адаптированная рабочая программа по русскому языку 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)

Жувак Елена Владимировна

адаптированная рабочая программа по русскому языку 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass_ovz.docx757.66 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\ЗАРЯ\Desktop\Новая папка\инд рус1 001.jpg

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 4  класса создана на основе :

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009г. № 373».
  • Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов», 26.12.2010 г.
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ВСОШ №9 им. В.И .Сагайды .
  • Учебного плана МБОУ ВСОШ №9 им. В.И. Сагайды на 2019 – 2020учебный год.
  •     Положения о рабочей программе педагога МБОУ  ВСОШ№9 им .В.И. Сагайды.
  • «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»  под редакцией  Воронковой В.В., М.«Просвещение»,2010 г..

          Цель:

  • расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;
  • подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.

Задачи:

  • обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.
  • целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
  • формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
  • уточнение, расширение и активизация словарного запаса;

Коррекционные:

  • работать над увеличением объёма зрительных, слуховых, моторных восприятий; совершенствовать точность восприятий;
  • работать над усвоением знаний, умений и навыков при помощи произвольного осознанного запоминания; формировать полноту воспроизведения словесного материала, умение пользоваться планом ответа, составлять план ответа, воспроизводить словесный материал близко к тексту; развивать словесно – логическую, образную, зрительную память;
  • формировать навыки самоконтроля, развивать целеустремлённость внимания;
  • воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль; формировать адекватный уровень притязаний;
  • развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки речи, сходные по месту и способу образования; развивать функции фонематического анализа и синтеза; совершенствовать грамматический строй речи; расширять активный словарь;
  • развивать умения делать словесно – логические обобщения, давать словесный отчёт о выполненном упражнении; развивать целенаправленность в работе, мыслительную и творческую деятельность;
  • воспитывать самостоятельность, развивать инициативу, воспитывать умения руководствоваться не только близкими, но и далёкими мотивами;
  • развивать способностей к творческой деятельности.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К. Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой «Русский язык». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) Общеобразовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2011 г.

Для 4  класса данной рабочей программой предусматривается за год 102 часа для обязательного изучения  русского языка  начального общего образования, в неделю – 3 часа.

        В соответствии с календарным учебным графиком школы и расписанием учебных занятий на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 99 часов (объединены  уроки  ( № 92-93; 97-98; 99-100)

2. Планируемые результаты изучения предмета.

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
  • зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

•        проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;
  • правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
  • правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

        Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
  • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
  • определять три типа склонения существительных;
  • определять названия падежей и способы их определения;
  • определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

Выпускник получит возможность научиться:

•        проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

•        находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
  • определять однородные члены предложения;
  • составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения - дополнение, обстоятельство, определение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

• применять общее правило написания:

о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;

• применять правила правописания:

безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении;

  • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).
  • определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
  • определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, м, но.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.

        Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
  • обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
  • составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
  • доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
  • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
  • составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
  • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
  • писать письма с соблюдением норм речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  •  соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:

  • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи.
  • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта;
  • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
  • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций).

В области коммуникативных учебных действий:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

•         освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

•        понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

• использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

3.Основное содержание:

  1. Содержание программы

Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (вода— воды) или подбора по образцу родственных слов (вода — водный).

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Разделительный ь.

Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или, о чем говорится, что говорится.

Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.

Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.

Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

Разделы

Краткое содержание раздела

Повторение

(предложение)

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Связь слов в предложении. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.

Выражение в предложении законченной мысли.

Звуки и буквы.

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё,ю,я,и.   Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши,ча,ща,чу,щу.   Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.    

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

Слово.

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.    Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги
до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.      Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение.

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или, о чем говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

4.Тематическое планирование

п/п

Изучаемый раздел,тема учебного материала

Кол-во

час

Дата

план

Дата

факт

I.Повторение

Предложение.

1

Предложение. Выражение в предложении законченной мысли.

1

2.09

2

Связь слов в предложении.

1

04.09

3

Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам.

1

05.09

4

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

1

09.09

II.Звуки и буквы.

Алфавит .

5

Алфавит. Звуки и буквы.

1

11.09

6

Расположение слов в алфавитном порядке.

1

12.09

7

Гласные и согласные звуки.

1

16.09

8

Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные.

1

18.09

Мягкий знак на конце и в середине слова .

9

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

1

19.09

10

Правописание Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.

1

23.09

11

Правописание Ь для обозначения мягкости согласных в середине слова.

1

25.09

Разделительный мягкий знак .

12

Разделительный мягкий знак. Слитное и раздельное произношение согласного и гласного звуков.

1

26.09

13

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

30.09

14

Дифференциация слов с разделительным Ь и Ь смягчающим.

1

2.10

15

Перенос слов.

1

3.10

16

Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак».

1

07.10

17

Работа над ошибками. Дополнение предложений по вопросам.

1

09.10

Гласные после шипящих .

18

Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи–ши, ча–ща, чу–щу.

1

10.10

19

Упражнения в написании гласных после шипящих.

1

14.10

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова .

20

Парные звонкие и глухие согласные.Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1

16.10

21

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Подбор проверочных слов.

1

17.10

22

Правописание звонких и глухих согласных в середине слов.

1

21.10

23

Подбор проверочных слов.

1

23.10

24

  Упражнения на правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

1

24.10

25

Объяснение написания слов со звонким или глухим согласным на конце слова.

1

6.11

25

Объяснение написания слов со звонким или глухим согласным в середине слова.

1

7.11

27

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1

11.11

28

Правописание звонких и глухих согласных в середине слова.

1

13.11

29

Упражнения на правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

1

14.11

30

Проверочная работа по теме: «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова».

1

18.11

Ударные и безударные гласные.

31

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

1

20.11

32

Ударные и безударные гласные.

1

21.11

33

Правописание ударных гласных.

1

25.11

Правописание безударных гласных .

34

Правописание безударных гласных.

1

27.11

35

Сопоставление написания гласных в ударных и безударных слогах.

1

28.11

36

Правописание безударных гласных.

1

02.12

37

Проверка написания слов с безударной гласной.

1

04.12

38

Обучение применению правила.

1

05.12

39

Упражнения в правописании безударных гласных.

1

09.12

40

Диктант по теме «Правописание безударных гласных».

1

11.12

41

Работа над ошибками.Подбор слов на изученные орфограммы.

1

12.12

Непроверяемые безударные гласные.

42

Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь.

1

16.12

43

Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

1

18.12

44

Дифференциация изученных орфограмм.

1

19.12

45

Упражнения в написании слов на изученные орфограммы

1

23.12

46

Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным.

1

25.12

47

Контрольный диктант №4 «Непроверяемые безударные гласные»

1

26.12

48

Работа над ошибками. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

1

30.12

III.Слово.

Названия предметов, действий и признаков.

49

Названия предметов. Классификация слов и постановка вопросов кто? что?  к словам, обозначающим названия предметов.

1

13.01

50

 Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам.

1

15.01

51

Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам.

1

16.01

52

Названия действий предметов.

1

20.01

53

Изменение формы слова, обозначающего названия действий, по вопросам.

1

22.01

54

Выделение названий предметов и действий в тексте по вопросам.

1

23.01

55

Названия признаков предметов.

1

27.01

56-57

Изменение слов, обозначающих названия признаков, по вопросам.

2

29.01

30.01

58

Связь слов – предметов.

1

03.02

59

Связь слов – признаков.

1

60

Определение названий предметов, действий, признаков в тексте по вопросам.

1

05.02

61

Диктант по теме «Названия предметов, действий и признаков».

1

06.02

62

Работа над ошибками. Описание несложных знакомых предметов и картин по вопросам. 

1

10.02

Имена собственные.

63

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц.

1

12.02

64

Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор.

1

13.02

65

66

Упражнения в правописании имен собственных.

2

17.02

19.02

Предлоги .

67

Предлог как отдельное слово. Правописание предлогов.

1

20.02

68

Раздельное написание предлогов без, под, над, около, перед, до.

1

26.02

69

Правильное употребление предлогов в речи.

1

27.02

70-71

Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов

2

02.03

04.03

72

Диктант по теме «Предлоги».

1

05.03

73

Работа над ошибками.

Составление предложений, используя вопросы.

1

11.03

Разделительный твёрдый знак .

74

Разделительный твердый знак.

1

12.03

Родственные слова.

75

Родственные слова. Выделение общей части и установление общности смысла.

1

16.03

76

Выделение корня.

Подбор родственных слов.

1

18.03

77

 Составление рассказа по сюжетным картинкам и опорным словам.

1

19.03

78

 Составление рассказа по сюжетным картинкам и опорным словам.

1

30.03

79

Подбор родственных слов.

1

01.04

80

Единообразное написание безударной гласной в корне родственных слов.

1

02.04

81

Единообразное написание звонкой и глухой согласной в корне родственных слов.

1

06.04

82-83

Определение проверочных слов в группе родственных слов.

2

08; 09.04

IV.Предложение.

Предложение .

84-85

Предложение как единица речи и выражение законченной мысли.

2

13; 15.04

86

Членение речи на предложения.

1

16.04

87

 Расположение слов в предложении в определенном порядке.

1

20.04

88

Предложение. Связь слов в предложении.

1

22.04

89

Изменение слов в предложении по вопросам.

1

23.04

90

Постановка вопросов к словам в предложении.

1

27.04

91

. Распространение предложений.

1

29.04

92-93

Постановка знаков препинания в конце разных по интонации предложений.

1

30.04

94

Итоговый контрольный диктант по теме «Предложение».

1

06.05

Главные и второстепенные члены предложения.

95-96

Понятие о сказуемом. Выделение сказуемого в предложении.

2

07.05

13.05

96-98

 Понятие о подлежащем. Выделение подлежащего в предложении.

1

18.05

99-100

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

1

20.05

101

Второстепенные члены предложения.

1

21.05

102

Обобщение изученного за год

1

25.05

99

Рассмотрено

Протокол заседания ШМО МБОУ ВСОШ №9 им. В.И.Сагайды

от «_30» _08. 2019г. № 1

Руководитель МО

____Жувак Е.В._/                 /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_Ищенко С.В._/_________/

 

«_29_» 08. 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)

Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...

адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс

адаптированная  рабочая  программа  по  русскому  языку  7  класс  (8  вид,  коррекционный)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 4 классе МКОУ С(К)ОШИ VIII вида

Программа составлена на учебный год и содержит коррекционные задачи на кждый урок...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...