Конспект урока и презентация по теме "Правописание глаголов"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Медведева Елена Брониславовна

Урок и презентация с использованием приёмов  смыслового чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правописание  глаголов

Цель

Развитие умений писать глаголы  с изученными орфограммами, обосновывать правописание глаголов и систематизировать полученные знания.

Тип урока

систематизация и обобщение знаний.

Планируемые

результаты

(предметные)

Предметные:

Применять правила правописания глаголов на письме: правописание приставок в глаголах, не с глаголами, вид глагола, начальная форма глагола, личные формы глагола, лицо и число, время глагола, мягкий знак после шипящих в глаголах, -тся- и –ться- в глаголах, спряжение глаголов.

Умения:

  • группировать слова по одной теме и находить «лишние»
  • находить в словах изученные орфограммы
  • уметь правильно подбирать орфографические правила к словам с изученными орфограммами.
  • уметь формулировать тему урока;
  • обобщить полученные знания;
  • подбирать глаголы к заданным именам существительным.
  • совместно составлять предложение с выбранными глаголами;
  • определять у глаголов вид, лицо, число и спряжение;
  • подбирать глаголы на заданную орфограмму.

Личностные

результаты

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать учебную задачу с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме; планирование учебной деятельности.

Регулятивные УУД

- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

Уметь  самостоятельное выделять познавательную цель; уметь ориентироваться в своей системе знаний; проводить сравнение и классификацию по  критериям; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. 

Познавательные УУД

- формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждение для аргументирования выражения собственной точки зрения.

Основное

содержание темы, понятия и термины

Глагол, как часть речи; вид глагола; правописание приставок в глаголах; правописание не с глаголами; ь после шипящих в глаголах; н.ф. глагола; личные формы глагола; лицо и число глагола; -тся, -ться в глаголах; спряжение глаголов.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной деятельности

(организационный момент)

Приветствую  учеников.

– Проверим готовность к уроку.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок,
Дорогие учителя, он пойдёт ребятам впрок!

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Постараемся понять -
Будем грамотно писать.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Упражнение «Фотоглаз»

Запись слов, которые я показываю в течение 1- 2 сек.

Помогать, предавать, ценить, любить, уничтожать, творить, грубить, обижать.

- Что можете сказать об этих словах?

Прошу разделить эти слова на группы и объяснить свой выбор.

Записывают слова в тетрадь.

Все слова – глаголы.

Глаголы I и II спряжения. Глаголы, обозначающие хорошие и плохие поступки (добро и зло).

Тренируются в скорочтении.

Понимают смысл записанных слов, умеют выбирать критерии деления на группы.

III. Постановка учебной задачи

Предлагаю выполнить задание на доске и сформулировать учебную задачу

- Как вы думаете, какова будет тема урока? О чём мы сегодня будем говорить? С какой частью речи будем работать?

Слушают учителя, формулируют учебную задачу

Будем работать с глаголом. О хороших и плохих поступках.

Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

V. Усвоение и обобщение знаний и способов действий.

Работа в парах, проверка по эталону.

Максимальный балл 2

Приём «Восстанови текст»

Не с глаголами пишется ________. Окончание глаголов определяется так: если окончание ударное, спряжение определяется по ________.  Если окончание безударное, то по _________.  Глагол в _______ времени имеет суффикс л. Во __  лице числа глаголов _______и ______времени пишется ь. Если в глагольном  вопросе  есть ____, в глаголе пишется ться, если в глагольном вопросе нет___, пишется тся.

Дети вставляют нужные слова.

Учатся формулировать  свои мысли и делать выводы на основе прочитанного и своих знаний.

VI. Обобщение знаний, работа по учебнику с. 23 упр. 1

Максимальный балл 3

Максимальный балл 2

Чтение задания в учебнике.

- Как вы думаете, какие поступки совершал мальчик в обиде?

- Ему это понравилось? Докажите свои ответы? Почему ему больше не захотелось искать обиду?

Запись глаголов из упражнения упражнения самостоятельно. Выделить орфограмму.

- Какие правила написания глаголов вам встретились?

(Дополнительно) Запись пословиц.

Друзья познаю… в беде. Трус своей тени бои…. Несчастья боя…., так и счастья не видать. Всякий человек в деле познаё… Кто не способен гор…, того не возможно зажеч…. Больше узна…., сильнее стан…

- Какие пословицы подойдут к злу, какие к добру?

Читают задание, отвечают на мои вопросы. Самостоятельно выполняют упражнение.

Не с глаголами, безударные окончания глаголов, правописание приставок в глаголах, правописание безударных гласных в корнях глаголов.

Записывают пословицы, объясняют какое правило применили.

Делают выбор.

Обобщают, применяют  правила написания глаголов.

Сравнивают с ситуацией и делают смысловой выбор.

ФКМ

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

Вновь трудиться все начните.

Выполняют движения

Эмоционально воспринимают стихотворение; выполняют действия

VII. Моделиррование

Работа в группах.

Максимальный балл 2

VIII. Закрепление знаний и способов действий.

Работа в парах:

  1. Самые важные слова.
  2. Глаголы.

Максимальный балл 2

Моделирование кластера

Орфограммы глаголов:

  • Не с глаголами
  • Личные окончания I и II спряжения
  • Глаголы прошедшего времени
  • Мягкий знак после шипящих
  • Ться, тся

Приём «Ключнвые слова».

Работа с притчей.

Притча «Два волка».

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

        Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

На доске появляется кластер

C:\Users\Elena\Desktop\кластер.jpg

Дифференцированная работа.

Выписать ключевые – главные слова из притчи. От существительных образовать глаголы, где возможно.

Преобразуют информацию в схему.

Осуществляют поиск нужной информации, систематизируют, обобщают свои знания.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Уст.работа дополнительный 1  балл

Подвести итог 11-12 «5»

9-10 – «4»

7-8- «3»

Просмотр видеоролика «Два волка».

Что сегодня закрепляли? Что для себя взяли из урока? Вы ещё маленькие, поэтому волчат, которых вы кормите тоже маленькие. Выберите волчонка, которого вы будете в жизни кормить больше.

Делают выбор и показывают цвет волка, которого будут кормить всю жизнь.

Делают выбор жизненной позиции.

X.  Домашнее задание.

У с. 24-25 упр. 2 (3) по выбору

Объясняю содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяю соответствующие записи

Записывают домашнее задание

Делают выбор, согласно своим ЗУН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по русскому языку по теме "Глагол"

урок обобщения знаний учащимися 4 класса по теме: "Глагол"...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

конспект урока по русскому языку "Изменение глагола по числам" 3 класс с презентацией

Урок русского языка. 3 класс Программа "Школа России" ФГОС,...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе на тему "Неопределенная форма глагола"

Материал содержит конспект урока русского языка в 4 классе и презентацию на тему "Неопределенная форма глагола.Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС ....

Конспект урока с презентацией по теме "Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов"

Конспект урока с презентацией по теме "Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов" ОС "Гармония" в соответствии с ФГОС...

Конспект урока и презентация "Глаголы-исключения"

Конспект урока "Глаголы исключения" 4 класс...

Конспект урока с презентацией по русскому языку "Правописание глаголов" (4 класс)

Закрепить изученные способы действий при написании безударных личных окончаний глаголов....