РП Русский язык
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Войчук Юлия Александровна

РП Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_4_kl.docx47.67 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

к основной образовательной программе

начального общего  образования МБОУ «Южная СОШ»  

на 2019-2020 учебный год

Приказ директора от"18"июня  2019 г. №69-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ "РУССКИЙ ЯЗЫК"

4 КЛАСС

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель

Войчук  Юлия Александровна

учитель начальных классов

                                                         2019 г.

Данная рабочая программа по предмету «Русский язык. Родной язык» в 4 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Русский язык» на основе авторской программы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. (М.: Просвещение, 2012; УМК «Школа России)

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 170 часа (в т. ч. внутрипредметный модуль «Потренируйся» 34часа). 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты изучения предмета «Русский язык» в 4-м классе является формирование

следующих умений:

- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа»,

«семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать

позицию другого»;

- уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других

народов;

- понимание личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу;

- оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения

общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Метапредметными результатами изучения курса «русский язык» в 4-м классе являются

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в

учебном процессе и жизненных ситуациях;

- определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно;

- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных

ситуациях под руководством учителя;

- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями,

или на основе различных образцов;

- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения,

результатом действий на определенном этапе;

- использовать в работе литературу, инструменты, приборы;

- оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе

изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по

изучению незнакомого материала; - самостоятельно предполагать, какая дополнительная

информация буде нужна для изучения незнакомого материала; - отбирать необходимые источники

информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат,

модель, иллюстрация и др.);

- представлять информацию виде текста, таблицы, в схемы, в том числе с помощью ИКТ;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события,

поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных

речевых ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг,

понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

(задачи);

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

- критично относиться к своему мнению;

- понимать точку зрения другого;

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и

культурного пространства России;

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и

основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как

государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как

показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка

(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);

- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные

языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов,

содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;

- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как

звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения,  простое и сложное предложение

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для

решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме

изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

- способность проверять написанное

В результате работы по теме «Предложение» дети научатся:

 осознанно выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели

высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации

(восклицательные, невосклицательные, вопросительные), в соответствии с речевой ситуацией;

 отличать предложения от словосочетаний;

 находить словосочетания в предложениях;

 различать главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и словосочетание;

 владеть терминами «подлежащее», «сказуемое»;

 понимать признаки простого и сложного предложения; знаки препинания в этих предложениях;

 понимать признаки главных членов предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенных

членов предложения;

 различать термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;

 понимать признаки однородных членов предложений; знаки препинания в предложениях с

однородными членами;

 использовать в устной и письменной речи разные виды предложений:  простые двусоставные (без термина);  распространённые и нераспространенные.

 производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

 пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

 определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;

 озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста;

 распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение – и использовать их в речи;

 в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение,

отказ, приглашение, поздравление;

 писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;

 писать сочинение повествовательного характера.

В процессе работы по теме «Предложение» дети получат возможность научиться:

разбирать предложения по членам предложения (выполнять синтаксический разбор

предложения) с двумя главными членами: выделять в нём подлежащее и сказуемое,

второстепенные члены предложения (без их деления на виды);

понимать смысловую и интонационную законченность предложения, значение логического

ударения в нём;

использовать на практике опыт синтаксического разбора предложений:

- выделять предложения из сплошного текста и оформлять их на письме;

- различать нераспространённые и распространённые предложения, распространять

предложения для достижения большей точности и выразительности текста;

- использовать различные части речи как члены предложения;

конструировать предложения и тексты;

расставлять знаки препинания в предложениях, различных по цели высказывания и интонации, в

предложениях с перечислением.

В результате работы по теме «Имя существительное» дети научатся:

 находить имена существительные (в именительном падеже и в форме косвенных падежей) в

тексте;

 определять, на какой вопрос отвечает данное имя существительное и что оно обозначает (предмет,

явление природы, действие, признак);

 различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и

неодушевлённые;

 склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

 производить фонетический разбор слов (типа лодка, школьный, площадь);

 ставить существительные в начальную форму;

 производить разбор слов по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку,

суффикс ( городской, дошкольный, позвонит);

производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен

существительных;

 изменять форму имён существительных в контексте.

В процессе работы по теме «Имя существительное» дети получат возможность научиться:

изменять имена существительные по падежам (склонять имена существительные);

ставить падежные вопросы к имени существительному;

различать падежные вопросы, которые ставят к одушевлённым и неодушевлённым

существительным;

определять падеж имён существительных;

различать в предложении существительные в форме именительного и винительного падежей;

делать морфологический разбор имён существительных;

подбирать синонимы и антонимы к данным существительным;

составлять предложения и тексты с близкими и противоположными по значению

существительными;

осознанно подбирать и использовать в устной и письменной речи существительные в

соответствии с речевой ситуацией (дом, домик, домище; изба, избушка, избёнка и т.п.);

использовать опыт изменения имён существительных по падежам в соответствии с речевой

ситуацией;

 употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён

существительных (например, на деревьях вместо на деревьев).

В результате работы по теме «Имя прилагательное» дети научатся:

 по лексико-грамматическим признакам определять имя прилагательное в тексте;

 выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными;

определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти имена

прилагательные составляют словосочетание;

определять род и число прилагательных по родовым окончаниям;

изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам;

производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, падеж , число имен

прилагательных;

разбирать имена прилагательные по составу.

В процессе работы по теме «Имя прилагательное» дети получат возможность научиться:

изменять имена прилагательные по падежам (склонять имена прилагательные);

определять род , число и падеж прилагательных в сочетании с именами существительными;

проверять правописание падежных окончаний по вопросам (по окончаниям падежных вопросов

прилагательных);

делать морфологический разбор имени прилагательного;

различать прямое и переносное значение имён прилагательных (горячее молоко, горячее солнце);

употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён

прилагательных;

составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, с

прилагательными, близкими и противоположными по значению, и прилагательными, которые

используются в прямом и переносном значении.

В результате работы по теме «Глагол» дети научатся:

характеризовать глагол как часть речи по его лексико-грамматическим (морфологическим)

признакам;

определять (устанавливать) глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди

отдельных слов и ставить к ним вопросы;

различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: (что

делать?) стучать – (что?) стук;

различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И на вопрос что сделать?.

производить разбор слова как части речи: начальная ( неопределенная ) форма, спряжение, время,

лицо ( в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;

правописание и способы проверки безударных окончаний глаголов;

правильно писать – тся, - ться в глаголах, окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

понимать признаки и личные окончания глаголов I и I спряжения.

В процессе работы по теме «Глагол» дети получат возможность научиться:

устанавливать (называть) начальную форму глагола;

разбирать глаголы в неопределённой форме по составу (свистнуть, гулять);

разбирать глаголы в прошедшем времени по составу, выделяя родовые окончания (светил,

светило, светила);

определять форму числа, лица и времени глагола;

изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слова);

устанавливать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные

для данного глагола формы времени;

грамматически правильно употреблять различные формы глагола в речи (соотносить глагол с

личными местоимениями, изменять форму лица, числа глагола в зависимости от личного

местоимения, с которым глагол сочетается в предложении);

грамотно писать глаголы с изученными орфограммами;

использовать в собственной речи различные формы лица, числа и времени глагола;

 подбирать синонимы и антонимы к данному глаголу;

 выбирать глагол из синонимичного ряда применительно к конкретной речевой ситуации,

коммуникативной задаче (дождь капает, сеет, идёт, стучит, барабанит, льёт) и в

соответствии со стилистическими особенностями текста (отец говорит, сказывает, молвит__

                                                  Содержание учебного предмета

Вспоминаем, повторяем, изучаем

Повторение

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция)

текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование,описание,

рассуждение, смешанный текст).

Предложение

 Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в

предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее

представление).

Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными

членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с

однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация,

знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись

предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных

предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово и его лексическое значение

Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные

слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие

и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).

Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с

типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной

речи.

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и

словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость,

маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более

сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных

твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с

привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка,

вьюга, съел.

Части речи

Имя существительное

Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен

существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое

склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных

1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании

имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и

упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го

склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия).

Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен

существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных

падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе

в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен

существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с

вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища;

слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка

правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование

умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного

числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно

употреблять их в речи.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем

существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему

лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном

числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и

оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных

падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе.

Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и

среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка

правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном

числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях,

прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (7 ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и

множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.

Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие

навыка  правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя,

меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи.

Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому

значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по

родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных

форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление).

Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам,

распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях

глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание

безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание

возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что

делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в

возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы

(общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний

глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем

времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов,

глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена

существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за

отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Связная речь

Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между

людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок.

Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению

(коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста.

Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом

разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно

составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов,

сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов,

существительных-синонимов и др.

Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных

рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с

предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи

учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова,

используемые при извинении и отказе.

Повторение изученного

Язык. Речь. Текст. Предложение и слово. Лексическое значение слова. Состав слова.

Внутри предметный  модуль «Потренируйся»

1. Потренируйся! Повторение.

2. Потренируйся! Повторение.

3. Потренируйся! Словосочетание.

4. Потренируйся! Обучение выбору падежной формы имени существительного.

5. Потренируйся! Словосочетание и решение различных орфографических задач

6. Потренируйся! Обучение выбору падежной формы имени существительного.

7. Потренируйся! Словосочетание.

8. Потренируйся! Употребление  и правописание наречий

9. Потренируйся! Создание текстов-объявлений

10. Потренируйся! Определение склонения имени существительного

11. Потренируйся! Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного

12. Потренируйся!  Повторение

13. Потренируйся! Правильное письмо

14. Потренируйся! Культура речи

15. Потренируйся! Создание словесных этюдов

16. Потренируйся! Сложные числительные и особенности их изменения

17. Потренируйся!  Определения спряжения по ударным окончаниям

18. Потренируйся! Закрепление умения узнавать спряжение по неопределенной форме

19. Потренируйся! Правописание личных окончаний глаголов

20. Потренируйся! Совершенствование комплекса формируемых умений

21. Потренируйся! Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами

22. Потренируйся! Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений; подготовка к контрольной работе

23. Потренируйся! Создание текста-рассуждения

24. Потренируйся!  Упражнение в различных видах разбора

25. Совершенствование комплекса орфографических умений. Потренируйся!

26. Потренируйся! Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения

27. Потренируйся! Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок

28. Потренируйся! Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды…

29. Потренируйся! Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды…

30. Потренируйся! Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды…

31. Потренируйся! Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды…

32. Потренируйся! Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды…

33. Потренируйся! Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды…

34. Потренируйся! Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...