Рабочая программа по русскому языку 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Вдовиченко Галина Анатольевна

Преподавание русского языка в 3 классе ведётся по авторской программе «Начальная  школа 21 века».

Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.

Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yaz_3_klass.docx55.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа № 2»

«Утверждаю»

Директор   школы: _____________Н.В.Хохлачева

Приказ № 278 от  29.08.2019 г.

Рабочая программа

Русский язык

Уровень начального общего образования

3 класс

Количество часов: 136 часов / 4 часа в неделю/

Учитель: Вдовиченко Галина Анатольевна

Программа разработана на основе ФГОС начального общего образования, авторской программы С.В. Иванова, Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф», 2013г.

г. Константиновск

2019 – 2020 учебный год

Русский язык. 3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы

Рабочая программа по русскому языку разработана для обучающихся 3 класса  составлена в соответствии с требованиями:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373) (с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011г.);с изменениями от 31.12.2015г №1577,№1578.
  2. Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, Ростовской области (начальное общее образование);
  3. Федеральной примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта;
  4. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 2 на 2019-2020 учебный год;
  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального-государственного образовательного стандарта второго поколения;
  6. Базисного учебного плана МБОУ СОШ №2 г. Константиновска на 2019-2020 учебный год.

7. Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования на 2019-2020 учебный год.

8. Авторской программой С.В. Иванова,( Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф»2013г.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Преподавание русского языка в 3 классе ведётся по авторской программе «Начальная  школа 21 века».

Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.

Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является «Обучение грамоте». Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения

При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т.п.)

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Важной отличительной стороной предмета является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

 Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Цели предмета «Русский язык»:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

- развитие устной и письменной речи обучающихся;

- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Задачи предмета:

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

 

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Место учебного предмета «Русский язык в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область  «Филология». Согласно Федеральному базисному  учебному плану (инвариантная часть) для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка  в 3 классе отводится: 136 учебных часов,  из расчета 4 часа в неделю.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

№ п/п

Раздел

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

Фонетика

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

Моделировать звуковой состав слова, отражая в модели качественные характеристики звуков;  сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками; классифицировать: звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные — согласные и т. д.); слова по количеству слогов и месту ударения; анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели; обосновывать выполняемые и выполненные действия; осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом; контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания; находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа, ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука; объяснять причину допущенной ошибки.

Орфография и пунктуация

Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложений.

Группировать слова, которые пишутся с заглавной или со строчной буквы. Объяснять свои действия;  применять изученные правила при списывании слов и предложений, при письме под диктовку; осознавать алгоритм списывания;  контролировать и уметь объяснить собственное написание, соответствующее изученным правилам;  использовать орфографическое чтение как средство контроля за правильностью написанного;  исправлять допущенные на изученные правила ошибки и объяснять свои действия

Слово и предложение

Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Моделировать состав предложения; корректировать предложения, содержащие смысловые ошибки; выделять существенные признаки, синтезировать их: различать слово и предложение; определять, находить задуманное слово по его лексическому значению; контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания

Состав слова

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Изменять форму слова, находить и выделять окончания; обосновывать собственное мнение; оценивать собственную деятельность; оценивать уровень владения учебным действием; знать значимые части слова.

Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова

Развитие речи

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

Наблюдать над особенностями текста; строить монологическую речь; анализировать тексты, определять типы текстов;

График прохождения программного материала

п/п

Четверти

Количество часов

Сроки прохождения

Практическая часть

Контрольный диктант

Словарный диктант

списывание

изложения

сочинения

тест

1

1 четверть

36

02.09 – 31.10

3

1

1

-

-

1

22

2 четверть

28

11.11 – 26.12

2

2

1

-

1

3

33

3 четверть

41

09.01– 19.03

2

1

2

2

-

3

44

4 четверть

31

30.03- 21.05

2

1

1

5

1

      1

Итого

136

02.09-21.05

9

5

5

7

2

8

В праздничные дни 24.02, 09.03, 04.05, 05.05, программный материал был уплотнен за счёт совмещения отдельных тем уроков (№ 91,102,128,131)

Календарно-тематическое планирование. Русский язык. 3 класс

№ п/п

Тема раздела,  урока

Кол-во часов

Дата проведения

Вид контроля

Домашнее

задание

план

факт

Фонетика. Звуки и буквы

1

02.09

текущий

с 6 упр.5

Вспоминаем правило написания прописной буквы

1

03.09

текущий

с 8 упр.3

Фонетический разбор слова

1

04.09

текущий

с11 упр.4

Вспоминаем правила переноса слов

1

05.09

текущий

 Повторение. Текст, его признаки и типы

1

09.09

текущий

с12  упр.5

Фонетический разбор слова

1

10.09

текущий

с17 упр.5

Повторяем правила обозначения гласных после шипящих

1

11.09

текущий

с18 упр.2

Повторяем состав слова

1

12.09

текущий

Повторяем правописание безударных   гласных в корне слова.

1

16.09

текущий

с 25 упр.3

Разбор слова по составу»

1

17.09

тематический

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного материала во 2 классе».

1

18.09

тематический

с 28 упр.3

Работа над ошибками.

Р/р Текст, его признаки и типы

1

19.09

текущий

Повторяем правописание согласных в корне слова

1

23.09

текущий

с 33 упр.3

Повторяем словообразование.

1

24.09

тематический

С35 упр.4

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

25.09

текущий

с 37 упр.4

Р/р Текст и его заголовок.

1

26.09

текущий

Вспоминаем правописание суффиксов и приставок

1

30.09

текущий

с 40 упр.4

Контрольный диктант по теме «Повторение орфограмм корня»

1

01.10

тематический

Работа над ошибками в диктанте. Вспоминаем правописание суффиксов и приставок.

1

02.10

текущий

с 42 упр.3

Контрольная работа (тест) по теме «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу».

1

03.10

тематический

Р/р Заголовок и начало текста.

1

07.10

текущий

с 45 упр.2

  1.  

Предложение
и его смысл. Слова в предложении.

1

08.10

текущий

с 49 упр.5

23

Списывание по теме «Повторение изученных орфограмм»

1

09.10

тематический

С51 упр.1

   24

Виды предложения по цели высказывания и интонации.

1

10.10

текущий

    25

Р/р Последовательность абзацев в тексте. Деление текста на абзацы.

1

14.10

текущий

с 54упр.2

    26  

 Главные члены предложения.

1

15.10

текущий

с 60 упр.5

                           27

 Правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков.

1

16.10

текущий

с 62 упр.5

     28

Главные члены предложения.

1

17.10

текущий

     29

Учимся писать приставки.

1

21.10

текущий

с 67 упр.2

    30

Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//с.

1

22.10

текущий

с 68 упр.4

     31

Подлежащее. Словарный диктант.

1

23.10

тематический

с 71 упр.4

    32

Сказуемое.

1

24.10

текущий

    33

Р/р Учимся писать письма.

1

28.10

тематический

С77 упр.3

    34

Контрольный  диктант  за 1 четверть «Чижи».

1

29.10

тематический

    35

Работа над ошибками. Подлежащее и сказуемое.

1

30.10

текущий

С74 упр.3

    36

Второстепенные члены предложения.

1

31.10

текущий

    37

Обстоятельство.

1

 11.11

текущий

С89 упр.5

    38

Обстоятельство.  Самостоятельная работа «Виды предложений по цели высказывания».(тест)

1

12.11

тематический

с 91 упр.5

    39

Учимся писать приставку с-.

1

13.11

текущий

с 93 упр.3

40

Р/р Работа с деформированным текстом.

1

14.11

текущий

41

Работа над ошибками. Определение.

1

18.11

текущий

С97 упр.4

 42

Контрольная работа по теме «Простое предложение».(тест)

1

19.11

тематический

 43

Работа над ошибками. Определение.

1

20.11

текущий

С99 упр.4

44

Учимся писать слова с двумя корнями.

1

21.11

текущий

45.

Запоминаем соединительные гласные о и е. Словарный диктант

1

25.11

текущий

с 103 упр.4

46.

Р/р Учимся писать письма. Письмо бабушке и дедушке.

1

26.11

текущий

    47

Дополнение.

1

27.11

текущий

с 110 упр.4

    48

Дополнение.

1

28.11

текущий

    49

Учимся писать буквы о, е после шипящих в корне слова.

1

02.12

текущий

с 114 упр.3

    50

Р/р Учимся писать письма. Обучающее сочинение «Письмо другу»

1

03.12

тематический

   51

Однородные члены предложения

1

04.12

текущий

С115 упр.3

   52

Контрольная работа (тест) по теме «Распространенные и нераспространенные предложения».

1

05.12

тематический

    53

Учимся обозначать звук ы после звука ц.

1

09.12

текущий

с 122

упр.2

    54

Однородные члены предложения.

1

10.12

текущий

с 125 упр.4

    55

Диктант по темам: «Правописание слов, образованных сложением», «о, ё после шипящих», «ы после ц»

1

11.12

контрольный

    56

Работа над ошибками. Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

12.12

текущий

    57

Р/р Учимся писать письма.

1

16.12

тематический

с 127 упр.5

    58

Однородные члены предложения.

1

17.12

текущий

с 130 упр.3

    59

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

1

18.12

текущий

с 133 упр.5

    60

Контрольное списывание «Соловьи».

1

19.12

тематический

    61

Однородные члены предложения.

1

23.12

текущий

С135 упр.3

    62

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Словарный диктант

1

24.12

тематический

с 137 упр.5

    63

Контрольный диктант  за 1 полугодие

1

25.12

тематический

    64

Работа над ошибками. 

Р/р Учимся писать письма «Письмо Деду Морозу».

1

26.12

Работа над текстом

    65

 Повторяем фонетику и состав слова.

1

09.01

текущий

    66

Повторение по теме «Части речи».

1

13.01

текущий

С144 упр1

    67

Контрольная работа по теме: «Фонетика. Состав слова. Синтаксис». (тест)

1

14.01

тематический

    68

Работа над ошибками Самостоятельные и служебные части речи.

1

15.01

текущий

с 152 упр.4

    69

Имя существительное.

1

16.01

текущий

    70

Повторение на тему «Части речи».

1

20.01

текущий

С157 упр.3

    71

Р/р Обучающее изложение по готовому плану «Красавица ёлочка».

1

21.01

текущий

   72

Род имён существительных.

1

22.01

текущий

С162 упр3

   73

Число имён существительных

1

23.01

текущий

   74

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

1

27.01

текущий

С171 упр3

   75

Число имён существительных.

Контрольное списывание

1

28.01

тематический

С176 упр.4

   76

Изменение имён существительных по числам.

1

29.01

текущий

с 178 упр.4

   77

Изменение имён существительных по числам.

1

30.01

текущий

    78

Р/р Учимся писать  изложение по совместно составленному плану «Бирюза».

1

03.02

тематический

    79

Контрольная работа по теме: «Части речи, род и число имен существительных» (тест)

1

04.02

тематический

    80

Изменение имен существительных по падежам.

1

05.02

текущий

с 9 упр.4

    81

Падеж имен существительных.

1

06.02

текущий

    82

Падеж имен существительных.

1

10.02

текущий

с 14 упр.4

    83

Учим слова с удвоенными согласными в корне.

1

11.02

текущий

С.18 упр.3

    84

Контрольное списывание

1

12.02

тематический

    85

Р/р Учимся писать письма. Обучающее сочинение «Речные камешки».

1

13.02

тематический

    86

Падеж имен существительных.

1

17.02

текущий

с 24 упр.5

    87

Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных.

1

18.02

текущий

с 26 упр.6

    88

Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания -ичк- и -ечк-. Словарный диктант.

1

19.02

тематический

С26 упр.6

   89

Падеж имён существительных.

1

20.02

текущий

   90

Склонение имён существительных.

1

25.02

текущий

с 37 упр.2

   91

Склонение имён существительных

1

25.02

(упл за 24.02)

текущий

   92

Р/р Работа с текстом.

1

26.02

тематический

С 40 упр.4

   93

Учимся писать сочетания -инк- и 

-енк-.

1

27.02

текущий

   94

Правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения.

1

02.03

текущий

С46 упр.3

   95

Проверочный диктант по теме «Суффиксы»

1

03.03

тематический

   96

Р/р Работаем с текстом.

1

04.03

текущий

   97

Тест по теме «Склонение имен существительных».

1

 05.03

тематический

   98

Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения

1

10.03

текущий

с 52 упр.2

   99

Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения. Словарный диктант

1

11.03

текущий

с 59 упр.4

  100

Р/р Обучающее изложение «Усы животных».

1

12.03

тематический

  101

Работа над ошибками. Имена существительные одушевленные и неодушевлённые.

1

16.03

текущий

с 56 упр.4

102.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1

16.03

(упл.

за 09.03)

текущий

103

Контрольный диктант за 3 четверть «Кукушонок».

1

17.03

тематический

104.

Работа над ошибками. Имена существительные собственные и нарицательные.

1

18.03

текущий

с 68 упр.3

105

Способы образования имён существительных.

1

19.03

текущий

106

Гласные о и е  в окончаниях имен существительных после шипящих и ц

1

30.03

текущий

с 71 упр.4,5

107

Р/р Обучающее изложение «Лесной дом».

1

31.03

тематический

108

Способы образования имен существительных.

1

01.04

текущий

с 76 упр.7

109

Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения.

1

02.04

текущий

110

Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения.

1

06.04

текущий

с 83 упр.3

111

Контрольное изложение «Мяч».

1

07.04

тематический

112

Повторяем фонетику и состав слова.

1

08.04

текущий

с 87 упр.5

113

Контрольная работа «Правописание окончаний имен существительных».(тест)

1

09.04

тематический

114

Правописание безударных окончаний имён существительных l-го, 2-го и 3-го склонений.

1

13.04

текущий

с 91 упр.5

115

Имя прилагательное.

1

14.04

текущий

с 97 упр.2

116

Правописание окончаний имен существительных множественного числа.

1

15.04

текущий

с 101 упр.4

117

Р/р Изложение текста повествования с элементами описания «Христофор Колумб».

1

16.04

тематический

118

Имя прилагательное

1

20.04

текущий

с 104 упр.4

119

Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие.

1

21.04

текущий

С106 упр.2

120

Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных.

1

22.04

текущий

С 110 упр.4

121

Имя прилагательное. Словарный диктант.

1

23.04

тематический

122

Диктант «Лето» на тему «Падежные окончания имен существительных».

1

27.04

тематический

123

Работа над ошибками. Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных.

1

28.04

текущий

с 107 упр.3

124

Качественные имена прилагательные.

1

29.04

текущий

с 112 упр.3

125

Контрольное списывание по теме «Окончания имен прилагательных» «Мышь-малютка»

1

30.04

тематический

126

Р/р Обучающее изложение с элементами сочинения «Незабудка».

1

06.05

тематический

127

Качественные имена прилагательные

1

07.05

текущий

С114 упр.2

128

Краткая форма качественных прилагательных.

1

07.05

(упл

За 04.05)

текущий

129

Р/р Обучающее изложение «Подсолнух».

1

12.05

тематический

130

Относительные имена прилагательные.

1

13.05

текущий

С136 упр4

131

Притяжательные имена прилагательные.

1

13.05

(упл

За 05.05)

текущий

132

Р/р Обучающее сочинение «Мать и мачеха».

1

14.05

тематический

133

Итоговый контрольный  диктант за год «Весеннее утро».

1

18.05

итоговый

134

Комплексная Контрольная работа по теме «Имя прилагательное и его грамматические признаки».

1

19.05

итоговый

135

Местоимение. Как изменяются местоимения.

1

20.05

текущий

С166 упр3

136

Правописание местоимений
с предлогами. Повторение пройденного за курс 3 класса.

1

21.05

текущий

Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»

в 3 классе

Данная программа обеспечивает достижения необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностными результатами обучающихся являются:

осознание языка как основного средства человеческого общения;

 восприятие русского языка как явления национальной культуры;

понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

 умение задавать вопросы.

Предметными результатами обучающихся являются:

овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Какие умения нужно сформировать:

– строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3–5 предложений на определенную тему, по наблюдениям);

– создавать небольшие устные и письменные тексты (2–4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

– наблюдать за типами речи (без называния термина): повествование, описание, рассуждение (простые случаи, без смешения);

– определять тему текста, определять основную мысль текста;

– определять ключевые слова в тексте; определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);

– выявлять части текста, озаглавливать части текста;

– составлять план повествовательного текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

– характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

– производить звуко-буквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);

– определять функцию разделительных мягкого (ь) и твердого знаков (ъ) в словах;

– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом двойной роли букв е, ё, ю, я в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;

–правильно ставить ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

– находить орфограммы в слове и между словами;

– применять изученные правила правописания (в том числе написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова; написание парных звонких и глухих согласных в корне слова (в середине слова); написание непроизносимых согласных в корне слова; употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков; написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода; написание безударных родовых окончаний имён прилагательных; раздельное написание частицы не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами);

– находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, а также описки;

– подбирать синонимы и антонимы (простые случаи, без называния терминов) к словам разных частей речи;

– выявлять в речи многозначные слова, понимать их значения; устаревшие слова, понимать их значения (простые случаи); распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

– определять значение слова в тексте,

– выделять окончания в слове, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина), однокоренные слова и синонимы (без называния термина);

– находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, приставку, суффикс, окончание;

– находить в словах нулевое окончание;

– распознавать имена существительные, определять грамматические признаки имен существительных (одушевленные/неодушевленные, род, число, падеж), склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

– распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки имен прилагательных (род, число, падеж), изменять имена прилагательные (кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин) по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имен существительных;

– распознавать личные местоимения (в начальной форме), использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

– распознавать глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», определять грамматические признаки (форму времени, род (в прошедшем времени), число); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени – по родам;

– различать предлоги и приставки;

– определять вид предложений по цели высказывания и по интонации; находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

– распознавать распространенные и нераспространенные предложения;

– правильно списывать слова, предложения, текст объемом не более 65 слов; писать подробное изложение по заданному или коллективно составленному плану (40-50 слов); писать под диктовку текст объемом не более 60 слов с учетом изученных правил правописания.

К концу обучения в 3 классе ученик научится:

различать:

имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

виды предложения по цели высказывания и интонации;

главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

предложения с однородными членами;

выделять, находить:

грамматическую основу простого двусоставного предложения;

в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

К концу обучения в 3 классе ученик получит возможность научиться:

-  решать практические задачи:

проводить фонетический анализ слова и разбора слова по составу;

характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);

составлять план текста (при помощи учителя);

- применять правила правописания:

падежных окончаний имён существительных;

суффиксов имён существительных -онок- (-ёнок-), -ек-, -ик-, ост(ь)-;

падежных окончаний имён прилагательных;

словарных слов, определённых программой;

постановки знаков препинания при однородных членах предложения

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

по русскому языку         

Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:

  • диктантов
  • грамматических заданий
  • контрольных списываний
  • изложений
  • тестовых заданий

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания обучающимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

За одну ошибку в диктанте считаются:

а) два исправления;

б) две пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,

г) две негрубые ошибки.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);

б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;

в) дважды написано одно и то же слово в предложении;

г) недописанное слово.

Недочеты:

а) отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

б) отсутствие красной строки;

в) незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

За ошибку в диктанте не считают:

а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

б) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты: либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Организация и проведение диктанта.

Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи еще раз.  После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут, в 1-м классе - не более 35 минут.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
  • умение приводить свои примеры на данное правило или определение.

Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:

Оценки

Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок  в итоговых письменных работах,  при которых выставляются оценки

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

"5"

-

-

-

1 исправление

"4"

1-2 ошибки и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

1 ошибка и

1 исправление

"3"

3 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

 1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

2 ошибки и

1 исправление

"2"

4 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

За диктант ставится

Оценка "5" ставится, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).

В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

При проверке диктанта выводится 2 оценки: за текст и грамматическое задание.

Организация и проведение изложений, сочинений.

В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения обучающихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней.

Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.

В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.

Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.

Содержание

Грамотность

Оценка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний

нет орфографических и пунктуационных  ошибок

(допускаются 1-2 исправления)

Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности

1-2 ошибки в правописании

(допускаются 1-2 исправления)

Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь

допущены 3-6 ошибок

и 1-2 исправления

Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь

допущено более 6 ошибок,

3-5 исправлений

Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя.

Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).

Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.

Объем словарных диктантов:

  • 2 класс 8 - 10 слов
  • 3 класс 10 - 12слов
  • 4 класс 12 -15 слов

Оценивание словарных диктантов:

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;

Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;

Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;

Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.

Оценка тестов.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.

Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.

Как один из вариантов оценивания:

  • "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
  • "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
  • "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень

0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического объединения учителей________________________

МБОУ СОШ №2

от 27.08.2019 года № 1

____________   М.А.Макарова

подпись и Ф.И.О. руководителя МО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета МБОУ СОШ №2

от 27.08.2019 года № 1

____________   Н.А.Вакало

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________ Е.В.Некоз

                28.08.2019 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...