Урок русского языка (3 класс) Тема: Имя прилагательное как часть речи.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Байдарико Ирина Константиновна

Урок русского языка (3 класс)

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx37.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (3 класс)

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цели:

Обучающие: организовать учебную деятельность по  изучению имени прилагательного как части речи; по формированию умений сравнивать с эталоном полученные знания;

Развивающие: содействовать развитию умения отбирать нужную информацию; обеспечить развитие у школьников умений структурировать познавательные объекты;

Воспитывающие: вовлечь учащихся в совместную проектную деятельность, учить диалоговому общению.

Проблема: По каким грамматическим признакам прилагательное согласуется с существительным?

Освоение предметных знаний: имя прилагательное; вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьи?; грамматические формы имени прилагательного; роль прилагательного в тексте; связь прилагательного с существительным.

УУД:

Познавательные: - общеучебные: имеют сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические: осуществляют сравнение, устанавливают причинно – следственные связи.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: проявлять уважительное отношение к иному мнению, принимать и осваивать социальную роль обучающегося, иметь установку к работе на результат.

Ход урока:

I . Мотивационно - целевой  блок.

  1. Организационный   момент.

У.  Ты пришел сегодня в школу,

      парты в классе заждались,

      ключ возьми от знаний новых

      и смелей иди учись.

У. – Ребята, давайте встанем в круг и скажем друг другу  добрые слова. (Знакомство с детьми. Деление на группы).

У. - Ребята,  подойдите к столу и возьмите карточку со словом.

У.- Посмотрите на литературных героев и подойдите к тому герою, которому соответствует ваше слово.

Буратино                     Мальвина                    Тортила

весёлый                        красивая                           старый

бойкий                         принципиальная              добрый

общительный             поучающая                       мудрый

сообразительный       аккуратная                       приветливый

задорный                     очаровательная             забывчивый

У. -  Ребята,  у нас получились группы. Займите свои места за столиками.

2.  Актуализация знаний.

У. - Чем любите заниматься на уроках русского языка?

(выслушивает ответы детей)

У.  – Что вы скажете о словах, с которыми поработали в начале урока?

(Данные слова относятся к именам прилагательным).

У. – Что вы уже знаете об имени прилагательном?(вопросы, что обозначает)

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Как вы думаете по какой теме будем работать?

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.

3. Целеполагание.

У. - Какие учебные задачи поставим перед собой?

Повторить:

Узнать: новые понятия об  имени  прилагательном как часть речи

Научиться: устанавливать связь между прилагательным и существительным,

Создать проект об имени прилагательном.

II. Исполнительский компонент.

У. - Прочитайте диалоги. Какая часть речи поможет уточнить просьбу?

(на слайде показываются диалоги)

- Буратино, дай, пожалуйста, чашечку.

- Возьми.

- Ой, прости, не эту, а маленькую.

- Тортила, ты не знаешь, куда подевался ключ?

- Он на месте.

- Там гаечный, а мне нужен золотой.

-Почему герои не поняли друг друга сразу? Какая часть речи помогла уточнить? Что обозначает имя прилагательное?

У. –На основе диалогов составьте и запишите словосочетания: существительное и прилагательное, которое определяет его признак. (работаем на листах)

маленькую чашечку

золотой ключ  

гаечный ключ

 Объясните, почему Мальвина сказала: МАЛЕНЬКУЮ, а не МАЛЕНЬКОЕ, или МАЛЕНЬКИЙ, или МАЛЕНЬКИЕ? Почему Буратино сказал ГАЕЧНЫЙ, ЗОЛОТОЙ?

-От чего зависит форма имени прилагательного?

У. – По каким грамматическим признакам прилагательное согласуется с существительным? Где мы можем найти ответ?

(В учебнике, с.137, читаем информацию о приставке СО. Служит для образования слов, означая общее совместное участие в чем – нибудь. Например: сотворчество, сотрудничать, сопереживать. Согласовать – привести в надлежащее соотношение, соответствие с чем – либо).

У. – Что мы наблюдаем?

(Прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже).

У. – Подведем итог нашим наблюдениям.

3. Стадия вызова. Работаем с таблицей ставим +   -  ?

1.Верно ли, что имя прилагательное это самостоятельная часть речи? +

2.Верно ли, что Имя прилагательное согласуется с именем существительным? +

3.Верно ли, что имя прилагательное обозначает предмет? –

4.Верно ли, что все взрослые самостоятельные люди имеют паспорт? +

5. Верно ли, что имя прилагательное может отвечать на вопрос КАКОЙ? +

6.Верно ли, что имя прилагательное дружит с именем существительным? +

7. Верно ли, что у самостоятельных частей речи может быть паспорт? ?

(Проверка по эталону.)

1

2

3

4

5

6

7

+

+

-

+

+

+

?

У. - Какой вопрос у вас вызвал сомнение  или удивление?

(Учащиеся отвечают : слово ПАСПОРТ!?)

У.- Чтобы разобраться с данной проблемой,  на уроке мы будем сотрудничать в совместном творчестве.

У. -Занимались ли вы проектной деятельностью на уроках?

Что такое проект?

(выслушивает ответы детей, слайд).

5 П

Проблема

Планирование

Поиск  информации

Продукт

Презентация

  1. Проблема ( квазиреальная ситуация)

Жили – были части речи. Однажды их пригласили на встречу с детьми в школу №25 города Сыктывкара . Оказалось, что у имени прилагательного нет паспорта, нет возможности купить билет на самолёт.  Можем ли мы помочь имени прилагательному? (Создать паспорт на уроке)

  1. Планирование.

У. - Какова цель нашего проекта?  

(Цель - Составить паспорт  Имени прилагательного).

У.- Какие задачи стоят перед нами?

  • Выяснить назначение паспорта как документа;
  • Выявить  важные  признаки имени прилагательного;
  • Создать информационный продукт.

У.- Дежурный библиограф, уточните лексическое значение  слова «ПАСПОРТ».

(зачитывается объяснение по Толковому словарю).

Паспорт

1.Официальный документ, удостоверяющий личность владельца

2.Регистрационный документ машины, аппарата,  предметов хозяйственного оборудования.

У. -Какая информация содержится в этих документах? (самая важная)

У. - В чём актуальность нашего проекта?

(паспорт поможет собрать важные  знания  об Имени прилагательном).

Так как сведений об имени прилагательном много, чтобы всё успеть будем работать в группах.

У. – Составим пошаговый алгоритм нашей работы.

  1. Отобрать материал для страницы. (Повторить, выяснить, объяснить, вспомнить, найти)
  2. Сгруппировать материал.
  3. Оформить страницу.
  1. Поиск информации.

В конвертах по группам лежат задания. На желтом листе написано задание, на голубом – план  презентации.

  1. Продукт

 Самостоятельная работа в группах

1. Имя прилагательное как часть речи.

2. Грамматические особенности прилагательных.

3. Роль имени прилагательного в  предложении.

5) Презентация.

Выступление - представление своей странички.

По плану

  1. Наша страничка называется….
  2. Мы выполнили  первое задание  и сделали вывод….
  3. Мы выполнили  второе  задание получили такой результат…..

III. Контрольно – оценочный компонент.

У. - Предлагаю вам оценить работу групп. Отдать свой золотой той группе, чья презентация проекта вам больше понравилась.

 Назовите тему урока: Имя прилагательное как часть речи.

Какие учебные задачи ставили  перед собой?

-Узнать: новые понятия об  имени  прилагательном как часть речи

-Научиться: устанавливать связь между прилагательным и существительным.

IV. Рефлексия.

У. - Наш урок подошёл к концу. Что вы чувствуете? Закончите любое предложение и запишите его на символическом ключике.

Я открыл для себя….

После урока мне захотелось...

Я хочу похвалить себя за…

Задания для 1 группы.

Имя прилагательное как часть речи.

  1. Расположите на листе опорные слова для составления правила, исключив лишние:  (конверт №1)

Имя прилагательное     Какой?                Чей?                 Чья?

самостоятельная           Какая?                Чьи?                Чьё?

служебная                       Какое?                Что делает?

часть речи                           Какие?                Что?

обозначает                    предмет                признак предмета

  1. Определите признаки прилагательных по группам: (конверт №2)

соленый                        алый                                небольшой

сладкий                        красный                        маленький

горький                           багряный                        крошечный

острый                        рубиновый                 миниатюрный

каменный                        квадратный                отважный

бумажный                        овальный                        настойчивый

деревянный                 круглый                        трудолюбивый

резиновый                        продолговатый                 жизнерадостный

(ЦВЕТ, ВКУС, ФОРМА, РАЗМЕР, МАТЕРИАЛ, КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ человека)

Задания для 2 группы.

Грамматические особенности прилагательных.

  1. Исследуйте грамматические особенности прилагательных. Составьте и запишите словосочетания по схеме: прилагательное + существительное. Согласуйте их грамматические формы.

                                                                         Х

Схема…

дождевое  

облако

дождливая

вещество

дружный

погода

дружеский

взгляд

красочный

альбом

красящее    

класс

 

2.Закончи высказывание, используя учебник (стр. 137).

Согласовать - …..

                                      Задания для 3 группы.

Роль прилагательного в предложении.

1.Вставьте в предложения слова, подходящие по смыслу.

Луч солнца заиграл на верхушке берёзки.

_______луч солнца заиграл на верхушке ________ берёзки.

Слова для справок: золотой, молодой, зелёный, яркий)

Сравните два предложения. Чем они похожи? Чем отличаются?

Подчеркните основу предложений, надпишите над словами предложений части речи. Какими членами предложения являются прилагательные?

Из второго предложения выпишите словосочетания по схеме: прилагательное + существительное.

Роль прилагательного в речи.

2.Выбери только те глаголы, которые указывают на роль имен прилагательных в речи.

Выделяет,        украшает,         уточняет,   называет.

Рабочий лист

1._________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________

   

Схема                                                                          

2.Поставь знаки  +   --    ?

1

2

3

4

5

6

7

3.________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Школа 2100» Русский язык, 3 класс Тема: « Имя прилагательное как часть речи»

Цель: ознакомление с существенными признаками прилагательного и его ролью в   речи....

Русский язык. 2 класс. Тема: «Обобщение сведений о частях речи»

На уроке русского языка дети учатся правильно употреблять части речи в предложении, узнают про пернатую хищницу сову. Урок построен в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?". Вопросы задают род...

Русский язык 4 класс Тема:"Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных"

Урок - повторение, построен на ранее полученных знаний. Перед летьми в начале урока ставится проблемный вопрс: "Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?" На уроке испол...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема: «Предлог как служебная часть речи»УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языкуТема: «Предлог как служебная часть речи» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с предлогом как служебной частью речи и его ролью в пре...

Урок русского языка 2 класс ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных.

ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных....

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс тема "Имя прилагательное как часть речи" УМК Школа России

представлен материал для 2 класса по русскому языку тема "Имя прилагательное кака часть речи"...