Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Козлова Татьяна Анатольевна

Урок-изложение для4 класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izlozhenie_shtora.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-изложение по русскому языку "Штора"

Урок-изложение для 4 класса по УМК "Начальная школа 21 века"

Тема урока: сжатое изложение по тексту «Штора»

Тип урока: урок-изложение

Цель: создание условий для организации деятельности учащихся на уроке по усвоению приемов сжатия текста изложения.

Задачи: содействовать усвоению учащимися различных способов сжатия текста; умения в соответствии с замечаниями учителя уточнять содержание текста, учитывая его тему; правильность передачи информации, объем каждой части и связь между ними; точность употребления слов; грамотному выражению своей мысли; обирать материал на тему; подчинять свое высказывание (в устной и письменной форме) основной мысли; обогащению словаря учащихся; развитию орфографической зоркости; умению видеть прекрасное в скромных уголках природы; связность и последовательность краткого изложения содержания в соответствии с составленным планом; умение использовать изобразительно-выразительные средства в соответствии с замыслом автора; умение правильно употреблять грамматические формы слов, синонимы, антонимы.

Планируемые результаты: личностные УУД – понимание причин успехов на уроке; оценка своей работы и работы одноклассников.

способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры деятельности в учебном материале.

познавательных – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач; грамотно выражать свою мысль в письменной речи.

коммуникативных – воспринимать другое мнение и позиции; формировать собственную позицию и мысль.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 1 часть Иванов С.В. и др.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

1. Вступительное слово

2 мин

- Ребята, мы знаем, что об одном и том же можно рассказывать и кратко и подробно. Все зависит от условий нашего общения. Например, в рапорте дежурный должен кратко рассказать о целом дне школы или класса. Поэтому он говорит только о самом главном, о тех событиях дня, в которых отразилось самое существенное. Где еще используется краткий пересказ? (в телеграмме).

Иногда надо пересказать большую книгу, а времени мало, и тогда мы тоже обращаемся к сжатому пересказу. Умение сжато излагать – очень сложное, оно нам пригодится при составлении аннотации книги, конспекта, а в будущем доклада по истории или литературе. Ему надо учиться. Мы познакомимся с разными приемами сжатия высказывания. С этой целью мы будем писать сжатые изложения. Сегодня поработаем над сжатие рассказа «Шторы» по С. Коноваловой.

Слушают рассказ учителя

Отвечают на вопросы

Рассказ

2. Знакомство с текстом. Постановка учебной задачи

5 мин

Просит открыть учебник на стр. 143.

- Послушайте текст и попытайтесь ответить на вопросы, о чем в нем говорится, т.е. какова его тема и что об этом говорится (какова основная мысль). Подумайте, чем могла закончиться история. Почему текст назван именно так? Где можно использовать сжатое изложение этого рассказа?

Знакомятся с текстом, ставят задачи на урок.

Работа с текстом на стр. 143, беседа

3. Анализ содержания текста

10 мин

- Что происходило, когда снег покрывал землю и больше не таял? Чего ждали птицы? Кто узнавал первым про пир на балконе? Кто появлялся вслед за воробьями?

- Когда опустела кухня? Что произошло с тюлевой занавеской? Что делали птицы все это время? Что произошло в доме?

- Что повисло на окнах? Как обстояли дела с кормом? Штора мешала видеть птиц? Прохожие замечали птиц? Что делали птицы?

- Чем покрылись окна? Куда улетели свиристели? А воробьи? Кто остался? Что они делали?

Какова тема текста? А какова основная мысль? Что отражено в заголовке тема или основная мысль? Какова же была задача автора? На что он хотел обратить внимание читателя?

К какому типу речи относится этот текст и почему?

Отвечают на вопросы учителя

беседа

4. Анализ структуры текста

7 мин

- Сколько частей можно выделить в тексте? Прочитайте первую часть. О чем в ней говорится? Назовите ключевые слова данной части (снег, балконная дверь, тюлевая занавеска, птичья столовая, воробьи, синицы, свиристели). Как можно озаглавить эту часть? Могут ли помочь ключевые слова? (птичья столовая)

Прочитайте вторую часть. О чем в ней говорится? Назовите ключевые слова данной части (переполох, люди, чемоданы, опустевшая кухня, нет корма, другие жильцы). Как озаглавим эту часть? (опустевшая кухня)

Как озаглавим третью часть? (тяжелые шторы)

Как озаглавим четвертую часть? (столовая закрыта)

Отвечают на вопросы учителя

Называют ключевые слова 1 части: снег, балконная дверь, тюлевая занавеска, птичья столовая, воробьи, синицы, свиристели;

2 части – переполох, люди, чемоданы, опустевшая кухня, нет корма, другие жильцы;

3 части – тяжелые шторы, не замечают птиц, птицы ждали;

4 части – окна, ледяные цветы, свиристели улетели, воробьи подались, остались синицы.

Беседа, работа с текстом в учебнике

5. Языковой анализ текста

2 мин

Предлагает поработать над уточнением значений слов: покрывал, отодвигалась, тюлевая, пир, нахалешки, переполох, суета.

Обращает внимание на синтаксические конструкции в 1,2,3 части (тире, вопросительное предложение)

Уточняют значение слов

Работа со словарем

6. Орфографическая подготовка

2 мин

Обращает внимание на орфографию в словах: балконной (безударная гласная, удвоенная Н), отодвигались (безударная гласная, приставка ОТ), тюлевая (суффикс ЕВ), столовая (безударная гласная), воробьи (словарное слово), прилетали (безударная гласная), свиристели (слово для запоминания), непонятного (приставка НЕ), тяжёлые, воротники (безударная гласная), все-таки (написание чрез дефис), ледяными, синички.

Проговаривают слова

Запись слов на доске: балконной (безударная гласная, удвоенная Н), отодвигались (безударная гласная, приставка ОТ), тюлевая (суффикс ЕВ), столовая (безударная гласная), воробьи (словарное слово), прилетали (безударная гласная), свиристели (слово для запоминания), непонятного (приставка НЕ), тяжёлые, воротники (безударная гласная), все-таки (написание чрез дефис), ледяными, синички.

7. Запись текста

15 мин

В первой части исключаются подробности и переформулируются мысли:

Когда снег покрывал землю, у балконной двери отодвигалась тюлевая занавеска. Это открывалась птичья столовая, куда прилетали нахалешки воробьи, любопытные синички, важные свиристели.

После непонятного переполоха тюлевая занавеска пропала. В дом приехали другие жильцы.

На окнах повисли тяжелые шторы и корма в балконной кормушке теперь не было.

Окна покрывались ледяными цветами, улетели свиристели и воробьи. Остались одни синички.

Просит записать свои сжатые изложения в тетрадь.

Записывают свои сжатые сочинения

Тетради для записи

8. Самопроверка работ

2 мин

Предлагает проверить свои работы

Проверяю


Цели:

  • Формирование умения отбирать из текста существенное для                                              раскрытия темы и основной мысли.
  • Формирование умения пользоваться различными способами сокращения текста.
  • Формирование умения формулировать заключительную часть.
  • Формирование умения строить рассуждения.

Ход урока.

1.        Ознакомление с текстом.
Постановка учебной задачи.

  • Сегодня на уроке мы будем писать изложение.
  • Прочитайте название текста (на доске), с которым мы будем работать.
  • Объясните значение слова штора.
  • А что сказано об этом слове в толковом словаре Ожегова?
  • Давайте познакомимся с текстом.
  • Какое значение имеет слово «штора» в этом рассказе?
  • Какой тип текста? (на доске: определение, повествование, рассуждение)
  • Докажите.

2.        Чтение текста учащимися.
Анализ содержания.

   -  Прочитайте текст.

Докажите словами из текста, что действительно между людьми и птицами образовалась преграда.

  • Что волнует автора?
  • Что хочет сказать нам автор этим рассказом?
  • Как вы думаете, завершен ли текст?
  • Как догадались об этом?
  • Перед нами на этом уроке стоят две задачи. Первая - кратко передать содержание текста, а вторая...      (закончить рассказ)

3.        Составление плана и сокращение текста.

  • Мы знаем, что есть изложение подробное, краткое, выборочное. Сегодня мы пишем краткое изложение.
  • Как будем сокращать текст?
  • Что должно сохраниться при сокращении?
  • Что поможет написать изложение последовательно и логично?
  • Прочитайте первый абзац.
  • Может ли он являться первой частью? Почему?
  • Что вы узнали из нее? (работа с текстом, карандаш)
  • О чем нужно сказать обязательно?
  • В каком предложении об этом говорится?
  • Прочитайте, когда открывалась птичья столовая?
  • Как об этом сказать короче?
  • Можно ли заменить 2 и 3 предложение одним?
  • Обратите внимание, какие птицы прилетели к кормушке?
  • Как автор характеризует птиц?
  • Почему важно использовать эти слова?
  • Попробуйте сами сократить эти три предложения.

-        Прочитайте последнее предложение.
Может, сократим его?

Что напоминает?

Оставим последнее предложение.

-        Прочитайте, что получилось?

Так было всегда. Зимой у балконной двери отодвигалась тюлевая занавеска, и открывалась птичья столовая. К ней прилетали нахалешки воробьи, любопытные синички, важные свиристели. И так было бы всегда.

  • Озаглавьте эту часть, используя слова из текста. (Так было всегда.)
  • Прочитайте 2 часть.

  Что вы узнали?

  • Докажите, что в этой части все события читатель видит глазами птиц.

  (работа с текстом, карандаш)

  • О чем скажем обязательно?
  • Когда произошла перемена в жизни птиц и почему?
  • Что можно опустить?
  • О чем скажем дальше?
  • О чем думают птицы?

Эти предложения сократите сами.

  • Будем ли писать последнее предложение?
  • Прочитайте, что получилось.

В конце зимы в дом приехали другие жильцы. На окнах повисли тяжелые шторы. А корма в балконной кормушке все не было. Может, это штора мешала людям видеть птиц? А людям, которые шли по улице, мешали воротники и шапки. Но птицы все-таки ждали...

-        Озаглавьте 2 часть слова из текста. (Новые жильцы.)

4. Составление заключительной части.

- Мы подошли к заключительной части.

- Что такое заключение?

  • А как закончится эта история, вы должны написать, сами. И заголовок вас у каждого будет свой. (на. доске в плане: А что дальше?)

5.        Орфографическая подготовка.

-        у балконной двери        - все-таки
отодвигалась

тюлевая занавеска

нахалешки

свиристели

  1. Написание изложения.
  2. Итог.
  • Как озаглавили 3 часть?
  • Прочитайте текст, который записали.
  • Что самое трудное было на уроке?
  • Чему учились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....