образец написания буквы и сочетания букв и свой вариант;

- умение контролировать написание букв в записи пословицы.

3. На словарной работе:

- умение определять слабые позиции звуков в словах, которые можно проверять только по словарю;

- знание написания словарных слов наизусть.

4. В рефлексивной части урока:

- знание основного закона русского языка;

- умение определять позиции звуков в словах.

Формирование УУД:

- Личностные:

  • Установление связи между учебной деятельностью и мотивом;
  • Формирование нравственно-эстетических ценностей.

- Регулятивные:

  • Находить наиболее рациональные способы выполнения задания;
  • Учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
  • Учить работать по образцу;
  • Учить организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств.

- Работа с текстом:

  • Уделять внимание процессу чтения;
  • Обучать продуктивным методам работы с учебником и другими источниками информации;
  • Учить ориентироваться в словарях и справочниках.

- Коммуникативные:

  • Развивать внимание учащихся;
  • Обучать умению слушать и записывать содержание и пояснения учителя или ответы  одноклассников;
  • Развивать диалоговую и монологическую речь;
  • Учить правилам участия в коллективной деятельности;
  • Учить способам взаимодействия, учебного сотрудничества.

- Познавательные (логические):

  • Формирование логических умений: анализа и синтеза, сравнения, доказательства.
  • Учить формулировке проблемы.

Методы обучения:

- проблемный;

- диалоговый.

Формы организации деятельности:

- фронтальная,

- индивидуальная,

- парная,

- групповая.

Средства обучения:

- оценочные листы, рабочая тетрадь, цветные карандаши, простой карандаш, словари, учебник, задания на карточках.

ХОД УРОКА

№ п/п

Этап

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

учебные

действия

Заметки.

Оформление доски

1

Организационный.

- психологический

настрой;

-самоопределение к деятельности.

- Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Вспоминаем, применяем

И ни минуты не теряем!

- Приветствие гостей урока.

- Как вы понимаете смысл высказывания

«Нужно не просто знать, а заставлять знания работать! »

- Приветствуют

гостей.

- Рассаживаются

по местам.

- Проверяют

готовность к уроку.

Личностные:

- самоопределение;

Коммуникативные:

- планирование

сотрудничества с

учителем и одноклассниками.

- Рисунки «Правила поведения на уроке».

-Высказывание:

«Нужно не просто знать, а заставлять знания работать! »

2

Постановка учебной задачи.

Послушайте внимательно стихотворения и постарайтесь ответить на вопрос:

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

- Какие задачи мы должны решить на уроке?

- Мне слоги сосчитать велели

В огромном слове ТЕЛЕФОН,

И я считала еле-еле,

Пока не запиликал он.

Дзинь-дзинь-дзинь – сказал, смотри:

ТЕ-ЛЕ-ФОН, здесь слогов три!

МА-МА – два, ЗВО-НИ-ЛА – три,

Слоги лучше повтори.

- Я пишу на белой строчке,

Далеко ещё до точки.

Только ручка, вот беда,

Уткнулась в красные поля.

Слово ЮЛЯ перенос

Для меня большой вопрос!

Одну букву не оставлю,

Хоть она и целый слог.

Слово ДРУГ, хоть небольшое,

Разделить никак не мог.

Слушают стихотворение.

Регулятивные:

- целеполагание.

Познавательные:

- анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов.

Коммуникативные:

- умение точно и полно высказывать свои мысли.

Личностные:

- смыслообразование – какое значение это имеет для меня.

3

Актуализация имеющихся и необходимых знаний.

-Молодцы!

- Сегодня мы продолжим развивать умения определять слоги в словах и  познакомимся с правилами переноса слов.

- А для чего нам нужны все эти знания?  Где мы их можем применить?

Ответы детей на вопрос «Для чего нужны знания?»

Коммуникативные:

- умение точно и полно высказывать свои мысли.

Личностные:

- смыслообразование – какое значение это имеет для меня.

4

Первичная оценка ЗУН.

- Каждый из вас получил оценочный лист.

- Ваша задача оценить свои знания и умения по теме, над которой мы сегодня будем работать.

- Поставьте, пожалуйста знаки (+, + -, - ) в колонке Прогностичекая оценка.

Работа в оценочных листах.

Регулятивные:

- целеполагание;

- прогнозирование результата.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания.

5

Чистописание.

Рефлексия.

Фронтальная работа (устная).

- Сегодня мы будем закреплять умение каллиграфически правильно прописывать букву, обозначающую звук «С».

- букву «С»  заглавную и

букву «с» строчную.

- А что вы знаете о звуке, который обозначен  буквой «С»?

- Верно. Звук «С» - согласный, глухой парный, твёрдый парный.

- Продолжите закономерность и запишите:

С  с        Сс       Ссс    ссс

- Оцените себя на полях в тетради.

- Прочитайте пословицу.

Неграмотный – что слепой.

- Как вы понимаете её смысл?

- Верно. Знания и умения очень важны в повседневной жизни. А незнание приводит к возникновению множества проблем.

- Запишите пословицу.

- Оцените себя. 

- Поменяйтесь тетрадями, а сосед по парте на полях поставит свою оценку вашей работе.

- Подчеркните орфограммы и поставьте ударение.

- Какие орфограммы подчеркнули?

- Что нужно знать, чтобы безошибочно записать слова?

- Правильно:

  • Основной закон русского языка (Буквами на письме мы обозначаем не звуки, а фонемы.)

Устная работа:

- анализ согласного звука «С».

- согласный, глухой парный, твёрдый парный.

Запись самостоятельно в тетрадь с доски.

Самооценка  на полях в тетради (+ или -)

Запись самостоятельно в тетрадь с доски.

Самооценка и взаимооценка  на полях в тетради (+ или -)

Неграмотный – что слепой.

- безударные гласные в корне слова.

Познавательные:

- анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов.

 Регулятивные:

- самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы;

- работа по образцу.

Коммуникативные:

- развитие внимания;

- развитие монологической и диалоговой речи.

Познавательные:

- анализ и синтез;

- опора на уже известное;

- формирование знаково-символического действия.

Регулятивные:

- самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы.

На доске:

  • С  с        Сс       Ссс    ссс

  • Неграмотный – что слепой.

Основной закон русского языка (Буквами на письме мы обозначаем не звуки, а фонемы.)

6

Словарная работа в виде картинного диктанта:

  • Самостоятельная запись словарных слов в тетрадь.
  • Групповая работа – проверка написания по словарю.

Фронтальный работа (устно)

КОРЗИНА,   ВОРОБЕЙ,

ВОРОНА,   СОРОКА.

- Я буду диктовать вам слова, а ваша задача их записать в тетрадь. Первое слово с большой буквы, а остальные через запятую с маленькой буквы.

- Оцените свою работу  на полях. (Самопроверка)

- А сейчас поработаем в группах.  Ваша задача – проверить правильность написания слов. А помогут вам в этом ваши знания, умения работать дружно  и словарь.

-Какие правила нужно помнить и соблюдать, работая в группе?

- Назовите сходства и различия в этих словах?

- Какое слово лишнее? Почему?

- Назовите количество слогов в словах?

- Количество букв, количество звуков, ударный слог?

Самостоятельная запись в тетради для словарной работы.

Самооценка  на полях в тетради (+ или -)

Проговаривание правил работы в коллективе.

 

Регулятивные:

- построение алгоритма деятельности;

- самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы.

- находить наиболее рациональные способы выполнения задания.

Работа с текстом:

- формирование навыков чтения;

- умение находить конкретные сведения, факты;

-  умение ориентироваться в словарях.

Коммуникативные:

- умение слушать и записывать содержание;

- развитие диалоговой и монологической речи;

- формирование навыков продуктивного сотрудничества в группе, в паре.

Познавательные:

- развитие логических умений;

- построение цепочки рассуждения.

На доске картинки с изображением:

  • Корзина
  • Воробей
  • Ворона
  • Сорока

На доске правила работы в группе:

  • В группе должен быть ответственный.

  • Если не понял, переспроси.

  • Своё несогласие выражай вежливо.

  • Один говорит, другие слушают.

  • Работать должен каждый на общий результат.

7

Первичное закрепление.

- устная работа в группах.

- Каждой группе дано задание: ответить устно на вопросы.

- Задача группы:

  • Распределить обязанности.
  • Применить свои знания по теме.

* что называется СЛОГОМ?

* какие звуки служат для образования слогов?

* что нужно знать, чтобы разделить слова на слоги?

* что нужно знать, чтобы перенести слова на строчку?

*** По какому признаку разделены слова на два столбика?

*** Объясните правила, по которым разделили слова на слоги в каждой строчке?

  1. В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

  1. Буквы Й, Ь, Ъ знаки при переносе не отделяются от буквы, за которой они стоят.

  1. При переносе слов с двойными согласными  одну букву оставляют на строке, а другую переносят.

  1. Буквы Й, Ь, Ъ знаки при переносе не отделяются от буквы, за которой они стоят.

  1. Буквы Й, Ь, Ъ знаки при переносе не отделяются от буквы, за которой они стоят.)

Работа в группах устно.

Регулятивные:

- построение алгоритма деятельности;

- самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы.

- находить наиболее рациональные способы выполнения задания.

Коммуникативные:

- развитие внимания;

- развитие монологической и диалоговой речи.

Познавательные:

- анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов.

Вопросы на карточках.

НА ДОСКЕ ТАБЛИЧКИ СО СЛОВАМИ:

1 группа:

Я – МА

УЗ – НА – Ю

А – ЗИ – Я

2 группа:

МА – ЛИ – НА

БОЛЬ – ШОЙ

ГРУП – ПА

СЕ – МЬЯ

ПОДЪ – ЕЗД

 ПОД – БИТЬ

8

Физкультминутка

Руки вверх - пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали дружно вместе,

Покружились все на месте.

Пусть вопрос бывает труден - (руки на голову и наклоны головой)

Огорчаться мы не будем. (руки согнуть в локтях и круговые движения)

Сами мы ответ найдём! (ноги согнуть в коленях, поднимая  ноги достаём локтями рук)

К цели мы своей придём!

Активным на уроке будь, (прыжки на месте)

И станет легче школьный путь!

Личностные:

Формирование нравственно-эстетических ценностей.

9

Практическая работа.

Задания на закрепления.

Самостоятельная работа в парах.

Самостоятельная работа на индивидуальных листочках.

Самооценка.

- А сейчас вашей задачей будет работая в парах, выполнить в тетради  задание из учебника:

стр. 19 упр. № 36

- У кого это задание вызвало трудности?  

- Как вы думаете, почему?

- Что нужно уметь и знать, чтобы выполнить это задание?

- Хорошо.  

Следующий этап нашего урока – это самостоятельная работа  на листочках, которые я вам раздам.

Внимательно читайте задания и  постарайтесь применить все знания, о которых мы сегодня ведём речь.

- Если  задание не вызвало у вас затруднение, нарисуйте улыбку, а если были трудности в выполнении, то нарисуйте дугу.

Самостоятельная работа в парах по учебнику: стр. 19 упражнение 36.

Запись в тетрадь.

Самостоятельная работа на листочках  и самооценка.

Личностные:

- установление связи между учебной деятельностью и мотивом.

Регулятивные:

- планирование деятельности;

- самооценка и самоконтроль выполняемой работы;

- формирование навыков работы по алгоритму.

Работа с текстом:

- формирование продуктивных методов работы с учебником.

На доске:

- улыбка

- дуга

10

Рефлексия урока.

Фронтальная работа (устный опрос).

- Вернёмся к нашей задаче урока.

  • Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи на уроке?

  • Оцените свои знания и умения в оценочном листе, в колонке «Оценка по результату».

-  Кому было легко работать на уроке, поднимите красный кружок?

- У кого работа на уроке вызывала некоторые трудности, поднимите зелёный кружок?

- У кого остались вопросы и недопонимания по теме урока, работать было тяжело, поднимите синий кружок.

- У каждого на парте лежат листочки с творческим заданием, выполните его, пожалуйста, по желанию  на досуге.

- Благодарю вас за урок! Надеюсь, полученные  знания и навыки помогут вам быть грамотными и интересными в общении с окружающими.  

Самооценка в оценочном листе.

Самооценка с помощью кружков.

Регулятивные:

- самооценка  и самоконтроль.

Коммуникативные:

- формирование способов учебного сотрудничества.

На доске:

КРУЖКИ:

  • Красный

  • Зелёный

  • Синий

Дополнительный материал к уроку:

Красным карандашом подчеркни все гласные буквы в словах. Простым карандашом одной чертой  подчеркни слова,

которые состоят из одного слога. Остальные слова простым карандашом раздели на слоги вертикальной линией.

СТУЛ,    ПОГОДА,   ЛЁН,   СРЕДА,   УРОК,

СВОЙ,    АНЯ,     ЁЛКА,     МОРЕ,    ДОМ.

Придумай и запиши по 6 слов в три столбика. В 1 столбик – слова, состоящие из одного слога. Во 2 столбик – слова, состоящие из двух слогов. В 3 столбик – слова, состоящие из трёх слогов. Поставь во всех ударение в словах.

Имя__________________________________________

Фамилия _____________________________________

1.__________

2.__________

3.__________

4.__________

5.__________

6.___________

1.__________

2.__________

3.__________

4.__________

5.__________

6.___________

1.__________

2.__________

3.__________

4.__________

5.__________

6.___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство коррекции слоговой структуры слова в условиях школьного логопункта

Логопедическая работа по коррекции нарушений  слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Сегодня активно происходит модерни...

Доклад на тему «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР »

Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение  остаётся  одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетике.     В ли...

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с ОНР»

По итогам диагностики, проделанной за последние пять лет, наблюдаю среди поступающих в школу увеличение числа детей с речевыми нарушениями, со слабой школьной готовностью. Одним из наиболее тяжелых и ...

Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема: Слоги. Слоговая структура слова.

Тема: Слоги. Слоговая структура слова.Дидактическая  цель урока: развивать умение определять количество слогов в слове; рассмотреть правила переноса слов.Тип урока: урок закрепления ...

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Слоги. Слоговая структура слова".

Цель урока: развивать умение определять количество слогов в слове; рассмотреть правила переноса слов....

Дидактическая игра "Переставь слоги или звуки" для развития звукового анализа и синтеза. слоговой структуры слова.

игра для младших школьников, цель: развитие звукового анализа и синтеза. слоговой структуры слова....