русский язык
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шугаепова Рания Рафиковна

конспект урока для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                       

                                 

Тема : Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? ,  

             и  существительные,   отвечающие на вопрос что?

Цели: познакомить учащихся с лексическим значением имён существительных,

           развивать  умение  различать слова, отвечающие на вопрос  кто? что?, форми-

           ровать  понятие «имя существительное», воспитывать интерес к знанию

Оборудование: картинки, тестовые задания, загадки, дидактические  игры,

                         

                                                   Ход  урока.

I   Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

II  Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания (выборочно). Взаимопроверка тетрадей.

2. Чистописание.

3. Орфографическая минутка.

- Поставьте имена существительные во множественном числе. Запишите, подчеркните орфограммы.

Снегирь, завод, холод, город, лошадь.

(Ответы: снегири, заводы, холода, города, лошади).Самопроверка.  

III  Работа по теме урока.

1. Наблюдение над существительными, отвечающими на вопрос кто? или что?

- Разделите эти слова на две группы:

Клён, волк, рысь, мяч, черепаха, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал, Миша, бабочка, девочка, белка.

 

1 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

  (волк, рысь, черепаха, Миша, бабочка, девочка, белка.)

2 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос  что?

  ( клён, мяч,  яблоко, ветер, доска, ручка, пенал)

Учитель:

- На какие группы разделили?

- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

Делается вывод:

- Имена существительные, которые называют людей и животных(одушевленные), отвечают на вопрос кто? , другие имена существительные(неодушевленные) отвечают на вопрос что?

Сейчас допишите в каждую группу ещё по три слова.

2. Игра «Узнай»

Отгадайте загадки, напишите отгадки.

1 ряд – ответы,  отвечающие на вопрос кто?

2 ряд - ответы,  отвечающие на вопрос что?

а)  Зимой и летом одним цветом . (ёлка)

б) В огне  не горит, в воде не тонет. (лёд)

в) Хвостом   влияет,

     Зубаста , а не лает   (щука)

г)  Зверь мохнатый, косолапый,

     Он сосёт в берлоге лапу?  (медведь)

д)  Сок из цветков берет

     И в сотах копит сладкий мёд.  (пчела)

е)  Не живая – а идёт

     Неподвижна, а ведёт (дорога)

1 ряд                                           2 ряд

щука                                            ёлка

медведь                                       лёд

пчела                                           дорога

Учитель:

- Что обозначают имена существительные?

Имена существительные обозначают:

Учитель:                                                                       Ученики:

1. Конкретные предметы                                        доска, тетрадь

2. Живые существа                                                  кошка, белка, мальчик

3. Явления природы                                                дождь, снег

4. Процесс, название действий                               рост, стрельба  

5. Абстрактные понятия                                          верность, дружба, любовь

Физкультминутка

«Не ошибись , пожалуйста»

Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово «пожалуйста»:

  1. Встаньте, пожалуйста.
  2. Поднимите руки.
  3. Будьте добры, похлопайте.
  4. Потопайте, пожалуйста.
  5. Тихонько сядьте.
  6. Попрыгайте, пожалуйста.
  7. Тихонько сядьте, пожалуйста

3. Работа по учебнику:  упражнение 394

( наблюдение над особенностями имён существительных, отвечающих на вопрос кто?, и на вопрос что? )

Домашние животные: кто? корова, коза,…….

Учебные вещи: что? пенал, карандаш, альбом,  ………  

4. Индивидуальная работа. Тест .

  1. Имя  существительное – это  часть речи, которая…

А) Называет признак предмета

Б) Называет предметы

           В) Называет явления природы, события.

       2. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос кто?

           А) Растение

           Б) Дыхание

           В) Червяк.

       3. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос что?

           А) Насекомые

           Б) Здоровье

           В) Грызуны.

       4. Какое слово «лишнее»?

            А) Конь

            Б) Лошади

            В) Жеребенок

   

5. Игра   «Рыбалка»

(на доске прикреплены «рыбки» - слова)

1 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос кто?

2 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос что?

Докажите свой выбор и составь предложения с любыми из данных слов.

6. Картинный диктант.

Учитель показывает предметный рисунок. Учащиеся называют имя существительные,  записывают его, вставят вопрос.

IV. Итог урока.

- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? Приведите примеры.

- Какие имена существительные отвечают на вопрос что? Приведите примеры.

Домашнее задание.

  1. Правило, стр. 148
  2. упр. 399, стр. 150


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...