конспект урока русского языка во 2 классе "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Баженова Нина Владимировна

Тема урока "Ударение. Секреты ударения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otkrytyy_urok_2_klass_rus_yaz_2018.docx42.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе  Школа России

Тема:  «Ударение. Секреты ударения».

Образовательная цель: научиться понимать значение ударения в речи.

  уточнить и систематизировать  знания  учащихся  об ударении, научиться определять  ударение в слове и обозначать его графически.

 Развивающие цели:  развивать речь; совершенствовать навык письма; расширять кругозор; развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, развитие творческих способностей учащихся;

Воспитывающие цели: воспитывать интерес к изучаемому предмету; воспитывать умение общаться в коллективе;  воспитывать эстетический вкус учащихся, любовь к природе.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: научить ставить ударение, опираясь на смысл слов; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации и  передачи информации. Логически анализируют информацию, делают выводы. 

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению русского языка.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск её реализации.

Коммуникативные УУД: определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование: учебник русского языка для 2 класса В.П. Канакиной, рабочая тетрадь, карточки,  опорные схемы, рисунок  дерева  с осенними листочками, компьютерная техника, толковый и орфоэпический словарь.

                                           ХОД УРОКА:

I. Организация начала урока. Мотивация.

  • Начнём урок с минуты настроения.  
  •  Что вы ожидаете от урока?  
  • Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, своему соседу. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
  • Внимательно смотрите  и увидите!
  • Внимательно слушайте и услышите!
  • Думайте и всё обязательно получится!

Откройте тетради и запишите число.

II Актуализация знаний.

  1. Орфографическая минутка.

Письмо по памяти.

   По лесам гуляет осень,

  Краше этой нет поры.                                             А. Балонский

-  Прочитайте. Строки из стихотворения А. Балонского.

-  Какую картину представили?                                                                                  Слайд 1

          - Сколько здесь предложений?

- Найдите грамматическую основу предложения.

- Прочитайте стихотворение так, как записано. Обратите внимание на знаки препинания.

- Проговорите шепотом,   расскажите соседу по парте.

- Все вместе проговорим так, как будете писать.

- Запишите.                                                       ( Проверка. Сверка с образцом. Самооценка.)

          - Найдите слово  к схеме ________I________                                     (осень)

         -     Какое задание можете предложить выполнить со словом?                                                                                                      

- Обозначить ударение, посчитать сколько в слове осень звуков и букв? (5 букв, 4 звука),  2 слога.

- Какую особенность вы заметили в этом слове? (В середине слова гласный звук в слабой позиции.)

- Можем ли мы его проверить?                                                       Да.

 -  Подберём проверочное слово –                                                   (осенний.)                        

                                                                                                                     

        - Что можно сказать об этих словах?                  (Родственные, т.к. имеют общую часть – корень и близки по смыслу.)                                              

   -    Выделите корень.                                                                                                    Слайд 7.

  1. - Итак, сегодня через весь урок у нас пройдет тема золотой осени.  Мы совершим путешествие в чудесное время года.

У вас на столах лежат листы самооценки, которые вы заполните по ходу урока, оценив свою работу. Если все получилось хорошо, то ставите , зеленую точку, если были какие-то затруднения, то жёлтую, а если много вопросов непонятных, то красную.

- Вспомните  красоту нашей осенней природы, которую мы наблюдали на экскурсии, когда ездили на страусиную ферму в село Верхний Саянтуй и ходили на экскурсию на реку Селенгу.  

-Сбросили ли листву лиственные деревья?

 - Но вот это чудо-дерево еще  с листочками , крепко держит их  корень дерева. Эти листики непростые.

Они помогут нам определить тему нашего урока.        ( Дети выходят к доске, срывают листик и  

                                                                   договаривают ответ. Листок переворачивают, а там буква.)

  1.  Слова делятся на  …..                               (У)

  1. Слог может состоять из одного звука, …. Д
  2. В состав слога обязательно входит ……   А
  3. В слове столько слогов, сколько……         Р
  4. Ударный слог – это……                               Е
  5. Безударный слог – это …….                        Н
  6. Также как и у кустов, корень слова …(есть у слов).
  7. Что такое корень слова?                             И
  8. Что такое ударение?                                    Е   ( это выделение голосом одного из слогов в слове)                      

III. Постановка учебной задачи (формулировка цели)

Сможете сформулировать тему нашего урока?

-Послушайте стихотворение, скажите о чем оно?  Рассказывает стихотворение

Я скачу, скачу, скачу,

И ударю, где хочу!

В речи многое я значу,

Облегчаю вам задачу:

Слово трудное понять,  

Его верно применять.                       (ударение)

- Сегодня мы будем фокусниками. А фокусники открывают секреты. Тогда мы с вами  будем открывать секреты чего?                                              (Ударения. Секреты русского ударения .)

  •  Определим цель нашего исследования.              ( Определять в словах ударение, наблюдать за лексическим значением слов, раскрывать тайны ударения).

Просмотр эпизода про друзей Валика и Тралика.                                        Мультфильм

- О чём речь шла между друзьями?

- Что вы уже знаете про ударение из их диалога?

  • Что такое ударение?                                  (Выделение голосом одного из слогов в слове)
  • На какие звуки может падать ударение в словах   ?                    (На гласные) )
  • Как называется слог, на гласный в котором падает ударение?  (Ударный )
  • Чем отличается ударный слог от безударного?   (Тянется дольше, произносится
  • IV. Открытие нового знания.

1. Разгадка первого секрета: Обозначение разноместности русского ударения

Соотнесите слогоударные схемы слов с картинкой

  Позовём друзей Осени

 ветер,  туман облака  

        _____/_____        (ветер)

        (облака)

- Чем различаются схемы слов?                                     (Количеством слогов, местом ударения)

- На какие по счету слоги падает ударение в словах?                                    (На разные)

Вывод: 

УДАРЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ свободное. ОНО МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ НА ЛЮБОМ СЛОГЕ СЛОВА.

Физминутка:    На  зарядку солнышко

                             Поднимает нас,

                             Поднимаем руки мы  

                             По команде  «раз»,

                            А  над нами весело

                            Шелестит листва.

                            Опускаем руки мы

                            По команде «два»!                

  1. Разгадка второго секрета: Смысловая роль ударения . 

Послушайте сказку.

В некотором царстве, некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение  и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение  каждого из вас!» Слова, конечно, не поверили.
Вышли вперед стрелки и сказали: «Мы умеем стрелять и можем себя защитить».

 А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый и получились стрелки.

 А потом выбежали белки:

 Мы такие резвые, что вмиг ускачем от Ударения

Но и здесь Ударение перешло на другой слог и получилось слово белки. 

--  Как вы думаете, какой вывод сделали слова? Они поняли, для чего им необходимо ударение?  

             (  ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова.)

Работа по учебнику.

Упр. 104 с. 69 - по заданию.

(Наблюдение над словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разный смысл. )

- Почему слова, которые написаны одинаково имеют разный смысл?  (произносятся по-разному,

                                                                  ударение определяет лексическое значение вИлок- вилОк)

  • От чего зависит смысл слова?                                                               (от ударения)
  • Какую роль играет ударение в схожих по написанию словах?          (смысловую)
  • Перестановка ударения с одного слога на другой меняет смысл (значение) слова.

- Найдите слова- близнецы в этих стихотворениях.         (Оюна и Эрдэм рассказывают стихи)

Обещал Серёжа деду:

 Двойки все исправлю в срЕду.

Я попал не в ту средУ

И тотчас попал в бедУ!

Вышел Ваня из ворОт.

Потешается народ:

У рубашки низ отпорот

И оторван в драке вОрот.

Купив жене кольцо в подарок,

Сэр Генри возвращался в зАмок.

Ворота он открыть не смог:

 Дворецкий поменял замОк.                    Боялись, что лишится слуха.

Лечили кошке оба Уха:

У кока лёгкая рука:

Из щук отличная ухА!

– А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова?

  • Выполним задание только, наоборот: по смыслу слова вы должны догадаться, куда падает ударение.

Работа в парах.                                             Работа по карточкам (приложение)

1. Замок был закрыт на замок.

2. Семена гвоздики похожи на гвоздики.

3. Огородное пугало всех пугало.

4.Солнце село за село.

  •  Подчеркните одинаковые по написанию слова. Поставьте в них знак ударения, объясните ваш выбор.

Вывод: 

УДАРЕНИЕ ПОМОГАЕТ РАЗЛИЧАТЬ  ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ПО НАПИСАНИЮ СЛОВ.

Мы с вами уже открыли два секрета ударения.  Устали?

Давайте поиграем «Красный зелёный»  

                              ВЕРНЫЕ  ИЛИ НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ.

Неверно – карточка красного цвета

Верно – карточка зеленого цвета.

В слове осень ударение падает на первый слог. В этом слове 2 слога.

В слове золотая  ударение падает на  второй слог. В этом слове 2 слога.

В слове   дарит падает на первый слог. В этом слове 2  слог.

В слове   нам падает на первый слог. В этом слове 1 слог.

В слове радость  ударение падает на первый слог. В этом слове 2 слога.

3. Разгадка третьего секрета.  Подвижность русского ударения .

      Запись под диктовку предложений.                                  

Уч.ники второго класса побывали на р.ке  Саянтуйка .  В.ды в р.ке очень мало. Будем беречь наш.   в.доёмы!

- Прочитайте. Что можете сказать? Поставьте ударение в словах с пропущенными буквами.

- Какие буквы пропущены в записи? (Безударные гласные, гласные в устойчивых сочетаниях с шипящими)

- Как определить букву для записи слов? (Подобрать проверочное слово)

- Выпишем слова с пропущенными буквами в паре с проверочным словом и определим, какая гласная пропущена в корнях слов.

(на доске)                 на реке, в реке  -  реки                               Запись в тетрадь.

                              воды, водоёмы - подводная

- Поставим ударение и соединим гласные в ударных и безударных слогах.

- Что изменилось в словах?                                                        (Ударение )

- Что осталось без изменений?                                                  (Гласная в корне)

Вывод:

ПРИ ПРОВЕРКЕ НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СВОЙСТВО ПОДВИЖНОСТИ УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ.

- Прочитаем сведения рубрики «Обратите внимание!» (учебник, с. 70).

- Когда ударение может переходить с одного слога на другой? (При изменении лексического значения или при проверке безударных гласных)

4.Культура речи. Орфоэпические нормы.

- Повторим секреты русского ударения.        Оно...

-Какую ставили цель?                                                                   (Раскрыть секреты ударения?)

- Цели достигли? (да)

- Русский язык очень ярок, богат и разнообразен. Зачастую, в разговорной речи люди делают ошибки на постановку ударения при произношении. Исправить это или уточнить правильное произношение помогает орфоэпический словарь.

Существуют определённые нормы произношения:

                                        неправильно говорить звоIнит, а правильно — звониIт.

- Попробуем правильно употребить слова в речи, назвав предметы:

(на доске)

                 

Знакомство с «Орфоэпическим словарём» в учебнике (с. 134).

Проверка правильности произношения слов по «Орфоэпическому словарю».

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учебник стр 70, упр. 105

VI. Рефлексия.

                -  Сегодня мы писали…  

                 - Сегодня мы вспоминали правила…

                 - Сегодня мы учились правильно …. …

                  - Сегодня мы узнали, что русское ударение  …. подвижное, оно может переходить с одного слога на другой

VII . Итог урока.

— Оцените с помощью «светофора», как вы поняли сегодня тему.

Зеленый — все-понял.

Желтый — понял, но еще сомневаюсь.

Красный — ничего не понял.

  • Какие секреты мы открывали на уроке? (Разноместности, смысловой роли, подвижности ударения)
  • Как использовать свойство подвижности ударения? (При написании слов с безударной гласной)
  • Где можно проверить правильность постановки ударения? (В орфоэпическом словаре)

VI I I Домашнее задание  (упр 106 с. 70 )

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное" конспект урока русского языка УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева 2 класс

Конспект урока русского языка  УМК  "Школа России" Т.Г.Рамзаева  2 класс...

Конспект урока русского языка. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Роль прилагательных в тексте"

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока русского языка....

Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Глагол, его роль в речи"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать, что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать глаголы в устной речи;-...

Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речиПланируемые результаты:Предметные:знать о существенных п...

Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Число глаголов"

Цели деятельности учителя: формирование умения определять число глаголов.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как подчеркивается глагол при письме;- знать как определять число глаголов;- уметь о...

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"...

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"...