Конспект урока "Окончание"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Куку Назира Рашидовна

Данный конспект урока позволит с легкостью расскрыть тему урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okonchanie.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 3                                         Урок №-                                 Дата___________________

Тема: Формы слова. Окончание.

Цель урока:  ознакомить с окончанием, развить умение  находить окончания .

Планируемые результаты

Метапредметные:

Регулятивные:

- умение самостоятельно формулировать тему и цели урока,

- умение работать по плану и корректировать свою деятельность,

- умение оценивать свою работу.

Познавательные:

- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, ключевые слова),

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему),

- умение анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать,

- умение строить рассуждения.

Коммуникативные:

- Развиваем умение слушать и понимать других.

 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

 Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

- умение осознавать и определять свои эмоции и эмоции других,

- стремиться к совершенствованию собственной речи,

- интерес к изучению языка,

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Предметные:

- умение находить  основу в словах,

- умение устанавливать связь слов в предложении,

- умение определять род, число и падеж имён существительных,

- умение отличать сходные формы именительного и винительного падежей имён существительных в предложении.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: иллюстрации к уроку,карточки с заданиями для групповой работы и работы в паре, ноутбук

                                                    Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация .

- Прочитайте пословицу: Делу – время, потехе - час.

- Значение каких слов вам непонятно? (Потеха – веселье, развлечение…)

- Как вы понимаете эту пословицу?  (Всему свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений.)

- Почему мы начинаем урок с этой пословицы? (На уроке надо заниматься делом.)

- Кто готов? Молодцы! Мы начинаем урок!

          2.  Актуализация знаний.

- Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

А сейчас мы с вами проведем минутку чистописания. Сегодня нам предстоит прописать заглавную и строчную букву Гг. Что вы знаете про эту букву?

А сейчас послушай загадку

Дунул ветерок немножко

В серебристые ладошки,

Задрожала ими сильно

Боязливая ... (ОСИНА).

Осина- светолюбивое дерево. Разрастаясь,деревья образуют целые синники. Осенью под ними растут грибы подосиновики. Листья деревьев имеют тонкие черешки. От ветра листочки дрожат. В народе даже появилась поговорка «Дрожит как осиновый лист». Так говорят о человеке который дрожит от страха.

( При рассказе показываются картинки)

- Запишите слово осина, подчеркните букву, написание которой вы должны запомнить. Почему? (Буква О обозначает безударный гласный звук [а], непроверяемый ударением)

- Подберите к слову осина однокоренные слова и запишите их в столбик.

- Какие слова вы записали?

- Почему эти слова однокоренные? (Имеют одинаковый корень, в котором заключено общее лексическое значение слов)

-.  Давайте объясним лексическое значение каждого слова (На доске: Осина – лиственное дерево, осинка – ласковое название осины, осинник - осиновый лес, осиновый - растущий на осине, сделанный из осины, подосиновик – гриб, растущий под осиной).

- Значит однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем, но при этом имеют свое лексическое значение.

    3.Постановка учебной проблемы. Формулировка цели урока

1)  Работа по учебнику

Откройте свои учебники на стр.79, упр 142

Прочитайте текст. Обратите внимание на выделенные слова.

- Запишите их во второй столбик, выделите корень. Являются ли слова осина, осины, осине, осину, однокоренными? (Нет, имеют одно лексическое значение)

- Какая часть слова меняется? (Последняя буква, конец слова)

- Как бы вы назвали эту изменяемую часть слова? (ответы детей)

- Значит,  тема нашего урока…

Окончание

- Какова цель урока?

Знакомство с новой частью слова

- Что мы для этого должны сделать? Каковы задачи урока?

1.Узнать,  как называется новая часть слова.

2. Как выделять в слове.

3.Какова ее роль.

4. Учиться  находить ее в словах.

- Какая из задач урока уже решена? (Как называется новая часть слова?)

        4. Открытие нового знания 

- Как же называется изменяемая часть слова осина? (Окончание)

- Выделим окончание в словах   осина, осины, осину, осине, осиной. (Учащиеся работают на карточках)

- Как будем выделять окончание? (Предположения детей)

 - В русском языке принято выделять окончание окошечком       (Показываю на доске в слове осина. В остальных словах выделяют учащихся.)

- Какая задача урока решена? (Узнали, как выделяют окончание?)

-Мы видим, что окончание изменяется. Меняется ли при этом лексическое значение слова? (Лексическое значение слова не меняется)

- А что изменяется? (Форма слова)

 -Давайте сверим правильно ли мы рассуждали прочитайте правило на стр 79

- Значит, меняя окончание, мы меняем … (форму слова)

- Для чего мы меняли форму слова? (Чтобы слова в словосочетании были связаны по смыслу)

- Какова роль окончания? (Образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании)

Работа по учебнику стр.80 упр 144

 -Что нужно сделать, чтобы слова в словосочетании были связаны по смыслу? (Надо изменить форму слова, т.е. изменить окончания).

- Для чего служит окончание? (Для связи слов в словосочетании)

- Только ли в словосочетании слова должны быть связаны по смыслу? (В предложении)

- Какая задача нами решена? (Узнали о роли окончания)

- Давайте попробуем сформулировать определение, что же такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание выделяется окошечком. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании)

- Прочитайте определение, данное мудрой совой на стр. 80.  Все ли вы определили верно? Что необходимо добавить или уточнить? (Окончание не значимая часть слова, т.к. она не вносит нового значения в слово)

Физкультминутка

Проговаривание нового знания.  Работа в парах. 

- Какая задача урока осталась нерешенной?  (Учиться находить окончание слова)

У вас на столе лежат карточки. Возьмите их и выполните следующие задания

Задание:    1) Вставьте слово в словосочетание;

                     2) Выделите корень;

                     3) Обозначьте окончания.

Карточки:

Лиса                                                 Белка 

Пушистый хвост у …..                     дупло ……………..

Долго выслеживал …                      увидел……………..

Любовался……                                грустил о ………………..

- Какое окончание вы выделили? Что вы делали, чтобы найти окончание?

-Давайте проверим все ли выполнили правильно задание.

СВЕРЯЮТ с ЗАПИСЬЮ НА ДОСКЕ

Поднимите руку у кого все правильно.

Поднимите руку кто допустил ошибку

- Прочитайте совет мудрой совы на стр. 81.

- Что надо сделать, чтобы найти в слове окончание? (Изменить форму слова)

Проговаривание нового знания (хором в полголоса)

    5. Закрепление нового материала – 3 мин

Работа в группе

-А сейчас ребята объединитесь в группы

У каждой группы на листочках записаны предложения. Измените в  словах окончания, что бы оно стало связано по смыслу.

- Какая задача урока решена? (Учились находить в словах окончание)

    6. Рефлексия – 2 мин

- Все задачи урока решены. Достигли ли мы цели урока? Пришло время оценить работу на уроке. Вы знаете, что сейчас у нас осень и на деревьях начали опадать листья. Из за сильного ветра у нашей осинки не осталось листьев и она теперь мерзнет. У вас на парте лежат листочки приклейте на осину листочек

зеленого цвета-если вы полностью поняли материал

Оранжевого цвета- если вы не полностью запомнили информацию по теме урока

Красного цвета- если на уроке вам вообще было ничего не понятно

   7. Итог урока –

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Добились ли мы цели?

- Что узнали?

- Чему учились на уроке?

Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...