рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Миронова Марина Николаевна

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса на 2019-2020 учебный год ("Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русский язык 2 кл.72.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы "Русский язык" / автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева.– М.: Просвещение, 2011 г. ("Школа России"), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФГОС, ООП НОО и учебным планом МОАУ "Моготская СОШ" на 2019-2020 учебный год, утвержденный приказом директора школы № 46-п от 03.06.2019 г.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса "Русский язык" во 2 классе начальной школы отводится 4 ч в неделю.

Количество часов в год – 136  (34 учебные недели)   

Основным видом организации учебного процесса является  урок

Формы организации образовательного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, в парах.

 

Программой предусматривается применение следующих образовательных технологий: проблемное обучение, ИКТ, игровые, здоровьесберегающие.

Виды и формы контроля:

Виды контроля

Формы контроля

Текущий

контроль

  • Минутки чистописания
  • Словарные диктанты
  • Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради по предмету  (индивидуальный контроль)

Тематический контроль

  • Тестовые задания ко всем темам учебного предмета
  • Задания по развитию речи ко всем разделам учебного предмета

Итоговый

контроль

  • Проверочные работы, контрольные работы (диктанты, списывания) к разделам учебного предмета
  •  Проектная деятельность. Результаты:

            Проект-1  "И в шутку и всерьёз"

            Проект-2   "Пишем письмо"

            Проект-3  "Рифма"

Учебник: Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА  

Виды речи

Знакомство с учебником.  Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа. Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи.

Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая

Текст

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие. Части текста. Построение текста: вступление, основная  часть, заключение. Обобщение и систематизация пройденного материала.

Предложение

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение за значением предложений, различных  по цели высказывания  (без терминологии).  Логическое (смысловое) ударение в предложении.

Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Главные члены предложения (основа предложения). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое — главные члены  предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении.

 Слова, слова, слова…

Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное  значение многозначных  слов. Расширение представлений  о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.

Родственные (однокоренные) слова. Корень слова (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями. Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарём однокоренных слов учебника. Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении.  Словообразующая функция ударения. Правила переноса части слова с одной строки на другую.

Звуки и буквы

Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Замена звука буквой и наоборот. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Употребление прописной (заглавной) буквы.

Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

          Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. Согласный звук [й’] и буква "и краткое". Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Правописание мягкого знака (ь) на конце и в середине слова перед другими согласными.

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но). Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Буквосочетания  жи—ши, ча—ща, чу—щу. Правописание  жи—ши, ча—ща, чу—щу. Звонкие и  глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного). Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным.

Использование на письме разделительного мягкого знака (ь).  Наблюдение за произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака (ь) в словах.

Части речи. Имя существительное.

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.  Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.

Изменение существительных по числам.  Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко).

Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член). Обобщение знаний об имени существительном. Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи. Обобщение знаний об имени существительном.

Глагол

Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление). Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым).

Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребления глаголов в речи (одеть и надеть). Правописание частицы не с глаголом.

Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. Обобщение знаний о глаголе.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.  Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. Обобщение знаний об имени прилагательном.

Местоимение

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление).

Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Обобщение знаний по теме "Местоимение".

Предлог

Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов. Правописание предлогов  с именами существительными.

            Повторение

        Обобщение знаний об изученных правилах правописания.

Контрольный диктант-1 по теме "Наша речь. Текст"

Контрольный диктант –2 по теме "Предложение. Члены предложения"

Контрольный диктант –3 по теме "Слова, слова, слова…"

Контрольный диктант –4 по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Контрольный диктант – 5 по теме  "Слова с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова"

Контрольный диктант – 6 по теме "Твердые и мягкие согласные"

Контрольный диктант – 7 по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных"

Контрольный диктант – 8 по теме   "Имя существительное"

Контрольный диктант – 9 по теме "Местоимение"

Контрольный диктант – 10  по теме "Предлог"

Контрольное списывание по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком"

Контрольный срез – 1 по теме "Повторение"

Контрольный срез – 2 по теме "Предложение".

Контрольный срез – 3 по теме "Итоговый контроль знаний"

Проект-1  "И в шутку и всерьёз"

Проект-2   "Пишем письмо"

Проект-3  "Рифма"

Р/р   Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е. Серебряковой  "За обедом", используя опорные слова

Р/р   Коллективное составление рассказа по репродукции картины  С. А. Тутунова "Зима пришла. Детство"

Р/р     Составление поздравительной открытки. Письменное изложение текста по вопросам

Р/р     Составление  рассказа по личным наблюдениям и вопросам

Р/р     Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели"

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 /уч-ся 2 класса/

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • представления о своей этнической принадлежности;
  • развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
  • представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
  • представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
  • положительного отношения к языковой деятельности;
  • заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
  • понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
  • развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
  • развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащийся научится:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащийся научится:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;        
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащийся научится:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОБЩИЕ  ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ

  • понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
  • понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
  • первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
  • начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
  • овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
  • применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
  • первоначальные умения проверять написанное;
  • овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
  • формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифици-ровать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи (освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса)

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
  • (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
  • пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
  • различать устную и письменную речь;
  • различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
  • читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
  • составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

 Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
  • составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка (фонетика, орфоэпия, графика)

Обучающийся научится:

  • различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
  • определять качественную характеристику звука: гласный —согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
  • понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
  • анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
  • определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
  • определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
  • определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
  • определять ударный и безударные слоги в слове;
  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
  • использовать знание алфавита при работе со словарями;
  • определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звукобуквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика (освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса)

Обучающийся научится:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
  • иметь представление о синонимах и антонимах;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
  • подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
  • наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием "однокоренные слова";
  • владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (не однокоренных) слов;
  • распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
  • определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
  • находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам "кто?" и "что?", собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
  • находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
  • находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
  • находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
  • подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
  • выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
  • различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
  • выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
  • находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
  • различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
  • устанавливать связи слов между словами в предложении;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • восстанавливать деформированные предложения;
  • составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
  • находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов в предложении;
  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш,ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
  • разделительный мягкий знак (ь);
  • знаки препинания конца предложения (. ? !);
  • раздельное написание предлогов с именами существительными;
  • раздельное написание частицы не с глаголами.

б) применять орфографическое чтение  при письме под диктовку и при списывании;

в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;

г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение понятий "орфограмма", "проверяемая орфограмма", "непроверяемая орфограмма";
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
  • разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
  • пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Дата

план

факт.

I четверть – 36  часов

1

Знакомство с учебником.  Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа.

02.09

2

Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи.

03.09

3

Речь диалогическая и монологическая.

04.09

4

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность.

05.09

5

Тема и главная мысль текста. Заглавие.

09.09

6

Части текста. Построение текста: вступление, основная  часть, заключение.

10.09

7

Контрольный диктант – 1 по теме "Наша речь. Текст"

11.09

8

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

12.09

9

Наблюдение за значением предложений, различных  по цели высказывания  (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении.

16.09

10

Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

17.09

11

Главные члены предложения (основа предложения).

18.09

12

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

19.09

13

Подлежащее и сказуемое — главные члены  предложения.

23.09

14

Контрольный срез-1 по теме "Повторение".

24.09

15

Распространенные и нераспространенные предложения. Анализ контрольного среза. Работа над ошибками.

25.09

16

Связь слов в предложении.

26.09

17

Связь слов в предложении.

30.09

18

Контрольный диктант –2  по теме "Предложение. Члены предложения".

01.10

19

Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

02.10

20

Слово как общее название многих однородных предметов.

03.10

21

Однозначные и многозначные слова.

07.10

22

Прямое и переносное  значение многозначных  слов.

08.10

23

Расширение представлений  о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.

09.10

24

Расширение представлений  о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.

10.10

25

Расширение представлений  о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.

14.10

26

Контрольный диктант –3  по теме "Слова, слова, слова…"

15.10

27

Родственные (однокоренные) слова. Корень слова (первое представление). Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

16.10

28

Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями.

17.10

29

Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарём однокоренных слов учебника.

21.10

30

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

22.10

31

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков.

23.10

32

Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении.  Словообразующая функция ударения.

24.10

33

Правила переноса части слова с одной строки на другую.

28.10

34

Контрольный диктант –4  по теме "Корень слова. Однокоренные слова".

29.10

35

Правила переноса части слова с одной строки на другую. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

30.10

36

Правила переноса части слова с одной строки на другую.

31.10

II четверть – 28  часов

37

Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме.

Замена звука буквой и наоборот.

11.11

38

Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности.

12.11

39

Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности.

13.11

40

Употребление прописной (заглавной) буквы.

14.11

41

Употребление прописной (заглавной) буквы.

18.11

42

Р/р   Коллективное составление рассказа по репродукции картины

З. Е. Серебряковой  "За обедом", используя опорные слова.

19.11

43

Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. Анализ текстов сочинений. Работа над ошибками.

20.11

44

Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая

роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки.

21.11

45

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

25.11

46

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

26.11

47

Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова).

27.11

48

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

28.11

49

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

02.12

50

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

03.12

51

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

04.12

52

Р/р   Коллективное составление рассказа по репродукции картины

С. А. Тутунова "Зима пришла. Детство".

05.12

53

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Анализ текстов  сочинений. Работа над ошибками.

09.12

54

Контрольный диктант – 5 по теме  "Слова с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова".

10.12

55

Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

11.12

56

Согласный звук [й’] и буква "и краткое".

12.12

57

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

16.12

58

Проект-1  "И в шутку и всерьёз". Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку.

17.12

59

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами

и, е, ё, ю, я, ь.

18.12

60

Правописание мягкого знака (ь) на конце и в середине слова перед другими согласными.

19.12

61

Правописание мягкого знака (ь) на конце и в середине слова перед другими согласными.

23.12

62

Контрольный срез – 2  по теме "Предложение".

24.12

63

Проект – 2   "Пишем письмо".  Анализ контрольного среза. Работа над ошибками.

25.12

64

Правописание мягкого знака (ь) на конце и в середине слова перед другими согласными.

26.12

III четверть – 39  часов

65

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

09.01

66

Р/р     Работа с текстом.  Составление ответов на вопросы к тексту.

13.01

67

Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но). Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

14.01

68

Проект-3  "Рифма". Формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности.

15.01

69

Буквосочетания  жи—ши, ча—ща, чу—щу.

16.01

70

Буквосочетания  жи—ши, ча—ща, чу—щу.

20.01

71

Буквосочетания  жи—ши, ча—ща, чу—щу.

21.01

72

Контрольный диктант-6 по теме  "Твердые и мягкие согласные".

22.01

73

Звонкие и  глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

23.01

74

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

27.01

75

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

28.01

76

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.

29.01

77

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.

30.01

78

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного).

03.02

79

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного).

04.02

80

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного).

05.02

81

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного).

06.02

82

Р/р     Составление поздравительной открытки. Письменное изложение текста по вопросам.

10.02

83

Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным.

11.02

84

Контрольный диктант-7 по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных".

12.02

85

Использование на письме разделительного мягкого знака (ь).  Наблюдение за произношением слов с разделительным мягким знаком.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

13.02

86

Использование на письме разделительного мягкого знака (ь).  Наблюдение за произношением слов с разделительным мягким знаком.

17.02

87

Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака (ь) в словах.

18.02

88

Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака (ь) в словах.

19.02

89

Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака (ь) в словах.

20.02

90

Контрольное списывание по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком".

25.02

91

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Анализ контрольного списывания. Работа над ошибками.

26.02

92

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

27.02

93

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными,  обозначающими эти предметы и явления.

02.03

94

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

03.03

95

Собственные и нарицательные имена  существительные. Заглавная буква в именах собственных.

04.03

96

Собственные и нарицательные имена  существительные. Заглавная буква в именах собственных.

05.03

97

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.

10.03

98

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.

11.03

99

Изменение существительных по числам.  

12.03

100

 Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе

(ножницы, молоко).

16.03

101

Контрольный диктант- 8 по теме   "Имя существительное".

17.03

102

Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член). Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

18.03

103

Обобщение знаний об имени существительном. Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного

как части речи.

19.03

IV четверть – 33  часа

104

Обобщение знаний об имени существительном. Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного

как части речи.

30.03

105

Р/р     Составление  рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

31.03

106

Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление).

01.04

107

Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление)

02.04

108

Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым).

06.04

109

Изменение глагола по числам.  

07.04

110

Формирование навыка правильного употребления глаголов в речи (одеть и надеть).

08.04

111

Правописание частицы не с глаголом

09.04

112

Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании.

13.04

113

Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.

14.04

114

Р/р     Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели".

15.04

115

Обобщение знаний о глаголе. Анализ текстов сочинения. Работа над ошибками.

16.04

116

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.  

20.04

117

Контрольный срез – 3 по теме "Итоговый контроль знаний"

21.04

118

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.

22.04

119

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.

23.04

120

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

27.04

121

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

28.04

122

Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании.

29.04

123

Обобщение знаний об имени прилагательном.

30.04

124

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление).

06.05

125

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление).

07.05

126

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление).

12.05

127

Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения.

13.05

128

Контрольный диктант-9 по теме "Местоимение".

14.05

129

Обобщение знаний  по теме "Местоимение". Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

18.05

130

Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов

19.05

131

Правописание предлогов с именами существительными.

20.05

132

Правописание предлогов с именами существительными.

21.05

133

Контрольный диктант- 10  по теме "Предлог"

25.05

134

Правописание предлогов с именами существительными. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

26.05

135

Обобщение знаний об изученных правилах правописания.

27.05

136

Обобщение знаний об изученных правилах правописания.

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку "Школа России"

данная авторская программаразработана на основе программы   по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК»  УЧЕБНИК  «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ  ...

Рабочая программа по русскому языку "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл

Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс

Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...