Урок русского языка во 2 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Трунина Марина Викторовна

Цель урока 

Познакомить учащихся с именем существительным как частью речи.

Задачи урока

  1. Познакомить с основными признаками имен существительных (на какие вопросы отвечает, что обозначает);
  2. Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?
  3. Формировать умение  различать имена существительные от других частей речи;
  4. Создать на уроке ситуацию психологического комфорта, для усвоения новых знаний:
  5. Воспитывать умение чувствовать,  понимать и любить красоту родной природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx109.29 КБ

Предварительный просмотр:

Имя существительное  как часть речи

(урок русского языка во 2 классе, Школа России)

Цель урока  

Познакомить учащихся с именем существительным как частью речи.

Задачи урока

  1. Познакомить с основными признаками имен существительных (на какие вопросы отвечает, что обозначает);
  2. Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?
  3. Формировать умение  различать имена существительные от других частей речи;
  4. Создать на уроке ситуацию психологического комфорта, для усвоения новых знаний:
  5. Воспитывать умение чувствовать,  понимать и любить красоту родной природы.

Конспект урока

  1. Организационный момент

Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Прозвенел, дружок, звонок                                             «Что русский язык – один

Начинается урок.                                                   богатейших языков в мире, в этом

Друг на друга посмотрели,                                    нет никакого сомнения» 

Улыбнулись, тихо сели.                                                                    В.Г.Белинский

И готовы сей же миг изучать родной язык!

II. Словарная работа

Цель - повторение изученных «зимних» слов.

- Отгадайте загадку:

                           Крыльев нет,

                           А быстро летаю,

                            Сам меня выпустишь —

                            Да потом не изловишь.

       (Слово)

  С добром скажу - сладкое

Со злом скажу – горькое.

                                         (Слово)

- Сегодняшний урок посвятим Слову.

- Какие слова на доске?   (словарные)

- Вспомним написание данных слов.       (записывают)

- Какая общая тема их объединяет?   (зима)

- Какой зимний месяц не встретился?    (февраль)

- Это новое словарное слово.

- Запишем и сделаем транскрипцию данного слова.

- Что вы можете рассказать об этом месяце?  ( В феврале 28 дней или 29 дней.   Если 29 дней -  такой год называется високосный.  Февраль - это последний зимний месяц.  Февраль – второй календарный месяц)

- Русский живописец Игорь Эммануилович Грабарь свои впечатления  от февраля перенес на холст. На картине «Февральская лазурь» он изобразил морозное февральское утро, лазурное (определение дано на слайде) небо, берёзы, покрытые тончайшим кружевом инея и лазурное снежное покрывало. Зима ещё не сдала свои позиции, но уже чувствуется лёгкое дуновение весны, её первые шаги, и природа нарядилась, замерла в ожидании чуда, праздника. Картина утопает в лазури.

- Как вы понимаете слово «лазурь»?

- Где можно посмотреть его лексическое значение?    (в толковом словаре)

- Художник восторгается красотой февральского утра и это чувство и чувство любви к родному краю передаёт нам.  (Художник очарован фантастической красотой февральского утра)

- Русский композитор Петр Ильич Чайковский февраль ассоциировал с веселым праздником Масленицы (определение дано на слайде). И свои чувства выразил в музыке. Послушайте.

- Какие чувства передаёт композитор?    (чувство радости, веселья)

- Отчего народ веселится?

- Февраль – это удивительный месяц, который становится завершающим аккордом суровой зимы. В одни дни зима запугивает прохожих морозами, вьюгами, а в другие дни зима балует солнечной погодой и красивыми пейзажами. В народе о нём говорят так: Февраль зиму замыкает, весну строит.

- А какие вы народные поговорки о феврале знаете?  (Февраль- месяц лютый, спрашивает как обуты. Вьюги да метели под февраль полетели)

- Запишите эту пословицу (под диктовку). Объясните орфограммы.

Вьюги да метели под февраль полетели.

-Как проверить безударную гласную?

-Подберите однокоренные слова

-Выделите корень

-Когда пишется разделительный ь?

-Какое это предложение по цели высказывания?

  1. Актуализация знаний

Цель - повторение изученного материала, подведение под тему урока

- Из чего состоят предложения?  (из слов) 

- На прошлом уроке мы с вами некоторые слова объединили в большие группы. Какие это группы?  (имена существительные, имена прилагательные, глаголы)

- Одним словом как называются эти группы слов?      (части речи)

- Какая наука изучает части речи?        (Морфология)

- Почему не все сектора на круге «Части речи» подписаны?

                                        (Другие части речи будем изучать в других классах)

V. Самоопределение к деятельности

Цель: самостоятельное определение темы урока и формулирование задач урока. 

 - Сегодня мы с вами приступим к более подробному изучению одной из частей речи.

- Догадайтесь, о какой части речи мы будем говорить?

Всему название дано

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

-Сформулируйте тему урока

( Имя существительное)

-Открываем учебники на стр.44

- Перед вами Снеговик в роли имени существительного. Посмотрите, сколько нам предстоит узнать об этой удивительной части речи. (Снеговик будет приходить на протяжении всех уроков по данной теме)

- Поставим конкретные задачи на урок:

1) На какие вопросы отвечает имя существительное

2)  Что обозначает

- Итак, сегодня мы с вами вспомним, что мы уже знаем об  имени существительном и откроем еще некоторые тайны этой части речи.

VI. Систематизация знаний по теме.

Цель – систематизировать уже полученных знаний об  имени существительном.

- Итак, нам надо вспомнить на какие вопросы отвечает имя существительное Прочитайте слова и задайте к каждому слову вопрос.

- Сделайте вывод. На какие вопросы отвечают имена существительные?

- Посмотрите, все эти слова превратились в картинки. Посмотрите на них внимательно и скажите, что обозначают эти слова?

- Сможете ли вы сформулировать правило «Имя существительное»?

(А вот как о себе говорит Существительное)

- Я слово удивительное,-

Сказало существительное.

Обозначаю я предмет,

Всему опора спору нет:

Ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города.

Заводы, люди и планеты-

Всё это разные предметы.

Значит, я всех важней,

Значит, я всех нужней!

                        ( П. Чесноков)

По частоте употребления имена существительные занимают первое место. Это каждое второе слово.

-  Кто знает, почему имя существительное получило такое название?

(Существительное образовалось от слова существовать. Это  предметы, которые существуют в окружающем нас мире)

А таких предметов с каждым годом становится всё больше. Почему?

- Например, когда мои родители были маленькими, такого слова как «компьютер» не существовало, а когда родилась я, не было слова «смартфон» . Появляются новые предметы, а значит появляются новые существительные.

VII. Расширение знаний по теме «Имя существительное как часть речи».

Цель – организовать практическую работу с целью расширений знаний об имени существительном

- Продолжаем открывать секреты об этой удивительной части речи.

1.- Посмотрите на слова (зима, за зиму, к зиме, от зимы,  с зимой, о зиме). 

- К какой части речи относятся эти слова?

- Задайте вопросы к этим словам.

- Вы сказали, что это существительные, тогда почему они отвечают на другие вопросы?  

     

- Возникает проблемный вопрос. 

- Ответить на этот вопрос вам поможет учебник. Стр. 46 текст «Обрати внимание»

- Какой секрет о существительном мы узнали?

(Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что?, но и на другие вопросы: (чего?) зимы; (чему?) зиме; (о чем?) о зиме)

2.-Закрепим полученные знания.

Работа по учебнику стр. 46 упр. 77

- Имя существительное мы пока будем подчеркивать одной линией  _____ и сокращенно подписывать сущ.

VIII. Физминутка    Берегите глаза!

 - А только ли предметы обозначает имя существительное?

- Послушайте звукозапись (Анимация)

- Сделайте вывод:

- Что еще может обозначать имя существительное по своему лексическому значению?

IX. Закрепление полученных знаний

Цель: развивать умения  применять новые знания при решении учебно-практических задач.

Закрепим полученные знания об имени существительном.

3.  Работа в группе.

 - Сгруппируйте имена существительные по их лексическому значению.

Предмет – дерево, мяч

Явления природы – дождь, оттепель

Люди – клоун, поэт

Животные – ёж, воробей

Географические названия – Москва, Волга

События – соревнования

Состояние человека – волнение, страх

Качества человека – доброта, смелость

- Проверьте себя

4. – Посмотрите, какое солнышко заглянуло к нам в класс. Оно принесло нам задание. Предположите, какое задание принесло нам солнышко.

- Распределить существительные на группы по вопросам:  (Кто? Что?)

-Запишите слова: коса - … коза

                                мак - … рак

                                капля - …. цапля

                                сон - … сом, сын

-Измените одну букву так, чтобы неодушевлённые предметы превратились в одушевлённые.

5. Игра «Заберите с собой только имена существительные»

(Дети находят имена существительные и «складывают» их в портфель)

- Проверьте друг  друга и оцените работу соседа (! + -)

6. Послушайте «Снежную песенку» и запишите имена существительные.     (выписывают существительные)

7.Найди имена существительные среди повторяющихся слов.

X. Итог урока.  Рефлексия.

Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

- Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили ли мы их?

-Что нового узнали?

( Каждый заполняет свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Имя существительное»)

- Оцените свою работу на уроке с помощью снежинок.

(Дети прикрепляют к Снеговику снежинки разной формы)

            - доволен своей работой на уроке, всё понял и хочу знать больше.

           - я хорошо работал, но умею лучше

           - работа не получилась, не доволен собой

XIII. Домашнее задание

Всем Учебник  с. 45, правило.  

На выбор

I. Написать своё имя полностью и на каждую букву своего имени записать по 2 существительных, одно – должно отвечать на вопрос КТО?,  другое – на вопрос ЧТО?

II. Рабочая тетрадь   стр. 24 упр. 51

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку 3 класс по теме "Понятие о частях речи"

Основная цель ознакомления с признаками в основе которых слова объеденяются в части речи, сформировать умение распозновать части речи. Развивать орфографическую зоркость. Работа по расширению словарно...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)

Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"...

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"...