Познавательная игра "На ошибках учатся" 4 класс
классный час по русскому языку (4 класс)

Еремина Ирина Владимировна

Внеклассное мероприятие с целью: "Помочь детям с юмором взглянуть на свои ошибки, не бояться их исправлять".

Звучат пословицы и поговорки про ошибки.

Весёлые поучительные стихотворения где встречаются пары слов  (пЕскарь-пИскарь, барОнесса-барАнесса, виЛы - виЛЛы, деТсадик -деДсадик  и другие).

Звучат задорные школьные частушки.

Озорные короткие диктанты в стихах, конечно же не обойтись без весёлых рифмовок, литературного ринга.

Игра поможет детям в дальнейшем избегать подобных ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_oshibkah_uchatsya_4_klass.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

         

                                                                                              4 класс

                                                                                    Учителя: Еремина И.В.

                                                                                                      Бритова Т.В.

    Весёлая познавательная игра «На ошибках учатся»

Цели:

  • Помочь детям весело, с юмором взглянуть на свои ошибки и пробелы в знаниях;
  • Применительно к школьной программе научить их признавать и исправлять свои ошибки, избегать их в дальнейшем;
  • Методом от противного (от ошибок) повысить грамотность детей, развивать у них грамматическую зоркость, повысить интерес к учебному процессу.

Пословицы и поговорки про ошибки

  1. Не бойся первой ошибки, избегай второй.
  2. Ошибся, что ушибся – впредь наука будет.
  3. Не ошибается тот, кто ничего не делает
  4. Нужно учиться на чужих ошибках, а не чужим ошибкам.
  5. Умный учится на чужих ошибках, а глупый на своих.
  6. Нужно делать выводы из своих ошибок
  7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  8. Ошибся, да сознайся.
  9. Признание ошибки - половина исправления.
  10. Заметил чужую ошибку, умей видеть и свою.
  11. Отрицать ошибки - это двойная ошибка.
  12. Ошибку можно простить, ложь – никогда.

Ошибки – фокусницы

Учитель

 Ошибки, без сомнения,

Меняют слов значения.

Наташи, Пети, Веры,

Вот Вам тому примеры.

Дети (на доске рисунки к каждому  отрывку)

  1. ГОрОжане  и гАрАжане.

Горожане, горожане

В городах всегда живут,

На работу и с работы

 Вдоль по улице снуют.

Гаражане, гаражане

В гаражах всегда торчат,

На машины променяли

Жён, детишек и внучат.

Если взялся ты за ручку,

То подумай, не спеши,

А не то людей навечно

Переселишь в гаражи.

  1. МИловидный и мЕловидный

Миловидный человек

Очень милый и приятный,

Симпатичный, аккуратный –

Это всем из Вас понятно.

МЕловидный человек

Но лицо белее мела:

Иль от страха побелел,

Или что - то заболело,

Иль всю кровь отдал врачам,

Иль не спит он по ночам.

Можешь ты помочь бедняге

Симпатичным снова стать,

Если  ручкой на  бумаге

Будешь в слове И писать.

  1. ХвАстуны  и  хвОстуны .

ХвАстуны без остановки

Любят хвастать про обновки,

И про то, что пили, ели,

И про то, чем заболели,

И про то, где отдыхали,-

Всё каких людей встречали.

ХвОстуны ж в хвосте плетутся,

На последних партах жмутся,

Хвост от страха поджимают,

Коль к доске их вызывают.

А как даст звонок отбой-

У задиры хвост трубой:

Хвостунишки- забияки

Уж готовы все для драки.

Разбираться Вы должны,

Где хвАстун, и где хвОстун!

Чтоб рассеять все сомнения,

Ставь слова под ударение!

  1. КОшелёк и КАшелёк.

КОшелёк  набит деньгами,

В магазин идти чтоб маме.

КАшелёк пузат от каши,

Что сварила мама Маше.

В магазин с таким ворвёшься –

Смеха ты не оберёшься!

  1. ПарОвоз и парАвоз

ПарОвоз, паровоз

Мчит людей под стук колёс.

Пар его колёса крутит,

В срок на станции он будет

ПарАвоз, паравоз

Груз из двоек в школу вёз:

Двоечки - пары

Для Вити и Тамары,

И для всех других ребят,

Что учиться не хотят.

  1. ЛЕсовоз и лИсовоз

ЛЕсовоз на лесопилку

Брёвна длинные везёт;

Разгрузившись, в лес сосновый

Вновь на вырубку придёт.

ЛИсовоз по зоопаркам

Лис развозит как подарки.

Хватит им пугать зайчишек –

Пусть порадуют детишек.

  1. ПЕскарь и пИскарь

Любит дно песчаное пЕскарь,

Чистую, прозрачную водицу.

Малыша такого ты не жарь,

Пусть себе в песочке порезвиться.

Любит дни пищать все напролёт

Тот пИскарь, что с буквой И так дружен,

Писк его покоя не даёт –

Нам пискарь такой совсем не нужен.

  1. САмовар и сОмовар.

САмовар фырчит, шумит,

Сам нам воду кипятит.

Кран блестящий повернёт,

Чаю в чашечку нальёт.

СОмовар – совсем другое,

Не способен на такое.

СОмовар – друг рыбакам,

Он ухи наварит нам.

Попадётся сом лишь в сети

Самовар уж тащат дети.

Так что думай, друг сперва,

Букву О писать иль А.

Не умеет кто писать,

Чая тем не увидать.

  1. БарОнесса и барАнесса

БарОнесса, знай – жена барона,

Важная, надменная персона.

Титулом она своим гордиться,

Светом жемчугов своих лучиться.

БарАнесса, знай, - жена барана,

На лужок пастись выходит РАО,

Очень хорши её кудояшки,

Рядом с ней сынки её – барашки

Ошибки барОнессу оскорбляют,

Ошибок баронесса не прощает:

Кто в титулах ошибки допускает,

Барон тех на дуэли вызывает.

  1. ДеТсадик и деДсадик.

Утром в деТсадик

Детишки идут,

Папы и мамы

Туда их ведут.

Будут они там

Резвиться, играть,

Буквы и цифры

В тетрадках писать.

Утром в деДсадик

Дедули идут,

Бабушки их всех

Под ручки ведут.

Будут они там

Газеты читать

И в домино

Очень сильно стучать.

Будут в сончас

Они громко храпеть,

Песни военные

Будут там петь.

Если неправильно

Будешь писать,

Будет малыш

К старичкам попадать.

Будет там с ними

Костями стучать.

Вместо того,

Чтоб учиться читать.

  1.  СОлонка и сАлонка

В виде грибочка иль в виде бочонка

В доме всегда проживает сОлонка

Соль насыпает в солонку хозяйка –

Знает об этом каждый Незнайка.

САло в сОлонке кусочком лежит,

Котик хозяйский с ней рядом кружит.

Раньше было на столе лишь маслёнка,

Нынче сияет новика – сАлонка.

В ваших ошибках хорошего мало,

Видя ведь А, ожидает всё сАло.

Если лишите их вкусной надежды –

Будет наградой вам званье невежды.

  1.  КАрАваны и кОрОваны.

Верблюжьи кАрАваны

Идут через барханы

Тихонечко бредут,

Колючки лишь жуют.

Лугами заливными,

Зелёными такими,

Мычащий кОрОван

Ведёт пастух Иван.

Когда вы слово пишете,

То вспомните сперва

В верблюжьем кАраване

Всегда три А.

  1. ВиЛы и виЛЛы.

ВиЛы садовый ручной инвентарь:

Есть и сегодня, были и встарь.

Очень на вилку большую похожи,

Острые зубья и колются тоже.

ВиЛЛы за городом строит народ,

Чтоб отдыхать в них,

Не зная забот,

Чтоб у дома в бассейне купаться,

Воздухом чистым дышать, наслаждаться.

Если финансы кому позволяют,

В слове две Л эти люди  вставляют.

Кто ж ещё денег себе не скопил,

С Л лишь одною тот виЛы купил.

Сценка «Наши падежи» (по Л.Каминскому)

Действующие лица: учитель, ученик Петров.

Учитель:

Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.

Ученик (выходит)

Учитель (диктуя)

Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.

Ученик (пишет на доске)

Учитель

Прекрасно! Подчеркни в своём рассказе все существительные.

Ученик (подчёркивает слова «Папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание»)

Учитель

Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял задание?

Ученик

Да!

Учитель

Начинай!

Ученик

«Папа» и «мама». Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный. Ругали кого, чего? Вову. «Вова» - это имя. Значит падеж именительный. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что – то натворил. Значит, у «поведение2 падеж – творительный. Вова молчал виновато… Значит, здесь у «Вовы» падеж винительный. Ну, а «обещание», конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал. Вот и всё готово!

Учитель

Да-а, разбор получился оригинальный! Неси –ка  дневник, Петров.

Интересно, какую отметку тебе поставить?

Ученик

Конечно же  пятёрку!

Учитель

Значит пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово – «пятёрку»?

Ученик

В предложном!

Учитель

В предложном? Почему?

Ученик

Так, я сам её предложил!

Частушки

Вова к Богу обратился:

«Просьбу выполни мою:

Сделай так, чтобы в диктантах

Чу писалось через ю!»

                                                   Я с заглавной буквы «вова»

                                                   Не намерена писать:

                                                   Пусть сначала перестанет

                                                    Нас, девчонок, обижать!

Ох, не помню я опять,

Слово «ЧаЩа» как писать!

С буквы Я иль, может, без?

Напишу – ка лучше «ЛЕС»!

                                                       Слово всем я загадал –

                                                       Ну никто не отгадал!

                                                       ОХ! Какие ж все тупицы,

                                                      Слово было то «ПШЫНИЦА»

«Я бегу» и «он бежит»,

Что за время, Гена?

Генка думал наш недолго:

- Это ж переменка!

                                                       Ах, мой Вовочка- внучок

                                                      Знал таблицу назубок!

                                                      Зуб тот вырвали у Вовы –

                                                      И теперь учить всё снова!

Знают все ребята в мире:

Дважды два – всегда четыре!

А кто с этим не согласен,

Тот для общества опасен!

                                                      Наизусть, спросите маму,

                                                      Знаю все слова рекламы.

                                                      А таблицу – как же так!

                                                      Не запомню я никак!

-Что такое полуостров? –

Отвечай нам, Зина.

-Это ж острого любого

Только половина!

                                                  Почему, скажи, кукушка

                                                  За птенцами не следит?

                                                  Ей же некогда, бедняжке,-

                                                  На часах она сидит!

-Что, Петров, ты нам расскажешь

Про леса дремучие?

В них, наверно, дремлют сладко

Храпуны могучие?

Диктант «Ошибки подстерегают повсюду» (победитель тот, кто меньше всего  допустит ошибок)

Вьюжные зимы птичек пугают,

В южные страны они улетают.

            Грыз и грыз Олежка          

           Зубками орешки.

Убегали мы от коз

И свалились под откос.

            Дворняжек храбрых свора

           Пальто стянула с вора.

К задаче своей я не сделал проверку,

Ведь стих сочинял я любовный про Верку.

                Мы сегодня в классе врали,

               Что участвовали в ралли.

От солнца и дождик сделан навес,

Дыни под ним продавались на вес.

        Детский писатель – прозаик

         Пишет рассказы  -  про заек.

Свою шоколадку я Катьке отдам:

Люблю получать поцелуи от дам…

         Целый час бужу я братца:

          За уроки нужно браться!.

Помогите нашей Лене:

Погибает ведь от лени.

             - Почему помят пенал?

              -Я портфель ногой пинал.

Что мой сосед рисует,

Меня интересует.

                Растёт шиповник у колодца,

                Шипами можно уколоться.

Вечером у Вари

Свиданье на бульваре.

                     Дедушка у Вали

                    Шофёр на самосвале.

Старший брат у Коли

Учится уж в школе.

                    А у Ани и у Тани

                    Даже щёки все в сметане.

На арене пони

В шёлковой попоне.

                    Ася, залезая в шлюпку,

                    Замочила даже юбку.

Прочесть мы заставили Шуру

О вреде куренья брошюру.

                     Прочитала наша Тома

                     Про незнайку все три тома.

Найди ошибки в стихотворениях.

  • Нацепив на ноги ласты,

Под водой плывут гимнасты (аквалангисты)

  • Волк живёт в своей норе,

А жучки живут в коре.

  • Спят ночами утки

В конуре иль в будке (собаки).

  • Весною из берлоги

Выходят носороги (медведи).

  • Для того, кто не здоров,

Вызывают докторов.

  • Воют волками метели

В зимнем месяце апреле (не зимний месяц).

  • Сливки, масло и творог

Даёт детишкам носорог (корова).

  • Для перины и подушки

Мягкий пух дают лягушки (гуси, куры, утки).

  • Хорошо в футбол играем,

Шайбы часто забиваем (мячи).

  • За двойку в тетради каждый отец

Сыну обязан  сказать: «Молодец!» (за пятёрку).

  • Чтоб нести продукты с рынка,

Есть плетеная корзинка.

  • Если тонет кто-то вдруг,

Брось ему точильный круг (спасательный, надувной).

  • Из самой лучшей глины

Все делаются шины (резины).

  • Под клювом огромный для рыбы  карман

Имеет умелый рыбак пеликан.

  • Остры и красны

Иголки сосны (зелёные).

  • Помидор большой и спелый

Цвет имеет ярко-белый (красный).

  • Летом лист берёзовый

Абсолютно розовый (Зелёный).

  • На дрожащей на осине

Каждый листик ярко синий (летом- зеленый, осенью – красный).

  • Круглый год на Кубе

Дети ходят в шубах (шортах).

  • Ежедневно в три утра

В школу вам идти пора  (в восемь).

  • Глазки у сов, как  бусинки

Яркие, малюсеньки (Большие).

  • У сосны иголки

Короче чем у ёлки (больше).

  • Завидуют тигрицы

Пышной гриве львице (нет гривы)

  • Будешь «туча» с Я писать,

То получишь сразу «Пять» (два).

  • С мягким знаком слово «мышь»

Пишет грамотный малыш.

Литературный ринг.

Вопросы

  1. Как звали трёх былинных богатырей?
  2. Что было нарисовано в каморке у папы Карло?
  3. Хитрющий луга маркиза Карабаса?
  4. Кто достал со дна озера для Буратино золотой ключик?
  5. Кому приходилось изображать «приведение с мотором ужасное, но симпатичное»?
  6. Главный герой этой сказки был хорошим другом Вишенки и Редиски?
  7. Волшебница, исполнявшая желания Емели?
  8. Как называется сказка, где главный герой- хлебобулочное изделие?
  9. В чём тащил Машу медведь с пирожками к бабушке?
  10. Самый знаменитый герой Цветочного города
  11. От кого звонил слон Корнею Чуковскому?

Наша необычная игра подошла к концу. Какое у Вас настроение? Я думаю, что теперь вы внимательнее будете относиться к письму.

Подведение итогов. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная игра для 1 класса.

Цели: дать первоначальное представление о лесе; познакомить с произведениями искусства на тему «Лес»; Воспитывать бережное отношение к растениям леса; совершенствовать речь учащихся, развивать м...

Познавательная игра для 2 класса.

Цели: дать первоначальное представление о жизни леса, его обитателях ( в лесу живут разные звери – заяц, белка, лиса, волк, медведь; лес дает им пищу, лес – их дом, где они выводят свое потомств...

«Своя игра» (интеллектуально-познавательная игра) для 3-4 классов.

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов. Проходит в форме командной интеллектуальной игры. В ходе  игры обобщаются  и систематизируются знания детей в разных предметных областях. Со...

Интеллектуально – познавательная игра «Своя игра»

Предметные недели как традиционная часть внеурочной деятельности привычны для любой общеобразовательной школы.Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать инте...

Интеллектуально- познавательная игра (Своя игра) (1 класс)

Согласно ФГОСу современный урок, занятия внеурочной деятельностью должны способствовать развитию интеллектуально- познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников,формировать...

Внеурочная программа игровой деятельности. Тема: Интеллектуально - познавательные игры. Экологическая игра «Крестики-нолики»

Знакомство с интеллектуально-познавательными играми в 1 классе  прошло на примере экологической игры "Крестики-нолики"...