Словарная работа с детьми с ОВЗ пятого вида
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Троегубова Надежда Сергеевна

Чем лучше ребенок знает свой язык, тем лучше ему стоить взаимосвязи и коммуникации с другими людьми, что способствует его адаптации и социализации. Обогащение личного словаря человека происходит на протяжении всей жизни, поэтому важно изначально донести ребенку правильные методы запоминания слова и вызвать интерес к обогащению своего словаря. В результате словарной работы в школе слово несколько раз повторяется в различных упражнениях и хорошо запоминается.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota_s_detmi_s_ovz_pyatogo_vida.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Словарная работа с детьми с ОВЗ пятого вида

Троегубова Н.С.

учитель начальных классов школы №19

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе была и актуальна постоянно. Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают в словарь
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется  правилам проверки. Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
Проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.


В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются. Какой должна быть словарно-орфографическая работа, и что она из себя представляет? Словарно-орфографическая работа – это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений направленных на усвоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.
Итак, чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. То есть нужен новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка.

Первой рекомендацией будет подходить к изучению словарных слов с точки зрения комплексности, то есть применять комплексный подход для изучения словарных слов. То есть делить словарные слова по темам и выполнять работу над ними в течение недели. Сходства слов могут быть, например, графическими или грамматическими. А расписание слов на неделю может быть, к примеру, следующим:

  • первое знакомство со словами, запись слов и знакомство с их лексическими значениями, обозначение ударения и выделение сложных мест в слове;
  • повторная запись слов, работа с ребусами из слов, образование и запись однокоренных слов, выявление общих черт у группы слов; шифровка слова, составление ребуса
  • составление предложений со словами, чтение предложений и их запись;
  • Запись слов с карточек, в которых пропущена орфограмма, выполнение упражнений на запоминание слов;
  • небольшой словарный диктант, чтобы проверить усвоение изученного материала.

Также можно использовать следующие виды работ:

  1. Выписать слова на одну тему.
  2. Выписать слова с одинаковой орфограммой.
  3. Выписать слова, отвечающие на вопросы (части речи).
  4. Образовать словосочетания с данными словами.
  5. К данным словам подобрать слова, противоположные по смыслу, близкие по значению.
  6. Выписать 4–5 слов, которые можно назвать одним словом.
  7. Выписать 4–5 слов, в которых ударение падает на 1, 2, 3, 4 слог, обозначить орфограмму.
  8. Выписать слова с одинаковым количеством звуков и букв меньше, больше (фонетика).
  9. Учить детей составлять несложные ребусы со словарными словами (перестановка, замена букв, прибавление в начале или на конце слова буквы, исключение из слова звука, буквы).
  10. Упражнение, направленное на графическое запоминание образа слова: списывание с выделением орфограмм.
  11. Зрительный диктант с предварительным анализом.
  12. Письмо слов по памяти на определенную тему, с последующей проверкой: записать слова по памяти, после последнего слова поставить /, открыть словарь, проверить слова, дописать после черты недописанные слова.
  13. Обучающий диктант. На доске записаны словарные слова. Выписать только те, в правописании которых учащиеся сомневаются. Слова на доске закрыть. Запись под диктовку. Взаимопроверка, самопроверка по образцу на доске.
  14. На доске записано 8 слов: 4 слова из словаря, 4 слова – без орфограмм. Выписать слова с орфограммой

Важно отметить, что представленные упражнения в игровой форме будут больше приветствоваться учениками и будут способствовать лучшему усвоению материала. Можно устраивать некие «конкурсы» и поощрять ребенка, который будет верно выполнять упражнения. Тем самым будет вырабатываться мотивация у остальных учеников.

Чем лучше ребенок знает свой язык, тем лучше ему стоить взаимосвязи и коммуникации с другими людьми, что способствует его адаптации и социализации. Обогащение личного словаря человека происходит на протяжении всей жизни, поэтому важно изначально донести ребенку правильные методы запоминания слова и вызвать интерес к обогащению своего словаря. В результате словарной работы в школе слово несколько раз повторяется в различных упражнениях и хорошо запоминается.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка

Данный материал направлен на то, чтобы при изучении новых слов видное место занимали упражнения направленные на ознакомление обучающимися лексического значения, усвоение грамматических форм, на обучен...

Виды словарной работы на уроках русского языка.

Овладеть словом, значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие де...

Виды словарной работы.

Показать разнообразие видов работы со словарными словами....

Статья по теме: «Словарная работа на уроках русского языка с детьми с нарушениями зрения»

Одной из главных задач формированию языковой компетенции  личности является словарная работа....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Ознакомление с методикой работы словарных слов. Создание системы словарной работы в начальной (коррекционной) школы VIII вида....

Виды словарной работы на уроках русского языка для обучающихся 7 вида обучения

Виды словарной работы на уроках русского языка для обучающихся 7 вида обучения...

Виды словарной работы и письменных работ творческого характера на уроках русского языка

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожно...