Адаптированная рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_._4_klass_morozova_o.v.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе

начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рассмотрено на педагогическом совете школы

Протокол от 24.05.2018г. № 5

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Излучинская ОНШ»

_____________Е.В. Шагвалеева

Приказ

от 30.08.2018 г. № 469

Адаптированная рабочая программа

Морозовой Ольги Викторовны

по русскому языку

4 класс

2018-2019 учебный год

                                     

                                                             

пгт. Излучинск

2018 г.                                                                                                                                                         

Пояснительная записка

        Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями), обучающихся на дому,  разработана на основе:

- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 4) МБОУ «Излучинская ОНШ»;

           - программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы:  под ред. М.И. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014;

        - учебника «Русский язык», 2 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII, авторы-составители Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова – 11 изд. –М.: Просвещение, 2017.

Исходя  из предметной диагностики и индивидуальных возможностей, обучающейся  определена образовательная программа 2 класса (1 уровень).

        Цель: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи: 

  • Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
  • Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
  • Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
  • Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
  • Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предметными результатами изучения предмета «Русский язык»

во 2-м классе являются:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и                   многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  5. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Достаточный уровень:

- анализировать слова по буквенному составу, различать звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, [р] и [л], свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении и написании;

- подбирать слова, обозначающие  названия предметов, части предмета, обобщающие слова для определения группы слов одной родовой категории;

- подбирать слова, обозначающие  действие предмета;

- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста;

- составлять и выбирать заголовки к тексту.

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Минимальный уровень:

- подбирать слова, обозначающие  названия предметов;

- составлять по картинкам предложения;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

2. Содержание программы

2 класс (3 часа в неделю, 102 часа за год)

        На уроках русского языка учитель развивает у учащихся умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать элементарный языковой материал. Простейшие  объяснения способствуют коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

        Особое  внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме. В процессе обучения у учащихся совершенствуются графические навыки.

Повторение

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Совпадение звука и буквы в слове.

Звуко - буквенный анализ слов.

Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

Звуки гласные и согласные, их различие по основному признаку: наличию или отсутствию голоса. Слогообразующая роль гласных.

Свистящие и шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Слова с буквами И - Й, их различение.

Слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога.

Деление слова на слоги. Перенос части слова при письме.

Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

Обозначение мягкости согласных в конце слова буквой ь.

Ударение. Наблюдение за ударными гласными в словах. Упражнения в умении слышать и выделять голосом ударный гласный в словах. Выделение ударного гласного в слове по образцу и самостоятельно.

Слово.

Слова – названия предметов.

Изучение слов, обозначающих предметы:

- называние предметов и различение их по вопросам кто? что?, упражнения в подборе слов, отвечающих на вопросы кто? что? на заданную учителем тему;

- называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов. Упражнения в образовании одной формы слова от другой (стол — столы; рама — рамы), выбор и использование нужной формы в предложении;

- слова, обозначающие части предметов и отвечающие на вопрос что?. Упражнения в подборе названий частей к предмету и названия ряда предметов к названию одной из части предмета (стул — спинка, сиденье, ножки);

- сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван);

- умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.), расширение круга слов, входящих в одну родовую категорию;

- большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных;

Слова – названия действий.

Изучение слов, обозначающих действия:

-  называние действий предметов по вопросам  что делает?  что делают?

- группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
- различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);

- умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы;

- знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).

- правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряде родственных слов.

Предложение.

Простое предложение. Предложение как единица речи:

- выделение предложения из текста;

- графическое изображение предложения;

- прописная буква в начале и точка в конце предложения.

Практическое знакомство с построением простого предложения:
 - составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;

-заканчивание начатого предложения (Собака громко...);

- составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

Упражнения с деформированным предложением, где слова представлены в нужной форме. Вариативность порядка слов в одном предложении.

Связная письменная речь.

Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).

Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.

Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

Письмо и чистописание.

              Совершенствование техники письма.

              Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.

             Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

              Списывание рукописного и печатного текстов по слогам.

              Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.

              Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
              Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.

Контрольное списывание.

Буквенные, слоговые, словарные (картинные) диктанты, самодиктанты.

Зрительные, слуховые, объяснительные диктанты.

Контрольные диктанты.

3. Тематическое планирование

2 класс (3 часа в неделю,102 часа в год)

№ п/п

Раздел и темы

программы

Основное содержание тем

Основные виды деятельности обучающихся

(УУД)

Кол-во

часов

1

Повторение

    Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

Регулятивные УУД:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- уметь действовать по плану;

- удерживать учебную задачу;

- составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для регуляции своих действий;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в разных ситуациях;

- адекватно воспринимать предложения учителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- соотносить правильность выбора, выполнения и результата действий с требованием конкретной задачи;

- сличать способ действия.

Познавательные УУД:

-умение оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем или составленным в совместной работе;

- принимать оценку учителем и результаты своей работы;

- умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом;

- умение пользоваться различными знаками и символами для составления моделей и схем изучаемых объектов;

- использовать общие приёмы решения задач;

- умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки;

- рефлексия способов и условий действий;

- под руководством учителя создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- узнавать, определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета;

- развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные УУД:

- формулировать свои затруднения;

- обращаться за помощью к учителю;

- адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

- слушать и понимать речь других.

8

2

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласный

Слог

Парные звонкие и глухие согласные

Шипящие и свистящие согласные

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова и слога

Твердые и мягкие согласные

Мягкий знак (ь) в конце слова

44

3

Слово

Слова, обозначающие название предмета

Имена собственные

Слова, обозначающие действие предмета

Предлог

20

4

Предложе-

ние

Простое предложений. Предложение как единица речи:

-выделение предложения из текста;

-графическое изображение предложения;

- прописная буква в начале и точка в конце предложения.

Практическое знакомство с построением простого предложения:
 - составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;

-заканчивание начатого предложения
-составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

Упражнения с деформированным предложением, где слова представлены в нужной форме. Вариативность порядка слов в одном предложении.

20

5

Повторение

Звонкие и глухие согласные.

Твердые и мягкие согласные. Слова, обозначающие название предметов и их действия.

Большая буква в именах собственных.

Составление текста по вопросам по сюжетной картинке

Свистящие, шипящие и сонорные согласные

10

Итого за год:

102

3. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Повторение (6 ч)

1.

Предложение.

1

2.

Предложение и его схема.

1

3.

Распространение предложений.

1

4.

Слово.

1

5.

Составление предложений с данным словом.

1

6.

Звуки и буквы.

1

Звуки и буквы (44 ч)

7.

Гласные звуки и буквы.

1

8.

Согласные звуки и буквы.

1

9.

Слова, которые различаются одним звуком.

1

10.

Слова, которые различаются количеством звуков.

1

11.

Слова, которые различаются последовательностью звуков.

1

12.

Ударение в словах.

1

13.

Выделение ударного гласного в слове.

1

14.

Деление слов на слоги.

1

15.

Гласные в образовании слогов.

1

16.

Перенос слов по слогам.

1

17.

Деление слов со звуками И-Й на слоги.

1

18.

Различай л-р.

1

19.

Различай б-п.

1

20.

Различай в-ф.

1

21.

Различай г-к.

1

22.

Различай д-т.

1

23.

Различай ж-ш.

1

24.

Различай з-с.

1

25.

Шипящие согласные.

1

26.

Свистящие согласные.

1

27.

Различай шипящие и свистящие согласные

1

28.

Буква Е в начале слова или слога.

1

29.

Буква Ё в начале слова или слога.

1

30.

Буква Ю в начале слова или слога.

1

31.

Буква Я в начале слова или слога.

1

32.

Буква Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога.

1

33.

Гласные Ы-И после твердых и мягких согласных.

1

34.

Гласные Ы-И после твердых и мягких согласных.

1

35.

Гласные О-Ё после твердых и мягких согласных.

1

36.

Гласные О-Ё после твердых и мягких согласных.

1

37.

Гласные У-Ю после твердых и мягких согласных.

1

38.

Гласные У-Ю после твердых и мягких согласных.

1

39.

Гласная А-Я после твердых и мягких согласных.

1

40.

Гласная А-Я после твердых и мягких согласных.

1

41.

Гласная Е после мягких согласных.

1

42.

Гласная Е после мягких согласных.

1

43.

Различай твердые и мягкие согласные.

1

44.

Различай твердые и мягкие согласные.

1

45.

Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.

1

46.

Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.

1

47.

Письмо слов с мягкими согласными на конце.

1

48.

Письмо слов с мягкими согласными на конце.

1

49.

Различай твердые и мягкие согласные на конце слова.

1

50.

Различай твердые и мягкие согласные на конце слова.

1

Слово (20 ч)

51.

Названия предметов. Предмет и его название.

1

52.

Названия предметов, отвечающие на вопрос что?

1

53.

Название частей предмета.

1

54.

Различай сходные предметы и их названия.

1

55.

Обобщающее слово для группы однородных предметов.

1

56.

Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?

1

57.

Обобщающее слово для группы однородных предметов.

1

58.

Различай слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

1

59.

Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов.

1

60.

Большая буква в именах людей.

1

61.

Большая буква в именах и фамилиях людей.

1

62.

Большая буква в кличках животных.

1

63.

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

1

64.

Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос что делает?

1

65.

Названия действий, отвечающие на вопрос что делают?

1

66.

Подбор названий действий к названиям предметов кто как голос подает?

1

67.

Кто как передвигается?

1

68.

Кто? Что делает? Что делают?

1

69.

Что? что делает? что делают?

1

70.

Различай названия предметов и названия действий по вопросам.

1

Предложение (20 ч)

71.

Предлог как отдельное слово.

1

72.

Употребление предлогов в предложении.

1

73.

Выделение «трудной» гласной в словах.

1

74.

Выделение «трудной» гласной в словах.

1

75.

Написание гласных в словах-родственниках.

1

76.

Написание гласных в словах-родственниках.

1

77.

Выделение предложения из текста.

1

78.

Выделение предложения из текста

1

79.

Правила записи предложения.

1

80.

Правила записи предложения.

1

81.

Предложение и его схема.

1

82.

Предложение и его схема.

1

83.

Различай набор слов и предложений.

1

84.

Порядок слов в предложении.

1

85.

Порядок слов в предложении.

1

86.

Завершение начатого предложения.

1

87.

Завершение начатого предложения.

1

88.

Составление предложений по предметной картинке.

1

89.

Составление предложений по сюжетной картинке.

1

90.

Составление предложений по сюжетной картинке.

1

91.

Предложения-вопросы и предложения-ответы.

1

Повторение (10 ч)

92.

Звонкие и глухие согласные.

1

93.

Звонкие и глухие согласные.

1

94.

Твердые и мягкие согласные.

1

95.

Название предметов.

1

96.

Мягкий знак на конце слов.

1

97.

Названия предметов.

1

98.

Большая буква в именах и фамилиях людей.

1

99.

Большая буква в именах и фамилиях людей.

1

100.

Большая буква в кличках животных.

1

101.

Названия действий.

1

102.

Предложение.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)

Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...

адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс

адаптированная  рабочая  программа  по  русскому  языку  7  класс  (8  вид,  коррекционный)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 4 классе МКОУ С(К)ОШИ VIII вида

Программа составлена на учебный год и содержит коррекционные задачи на кждый урок...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...