Технологическая карта по русскому языку на тему "Сложные слова" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шишкевич Екатерина Андреевна

Технологическя карта по русскому языку. Тема "Сложные слова". 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема

Сложные слова

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Тип урока

Освоение новых знаний.

Задачи:

  • Познакомить со способом образования сложных слов (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).
  • Развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь учащихся.
  • Формировать представление о сложных словах.

Планируемые результаты урока

Предметные

уметь находить сложные слова;

понять способ образования сложных слов;

- расширять знания о составе слова, учиться писать в сложных словах соединительные гласные.

Метапредметные

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-формулировать учебные задачи;

-учить планировать свою деятельность на уроке;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные:

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

-уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные :

 -слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Личностные

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- оценивать  усваиваемое содержание учебного материала;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы  в группах;

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Основные ресурсы урока: Учебник Русский язык 3класс В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. Карточки с заданиями, презентация.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Дети, вам тепло?

В классе светло?

Прозвенел уже звонок?

Уже закончился урок?

Только начался урок?

 А хотите ли  вы  учиться?

Значит можно всем садиться!

-Начинаем урок русского языка.

- Ребята, возникли ли у вас трудности в выполнении домашнего задания?

Отлично, тогда мы преступаем к работе на уроке.

- Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова. 

Но на уроке будь готов 

Сам раскрыть секреты слов.

 

- Ребята, вы готовы сделать новые открытия?

Тогда приступаем к работе.

- Да!

- Да!

- Да!

- Нет!

- Да!

- Да!

- Нет.

Чистописание

Открываем тетради. Записываем число, классная работа.

Ребята отгадайте, какие буквы мы будем писать на уроке.

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву …

Енот жует, жует енот,

Ежевику он жует,

И на розовой стене

Он рисует букву …

Сегодня на минутке чистописания мы будем писать буквы о и е, что общего у этих букв?

В чем различие?  (обратите внимание на то, как правильно соединяются буквы, пропишите до конца строки)

о е оео еое

Эти буквы сегодня на уроке нам важны!

Записывают число, классная работа.

- о

- е

- Это гласные буквы.

- Буква о  - обозначает твердость предыдущего согласного, буква е – обозначает мягкость.

Актуализация знаний

На доске записана группа слов:

НОС НОСИЛКИ НОСОВОЙ (на доске)

Выделите корень. (Вызываю ученика)

- Можно ли назвать эти слова однокоренными?

 - Почему?

- Так что же такое однокоренные слова?

 - А что такое корень?

- Какой вывод можно сделать?

Отгадайте загадку:

Он совсем не кровожадный,
Потому что травоядный,
Только смотрит строго.
На носу два рога,
На ногах копыта -
От врагов защита.
Лишь слона не свалит с ног
Африканский ...
                СЛАЙД 

С помощью каких слов образовано это слово?   Выделите в этих двух словах корень. СЛАЙД

- Как вы думаете, какой корень будет в слове носорог?

- Предположите, каким словам будет посвящен сегодняшний наш урок?

- Совершенно верно, именно о словах с двумя корнями пойдет сегодня речь. Такие слова называются СЛОЖНЫМИ.

 - Запишите тему урока в тетрадь СЛОЖНЫЕ СЛОВА.

 - Какая цель нашего урока?

- Нет, слово носилки имеет другой смысл.

- Однокоренные слова – это те слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

- Общая часть однокоренных слов.

- Без корня нет слова, это главная часть слова, в которой содержится значение слова.

- Носорог.

- Нос и рог.

- Нос и рог.

- Словам, у которых два корня.

- Научиться находить сложные слова, выделять в них корень.

Работа по теме урока

  • Составьте со словом носорог предложение.

Найдите в словах все орфограммы и правила, подчеркните грамматическую основу.

  • На доске вывешены карточки с корнями слов (в разном порядке, а соединительные буквы прикреплены, необходимо подставить корни к правильной соединительной гласной).  Ваша задача образовать сложное слово, выбрав правильную гласную букву.

Лист  пад

Лес      руб

Мор    ход

Пул     мет

Какую работу выполняют  гласные О и Е в сложных  словах?

-Как называются эти гласные.

- И других букв быть не может, ЗАПОМНИТЕ ЭТО! Выделите эти буквы.

-Рассмотрите  2 первых слова.

-На какой согласный  твердый или мягкий оканчивается первый корень?

СЛАЙД

-Какая соединительная гласная стоит после твердого согласного?

-Рассмотрите 2 последних слова?

-На какой согласный  твердый или мягкий оканчивается первый корень?

СЛАЙД

-Какая соединительная гласная стоит после мягкого согласного?

  -Сформулируйте вывод. Когда пишется соединительная «о», а когда «е».

  • Выберите соединительную гласную, образовав слова.

СНЕГ ХОДИТ, ЗЕМЛЯ  МЕРИТ, запишите в тетрадь, выделите корень и соединительную гласную. СЛАЙД

- Носорог живет в Африке. (предположительно)

Ответ учащегося у доски.

Учащиеся выходят по очереди и образовывают сложное слово.

- Соединяют корни.

- Соединительные.

- Твердый.

- О.

Мягкий.

- Е.

- Гласная о пишется после твёрдого согласного, гласная е – после мягкого согласного. Прочитайте правило и проверьте наши предположения.

- Снегоход, землемер.

Физминутка

                Ложка - это ложка

Ложка — это ложка, (Шагаем на месте.)

Ложкой суп едят. (Хлопаем в ладоши.)

Кошка - это кошка, (Шагаем на месте.)

У кошки семь котят. (Хлопаем в ладоши.)

Тряпка — это тряпка, (Шагаем на месте.)

Тряпкой вытру стол.(Прыжки на месте.)

Шапка — это шапка, (Шагаем на месте.)

Оделся и пошел.  (Прыжки на месте.)

А я придумал слово, (Руки в стороны на пояс.)

Смешное слово — плим.(Присели.)

Я повторяю снова: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Плим, плим, плим! (Присели.)

Вот прыгает и скачет (Прыжки на месте.)

Плим, плим, плим! (Шагаем на месте.)

И ничего не значит (Прыжки на месте.)

     Плим, плим, плим! (Шагаем на месте.)

Выполняют движения зарядки.

Работа по теме урока

  • Работа по учебнику.

Откройте учебник на стр.77,  прочитайте задание к упражнению 138.

Девочки выбирают из этого упражнения 5 слов с соединительной гласной 0 –, а мальчики выбирают  5 слов с соединительной гласной е.

(Проверка)

  • Кроссворд

 Разгадайте небольшой кроссворд. Сейчас работаем в группах.

Я буду говорить вам лексическое значение слов, а вы должны записать это слово в кроссворд.

Самокат - устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
Вертолёт - транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.
Самолёт - устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.

Луноход – устройство, которое ходит на луне. Корни лун, ход

Снегоход – устройство, которое ходит по снегу.

(Проверка)

 Ответы учащихся.

Выполняют задание в парах.

Подведение итогов

Какие задачи мы перед собой ставили?

-Как вы считаете, мы справились с задачей?

  • Верные и неверные высказывания”.

Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – покажите зеленый  карандаш, если не согласны – красный.

1.Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную – О.                      

 2. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.                                                        3. Соединительные буквы – О  и –Е в сложных словах - это орфограммы.

4. Если 1 корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную –Е.

  • Рефлексия. Лесенка успеха.
  • Оцениваю работу учащихся на уроке.

Ответы детей.

- Показывают зеленый карандаш.

Оценивают результаты своей работы на уроке.

Домашнее задание

Дома составить слова с соединительной гласной Е, упр. 140.

(объяснение)

Записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка во 2-м классе "Ь в конце и середине слов"

Технологическая карта урока русского языка во 2-м классе "Ь в конце и середине слов". УМК "Школа 2100". Учебник Р. Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой....

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Сложные слова" (3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление со сложными словами; формирование умений находить корень в сложных словах и образовывать сложные слова.Планируемые результаты: Познавательные:Знать:-  опре...

Технологическая карта урока русского языка на тему; "Слова-синонимы".2 класс

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Слова-синонимы". 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"...

технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы слова. Окончания», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, о...

технологическая карта урока русского языка, Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: закрепить и повторить знания о правописании разделительном мягком знаке; формировать умения написания слов с разделительным мягким знаком; формировать умения работать самост...

технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.

Конспект урока по русскому языку.Суффиксы слов, называющих предметы и признаки...