"Начальная форма слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сошина Ольга Сергеевна

работа на платформе "Яндекс Учебник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Технологическая карта урока русского языка.

Учитель: Сошина Ольга Сергеевна.

Учебный предмет: русский язык.

Реализуемая программа: русский язык под редакцией М.Л. Келенчук.

Тема урока: «Начальная форма слова».

Класс: 2.
Тип урока: открытие новых знаний.

Технология: проблемно-диалогическая, информационно-коммуникационная технология.
Цели урока: 

Познавательная:

- познакомить учащихся с понятием «начальная форма слова»;

- научить  их сравнивать разные формы одного и того же слова и определять начальную форму слова – названий    предметов.        
Развивающая:

- развивать умения различать форму слов, сравнивать, анализировать, обобщать;

- способствовать совершенствованию грамматико – орфографических умений и навыков;

Воспитательная:

- воспитывать интерес к русскому языку и созданию положительных эмоций;

- создавать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся через снятие локального утомления физминутками;

- учить самостоятельности, дисциплинированности, умения работать в коллективе.

Формы учебной деятельности обучающихся: самостоятельная, парная, групповая, фронтальная.

Методы и приёмы обучения:  слово учителя, работа с учебником, работа на платформе «Яндекс учебник», беседа, сопоставление, сравнение.

Формируемые УУД:

  • Личностные:

- формирование мотивов достижения целей;

- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-
воспитание доброжелательности, доверия и внимательности к одноклассникам.

  • Коммуникативные:
    - умение слушать и слышать других;
    - планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

             - осуществлять речевую рефлексию.

  • Регулятивные:
    - умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; 
    - учиться оценивать себя, границы своего знания и незнания.
  • Познавательные:

       - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

Ожидаемые предметные результаты :

- построить способ постановки слова в начальную форму;

-  уметь различать начальную форму слов разного рода  с помощью построенного способа;

- формировать умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации;

Ожидаемые метапредметные  результаты:

- создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в  соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; работать над осознанием ответственности за общее дело.

Система оценок: взаимопроверка, самооценка, оценивание учителем индивидуальной работы обучающихся.

Образовательные ресурсы: интерактивная доска, образовательная платформа «Яндекс учебник», дидактический материал, рабочие тетради, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятель

ность учеников

I Этап

Мотивирование учебной деятельности:

- Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться «Доброе утро!»

- Скажем всем «Доброе утро!»

- Если хотите получить  удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками. Желаю всем хорошего настроения!

Приветству-ют гостей.

II Этап

Работа над новым материалом:

1.Постановка учебной задачи.

2.Актуализа-ция знаний.

3.Первичное восприятие и усвоение нового теоретическо-го учебного материала.

4.Применение теоретичес-ких знаний.

III Этап

Закрепление изученного:

 

IV Этап Рефлексия:

V Этап:

Домашнее задание.

- Откройте тетради,  запишите число и классная работа.

 - Я тетрадь свою открою

И с  наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

1) Работа по учебнику.

- Откройте страницу 69, прочитайте тему нашего урока:

 «Начальная форма слова».  

- Какова цель нашей работы? (Научиться определять начальную форму слова)

- А помогут нам в этом: Анишит Йокоповна, Маша, Миша, Асырк и Летучая Мышь.

- Ребята, Анишит Йокоповна попросила Машу и Мишу вспомнить, что такое начальная форма слов, называющих предметы, но они дружно молчали.

- А вы можете ответить на этот вопрос?

2) Игра "Запиши одним словом".

- Заменить каждую группу слов одним словом  и записать  его  в единственном числе.

- Слова будем  записывать в два столбика:

 в 1-ый – слова, отвечающие на вопрос кто?

 во 2-ой, отвечающие на вопрос что?

Материал для игры:                              

1) тополь, клен, береза, ель;

2) волк, лиса, заяц, медведь;

3) сорока, воробей, ворона, аист;

4) брусника, черника, земляника;

5) футболист, хоккеист, волейболист;

6) шкаф, парта, стол, стул;

- Что обозначают эти слова?

- В каком числе?

- Немного позже мы вернемся к ним.

2)Работа со словарями. Мини-исследование.

- Откройте «Толковый словарь» на странице 98.

- Найдите слово азбуки.                  

- Есть такое слово?

- А может быть, есть другая форма этого слова?

- Чем отличаются эти слова?

- Словарь показывает первое изменение слова азбука: есть (что?)

 азбука – нет (чего?) азбуки.

- Азбука, азбуки – две разные формы.

 

- А теперь найдите слово багажом.              

- Есть такое слово? А какая форма этого слова есть? (багаж)

- Чем отличаются эти слова?          

- Багаж, багажом – две разные формы.

Вывод: слова-названия предметов в ед. числе, которые отвечают

 на вопросы: кто? что? – это слова в начальной форме.

- Вернемся к словам, которые мы записали, определим их форму.

 (слова стоят в начальной форме)

- В словарях слова всегда стоят в начальной форме, - сказала Волшеб-

ница.

- Проверим, действительно ли это так?

- Откройте словарь «Пиши правильно» на стр.133.

- Прочитаем по цепочке первые пять слов (адрес, алфавит, арбуз, берег, береза).

- Определим  число ?

- Все ли отвечают на вопросы: кто? что?

- В какой форме стоят все эти слова?

3) Чтение вывода.

- А сейчас мы познакомимся с правилом Летучей Мыши на  С.70

 

4) Физкультминутка.

5) Работа в тетрадях с взаимопроверкой.

С.71 № 46   

- Прочитайте в упражнении  46 стихотворение О. Григорьева,

найдите две разные формы одного слова.

- Выписать обе формы столбиком, выделить окончания.

- Какая из этих форм начальная?

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

6) Работа на платформе «Яндекс учебник».

7) Работа в группах по карточкам.

 - Дописать  названия животных, определить род, число и форму слова.

Серый, хищный, жадный…….

Рыжая, хитрая, ловкая….

Косой, слабый, трусливый…..

Большой, косолапый……

Маленький, колючий……

Огромный, темно-серый, ушастый, толстокожий….

 

- Над какой темой урока сегодня мы работали?

- Как вы считаете, мы выполнили задачу нашего урока?

 

Домашнее задание. Р.Т.С.23 № 27, правило.




Записывают

   

Научиться определять начальную форму слова.

Ответы детей.

Выполняют задание.

Открывают словарь на стр 98.

Ответы детей

Открывают словарь «Пиши правильно» на стр. 133

Читают правило

Выполняют упражнение и проверяют друг у друга.

Ответы детей

В группах работают по карточкам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме «Начальная форма слова»

Проверочная работа по русскому языку на тему "Начальная форма слова" во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по теме: "Начальная форма слов-названий предметов" 2 класс

Урок по русскому языку по теме "Начальная форма слов-названий предметов"...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Начальная форма слов-названий признаков" (УМК "Перспективная начальная школа"

Урок по теме «Начальная форма слов-названий признаков» проходит в начале второго полугодия второго класса. В первом полугодии учащиеся получили представление о начальной форме слова. В настоящий момен...

Разработка урока по русскому языку по теме: «Продолжаем определять начальную форму слов» 2 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по русскому языку по теме: «Продолжаем определять начальную форму слов» 2 класс  УМК «Перспективная начальная школа»...

Конспект урока русского языка во 2,4 классах на темы: "Начальная форма слова" и "Продолжаем определять спряжение глаголов по начальной форме"

Целью данного урока является формирование и развитие ценностного отношения обучающихся по самоопределению через организацию учебного сотрудничества для подведения под понятия "начальная форма" и прави...

Проверочная работа по темам: «Начальная форма слова», «Родственные слова», «Орфографическая зоркость»

Проверочная составлена для учащихся 2 класса по программе "ПНШ"1 четверть...

Конспект урока русского языка "Начальная форма слов-названий предметов" (УМК "Перспективная начальная школа, 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представления о начальной форме слов-названий предметов; умения ставить слова-названия предметов в начальную форму.Планируемые результатыПредметные: знать:...