Конспект урока русского языка на тему "Что такое родственные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ануфриева Наталья Николаевна

Научить оучающихся  находить в тек­сте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_rodstvennye_slova.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое родственные слова? (2-й урок)

Цели: формировать умение видеть и образовывать родственные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

П. Актуализация знаний

I. Орфографическая минутка

— Запишите слово по лексическому значению.

* Дерево с дрожащими листочками. (Осина.)

• Дерево с белым стволом. (Береза.)

-  Изображение чего-либо при помощи красок и карандашей. (Рисунок.)

* Движение воздуха. (Ветер.)

*  Приспособление для копки, выгреба, навалки и пересыпки

сыпучих веществ (Лопата.) (Проверка. Сверка с образцом па доске.)

- В каком слове все согласные звонкие? (Береза.)

- В каком слове ударный первый слог? (Ветер.)

- Это слово начинается с гласной буквы. (Осина.) В этом слове согласных букв больше, чем гласных. (Рисунок, ветер.)

2. Объяснительный диктант

(КИМы(с.46).)

III. Работа по теме урока

- С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (С родственными словами.)

- Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по значению, у которых есть общая часть.)

1. Работа по учебнику Упр. 80 (с. 59).

Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Нет. У них нет общей части. Это слова — названия родственников.)

Прочитайте слова второй группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. У них есть общая часть сын-, и они близкие по значению.) Напишите родственные слова, выделите корень.

2. Самостоятельная работа

Подберите родственные слова: вариант I — дедушка; вариант II — мама. (Проверка. Один из учащихся читает свои примеры родственных слов

Приготовьтесь. Как только услышите ошибку, подайте сигнал - хлопок.

- У кого записаны еще другие родственные слова? Какое условие должно выполняться, чтобы слова были родственными? (Слова должны быть близкими по смыслу и иметь общую часть.)

IV. Физкультминутка

Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз потянись, Окончательно проснись. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. Как пружинки, мы присели,   -А потом тихонько сели.

V. Закрепление изученного материала Упр. 81 (с. 60).

Прочитайте пары слов. Скажите, это родственные слова или синонимы? (Синонимы. У них близкое значение, но нет общей части.)

Найдите среди синонимов «родственников» для таких слов, как быстрый, быстрота и липнуть, липучий. (Быстро, липкий.)

Выделите в словах корень. Упр. 82 (с. 60).

Прочитайте первую группу слов.

— Все ли слова родственные? (Летний — для лета; летом — то, что бывает в это время года; лететь — одинаковая часть лет-, но у слова другой смысл.)

— Выпишите только однокоренные слова. Выделите корень.

(Лето, летний, летом.)

(Далее учащиеся выполняют упражнение по вариантам: вариант I — второе предложение, вариант II — третье предложение.)

— Какое слово не записал вариант I? (Горевать — есть одинаковая часть, но слово не является родственным остальным словам.)

— Какое слово лишнее у варианта II? (Сырость — есть одинаковая часть, но слово не является близким по смыслу к другим словам.)

VI. Рефлексия

— Подчеркните в стихотворении родственные слова.

Снежная сказка: Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки, В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лед снегурки. А вокруг в снега одет Весь простор безбрежный. Чем не сказка белый свет — Снежный, снежный, снежный! С. Погореловский

(Учащиеся подчеркивают следующие слова: по снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снегурки, снежный.)

(Самопроверка. Самооценка с помощью «светофора».)

VII. Подведение итогов урока

• Какие слова называются родственными?

• Чем отличаются родственные слова от слов-синонимов? (У синонимов нет общей части.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 83 (с. 60).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Признаки родственных слов» во 2 классе по системе « Школа России»

Формировать умение распознавать и подбирать родственные слова. Развивать мышление,память, речь учащихся.Прививать интерес к предмету,воспитывать культуру общения....

Урок русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.

В данном материале представлен урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова". Конспект урока составлен по технологии деятельностного метода. Для проведения урока использует...

Урок русского языка во 2 классе "Родственные слова"

Цели: 1.упражнять в нахождении родственных слов по их признакам;           2. развивать умение рассуждать при выполнении заданий...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

конспект урока русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.

В ходе урока дети обобщают, что слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ. Родственные слова следует отличать от форм одно...