Обучение грамоте.Звук [ж],буква Жж.
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Бирюкова Оксана Александровна
Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_11.12.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте  в 1 классе

Тема  урока:  Звук [ ж], буква Ж.

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Составила: Бирюкова Оксана Александровна

учитель начальных классов

 ГБОУ СОШ №191

Тема  урока:  Звуки [ ж], буква Ж.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:     образовательные:

  • познакомить  с буквой Ж и звуком   [ж];
  • учить  давать характеристику звукам;
  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

                         развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

                         воспитательная:

  • воспитывать интерес к чтению;
  • привитие навыков культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

     Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная

     Формирование ключевых компетенций:

  •         учебно – познавательной
  •         коммуникативной

Оборудование: наглядность(пчела,цветок с лепестками, пазл буква Ж,плакат 2 печатные,2 письменные буквы,карточка для рефлексии

, презентация, карточки для обозначения звуков, образцы печатных букв «Ж» и «ж».

Технологическая карта урока

                                                         

Этапы урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

Примечание.

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.

8.30-8.35

1.Учитель предлагает проверить готовность к уроку.

2. Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

   Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

3.У нас сегодня еще одна гостья.

Отгадайте загадку?

Все жужжит она,жужжит

Над цветочками кружит

Села,сок с цветка взяла

Мед готовит нам…….

Кто знает как живут пчелы?

Как из называют в мире животных?

Почему это насекомые?

4.Предлагает детям обьяснить смысл пословицы.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Это девиз нашего урока.

5.Предлагает детям помочь пчелке собрать мед.

За каждое выполненное задание лепесток к ромашке.

1.Проверяют готовность к уроку.

2.Приветствуют гостей, садятся на места.

3.Отгадывают загадку

ПЧЕЛА

Отвечают на вопросы

Живут дружно в ульях.

Это насекомые, потому что у них 6 лап.

4.Читают пословицу,объясняют ее смысл.

5.Соглашаются с учителем.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

1 лепесток за готовность к уроку.

Рисунок пчелы на доску

сделать слайд

2 лепесток за объяснение пословицы

2. Актуализация знаний .

8.35-8.40

Речевая разминка:

 Артикуляционные упражнения:

-Улыбнемся друг другу, вот какое у нас хорошее настроение;

 -Губы в трубочку, в ниточку.

-Язычком помоем зубки.

-Язычком сделаем укольчики щечкам.

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие  известные нам  буквы «проживают»  в этом удивительном городе.

-Чем звук отличается от буквы?

- Посмотрите на ленту букв и скажите: а на какие две большие группы делятся все звуки и буквы русского алфавита?

- Как отличить гласные звуки от согласных?

- А почему гласные живут и на 1ом и на 2ом этаже?

- На какие группы можно разделить все согласные звуки?

- А почему согласные живут и на 1ом этаже и на 2ом ? Чем они отличаются?

- А что вы знаете интересного о буквах Ш, Ч,

Дети выполняют под руководством учителя.

Гласные и согласные

Гласные поются, а согласные не поются. Когда произносим гласные, то воздух не встречает преграды, а при произношении согласных – встречает преграду.

На первом этаже живут гласные которые придают твердость согласным, на 2ом гласные которые придают мягкость предшествующим согласным.

- Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие.

На 1ом живут согласные буквы, обозначающие звонкие звуки. А на 2ом буквы обозначающие глухие звуки.

Буква Ш - всегда обозначает твердый звук, буква Ч – мягкий звук

Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3 лепесток за работу с лентой букв.

3.Определение темы урока.

Постановка учебной задачи.

8.40-8.43

1.Предлагает детям посмотреть видео (улей,пчелы жужжат,собирают дружно мед)

2.Вовлекает детей в диалог.

-Что вы сейчас видели ребята.

-Как работают пчелы?

-Какой звук они издают?

А в человеческой речи есть такой звук?

-Давайте проговорим этот звук?

Кто может сказать, какой он?

Кто догадался какая тема нашего урока и чему мы будем учиться?

Учащиеся отвечают на вопросы

Пчелы работают дружно

Издают звук ж

Он согласный

Формулируют тему урока:

Звук [ж], буква Ж.

Формулируют цели:

 -познакомиться со  звуком  [ж]  и буквой Ж.

- учиться читать   слоги, слова,

тексты с новой буквой.

Формулируют тему урока:

Звук [ж], буква Ж.

Формулируют цели:

 -познакомиться со  звуком  [ж]  и буквой Ж.

- учиться читать   слоги, слова,

тексты с новой буквой.

4 лепесток за определение темы урока и поставку учебной задачи

4.Открытие нового знания.

Работа по теме урока.

Работа с азбукой.

8.43-8.48

Динамическая пауза

8.48  -   8.50

8.50 -8.53

8.53-8.58

1.Артикуляция звука

-Назовите одинаковый звук в словах

Ужи,стирижи,жираф,лыжи,

снежинка,жаба

-Дайте характеристику звуку

- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.

-Попробуйте назвать слова где звук[ж],будет мягкий?

-Ни вы ни я не смогли назвать такие слова ,

Значит вывод?

2.Обозначение звука

[ж], буквой Ж

-Буква Ж похожа на снежинку,

кто  найдет ее

- В букву можно превратиться, буквой можно притвориться! Вокруг себя повернись и в букву Ж превратись!  

-Выложите букву из пазлов(работа в паре)

- Ребята, а почему на плакате 4 буквы  Ж?

-Мы видим 2 большие буквы и две маленькие,

                  2 печатные и две письменные.

- Зачем нужны большие буквы?

- Где мы встречаемся с печатными буквами?

2.Фонетический разбор слова жмурки.

-Открываем Азбуку на с.25

Правильно ли мы определили тему урока?

-Повторим первый звук в слове жмурки.

В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

4. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

            Сможем мы прочесть слова.

С какими гласными дружит буква “ж”? Как будем читать её? Почему?

Прочти слоги самостоятельно; хором.

5.Чтение слов на с.25

-готовим слова для чтения

-читаем в паре

Друг        однокоренные

Дружок

Могу        однокоренные

Может

Жук

Жучка

Телега

тележка        однокоренные

-Ребята, а что можно сказать об этих словах?

-Докажите это.

-Прочитайте слова, где Ж стоит в начале слова.

-Прочитайте слова, где буква Ж стоит в середине слова

-Прочитайте слова, где букв [ж] ,а слышится звук [ш]

-Сравни эти звуки

1.Отвечают на вопросы.

Это звук [ж],

Согласный,твердый,звонкий

звук [ж] согласный, звонкий,

твердый.

-У звука [ж]  нет мягкой пары.

Звук  [ж]  всегда твёрдый

2.Находит букву в кассе букв, вывешивает на доску.

Дети двигаются, изображая букву Ж

Дети выкдадывают букву из

пазлов

Большие буквы нужны для того, чтобы писать имена, фамилии, названия рек, городов, сел, улиц.

Печатные буквы у нас в книжках, газетах, журналах.

Ими мы пишем в тетрадях.

2.Один человек работает у

Доски

Памятка по разбору слова.

  1. Произношу слово по слогам ( с кулачком)

ЖМУР-КИ

В слове  жмурки 2 слогаю

2. Даю характеристику звукам и определяю их количество.

(Ж)   -  отдельный, согласный, твердый  звук

(му)  -  слияние твердого согласного с гласным

(р) -  отдельный, согласный, твердый  звук

(ки)   - слияние мягкого согласного с гласным

  1. Обозначаю звуки буквами.

Звук (Ж)- обозначаю буквой Ж    и тд все звуки!

4. Ставлю ударение

ЖмУУУУУУрки, ударение   падает на 1 слог

5. В слове жмурки

2 слога,5 звуков,5 букв

Читают слоги

Дети читают.

Есть однокоренные слова

Слова у которых один корень и они близки по смыслу являются однокоренными

Дети читают.

 Один глухой, другой  звонкий

Познавательные: логические: 

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;

общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

- создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

5 лепесток за схему слова

6 лепесток за букву

7 лепесток

За чтение слогов

Таблица слогов

На экране

8 лепесток за чтение слов

Физминутка

8.58-9.00

Если слышим в слове звук [ж]-изображаем пчелку, звук [ш]- змею

Ежик            мыши

Снежок         карандаш

Жук               шмель

Кружок            широко

Живот               машина

09.00-09.10

. Чтение и озаглавливание текста «Жмурки».

-подготовили текст для чтения

-первичное чтение

-в какую игру играли дети

-Кому завязали глаза?

-Куда разбежались дети и почему?

Как вы думаете почему Женя никого не догнал?

-О чем его предупредили ребята?

-Как назвать такой поступок?

_какое название можно дать тексту?

-Выполним задания к тексту

Разбивают текст на единицы чтения

Читают про себя

Читают вслух

Отвечают на вопросы по содержанию

Выполняют задания со страницы

9 лепесток

За работу с текстом

5.Итог урока .

Рефлексия.

09.10-09.15

-С какой буквой познакомились.

Чему научились

Вы молодцы собрали весь цветочек для пчелки и она набрала целый боченок меда.

А вы ка поработали,оцените себя.

Закрастье свой боченок на тот уровень, ка вы считаете вы поработали.

Отвечают на вопросы

Оценивают свою рабоиту на уроке.

Регулятивные:

 - самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

Урок обучения грамоте: «Звук [ц] и буква Ц.»

Знакомство с новым звуком, 1 класс, обучение грамоте по "Гармонии"...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

Урок обучения грамоте. Звуки д, д. Буквы Д,д.

Образовательная система: «Школа 2100».Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука»Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.На урок...

Урок обучения грамоте "Звуки [ б], [б ] , буква б.

Урок обучения грамоте по УМК "Школа 2100"...

Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.

Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.  Закрепление знаний парных согласных звуков [ж – ш], умение их различать на слух и обозначать буквами Ж, Ш. Продолжение набл...