Урок русского языка по теме "Перенос слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кутлубаева Виктория Владимировна

Урок русского языка для 2 класса. Урок проводится в виде деловой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по русскому  языку

во 2 классе

по теме «Перенос слов»

                                       

                                         

Тип урока: Изучение нового.

Вид: Деловая игра.

Технология: На игровой (ситуативной) основе .

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с правилом переноса слов по слогам;

2. Формировать умения переносить слова с учётом особенностей слогов.

Задачи урока:

- обучающая - повторить, закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.

-развивающая- обогащать лексику, развивать память, внимание, логическое мышление, быстроту мысли.

-воспитательные- воспитывать взаимопомощь, умение работать в группе, взаимоуважение, интерес к знаниям, дисциплинированность.

Оборудование: табличка на столе учителя «Главный редактор»; на столах: «Отдел писем»,  «Отдел новостей», «Отдел информации», дидактический раздаточный материал.

Ход урока:

 1.Организационный момент.

 Сколько правил!

 Правил сколько!

 С непривычки бросит в дрожь.

 Будь внимательным и только,

 Будь старательным и только,

 Всё запомнишь, всё поймёшь.

Учитель: Сегодня урок  русского языка пройдёт в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты»

- Как вы понимаете слово редактор? Что это за человек? ( ответы детей)

- Вы будете работать в отделах, результативность работы ваших отделов будет оцениваться по количеству набранных жетонов. Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и «зарабатывать» как можно больше жетонов.

- Откройте ваши деловые блокноты и запишите число.

(дети работают в тетрадях)

- Посмотрите на доску, попробуйте отгадать ребус. Вы узнаете тему урока.

                                             ( перенос)

  

 2. Минутка чистописания.

(запись на доске)

прℓспℓрℓс

Учитель: Как вы думаете, для чего я написала эти буквы?         

(дети анализируют правописание букв (элементы, высота) )

-Какие это буквы? Что вы можете о них сказать? (заслушиваются ответы каждого отдела)

- Запишите каллиграфически, красиво в своих блокнотах в строчку безотрывно.

3. Работа со словарными словами.

Учитель: Нам необходимо приготовить материал для одной из страничек газеты, читатели с удовольствием отгадывают ребусы, кроссворды, сканворды. Расшифруйте слова, запишите их в свои деловые блокноты. Каждый отдел составит одно предложение с одним из слов.

Саклс    (класс)

Чиульте (учитель)

Цяза (заяц)

Силица (лисица)

Польта (пальто)

(проверка работы отделов, зачитывание предложений) Выдаются жетоны за работу.

4. Повторение ранее изученного материала.

Учитель: Каждый отдел получает карточку с заданием, выполняют это задание, затем комментируют на какое правило были слова, формулируют правило.

1 карточка отдел писем.

Отгадайте загадки, напишите отгадки, поделив слова на слоги.

               На ветках- плотные комочки

               В них дремлют

               Клейкие листочки.

                                         ( почки )

               Наклонилась над рекой –

               Уговор у них такой:

               Обменяет ей река

               Окунька на червяка.

                                        ( удочка)

                В деревянном домике

                Проживают гномики

                Уж такие добряки-

                Раздают всем огоньки.

                                         ( спички )

2 карточка       отдел новостей

Запишите слова, вставив пропущенные буквы, разделите слова на слоги.

Тиш-на, ш-рокий, ж-рный, суш-т, уш-.

3 карточка           отдел информации

 

Соберите из слогов слова, запишите их, деля на слоги.

Зе          фрук      ваф          кон        ты     феты              фир          ли      

(проверка работы отделов, формулировка правил) Выдаются жетоны.

«Отдел информации» ответьте на вопрос. Как можно поделить слова на слоги?

Физминутка.

(звучит музыка)

Прошу всех сотрудников встать, настало время небольшого перерыва. Давайте попробуем изобразить, как человек использует газету:

-читает;

-использует, как веер;

-скручивает в трубку и смотрит, как в подзорную трубу;

-скрученной газетой «бьёт мух».

5. Изучение нового материала.

Учитель: Сейчас каждый отдел будет наблюдать за тем, как надо переносить слова и попробует сформулировать самостоятельно правило переноса слов.

На доске записаны слова:

Е—два, у—кол, о—пять.

Учитель читает стихотворение.

Мы изучаем перенос.

Вот как слова я перенёс.

Едва – е-два,

И получил за это два!

Укол – у –кол,

И получил за это кол!

Опять – о- пять,

Теперь наверно будет пять!

Учитель: А как вы думаете ? Посовещайтесь и попробуйте вывести правило.

(дети работают в отделах, пытаются вывести правило, затем проверка)

Правило: Одну букву переносить и оставлять на строке нельзя.

За работу выдаются жетоны.

Учитель: Хорошо первое правило, мы попытались сформулировать, работаем дальше.

У вас на столах лежат карточки, выполняете задание и сообщаете следующее правило.

Карточка.

1. Составить слова.

2. Записать их, деля для переноса.

3. Какие слова лишние и почему.

На, пру, жи ( пру-жина)

Зык,я ( язык)

Ши, лан,ды (ланды-ши)

Рот, к (крот)

(обсуждение работы отделов, за работу выдаются жетоны)

Учитель: Отдел новостей попытается сформулировать правило переноса слов.

Правило: Слова переносятся по слогам.

Учитель: Сколько способов переноса слов вы заметили для трехсложных слов?

Самостоятельно придумайте по два трёхсложных слова, разными способами разделите их для переноса.

6. Работа с учебником.

Учитель: В редакцию пришло письмо, я передаю его в отдел писем. Сотрудник отдела писем зачитывает текст: «Чтобы узнать правило переноса слов, нужно выполнить упражнение 110»

Учитель: Прошу отделы выполнить задание и ознакомиться с правилом переноса слов в учебнике на странице 56, проверив себя на сколько мы правильно его сформулировали сами.

( отдел информации оглашает правило в учебнике, отдел новостей делает вывод, правильно ли были сформулированы правила)

7.Закрепление изученного.

Учитель: Подберите к словам, данным в карточке, слова, противоположные по значению, запишите эти слова, разделите их для переноса.

Жара – (хо – лод)                          сухой – ( мок – рый )

Зима – (ле – то)                             робкий – ( сме- лый )

Тупой – ( ум –ный )

(выдаются жетоны)

8. Итог урока.

Учитель: Итак, какими правилами мы пользуемся, когда переносим слова?  Приведите примеры.

Подсчёт жетонов, заработанных отделами, подведение итогов, поощрение лучшего отдела.

9 Домашнее задание.

Написать 10 слов, которые нельзя переносить.

 

         

Список используемой литературы.

1.Учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык» для второго класса 1-4.

2.Методическое пособие к учебнику «Русский язык» 2 класс. Из-во «Учитель» 2005 год

3. В.П.Канакина Учусь работать самостоятельно М., 1996 г.

4.М.А.Ильин Учимся писать грамотно. Санкт - Петербург, 2008 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....