Проект по русскому языку "История одного падежа"
проект по русскому языку (3 класс)

Луценко Людмила Николаевна

Данный индивидуальный проект ученика 3 класса по теме "История одного падежа" относится к предмету "Русский язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_odnogo_padezha.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

          История

одного падежа

Подготовил:

Нечаев Дмитрий

ученик 3-а класса

МБОУ  

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2»

Руководитель: Луценко Л.Н.

учитель начальных классов

Говорят, что каждое открытие начинается с удивления. Человек удивляется, казалось бы обычным явлениям, тому, что видят все: почему яблоко падает, почему листья зеленые, а небо голубое. Человек задумывается, начинает расспрашивать, читать – и сделает открытие. Хотя бы для себя.

Вспомним отрывок из стихотворения поэта Владимира Маяковского «Кем быть?»

Быть шофёром хорошо,
а лётчиком - лучше,
я бы в лётчики пошёл,
пусть меня научат.

Простой вопрос: какой падеж В ЛЕТЧИКИ? Чтобы не гадать, давайте просклоняем это существительное:

Именительный (кто?) – летчики

Родительный (кого?) – летчиков

Дательный (кому?) – летчикам

Винительный (кого?) – летчиков.

Творительный (кем?) – летчиками

Предложный (о ком?) -  о летчиках.

Перебрали все падежи. Получается, что форма летчики возможна только в именительном падеже. Но ведь в предложении Я бы в летчики пошел подлежащее – Я,  а в летчики - дополнение. Но если это не именительный падеж, то что же это? Неужели какой-нибудь новый, седьмой падеж? Попробуем разобраться. Может быть это что-то из прошлого? Ведь язык меняется вместе с развитием общества. Одни формы исчезают, другие видоизменяются.

Нам известно, что винительный падеж одушевленных существительных мужского рода сходен с родительным, а неодушевленных с именительным

Падеж

Неодушевленные

Одушевленные

И. (кто? что?)

стол, дом

брат, ученик

Р.(кого? чего?)

стола, дома

брата, ученика

В. (кого? что)

стол, дом

брата, ученика

Но так было не всегда. Например, в 9 веке не было никакой разницы в склонении одушевленных и неодушевленных существительных и винительный падеж всегда совпадал с именительным. И старые формы сохранялись долго, например, у Пушкина в «Сказке о золотом петушке»:

Медлить нечего: «Скорее!

Люди на конь! Эй, живее!»

И загадка была в далёкие времена: Кто таков Иван Пятаков? Сел на конь и поехал в огонь? 

(мы бы сказали: на коня)

Нам кажутся эти обороты странными. И вместе с тем, в наше время говорят: поехал в гости, пошел в летчики.

Но ведь «настоящий» винительный падеж – гостей, летчиков. Следовательно, это не седьмой падеж, а винительный, но сохранивший старую форму.

В оборотах такого типа винительный сохраняет сходство с именительным, как и много-много лет назад, когда Я видел конь звучало также естественно, как я видел дом. Со временем винительный, сходный с родительным, стали употреблять все чаще. Но не все слова одинаково легко поддавались замене. Сначала форму родительного падежа усвоили имена собственные, затем слова мужского рода, обозначающие лиц: князь, господин, отец. Тогда уже писали: Поищем себе князя (вместо старого слова князь). Зачем же понадобилось заменять форму именительного падежа родительной? Дело в том, что трудно было определить, где подлежащее, если оба существительных имеют одинаковую форму именительного падежа. Например, Сильно любила дочь мать. Кто кого любил: дочь свою мать или мать свою дочь? Непонятно. Когда мы говорим: Буксир обогнал баржу, ясно, что подлежащее – буксир, что говорят о его действиях. В предложении: Теплоход обогнал буксир тоже непонятно, кто обогнал, потому что у этих слов винительный совпадает с именительным, трудно сказать, где подлежащее, где дополнение. Единственная надежда на порядок слов. Условились считать, что подлежащее в таких предложениях должно стоять на первом месте.

Нашим предкам также было непонятно предложение Отец видит сын, как нам Мать видит дочь, и вот для того, чтобы понять, кто кого видит, где подлежащее, где дополнение, винительный падеж сменил форму именительного на форму родительного. И двусмысленное Отец видит сын превратилось в Отец видит сына или Сын видит отца, в зависимости от смысла.

Но почему винительный получил сходство с родительным, а не с дательным или, например, с творительным? Чем родительный лучше других падежей? Винительному наиболее близок родительный. 

Это легко наблюдать и сейчас. При отрицании дополнение стоит в родительном падеже: вижу стол – не вижу стола. Оба падежа часто употребляются в похожих, близких по смыслу сочетаниях:

Винительный

Родительный

купил хлеб

купил хлеба

выпил чай

выпил чаю

Разница очень незначительна, небольшие смысловые оттенки: родительный показывает, что речь идет о части предмета, вещества (выпил не весь чай, а немного).

Изменяется и совершенствуется наша грамматика. Все подчинено задаче точнее, полнее выразить мысль.

Задумавшись, над казалось бы простым вопросом, рассуждая, мы в очередной раз убедились, насколько сложен, богат и выразителен русский язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:Пауки-одно из чудес живой природы. 2 класс. Презентация и краткая речь для выступления перед обучающимися начальной школы

Материал адаптирован для обучающихся начальной школы, содержит яркие фотографии, загадки и тест для рефлексии. Презентация может быть использована как на уроках, так и во внеурочной деятельности....

Конспект урока русского языка "Винительный падеж, Отличие винительного падежа от именительного" 3 класс

Конспект урока русского языка "Винительный падеж. Отличие винительного падежа от именительного" (3 класс) с мультимедийной  презентацией....

конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».

laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....

Презентация проекта по теме "История одного падежа"

Данная презентация относится к индивидуальному проекту ученика 3 класса по теме "История одного падежа2...

Учебный проект по русскому языку "История одного слова"

Учебный проект по русскому языку "История одного слова"  содержит интересные сведения о значении и происхождении слов в русском языке, развивает творческие способности детей и призван р...

Формирование предложено-падежной конструкции: родительный падеж со значением местоположения с предлогами «позади/впереди» (сравнение предлогов внутри одного падежа).

Формирование  предложено-падежной конструкции: родительный падеж со значением местоположения с предлогами  «позади/впереди»  (сравнение предлогов внутри одного падежа)....

Проектная деятельность в начальной школе . Проект по русскому языку на тему " Тайна одного слова"

Презентация  по  русскому  языку на  тему " Тайна  одного  слова" для  учащихся  4  класса, на  основе произведения М.Пришвина " Золото...