Из истории почты. Как написать письмо
учебно-методический материал по русскому языку

Ефименко Людмила Александровна

  Знакомство с эпистолярным жанром, умением составлять личное послание адресату. Познакомить с историей возникновения почты, совершенствование способов доставки. Знакомство учащихся с правильным оформлением содержания писем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_istorii_pochty._kak_napisat_pismo.doc67.5 КБ
Office presentation icon kak_napisat_pismo.ppt211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие в начальной школе

Тема: «Из истории почты. Как написать письмо».

Цели: 

Познавательные УУД.

  • Познакомить с эпистолярным жанром, то есть учить умению составлять личное послание адресату. Познакомить с историей возникновения почты, совершенствование способов доставки.
  • Познакомить учащихся с правильным оформлением содержания писем.
  • Познакомить с историей возникновения почты, совершенствование способов доставки.

Коммуникативные УУД.

  • Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, связной литературно -    грамотной речи.  
  • Расширить словарный запас учащихся.

Личностные УУД.

  • Закрепить навык оформления записи места назначения и отправителя на конверте.
  • Воспитание интереса к написанию писем и чтению художественной литературы.
  • Воспитание интереса к истории.
  • Воспитание уважения к труду работников почтовой связи, художников –  оформителей.

Наглядность: конверт, фотографии (с видом школы, семьи, Президента, учителя, друзей), карточки со словами (яма, ямщик, голубиная почта, морская почта,           почтамт, первая почтовая марка в 1845 г., штемпель).

ЦОР. Презентация.

Ход занятия

Оргмомент

Сегодня на занятии мы будем учиться писать письма, закрепим навык оформления записи на конверте. Если останется время, посмотрим альбом с коллекцией марок.

Подготовка к восприятию нового материала.

Чтобы приятнее и интереснее работать, давайте послушаем ребят, которые подготовили для вас сообщения из истории письма и почты.

  • Долгое время почты вообще не существовало. Письма отправляли с гонцами (словарная работа). Помните, в сказке о царе Салтане к царю отправляют гонца с известием о том, что у него родился сын? Гонцы везли и приглашения. Вот, например, в 14147 г. Князь Юрий Долгорукий написал Святославу Олеговичу: «Приди ко мне, брате, в Москов». С этим княжеским письмом и отправился гонец в дорогу. Так в старину поступали все князья и бояре.
  • Шло время, шире становились связи между городами и княжествами, всё дальше посылали в путь гонцов. И теперь на длинных дорогах стали строить почтовые станции – ямы (прикрепление карточки на доску). Примчится в ям гонец, поест, попьёт, отдохнёт и сменит там усталых лошадей. К тому времени гонцы уже стали постоянными, и звали их теперь ямщиками (прикрепляется карточка на доску).
  • Во многих странах ещё раньше существовала голубиная почта (прикрепляется карточка на доску), для которой специально вывели породу почтовых голубей. К ноге такого голубя привязывали письмо, и он летел к своему дому, доставляя письмо адресату. Много сотен лет служил людям почтовый голубь. Сейчас, когда вести доставляют радио, телегаф, поезда и самолёты, голубиная почта потеряла своё значение. Однако ещё совсем недавно – во время второй мирровой войны – голубей использовали для доставки донесений. В Японии вывели даже новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищные птицы его не схватят.
  • А ещё существовала морская почта (прикрепление карточки). Моряки запечатывали свои послания в бутылки и бросали в океан. Прочитайте об этом в книгах Жюля Верна.
  • В наше время существует почтовая связь (прикрепление карточки) между странами и городами, сёлами и деревнями, даже между материками. Центральным почтовым узлом в городе является почтамт (в переводе с немецкого – почтовое место). На почтамте сейчас не только почтовое отделение, там расположены также телеграф и телефон. На почтамт стекаются письма изо всех почтовых ящиков. Сюда привозят посылки и бандероли со всех концов города. Рассортировав почту по адресам, отправляют её на поезда, самолёты или пароходы, развозят по почтовым отделениям и домам. Письма бывали даже в космосе. Первые письма доставили на борт космического корабля «Союз – 4» лётчики – космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев на космическом корабле «Союз – 5». Министерство связи выпустило к этому полёту специальный конверт. Место и время получения этого письма отметил космонавт  В. Шаталов: «Борт корабля «Союз – 4» - 16. 01. 69.». Сейчас конверт находится на выставке в Центральном музее связи имени А. С. Попова в Санкт – Петербурге.
  • Первые на свете почтовые марки появились В Англии в 1840 году (прикрепление карточки на доску) и с тех пор они несут свою службу повсюду, выполняя обязанности поездного билета письма. У нас в стране первая почтовая марка была наклеена на конверт в 1845 году (прикрепление карточки на доску). Вернее, даже не наклеена, а прямо на нём напечатана.

Физминутка

Ребята, что вам показалось интересным? Что значат понятия ямщик, яма…?

Только ли человек может выполнять обязанности почтальона? А сейчас пользуются услуги животных? Для чего нужен Центральный почтовый узел?

Сейчас я вам покажу конверт с письмом Ивана Семёнова, второклассника и второгодника – героя повести Л. Давыдычева. Иван не любит учиться, и жизнь для него – сплошная мука. Однажды он решил бросить учиться и попроситься на пенсию. Весь вечер трудился он над заявлением. Заявление он положил в конверт, на котором написал:

Столица Москва

Вминистерствонасчёт

Пенсии от Ивана

Семёнова сприветом

квам заивление.

Можно ли эту запись назвать адресом? Сколько ошибок допустил Иван Семёнов? Попробуйте их исправить.

В рассказе К. Д. Ушинского «Сумка почтальона» почтовые пакеты (так автор называет письма) в сумке почтальона болтали между собою о том, что они несут людям. Один пакет нёс «известие бедной, дряхлой старушке» о том, что её сын «жив, здоров и скоро будет в отпуск»; другой – грустную новость; третий – «забавные пустяки», а письмо, которое послал своей бабушке мальчик Коля, было пустым листом: он забыл написать письмо или случайно вложил в конверт не тот листок.

Как думаете, приятно ли получить такое послание? Почему?

Восприятие нового материала.

Давайте поучимся писать письма. Это непросто, но очень интересно!

Ребята, как можно начать письмо, обращённое к близкому человеку?

Здравствуй, дорогая…!

Как у тебя дела?

Такое приветствие и подобные вопросы очень важны, так как это подчёркивает ваш интерес к родственнику, заботу о его здоровье. А это всегда приятно. Можно после вопросов рассказать о себе. Как вы думаете, что ему будет интересно узнать? Писать нужно всё по прядку, составляя связный рассказ, не перескакивая с одного события на другое.

До свидания! Целую. Лена.

15 мая 2006 г

Физминутка

Ребята, я предлагаю вам рассмотреть фотографии. Узнали?

В. В. Путин

Семья

Учитель

Друзья

Школа

Скажите, можно ли так написать В. В. Путину? (Нет. Он человек занятой, нужно чётко сформулировать свою мысль. Будь то просьба, предложение, благодарность…).

Как вы думаете, о чём можно написать президенту, товарищу, родным, учителю?

Выберите, пожалуйста, подходящую карточку с обращением (для каждого адресата).

Добрый день!

Здравствуйте, уважаемый…!

Здравствуй, дорогой мой…!

Как можно закончить своё письмо?

Выберите нужный вариант:

До свидания!

До встречи!

Пока!

Целую! Ваш   сын…

С уважением…

Приезжай в гости

Надеюсь, скоро увидимся!

Закрепление нового материала.

Ребята, почему существую такие различия?

Верно, есть письма для семьи, а есть официальные, в которых не нужно писать подробности личной жизни, которые будут интересны вашим близким людям.

Кому бы вы хотели написать? Выберите сейчас одну тему. Вам нужно написать письмо.

Попробуйте! Я уверена, что вам очень понравиться и появиться желание написать ещё. А как будут рады те, которым вы напишите! Многие сейчас пользуются электронной почтой, но написанное своей рукой письмо получать намного приятнее.

Если вы будете описывать большой промежуток времени, то лучше читателя (близкого вам человека) заинтересовать такими, например, обращениями: «Знаешь, у меня столько новостей!»… И дальше всё по порядку. Если сообщение одно, то можно по – другому.

Например: «Недавно со мной произошёл такой случай»… Дальше описать поподробнее. В середине рассказа можно снова привлечь внимание таким, например, вопросом: «Как думаешь, что было дальше? Не угадаешь! Представляешь,…» И опять продолжить.

Успехов вам! Можете начинать.

Самостоятельная работа учащихся. Помощь учителя (если потребуется).

По желанию детей зачитать ( с согласия ребёнка) несколько писем.

Итог занятия.

Молодцы, ребята! Испытали ли вы затруднения? Интересно ли было работать? Появилось ли у вас желание написать ещё кому – либо? Что для вас показалось самым интересным в работе? Что нового вы сегодня узнали? Совершенствуется ли доставка почты? Как раньше люди обменивались сообщениями? Как сейчас? Хотите ли вы, чтобы вам кто – то написал? Не забывайте и сами про родных и близких людей. Им тоже будет очень приятно. Как вы думаете, тяжела л работа почтальонов? Уважайте их труд. Благодарите за доставку. Оформляя надпись на конверте, пишите разборчиво и аккуратно.

Работа с текстом

Ребята, на доске написан текст, в котором нужно вставить нужные слова:

  1. Письмо складывается текстом… .
  2. Нельзя смачивать языком… конверта.
  3. Адрес нужно писать… .
  4. Не забывайте указать на конверте… .

Игра в почту. Выбор почтальона (он же ведущий). Для него приготовлена форменная фуражка и сумка.

У каждого участника на парте 2 конверта (второй – запасной). Каждый должен написать свой домашний адрес (получатель – кто – нибудь из родных) и обратный адрес – адрес школы. Выигрывает тот, кто быстрее, аккуратнее, грамотнее надпишет конверты. Специальное жюри – из представителей каждой группы – определяет победителя. Он получает в награду красивые марки. (Письма собирает почтальон).

У нас осталось немного  времени, чтобы рассмотреть коллекцию марок.

Марки посвящаются важным событиям в жизни страны, великим людям: писателям, художникам, космонавтам, учёным, общественным деятелям, героям войны и др.

Рассмотрение коллекции.

Подробнее о марках вы можете прочитать в книгах. Сходите в библиотеку, вам помогут найти нужную информацию. Спасибо вам за работу!

Рефлексия (звучит песенка о почте)

Песенка о почте

 Слова М. Пляцковского                                                        

Музыка Б. Савельева

1. Почтальон счастливей всех, поверьте,

Почтальон – всегда в пути.

Новость в запечатанном конверте

Должен в срок он принести.

Припев:

Недаром

Каждый знает, что письмо

Не примчится в дом само.

И в любые времена

Почта всем нужна!

2. Почта ходит, ездит и летает,

Почте путь открыт везде.

А когда ей суши не хватает,

Плыть готова по воде.

Припев.

3. Есть профессий разных очень много,

Может, целый миллион.

Но светлее день, когда с порога

Постучится почтальон.

Припев.

Литература

  1. Бесова М. А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры от 6 до 10 лет. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
  2. Ворожейкина Н. И. и др. Наша Родина и современный мир. Беседы о России: учебник для 4 класса начальной школы в 2 – х частях. Ч. 2. - Смоленск: ассоциация 21 век, 2005. – 79 с.
  3. Газета «Мир детей и подростков» № 4, 2007. – 8 с.
  4. Газета «Мир детей и подростков» № 2, 2008. – 8 с.
  5. Детская энциклопедия.
  6. Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс. – М.: «ВАКО», 2004 – 368 с. – (В помощь школьному учителю).
  7. Журнал «Сказочный мир» № 3, 2008. – 33 с.
  8. Минский Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1982.
  9. Псарева Л. А., Жиренко О. Е. Русский язык: Поурочные разработки к учебнику Зелениной Л. М., Хохловой Т. Е. – М.: ВАКО, 2005. – 400 с.- (В помощь школьному учителю).
  10. Пчёлов Е. В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – 2 – е изд. – М.: «ТИД « Русское слово – РС », 2004. – 136 с.: ил.
  11. Такун Ф. И., Шершунов А. Т. Розовый слон. Песенник.  – М.: «Современная музыка», 2002. -  120 с.
  12. Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. Внеклассные мероприятия. 3 класс. – М.: «ВАКО», 2004. – 176 с. – (Мозаика детского отдыха).
  13. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 2 класс. /Сост.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – М.: Просвещение, 2002.

Ресурсы Интернет

https://yandex.ru/images(фотографии)

Приложение

яма

_______________________________________________

ямщик

_________________________________________________

Голубиная почта

______________________________________

Морская почта

______________________________________

Почтамт

______________________________________

Англия 1840 г.

____________________________________________________________________________

Первая почтовая марка в России в 1845 г.

______________________________________

Штемпель

______________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как написать письмо МОУ «Вагановская СОШ» Октябрьский район Челябинская область учитель начальных классов Ефименко Людмила Александровна 20 19 г

Слайд 2

Добрый день! Привет! Здравствуйте, уважаемый…! Здравствуй, дорогой (любимый) мой…! Здравствуйте, господин Президент!

Слайд 3

До свидания! До встречи! Пока! Целую! Ваш сын… С уважением, … Приезжайте в гости! Надеюсь, скоро увидимся!

Слайд 4

Здравствуйте, уважаемый Ф.И.! Здравствуйте, господин Президент! С уважением, …

Слайд 5

Спасибо!

Слайд 6

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи.Азбука вежливости. Как написать письмо.2 класс ПНШ

Урок развития речи носит личностн-ориентированную направленность, включает задания на формирование УУД....

Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо.

Данный урок развития речи нацелен на овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения ,на знакомство с видами писем и их особенностями написания....

История ручки. Что написано пером, не вырубишь топором.

В презентации дано описание видов ручек, их история, их преимущества....

конспект урока русского языка в 4 классе "Как написать письмо"

На уроке русского языка "Как написать письмо" учащиеся научатся правильно оформлять письмо, подписывать конверт, познакомятся с эпистолярным жанром. Урок построен в игровой форме с разными видами зада...

Перспективная начальная школа Развитие речи "Как написать письмо"

Интегрированный урок русского языка во 2 классе. Обучение ведется по учебнику "Русский язык" М.Л. Каленчук. Подобран соответствующий психологический настрой к уроку.  Урок познакомит обучающихся ...

Урок - проект. "Как написать письмо"

Тема: «КАК ПИСАТЬ ПИСЬМО» (урок - проект)ФИО учителя Слиткова Галина АнатольевнаРайон, школа г. Томск, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №18Класс 1Проблема, сформулирова...

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3 классе Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3  классеТема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.Учитель: Володько Г.Н. ,учитель начальных классов МБОУ...