Сценарий интеллектуальной игры для учащихся 4 классов по русскому языку "Брейн-ринг ""Путешествие по Лингвинии""
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Кулагина Галина Ивановна
Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся по русскому языку,
 обобщение и систематизация знаний по русскому языку.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn-ring_po_rus.yaz_.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий интеллектуальной игры  для учащихся 4 классов по русскому языку  "Брейн-ринг ""Путешествие по Лингвинии""

Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся по русскому языку,

 обобщение и систематизация знаний по русскому языку.

Задачи:1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса.

Оборудование: листы с заданиями для команд, чистые листы для решений, ручки, табло для баллов, жетоны

Ход игры

I. Вступление.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего брейн-ринга! Сегодня мы проведём брейн-ринг и узнаем лучших знатоков русского языка.                    

Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком.
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Российский государственный язык прекрасный.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь знаний цветник,
Если штурмуешь научные кручи,
Выучи русский язык!

        Посмотрите на экран, и вы без труда узнаете тему нашей игры. Лингва по-гречески – язык. Жители Лингвинии – Звуки, Буквы, Слова, Предложения, т.е. все то, что изучает русский язык. Я хочу надеяться, что эта игра поможет вам понять, что заниматься русским языком – вовсе не скучное дело, а очень интересное и увлекательное.

Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык.

        Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

         

Итак, в сегодняшнем брейн-ринге, посвящённом русскому языку, участвуют две команды: «Звуки» и Буквы» Они продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики русского языка. Пожелаем им удачи! И познакомимся с ними ближе.

 (Представляются участники каждой команды, капитан и приглашаются за игровой стол).

        Победителей брейн-ринга определит наше жюри… (Представляются члены жюри.)

Ученик:

Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит!

Тот, кто меньше ошибётся,

Тот у нас и победит.

        

Приветствия соперников.

1.Ты, соперник, не косись,
Ты, соперник, улыбнись!
Известно - кто-то победит,
Ну а слабейший пролетит.

2.Тебе, соперник, мы без смеха
Желаем доброго успеха
Но мы так просто не сдаёмся
И за победу подерёмся

Ведущий.        А сейчас несколько советов всем участникам брэйн – ринга:

- Не говори  гоп, пока не перепрыгнешь.( на слайде)

- Звону много, а толку мало.

- Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

- Не спеши языком, торопись делом.

                (объясняя правила игры)

Напоминаю правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся от 1 до 3 минут (в зависимости от сложности вопроса).

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – подать сигнал.

3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Если команда даёт неправильный ответ, у других команд есть время для обсуждения.

. Чтобы установить порядок выступления команд, приглашаю капитанов для жеребьёвки.

Капитаны вытягивают листочек с обозначениями порядкового номера выступления.

Итак, приглашаются к игровым столам команды «Звуки» и «Буквы».

(Команды рассаживаются по своим местам)

II. Задания для брейн-ринга.

Улица Фонетики и Графики.

1.Фонетика изучает звуковую сторону речи. Само название её образовано от греческого слова phone, что значит «звук». А как правильно записывать звучащую речь учит графика.

Итак, сейчас каждая команда получит лист с записью скороговорки( Летели лебеди с лебедятами.( на слайде)

Задание: подчеркнуть твёрдые согласные в ней.

Выполнив, капитан  команды отдает свой лист членам жюри на проверку .( 1 балл)
-Пока команды выполняют задание, я предлагаю болельщикам разгадать анаграммы и заработать балл для своей команды.( на слайде)

Анагра́мма (от греч. ανα- — «пере» и γράμμα — «буква») — литературный прием, состоящий в перестановке букв или звуков определенного слова (или словосочетания), что в результате дает другое слово или словосочетание

Анаграммы

Шпала – лапша.

Право – повар.

Шарф – фарш.

Шнурок – коршун.

Лапоть – пальто.

  • 2.Следующее задание:

Расшифруйте слова, найдите «лишнее» слово (на слайде)


Жыил (лыжи)

ански (санки)

кьионк (коньки)

нолс (слон)
 Если вы смогли выполнить задание необходимо позвонить в колокольчик, чья команда быстрее и правильно выполнит задание получает 1 балл

3.Задание: Что обозначает дробь?( на слайде)

а)Мять – 4/3, я – 1/2,  праздник – 8/7, ёлка – 4/5, местное – 7/6, юг – 2/3, ты – 2/2.

Какая команда быстрее и правильно справится с заданием, заработает 1 балл. Если ответ неверный право ответа переходит другой команде.

б)Задание: Звонят во все колокола.(на слайде)

Сколько звуков [а] в данном предложении?

7 звуков

[Зван′ат ва фс′э калакала]

Задание также выполняется на скорость.

4 задание «Из одного слова несколько».

Ведущий.         Самуил Маршак говорил: «Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной «Мы тоже должны обнаружить слова, которые здесь спрятались,      т.е.       из      букв   слова      «КАРТОФЕЛЬ»    составить         

                                               2 слова из 3 букв

                                2 слова из 4 букв                всего 8 слов

                                2 слова из 5 букв

                                2 слова из 6 букв

        /ель, мак, рот, кот, кат …

        пора, крот, факт, торф, кафе …

        кофта, катер, трель …

        кафель, форель, лекарь, токарь …)

( Каждая команда получает листок с этим словом и записывает на нем получившиеся слова, результат затем отдается членам жюри для оценки. Время выполнения 3 минуты. Та, команда, которая справится быстрее и правильнее получает дополнительное очко.)

        

-Пока команды выполняют задание, вы, уважаемые болельщики, можете помочь своей команде заработать дополнительный балл. Для этого вам нужно выполнить такое задание: Вот круг, на нем – 6 букв( о,с,а,д,о,к)( на слайде)

Сколько различных – имен существительных – сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде. Читать разрешается в разных направлениях, буквы читать обязательно подряд.

                (сок, осадок, сок, око, код, садок, ода, ад, коса …)

Площадь Орфографии.

-Орфография изучает нормы и правила письменной речи.

Сейчас каждая команда получит листок с текстом.

Задание: исправь ошибки.

Сомалёд пралител над лесам, над разъездам и над речькой. Па  шырокой аллеи сада мы падошли к апужки роще. Обезъянке яшки устроили в карзини пастель с одеяльцем и подужкай. Пар от дыхания инеем асидал на варатнике и на шабки.

На выполнение задания дается 3 минуты, результат сдать жюри.

-А болельщики вновь имеют право помочь заработать баллы своей команде.( 1 балл за правильный ответ)

   Шутки.

 • Как записать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено.)

 • Что можно видеть закрытыми глазами? (Сон.)

 • Какую ноту кладут в суп? (Соль.)

 • Из какого крана не льётся вода? (Подъёмного.)

Улица Лексики.

Лексика – это все слова, входящие в язык. Лексика изучает синонимы, антонимы, происхождение слов, фразеологические обороты, пословицы…

Фразеологические обороты – это устойчивые выражения.

Зарубить себе на носу. Задирать нос. Повесить нос. Остаться с носом.

Фразеологический зверинец. Русский язык очень любит сравнивать человека с животными: белая ворона, стреляный воробей, как с гуся вода, вертеться, как белка в колесе…

1.Подобрать пропущенное слово  во фразеологический оборот.( на слайде)

  • Хитер как лиса.
  • Голоден как волк.
  • Болтлив как сорока.
  • Нем как рыба.
  • Труслив как заяц.
  • Упрям как осёл.
  • Делить шкуру неубитого медведя.
  • Делать из мухи слона.
  • Злой как собака.
  • Изворотлив как уж.
  • Надут как индюк.
  • Мокрый как курица.
  • Здоров как бык.

-Та команда, которая быстрее позвонит в колокольчик и даст правильный ответ, получает 1 балл.

-Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность.

2. Конкурс "Дополни пословицу"( конкурс для капитанов).

В этом конкурсе участвует капитан  каждой команды. Если он самостоятельно отвечает на вопрос, то зарабатывает 6 очков, если игроку помогает команда, то он получает 3 очка.

Задание выполняется устно.

1. Пословицы для первой команды ( на листочках)

- Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

- Век живи … (век учись).

- Нет друга – … (ищи, а нашел – береги).

2. Пословицы для второй команды:

- Друзья … (познаются в беде).

- За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).

- Поспешишь … (людей насмешишь).

Капитаны отвечают по очереди.

3.- Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Что же случилось с этими поговорками? Они стали просто смешными! А какие они на самом деле?

  • Итак, задание: Необходимо исправить поговорки и объяснить их смысл. Каждая команда получает по 4 поговорки, исправив ошибку, результат сдать жюри. Время выполнения – 2 минуты.

    1 команде.Отольются кошке
    Мишкины слезки.( мышкины)

    Город не тетка.( голод)

    Пуганая ворона
    куска боится. ( куста)

    Лес рубят -
    кепки летят.( щепки)

    2 команде.Моя
    дата с краю.( хата)

    Икра стоит свеч.( игра)

    Проще
    жареной репы.( пареной )

    Все
    пороги ведут в Рим.( дороги)( сейчас воспринимается образно и означает один итог при разных решениях какой-либо задачи. )


    4..
    Рассыпалась пословица. Составь из данных слов пословицу, поговорку .
    Глазу, бревно, соринку, не, замечаем, видим , чужой, в, своём. (В чужом глазу соринку видим, в своём бревна не замечаем.)
    (Слова записаны на разрезных карточках) Чья команда быстрее справится с заданием- звонит в колокольчик.
    Задание болельщикам.
  • Пословицы шутят.( слайд)
  • Резерв-А пока болельщикам я предлагаю ответить на вопрос:

- Как с помощью наречий перечислить пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?( Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) 

-Какое местоимение нужно прибавить к другому, чтобы получились овощи?( ты к вы)

-Как мышеловку написать пятью буквами?(кошка)

его нет в ни в дыне, ни в тыкве, но есть в огурцах, помидорах и арбузах?( буква Р)

Какую строчкуне может прочитать ни один ученый? Строчку, прошитую

на машинке

5.а) В названии известного произведения все слова заменили по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название.( на слайде)

«Пёс босиком - «Кот в сапогах»

б). «Быль о железной курочке»- «Сказка о золотом петушке»

-Какая команда догадается быстрее, не забывает подавать сигнал с помощью звоночка.

Улица Морфологии.

-Морфология изучает части речи.

Задание: определи части речи.

1 команде-

Снежное покрывало покрывало большое поле.

2 команде-

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

( задание раздается на листочках для каждой команды) Время выполнения – 3 минуты

Задание: Определите род имен существительных.

Слова для 1 команды:

Мебель (ж.р.),

кофе (м.р.),

тюль (м.р.),

такси (ср.р.),

Слова для 2 команды:

рояль (м.р.), концертный рояль,

хрусталь (м.р.), горный хрусталь,

кенгуру (м.р.),

какао (ср.р.)

-Кто быстрее., получает дополнительное очко, время для выполнения – 1 минута.

Улица Словообразования.

1. Конкурс «Отгадай слово».

Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по составу.

  • 1 команда:

Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК, 
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.
(Ответ - РАССКАЗЧИК)

  • 2 команда:

Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.
(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).

-А пока команды выполняют задание, мы поиграем с болельщиками.

Шутки.

 • Как записать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено.)

 • Что можно видеть закрытыми глазами? (Сон.)

 • Какую ноту кладут в суп? (Соль.)

 • Из какого крана не льётся вода? (Подъёмного.)

Улица Синтаксиса.

Синтаксис учит соединять слова в словосочетания и строить из них предложения.

1.Задание: поставить знаки препинания между однородными членами предложения.и подчеркнуть главные члены.

  • Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки и громко запел.
  • Там висят портреты учёных космонавтов инженеров рабочих.
  • Птичка перебегает с камня на камень прыгает в воду ныряет на дно а потом выскакивает на берег.
  • В вечернем небе замелькали синие зелёные красные звёздочки.

Время выполнения задания- 3 минуты.

А мы вновь играем с болельщиками.

Скажите одним словом

Дети отвечают хором:

-храбрый человек-храбрец;

-мудрый человек-мудрец;

-веселый-весельчак;

-болтливый-болтун;

-ленивый-лентяй;

-богатый-богач;

-сильный-силач.

Переулок Ребусов.

1.Разгадайте ребус. (на слайде)

Кто быстрее - звонит в колокольчик и получает 1 балл.

2.Попробуйте разобрать, что было написано. А для этого вам необходимо определить границы слов.

Рыбу не скотина крыше съел.

(Рыбу нес кот и на крыше съел.)

Кто быстрее - звонит в колокольчик и получает 1 балл.

 Улица поэтов. «Сочини стихотворение».

Ведущий.        Мы сегодня угадывали, составляли, сравнивали, вспоминали. Не были еще поэтами. Попробуем сочинить стихотворение.

Какие из данных слов рифмуются со словом ПАЛКА ?( Придумай любое двустишие или четверостишие с этими словами.)Полька, селедка, полка, скалка, валко.( на слайде)

Стихотворение каждая команда записывает на листочек, а затем представляет жюри. Время выполнения – 3 минуты.


 Проспект Тишины. «Умеем ли мы слушать друг друга».

Ведущий.        Продолжаем сочинять. Но умеем ли мы слушать друг друга? Заключительный тур, на котором мы выслушаем не только все команды, но и каждого члена команды. Каждая команда без подготовки должна составить рассказ на заданную тему. По 1 предложению должен сказать каждый, но чтобы рассказ имел законченность.

        (1 команде: Однажды я обнаружил под своей кроватью крокодила …(на слайде)

                2 команде: Сегодня я обнаружил в своей тетради двойку …)

Ведущий. Вот и закончилась игра.

Расходится нам пора …

На табло взгляните все –

Подведем итог игре.

Жюри.

Награждение.

Ведущий. Наш брэйн – ринг окончен.

Вы постарались, как смогли.

Нам показали свои знанья

И очень были хороши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка

Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности....

Интеллектуальная игра по русскому языку."Брейн-ринг"3-4 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК Брейн-ринг          Класс разделен на четыре команды, у каждой команды свой порядковый номер. Выбраны заранее капитаны команд, расс...

Мастер - класс "Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка по системе Занкова."

Показаны приемы и методы интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему: «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему:  «Знатоки русского языка»...

Сценарий мультимедийного урока 4 класс по русскому языку

Сценарий мультимедийного урока по русскому языку 4 класс Полякова А.В....

Конкурс по русскому языку "БРЕЙН-РИНГ"

БРЕЙН – РИНГ«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»...

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка через минутки чистописания

В числе задач, поставленных перед начальной школой, указано на необходимость формирования у детей наряду с навыками чтения, счёта, основательных навыков письма. Такого качества нельзя будет достигнуть...