конспект урока по теме "Глаголы-исключения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Солдатова Ольга Владимировна
Урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний». При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся, использовались элементы технологии уровневой дифференциации, элементы развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_glagoly_isklyucheniya.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

Этапы урока, их цели

Содержание этапов урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

-Закройте глаза, вспомните что-то хорошее. Улыбнитесь себе.

-Откройте глаза, посмотрите друг на друга, возьмитесь, пожалуйста, за руки, передайте друг другу заряд позитивной энергии и  улыбнитесь, пожелайте успеха друг другу.

-Посмотрите на меня, подбодрите и меня своими улыбками.

-Ребята, мы стоим с вами на пороге открытия  новых тайн.  Желаю вам успеха  на уроке.

Организует деятельность по осознанному  вхождению учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организует его мотивирование к учебной деятельности: 1) актуализирует требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливает тематические рамки (“могу”).

Входят в пространство учебной деятельности.

Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности.

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.

-Сегодняшний урок мы начинаем с пословицы:                                                                                «Помогаешь другим  –  учишься сам».

− Как вы понимаете эти слова?

Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду –Всё в действие придёт – летит ракета, Люди строят здания, цветут сады, и хлеб в полях растёт.

- О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?                                                                                                     − Как вы думаете, ребята, трудная тема?

-Что такое глагол?

-Как ещё изменяется глагол?

-Имена склоняются, а глаголы…

-Что называется спряжением глагола? Сколько спряжений?

-Как определить спряжение глагола? 

 1)по ударному окончанию

       2)по неопределённой форме (все глаголы на -ить- являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся - первого спряжения.),

-Для чего нужно уметь определять спряжение? (чтобы правильно писать глаголы с орфограммой безударного гласного в окончании)

-Перечисли по порядку действия, которые ты выполняешь, записывая такие глаголы. Восстановление алгоритма.

Докажи написание окончаний  глаголов в пословице.

Организует  подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

1) актуализирует изученные способы действий, достаточные для построения нового знания, их обобщение;
2) актуализирует  соответствующие мыслительные операции  и познавательные процессы;
3) мотивирует к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксирует индивидуальные  затруднения в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Актуализируют знания о глаголе, его грамматических признаках, способах действий по решению орфографических задач.

Актуализируют изученные способы действий, достаточные для построения нового знания, их обобщение;
фиксируют индивидуальные  затруднения в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Метапредметные:

формирование умения строить логические рассуждения, делать умозаключения; оформлять  свои знания в виде алгоритма.

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения и постановка цели  урока.

-Мы начали урок со стихотворения о глаголе.

ПТ с. 36 упр 418 Прочитайте. Автор. Название. Какие произведения С.Я. Маршака вы знаете?

Задания к упражнению.

Подчеркни глаголы и выдели окончания. Рядом запиши их в НФ, обозначь суффикс перед ть. Устно проведи рассуждения по алгоритму в парах. Какие «нарушения» обнаружили?

- Оказывается, какую бы область познания мы не взяли, везде есть примеры, где не все подчиняется принятым законам.

- В математике: на все числа можно делить. А на 0?

На уроках ОМ мы изучали металлы. Какое общее свойство имеют все металлы? ( Они твердые.)

-Но есть металл, который находится в жидком состоянии? ( Ртуть.)

- Ребята, как называют людей, обладающих уникальными способностями?

(уникальный, необыкновенный, исключительный в чем-то человек.)

Есть и глаголы,  которые не подчиняются правилу, закону)

-Как их можно назвать?

-Какая тема урока? ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ.

Дети сами формулируют  цели урока.

-Познакомимся с глаголами-исключениями».

-Научимся находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение;

 правильно писать  их личные окончания.

Организует выявление учащимися места и причины затруднения.

 

1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют,  где возникло затруднение;

2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели. 

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Коммуникативные УУД): уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке 

«Открытие» детьми нового знания Построение детьми

нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Инсценировка сказки.

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

      Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар  я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

      Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.

Но у этой сказки есть продолжение

    Некоторые семьи  оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать;  смотреть, видеть, , ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- По твоему указу оказались мы в разных царствах с  нашими  старыми родителям. Разреши нам остаться с ними.

      Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ.

Я, царь Глагол , повелеваю:

жителей своего царства – глаголы  гнать, держать, дышать, слышат; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть  оставить проживать во 2 спряжении.

Так и появились глаголы-исключения.

Знакомство с правилом в учебнике с.42 упр. 419

Перечислите глаголы-исключения. Почему их так называют? Зачем нужно их запомнить?

-Мы можем их спряжение определить по нашему алгоритму?

-Нужно ли его дополнить?        

Организует построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Организует деятельность по реализации построенного проекта.

Учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий, выбирают способ, строят план достижения цели, на основе выбранного метода выдвигают гипотезы.

 Осуществляют реализацию построенного проекта: обсуждают различные варианты, предложенные учащимися, и выбирают оптимальный вариант, который фиксируют. Построенный способ действий используют для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

Предметные: уметь находить  в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование; дополнение алгоритма; использование учебника, для поиска информации.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий.

ПТ с. 36 упр. 421

 «держит, смотрит» из упр. 418 и глаголы «обидеть» и «обижать» в таблицу у доски с проговариванием.

Организует деятельность по усвоению алгоритма написания безударных личных окончаний глаголов-исключений.

Учащиеся  выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма.

Регулятивные УУД :планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Физминутка

Электронная физминутка.

Организует  и проводит «физминутку»

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.

Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

ПТ с. 36 упр.  422

Глаголы из стихотворений Маршака о цирке (в таблицу). Взаимопроверка в парах. Взаимная оценка.

Организует самостоятельную работу и оценку результатов.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на новый способ действий, сами проверяют их, пошагово сравнивая с образцом, и убеждаются, что новый способ действий ими освоен.

Оценивают результат своей деятельности.

Познавательные  :находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Включение в систему знаний и повторение

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

1.Выбери задание и выполни его.  (Дифференцированная работа)

1 уровень.

Запиши глаголы-исключения в первый столбик. Образуй от каждого форму 3л. ед.ч.; запиши во 2 столбик.

Видеть, слышать, знать, зависеть, любить, обидеть.

2 уровень.

Подберите и запишите значения слов, используя глаголы-исключения.

Воспринимать окружающее с помощью зрения –

Различать, воспринимать звуки -

Быть под властью, под полным влияньем, быть в чьей воле; быть следствием известной причины –

Причинить огорчение -  

Запиши глаголы-исключения в первый столбик. Образуй от каждого форму 3л. ед.ч.; запиши во 2 столбик.

3 уровень.

Составь и запиши пословицы с этими глаголами в форме  3л. ед.ч..

Видеть, слышать, знать, зависеть, любить, обидеть.

Кто много видит и слышит, тот много знает.

Дружба зависит не от лести, а от правды и чести.

Любят того, кто не обидит никого.

4.Дополнительное задание для умников и умниц.
- Почему глаголы терпеть, вертеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, скрипеть, гореть нет, хотя являются глаголами II спряжения?

2.Работа в группах.

Задание: закончить строчку стихотворения одним из глаголов – исключений, подходящих по смыслу.

Очень – очень хочется
Через стёклышко __(смотреть)
Целый мир прекрасно  ______________ ,(видеть)
Всё плохое ____ .(ненавидеть)

Научиться боль ____ (терпеть)
Чтоб никто не мог _,(обидеть)
Чтоб от сильных  не___,(зависеть)
Чтобы слабым не __.(вертеть)

Как же хочется всё  .(слышать)
Птицу синюю в руках ___ ,(держать)
Чистым воздухом _ ,(дышать)

Целый мир зелёным  _ ,(видеть)
Не спешите мысли ___.(гнать)
Как прекрасно помечтать!

Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Выполняют дифференцированную работу.

Работают в группах.

Метапредметные:

формирование умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера.

Рефлексия деятельности Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

-Какую тему изучили? Какие цели ставили? Достигли ли мы цели?

- Трудно ли тебе было работать?

 -Что мы сделали, что бы эта тема не вызывала у нас трудности?

Д/з с элементами  творчества. Составить  удобную памятку-подсказку.

Фиксирует новое содержание, изученное на уроке, и организует рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Оценивают результат своей деятельности.

Критически оценивают получаемую информацию, соотносят  её с ранее полученными знаниями, собственным опытом.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...