Урок русского языка по теме "Правописание сложных слов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кутлубаева Виктория Владимировна

Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России", по учебнику "Русский язык" Канакина. Данный урок последний в изучаемом разделе "Сложные слова". На данном уроке используются информационные компьютерные средства для  активизации познавательной активности младших школьников. Применяются различные формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в тиечении урока сменяют друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_konspekt.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Правописание сложных слов.

Цель: создать условие для формирования  умение применять полученные знания о сложных словах  в практической деятельности. 

Задачи:

Личностные:        

 -проявлять интерес к изучению темы;
- творчески относится к процессу работы над словообразованием;

-осознавать собственные достижения при освоении темы.


Метапредметные:        
Познавательные УУД:         
-создать условия для формирования понятий «сложные слова», «соединительная гласная» и учить обосновывать своё мнение 
- использовать приобретённые знания при выполнении заданий


Регулятивные УУД:         
- выполнять учебное задание, используя правило;
-ориентироваться в разных способах выполнения задания;


КоммуникативныеУУД:        
-действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёра
-адекватно использовать речь для предоставления результата.

Оборудование: индивидуальные задания  для работы в группах и парах, компьютер, проектор,

Ход урока.

1. Вхождение в урок. Эмоциональный настрой.

Отвечайте да или нет.

- Дети, вам  тепло? (Да!)

- В классе всем светло? (Да!)

- Прозвенел уже звонок? (Да!)

- Уже закончился урок? (Нет!)

-Только начался урок? (Да!)

-Хотите учиться? (Да!)

-Значит можно садиться!

   

Я рада приветствовать вас в вашем классе,

Возможно есть классы и лучше и краше,

Но пусть в вашем классе

Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень тепло.

Сегодня я проведу у вас урок, зовут меня …

Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Пусть нам помогут наша смекалка, сообразительность, и те знания, которые вы уже приобрели.

2. Целеполагание.

Если будем мы писать,
Предложенья составлять,
Орфограммы разбирать

И над правилом работать;
То тогда скажи, дружок,

На какой пришли урок.

- Где нам могут понадобиться знания, полученные на уроках русского языка? (в жизни, когда пишу и т.д)

-Что или кто может нам помочь узнать больше, расширить представления о русском языке? (учебник, учитель, товарищ, правило, словарь..)

-То есть различные источники и различные упражнения.

-Тогда выполните следующее задание.

Найдите значения выражения: 68+32    (Ответ не дают)

Я вижу у вас на лицах недоумение. Ведь у нас урок русского языка, а я прошу вас сложить два числа. Наверное, я ошиблась.

- На каком уроке вы складываете числа?

-Что можно сложить на уроке русского языка? (одно слово с другим) Как называются такие слова?

Сформулируйте тему урока. (Правописание сложных слов)

- Поставьте  цель, чему бы вы хотели научиться  на уроке? Применять свои знания и умения распознавать сложные слова, образовывать и  писать их грамотно, правильно применять их в своей речи.

3. Актуализация знаний.

Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? ...

(Зима)

- Чем особенный сегодняшний день?

Снегом всё вокруг запорошило,
Со снежинками вас закружило.
С зимы приходом вас я поздравляю,
И в первый день зимы успеха пожелаю.

Название, какого зимнего месяца употребим при записи сегодняшнего числа?  Обратите внимание, на безударную  гласную  в слове декабрь?

Откройте тетради, вспомните правила при письме, запишите число, классная работа.

Скажите, а вы любите ходить в гости? Сегодня мы с вами отправимся в гости к зиме, но путь будет нелёгким, чтобы добраться до дворца, где живёт зима, нужно преодолеть несколько ступенек, каждая ступенька – это определённое задание, которое вам предстоит выполнить. Справляетесь, поднимаемся выше. Готовы к выполнению заданий?  Тогда в путь.

Первая ступенька «Я  умею»

Посмотрите перед нами  слова на тему зимы, определите,  какая буква пропущена в 1 столбике, какая во 2 столбике?

 (еее ооо)

М-роз                                 ин-й

К-ньки                               д-кабрь

Х-ккей                               т-рмометр

У.- Что общего у этих букв?

Д.- Они обозначают гласные звуки.

Эти буквы нам сегодня пригодятся на уроке. Давайте их пропишем, но мы говорим о зиме, а мороз очень любит делать морозные узоры, давайте такой узор пропишем.

   

Мы поднялись на первую ступеньку, перед нами вторая ступень «Я знаю»

Сказочная и величественная зима во все времена вдохновляла поэтов, и они писали о ней замечательные стихи. Каждый год, принося с собой морозы и снежные метели, она погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов.  На свете  всё из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капель, снежинки из снега.

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

Слова сделаны из своего строительного материала.

- Какая самая главная часть в слове?

- При помощи, каких частей слова образуются новые слова?

- Для чего служит окончание? (изменение формы слова)

- Что такое основа?

Прочитайте следующее четверостишие о зиме. Найдите слова, связанные с темой урока, запишите эти слова. А у доски пойдёт поработает… Выделите корень, основу, подчеркните соединительную гласную

Снегопад, снегопад,
Снежное паденье.
Снег идёт наугад,
Словно сновиденье.

                           Элеонора Фарджен

- Какие слова называются сложными? (слова, образованные сложением двух основ называются сложными)

- Как образуются сложные слова?

 - Как грамотно работать со сложными словами? (подобрать однокоренное слово, найти соединительную гласную, выделить основы)

Молодцы, мы справились с заданием.

А сейчас наши глазки должны отдохнуть.

 

Следите за моим движением только глазами.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано,

Где окно, а где кино,

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Итак,  следующая ступенька нашей лестницы «Я тренируюсь» Предлагаю вспомнить, как пишутся сложные слова.

Учебник стр 96, упр. 183 первый вариант выписывает 3 слова  по алфавиту с соединительной гласной о, второй  3 слова по алфавиту с соединительной гласной е.(выполняется взаимопроверка, поставьте плюс если всё правильно, минус если есть ошибка, поменяйтесь тетрадями, оцените сами себя, что бы вы поставили себе,  поднимите руки, у кого стоит плюс )

А сейчас  давайте играть в снежки.  Я бросаю вам два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.  Кому попадёт снежок,  тот отвечает. Только будьте внимательны, запоминайте возвращенные слова – это проверка памяти:

Лес, рубить – лесоруб
Каша, варить – кашевар
ходить по луне – луноход

Мясо, рубить – мясорубка

Вода, падать - водопад

- Запишите полученные слова, как запомнили, проверьте свою память.

Следующая ступенька  «Я отдыхаю»

Физминутка.

 Мы сейчас все дружно встанем.

Руки на плечи поставим.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поднимись.

Руки вверх, руки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы, мои детишки!

Замедляем, дети, шаг.

И на месте стой! Вот так.

А теперь мы сядем дружно.

Нам еще работать нужно!

Поднимаемся на следующую ступеньку «Я думаю»

Предлагаю закрепить ваши  знания о сложных словах. Для этого организуем работу в группах. Послушайте внимательно инструкцию выполнения задания. Каждая группа получает пакет с заданием…., есть план выполнения работы, полученные слова пишите на листе бумаги, прикрепляете на доске.

Группа №1
Соберите из пазлов рисунок

Напишите слово.

Выделите корни. Подчеркните соединительную гласную, составьте словосочетание.


Группа№2
Соедините точки на рисунке

Напишите слово.

Выделите корни. Подчеркните соединительную гласную, составьте словосочетание


Группа №3.
Вам даны карточки с корнями слов.
Составьте сложное  слова с данными корнями, запишите, составьте словосочетание.


-нос- 


-шин- 


-гор-


-рог-


Группа №4.
Вам дана пословица, найдите сложное слово.
 

Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.

Выпишите словосочетание со сложным словом.


Группа №5
100         сани        

  1. Решите ребус.
  2. Запишите получившееся слово, составьте словосочетание

Группа №6

Наведёт на вас свой глаз
Щёлк! – и карточка у вас

1. Отгадайте загадку.

2. Запишите получившееся слово, составьте словосочетание.

Каждое слово появляется на доске.  Составить со словами предложение.

Поднимаемся на последнюю ступеньку «Я рассуждаю»

А теперь кто уже может сказать, что он легко может определить сложное это слово или нет?

- Хотите проверить?

- Перед вами картинки, подпишите их, определите сложное это слово или нет.

(ледокол, снегоход, звездопад, снеговик, гололёд, снежинка)

-Какие слова лишние и почему?

А знаете ли вы, что самые большие снежинки были зарегистрированы во время снегопада в американском штате Монтано 28 января 1887 года. Диаметр снежинки  - 38 см., а толщина 20 см.

4.  Рефлексия.

Вот и кончился урок.

Подведем теперь итог

 

Какую цель мы ставили перед собой вначале урока?

 Как вы считаете, выполнили мы цель урока?

- Был ли урок интересен? Полезен?

Закончи фразу:                            

Сегодня на уроке я узнал…

Мне понравилось…

Было сложно…

Было интересно

 Мы с вами поднялись на самую высокую ступеньку лестницы, мы попали в гости к зиме, она для вас приготовила свои снежинки, на которых дано домашнее задание.

Домашнее задание. (по уровням)

- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим. 

1-й уровень:
Скал…лаз, камн…пад, вод…лаз, солнц…пек, мор…ход

Списать, вставить соединительную гласную. Выделить основу, корень.


2-й уровень:
Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.

3-й уровень:
Придумайте по 2 слова с соединительными гласными – О -, - Е -. 

Составьте и запишите предложения с этими словами.

Урок сегодня был удачный,

 Не прошёл для вас он зря.

 Вы все очень постарались.

 Молодцы вы у меня!

Тест “Верные и неверные высказывания”.

Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – покажите полоску зеленого цвета, если не согласны – полоску красного цвета.

1. Сложные слова – это все длинные слова.                                                          

2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.                      

 3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-                                                                  4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.                                                5. Соединительные буквы – О-  и –Е в сложных словах - это орфограммы.

6. Если 1 корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....