Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Аюшеева Бэла Бадмаевна

Рабочая программа по русскому языку 2 класс Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2_klass_russkiy_yazyk.docx114.25 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа по русскому языку В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова

Русский язык. 2 класс. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:

-  программы  В.В.Репкина  «Русский  язык        2 класс» по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

  • учебника «Русский язык. 2 класс», авторы Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова

Т.В.; методических разработок «Методический комментарий к учебнику русского языка. 2 класс», автор Некрасова Т.В.

  • основной образовательной программы МАОУ «СОШ №9»;

-в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стан- дарта общего образования;

  • в соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО».

Работа по русскому языку во 2 классе направлена на формирование у учащихся орфографического действия, т.е. работу по обнаружению орфограмм в слове, выбору адекватного способа проверки, а также применению на практике этого способа про- верки орфограмм.

Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» 2 класс Личностные:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения, осознание необходимости изучения родного языка, обычаев и культуры своего народа;
  • понимание того, что устная и письменная речь является показателем культуры человека;
  • умение оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение одноклас- сников с точки зрения культуры речи, соблюдения этикетных норм;
  • осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нрав- ственных представлений, таких как толерантность, уважительное отношение к другим ученикам школы, готовность прийти на помощь;
  • знание основ культурного поведения и взаимоотношения со взрослыми, сверст- никами, старшими и младшими детьми в коллективе;
  • владение нормами сотрудничества, умение слушать и слышать друг друга в ходе парной, групповой и классной дискуссии;

Метапредметные:

  • умение формулировать запрос на недостающую информацию, обращаться к взрослому, к доступной справочной литературе – орфографическому, толковому сло- варю;
  • уметь формулировать тему и основную мысль короткого и простого в смысловом отношении текста;
  • умение определять границы собственных знаний;
  • умение оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем или со- ставленными в ходе совместной работы, принимать оценку учителем и одноклассни- ками результата своей работы;
  • умение составлять план действий совместно с учителем;
  • совместное с учителем или одноклассниками знаково-символическое моделиро- вание;
  • совместный с учителем анализ способа действия, выбор наиболее эффективного;

  • допущение различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собствен- ной;

Предметные:

  • понимать, что такое родственные слова;
  • понимать, что такое позиционное чередование звуков;
  • различать признаки сильных и слабых позиций гласных и согласных (парных по звонкости-глухости) звуков;
  • различать типы орфограмм по позиции звука (орфограммы слабых и сильных позиций);
  • применять общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение зву- ка к сильной позиции в той же значимой части слова);
  • определять с помощью толкового словаря лексическое значение слова;
  • находить для мотивированного (производного) слова мотивирующее (произво- дящее) слово (простейшие случаи типа снежный — снег, приехать — ехать и т.п.);
  • выделять в слове значимые части путем изменения слова и сопоставления моти- вированного (производного) и мотивирующего (производящего) слов;
  • подбирать к заданному слову 3-4 однокоренных (связанных словообразователь- ной мотивацией) слова;
  • различать однокоренные слова и грамматические формы (изменения) одного и того же слова;
  • выделять в слове орфограммы слабых позиций и изученные орфограммы силь- ных позиций и определять их принадлежность к той или иной значимой части слова;
  • проверять орфограммы слабых позиций (безударные гласные, согласные, пар- ные по звонкости-глухости) в корне слова путем его изменения или подбора одноко- ренных слов;
  • проверять изученные орфограммы сильных позиций;
  • пользоваться орфографическим словарем;
  • правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученные во 2- м классе;
  • записывать под диктовку текст (35-45 слов) с изученными орфограммами;
  • списывать высказываниями несложный по содержанию текст;
  • подобрать заголовок к тексту, отражающий его тему или основное сообщение (основную мысль);
  • письменно излагать содержание несложного повествовательного текста (с про- пуском неизученных орфограмм);
  • самостоятельно составлять текст повествовательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);
  • составлять письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропус- ком неизученных орфограмм);
  • прочитать выразительно незнакомый текст с ориентировкой на знаки препина- ния (темп чтения — 55-65 слов в минуту), ответить на вопросы по содержанию прочи- танного текста;
  • прочитать незнакомое стихотворение, соблюдая стихотворный ритм.

Содержание учебного материала.

Повторение материала, изученного в первом классе. (15 часов)

Слово как значимая (номинативная) и звуковая (фонетическая) единица языка. Ударе- ние как средство организации слогов в слово. Звуки и буквы. Выбор буквы для обозна- чения гласного звука в зависимости от его позиции в слове (в начале слова, после со- гласных, парных и непарных по твердости-мягкости). Выбор буквы для обозначения звука [й]. Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой (гласные после шипя- щих и Ц, разделительные знаки Ь и Ъ).

Высказывание-сообщение и высказывание-вопрос. Восклицательное высказывание.

Диалог, его элементы (реплики). Оформление высказываний на письме. Дополнительный материал для факультативного изучения. Ритм и рифма в стихо- творной речи (наблюдения).

Позиционное чередование гласных звуков. (15 часов)

Возможность замены звуков в одном и том же слове при его изменении (чередование звуков). Изменение позиции звуков как причина их чередования (позиционное чередо- вание). Сильная и слабая позиции гласных звуков (наличие любых гласных в ударных слогах и невозможность появления некоторых гласных в безударных слогах). Обозна- чение позиционно чередующихся звуков одной буквой, выбор этой буквы. Проблем- ный характер буквенного обозначения гласных звуков в слабой позиции (орфограммы слабых позиций). Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосред- ственно в процессе письма (письмо с пропуском безударных гласных).

Дополнительный материал для факультативного изучения. Условия, влияющие на позиционное чередование гласных звуков.

Позиционное чередование согласных звуков, парных по звонкости-глухости. (17 часов)

Сильные и слабые позиции согласных, парных по звонкости-глухости. Отработка умения выделять орфограммы слабых позиций в процессе письма (письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных).

Дополнительный материал для факультативного изучения. Звукопись в поэтиче- ской речи (наблюдения).

Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря. (23 часа)

Приемы работы с орфографическим словарем. Печатный текст как образец орфогра- фически правильных написаний. Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций.

Дополнительный материал для факультативного изучения. Орфографический словарь как источник норм ударения

Проверка орфограмм по сильной позиции. (31 час)

Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций. Изменение слова как прием приведения звука к сильной позиции. Важней- шие типы изменения слов: изменение слов, называющих предметы, по числам и паде- жам (без названия падежей); изменение слов, называющих признаки, по числам, родам и падежам; изменение слов, называющих действия, по лицам, числам, временам (настоящее и прошедшее время), по родам (в прошедшем времени). Неизменяемые слова.

Дополнительный материал для факультативного изучения. Причины появления в русском языке неизменяемых слов, называющих предметы.

Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабой позиции. (21 час)

Основа и окончание слова. Неприменимость способа проверки орфограммы слабой позиции в окончании слова путем его изменения. Способ выделения окончаний и ос- нов в словах разных типов. Изменения одного и того же слова и разные слова.

Дополнительный материал для факультативного изучения. Слова с окончаниями внутри слова (на примере глаголов с –ся).

Проверка орфограмм с помощью родственных слов. (27 часов)

Понятие о родственных словах (слова, образованные от одного и того же слова). Ко- рень как общая часть основ родственных слов. Подбор однокоренных слов к заданно- му (простейшие случаи). Понятие об аффиксах как значимых частях основы, с помо- щью которых образуются новые слова. Классификация аффиксов по их положению в слове: префиксы (приставки), суффиксы. Позиционное и непозиционное чередование звуков в словах. Проверка орфограмм слабых позиций в корне с помощью родствен- ных слов.

Правило правописания разделительных знаков Ь и Ъ.

Дополнительный материал для факультативного изучения. Родственные слова и слова, связанные общностью происхождения (наблюдения). Связанные корни (наблю- дения).

Систематизация изученного материала. (15 часов)

Слово и его изменения. Родственные слова. Значимые части слова: основа и оконча- ние; корень и аффиксы.

Звуки как „строительный материал“ языка. Позиционное чередование звуков. Сильные и слабые позиции звуков.

Обозначение звуков на письме. Орфограммы слабых и сильных позиций (системати- зация). Правила правописания орфограмм сильных позиций (Ь и Ъ, гласные А,У,И,Е после шипящих). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение звука к сильной позиции в той же части слова). Приемы приведения звука к сильной позиции (изменение слова, подбор родственных слов). Орфограммы слабых позиций, не требующие специальной проверки. Проверка орфограмм слабой позиции с помо- щью орфографического словаря.

Развитие речи.

Содержательная линия «Развитие речи» увеличена в объеме. В нее добавлены уроки работы с текстом. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность частей текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста.

Характеристика лексического (без употребления термина) значения слова с помощью толкового (учебного) словаря. Слова-синонимы и слова-омонимы (общее представле- ние). Прямое и переносное значение слова. 1

Высказывание-сообщение и высказывание-вопрос (повторение). Восклицательные вы- сказывания, их оформление на письме (повторение). Смысловые части высказывания (повторение).

Высказывание с несколькими сообщениями об одном предмете. Выражение содержа- ния сообщения об одном предмете в нескольких взаимосвязанных высказываниях. Отнесенность сообщений к одному предмету (наличие общей темы) и наличие смыс- ловой связи между сообщениями как признаки текста. Основное и дополнительные (уточняющие) сообщения в тексте. Заголовок текста как отражение его предмета (те- мы) или основного сообщения (основной мысли).

Диалог, его элементы (реплики, поясняющие слова автора), правила записи диалога (состоящем из реплик без слов автора).

Рифма и ритм в поэтической речи.

Узнавание предмета по сообщениям о нем (загадки).

1 Курсивом выделен материал, предлагаемый для изучения, но необязательный для усвоения всеми учащи- мися.

Календарно-тематическое планирование

Уроки развития речи (РР) в планировании выделены жирным шрифтом и курсивом.

Тема №1 Повторение материала, изученного в первом классе (15 часов) Определение задач учебного года.

Цель:

  • восстановление утраченных за лето знаний по предмету;
  • подготовка учащихся к этапу решения учебных задач.

Развитие речи. Учебная задача: «Что такое текст?»

Цель: продолжить работу по отличию текста от набора предложений, по озаглавливанию текста, по определению основной мысли текста.

Тема урока

№ уро- ка

Кол- во ча- сов

Элементы содержания.

Предметные резуль- таты

Личностные результаты, УУД:

Вид кон- троля Формы ра- боты.

Дата про- веде- ния

Фаза запуска.1 четверть (45 ч.)

Стартовая контроль- ная работа Составление справоч- ника ошибок. Состав- ление «карты» основ- ных задач года и плана работы над ликвида- цией проблемных

«зон» учащихся. Анализ результатов стартовой работы. Составление плана ликвидации ошибок.

1-2

2

Письмо текста под диктовку Набор заданий на актуальные и

перспективные знаний и умения учащихся. Определение «дефи- цитов» в знаниях и умениях уча- щихся.

Сопоставление оценки учителя и учащегося по итогам стартовой работы.

Определение задач учебного года через анализ стартовой работы

«на разрыв».

Коллективное обсуждение ре- зультатов работы, определение проблем и трудностей.

Подбор заданий для ликвидации ошибок.

Выявить - в какой ме- ре утрачены знания, умения, навыки, полу- ченные в предыдущем году.

План ликвидации про- блем и трудностей.

Что такое текст, тема текста,

выделение и формулирование учебной задачи; составление плана и последо- вательности действий;

оценивание на основе заданных крите- риев отображение результата оценива- ния в знаково-символической форме планирование учебного сотрудниче-

ства с учителем и сверстниками;

Л. развитие познавательных интересов и учебных мотивов

Становление рефлексивности

Урок оценки и контроля. Индивиду-

альная рабо- та.

Рефлексия. Коллективная работа.

Работа в ма- лых группах.

Высказывание

3

1

Виды высказывания и способы

обозначения на письме

научатся определять

вид высказывания, оформлять высказыва- ние на письме в зави-

симости от его вида.

выделение и формулирование познава-

тельной цели, проблемы;

знаково-символическое моделирование и преобразование модели;

составление целого из частей;

Решение

частных за- дач.

Коллективная и индивиду-

обобщение и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов;

умение строить устное или письменное высказывание, владение монологиче-

ской и диалогической формами речи;

альная рабо- та. Работа с точками зре- ния детей (учебный

диалог).

Правила графики

Р.Р. Текст. Что та- кое связный текст?

4

1

Письмо под диктовку Моделирование позиции [й´] в слове.

Умение отличать текст от набора предложений

Научатся:

-обозначать звук [й´], мягкость согласных,

-отличать связный текст от набора пред- ложений.

планирование - составление плана и последовательности действий; знаково-символическое моделирова- ние, преобразование модели; умение структурировать знания;

Л. умение анализировать собственные действия

Рефлексия Решение

частных за- дач.

Коллективная и индивиду-

альная рабо- та.

Домашняя самостоятельная работа № 1

  1. задания на ликвидацию ошибок актуального уровня;
  2. задания третьего уровня на расширение своих возможностей.

Орфограмма

Р.Р. Тема и заголовок текста.

5-11

7

Уточнение, что такое орфограм- ма.

Повтор всех известных орфо- грамм

Обращение в репликах. Повторение орфограмм, написа- ние которых ученики объяснить пока не могут.

Упражнение в письме под дик- товку, самодиктовку.

Умение определять тему текста, озаглавливать текст по теме.

Научатся писать текст под диктовку и само- диктовку с обозначе- нием в словах изучен- ных орфограмм

Совершенствование правил списывания. научатся делать про- пуск на месте орфо- граммы,        написание которой пока объяс- нить не можем.

Научатся определять тему текста, озаглав- ливать текст по теме.

способность принимать цель, сохра- нять и следовать ей в учебной деятель- ности; составление плана и последова- тельности действий;

осуществление пошагового и итогового контроля, сравнение результата с за-

данным эталоном с целью обнаруже- ния отклонений от эталона; управле- ние действием партнёра – контроль, оценка, коррекция его действий

 Л.формирование чувства сопричастно- сти к своей Родине, народу, истории и гордости за них (по содержанию упражнений на отработку орфограмм); развитие доброжелательности, доверия к людям, развитие эмпатии, отзывчи- вости (при коллективной работе с тек- стами); становление рефлексивности, умение анализировать собственные

действия, видеть себя со стороны);

Решение частных задач.

Индивиду-

альная, пар- ная и коллек- тивная рабо- та.

Наблюдение над изме-

12

1

Наблюдение за изменением в ре-

Научатся писать текст

Установление причинно-следственных

Решение

нением в речи одного и того же слова

чи одного и того же слова, назы- вающего предмет, выяснение причин данных изменений.

Тренировка письма под диктовку и по образцу.

под диктовку с выде- лением изученных ор- фограмм

находить в тексте из- менения одного и того же слова

связей умение строить устное и пись- менное высказывание, владение моно- логической и диалогической формами речи; допущение различных точек зре- ния, в т.ч. не совпадающих с его соб-

ственной; умение договориться и прид- ти к общему решению в совместной

деятельности;

частных задач

Коллективная и индивиду-

альная работа класса

Проверочная работа Диктант

13

1

Проверка сформированности

способа письма текста под дик- товку

Научатся писать текст под диктовку.

Обозначать в словах изученные орфограм- мы.

умение структурировать знания; выде- ление объекта оценки, критериев оцен- ки, сравнение, отображение результата оценивания в знаково-символической форме;

адекватное восприятие оценки и от-

метки; Л.принятие образца «хорошего» ученика

Тематический диктант.

Урок контроля Индивиду-

альная работа учащихся

Р.Р. Основная мысль текста. Заголовок по содержанию

14

1

Проверка сформированности способа письма по образцу.

Определение основной мысли текста. Заголовок по содержанию текста.

Научатся писать текст по образцу.

Обозначать в словах изученные орфограм- мы.

Научатся озаглавли- вать текст по содержа- нию

умение структурировать знания; выде- ление объекта оценки, критериев оцен- ки, сравнение, отображение результата оценивания в знаково-символической форме;

адекватное восприятие оценки и от-

метки; Л.принятие образца «хорошего» ученика

Индивиду-

альная и кол- лективная работа

Урок оценки. Систе- матизация.

15

1

Анализ результатов проверочных работ:

-Диктант

-Списывание

Определение проблемных мест учащихся и построение плана работы над ошибками.

Систематизация знаний.

Анализ проверочных работ

Систематизация до- пущенных ошибок, выявление причин ошибок

выделение объекта оценки, критериев оценки, сравнение, отображение ре- зультата оценивания в знаково-

символической форме;

адекватное восприятие оценки и от- метки; умение стуктурировать знания

составление плана и последовательно- сти действий

Л. ориентация на понимание причин успеха или неуспеха, связывание успе- ха с усилиями, старанием, трудолюби-

ем

Урок оценки Индивиду-

альная и кол- лективная работа

Итоги темы (предметный аспект)

учащийся научится:

- обозначать при написании безошибочно звуки, используя известные правила орфографии;

- писать текст под диктовку и по образцу с обозначением изученных орфограмм;

-отличать текст от набора предложений, озаглавливать текст и определять основную мысль текста.

ФАЗА РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

Тема №2. Позиционное чередование гласных звуков (15 часов) Учебная задача № 1 (учебно – исследовательская задача): Как записывать без ошибок слова с ОСП?

Цель: открыть закон русского письма и «найти» рациональный способ письма, позволяющий записывать безошибочно слова с ОСП («письмо с пропусками»).

Развитие речи. Учебная задача: «Что такое ключевые слова?» Цель: научить выделять ключевые (опорные слова)

ПУЗ «Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?»

1

1

Наблюдение за обозначением одной буквой нескольких разных звуков с целью обнаружения

факта замены звуков в изменени- ях одного слова (фиксация в виде схемы). Осознать особенности звучащего слова (в изменениях одного слова звуки разные). Тре- нировка письма под диктовку.

Научатся писать текст под диктовку

Обозначать в словах изученные орфограм- мы

Научатся наблюдать за изменением звуков в

словах

выделение и формулирование познава- тельной цели, проблемы;

анализ объектов с целью выделения

существенных и несущественных при- знаков

знаково-символическое моделирова- ние;

Л.развитие познавательных интересов и учебных мотивов

ПУЗ

Коллектив- ная работа, индивиду- альная)

Позиционное чередо- вание гласных звуков

2-3

2

Обнаружение факта замены зву- ков в изменении одного и  того же слова. Обнаружение причины перемены звуков в изменениях одного и того же слова. Трени- ровка письма под диктовку

Научатся писать под диктовку.

Обозначать в словах изученные орфограм- мы.

Научатся выделять и сравнивать звуки в разных позициях,

сравнивать их пози- цию в слове

допущение различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной; умение договориться и придти к обще- му решению в совместной деятельно-

сти;

определение основной и второстепен- ной информации;

выбор оснований для сравнения, клас- сификации, установление причинно-

следственных связей;

знаково-символическое моделирование Л.развитие познавательных интересов и учебных мотивов;

Моделиро- вание Работа в парах. коллектив- ное обсуж- дение ре- зультатов

исследова- ния

Сильные и слабые по- зиции звуков.

Р.Р. Основная мысль теста.

4

1

Понятие о слабых и сильных по- зициях звуков

Установление признаков слабых и сильных позиций

Появление нового класса орфо- грамм – орфограммы слабых по-

Научатся различать

слабую и сильную по- зицию гласных определять позицию гласного звука в слове.

Научатся соотносить

Работа в малых группах,

коллектив- ное обсуж-

дение ре-

зиций (ОСП) Моделирование

Умение        определять        основную мысль текста, соотносить основ-

ную мысль текста с заголовком текста.

основную мысль тек- ста с заголовком тек- ста.

зультатов работы групп

Домашняя самостоятельная работа № 2

  1. задания на определение слабых и сильных позиций гласных звуков;
  2. письмо слов и высказываний с пропуском ОСП гласных звуков.

Закон русского письма

5

1

Знакомство с законом русского письма. Введение нового вида орфограмм – орфограммы сла- бых позиций. Конструирование нового способа письма, в кото-

ром не будут обозначаться орфо- граммы слабых позиций

моделирование

Научатся различать

слабую и сильную по- зицию гласных определять позицию гласного звука в слове

составление плана и последовательно- сти действий

знаково-символическое моделирование анализ способа действия

умение стуктурировать знания Л.развитие познавательных интересов. Принятие образца «хорошего ученика»

Моделиро- вание Коллектив- ная        работа класса

(задание 5)

Письмо с пропуском орфограмм слабых по- зиций (ОСП)

Диагностическая рабо- та № 1.ОСП гласных звуков.

Р.Р. Ключевые (опор- ные слова)

6-11

5

Письмо с пропуском ОСП.

Умение выделять в тексте опор- ные (ключевые) слова.

.

Научатся различать позицию гласного зву- ка в слове,

фиксировать на пись- ме пропуском букв на месте ОСП.

Умение выделять в тексте опорные (клю- чевые) слова.

 Л.развитие познавательных интересов и учебных мотивов;

установление связи между результатом учения и тем, ради чего оно осуществ- ляется;

осуществление пошагового контроля анализ объектов с целью выделения

существенных и несущественных при- знаков;

знаково-символическое моделирова- ние; обобщение и выведение общности для целого ряда объектов (гласные зву- ки, не являющиеся орфограммами);

умение договориться в совместной де- ятельности

Решение

частных за- дач

Парная, ин- дивидуаль- ная работа, коллектив- ная

Р.Р. Ключевые (опор- ные слова)

12

1

Пересказ несложного текста по-

вествовательного характера Письмо под самодиктовку

Научатся строить вы-

сказывания Составлять план тек- ста

Писать текст под са- модиктовку

Л.ориентация в нравственном содер-

жании собственных поступков и по- ступках других людей

Развитие отзывчивости доброжела- тельности(по тексту упр.) Планирование-составление плана и

последовательности действий

Урок реше-

ния частных задач Индивиду- альная ра-

бота

Анализ объектов с целью выделения

существенных и несущественных при- знаков;

Умение строить монологическое вы- сказывание в письменной форме.

Определение основной и второстепен- ной информации

Письмо с пропуском ОСП

13

1

Письмо с пропуском ОСП

Научатся различать позицию гласного зву- ка в слове

Фиксировать слова на письме с пропуском

букв на месте ОСП

составление плана и последовательно- сти действий знаково-символическое моделирование анализ способа дей-

ствия умение структурировать знания Л. развитие познавательных интересов принятие образца «хорошего ученика»

Проверочная работа. Диктант. Анализ до- пущенных ошибок.

14-

15

2

Письмо под диктовку с пропус- ком ОСП гласных звуков

Научатся писать текст с пропуском ОСП

составление плана и последовательно- сти действий; Л. смыслообразование. Самоанализ

Выделение объекта оценки, критериев оценки, отображение результата в гра- фической форме

Анализ объектов с целью выделения

существенных и несущественных при- знаков

Тематиче- ский, Диктант Урок кон-

троля, оцен- ки.

Итоги темы (предметный аспект)

учащийся научится:

  • определять сильные и слабые позиции гласных звуков;
  • использовать письмо с пропусками ОСП для безошибочного письма;
  • выделять смысловые части текста;
  • определять основную мысль текста и ключевые слова в тексте.

Тема № 3. Позиционное чередование согласных звуков (17 ч)

Учебная задача: Есть ли слабые и сильные позиции у согласных звуков?

Цель: проверить действие закона русского письма на согласных звуках в словах.

Развитие речи. Учебная задача: «Как запомнить и записать текст?»

Цель: продолжить работу по определению основной мысли текста; выделению ключевых (опорных слов); научить письменно передавать со- держание текста.

ПУЗ «Есть ли слабые и сильные позиции у

согласных звуков?»

1

1

Постановка задачи на выяснение наличия слабых и сильных пози-

ций согласных звуков

Научатся писать текст с пропуском ОСП

Сравнивать позиции

Выделение и формулирование познава- тельной цели

Знаково-символическое моделирование

Коллектив- ная работа

по исследо-

Исследование «поведения» со- гласных звуков в разных позици- ях

Письмо под диктовку и самодиктовку

согласных звуков Сравнивать согласные звуки

Допущение различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его соб- ственной

Анализ объекта с целью выделения

существенных и несущественных при- знаков

 Л.развитие познавательных интересов и учебных мотивов

ванию зву- ковых обо- лочек слов. Работа с точками зрения де- тей (учеб- ный диалог)

Сильные и слабые позиции согласных звуков. Письмо с про- пуском орфограмм

слабых позиций.

Р.Р. Ключевые (опор- ные слова)

2- 7

6

Обнаружение слабой и сильной позиции согласных звуков Анализ, моделирование выде- ленных признаков слабых и

сильных позиций

Распространение письма с про- пуском на обозначение соглас- ных в слабой позиции Отработка письма с пропуском ОСП.

Упражнение в выделении опор- ных слов в тексте.

Научатся писать текст с пропуском ОСП Узнавать слабые и

сильные позиции со- гласных и гласных звуков.

Научатся восстанавли- вать текст по опорным словам.

Планирование последовательности

действий. Осуществление пошагового контроля. Знаково-символическое мо- делирование

Обобщение и выделение общности для целого ряда единичных объектов.

Управление действиями партнёра- контроль, коррекция, оценка его дей-

ствий. Умение договориться и прийти к общему решению в совместной дея- тельности. Умение структурировать знания. Л. развитие познавательных интересов, развитие эмпатии, знание

моральных норм и ориентация на их выполнение

Урок реше- ния частных задач, моде- лирование, конкретиза- ция модели Работа в

малых группах, коллектив- ное обсуж- дение ре- зультатов исследова- ния, инди- видуальная

работа, пар- ная

Домашняя самостоятельная работа № 3

  1. задания на определение слабых и сильных позиций гласных и согласных звуков;
  2. письмо слов и высказываний с пропуском ОСП гласных и согласных звуков.

Контрольная работа

8

1

Проверка степени сформирован- ности умения писать с пропус- ком ОСП гласных

Научатся писать текст с пропуском ОСП гласных

Сыслообразование Самоанализ

Выделение объекта оценки, критериев оценки, отображение результата в гра- фической форме

Анализ объектов с целью выделения

существенных и несущественных при- знаков

Итоговый контроль

Оценка освоения спо-

9

1

Задания на соотнесение и оценку

Перечень трудностей и ошибок уча-

Индивиду-

соба выделения ОСП согласных звуков. Ди- агностическая работа

№ 2

разных точек зрения освоенного способа

щихся

альная ра- бота

Сильные и слабые по- зиции согласных зву- ков. Письмо с пропус- ком орфограмм слабых позиций.

10-12

3

Письмо с пропуском ОСП

Научатся писать текст с пропуском ОСП Узнавать слабые и

сильные позиции со- гласных и гласных звуков

Осуществление пошагового контроля

Знаково-символическое моделирование Планирование

Урок реше- ния частных задач

Слабые и сильные по- зиции согласных зву- ков

13

1

Систематизация изученных при- знаков сильных и слабых пози- ций согласных звуков

Письмо с пропуском ОСП

Научатся писать слова с пропуском ОСП Фиксировать позицию звука с помощью схе- мы

Составление плана последовательности действий. Осуществление пошагового контроля. Знаково-символическое мо- делирование

Анализ способа действия.Умение стро- ить устное высказывание

Л.смыслообразование,развитие позна- вательных интересов

Урок реше- ния частных задач Индивиду- альная ра-

бота, кол- лективная

Р.Р. Изложение.

14

1

Конструирование текста по

серии сюжетных картинок Письмо с пропуском ОСП под самодиктовку

Научатся выделять смысловые части;

строить высказывание; писать текст с пропус- ком ОСП

Л.ориентация в нравственном

содержании собственных поступков и поступках других людей

Развитие отзывчивости доброжела- тельности(по тексту упр.) Планирование-составление плана и последовательности действий Анализ объектов с целью выделения

существенных и несущественных при- знаков; Умение строить монологиче- ское высказывание в письменной фор- ме. Определение основной и второсте-

пенной информации

Урок реше- ния

частных за- дач Индивиду- альная ра- бота

Письмо с пропуском ОСП. Предъявление результатов и оценка освоения темы «Пози- ционное чередование

звуков». Проверочная работа № 2

15

1

Письмо с пропуском ОСП. Определение готовности уча- щихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение работы, определение стоимости

заданий и всей работы, само- оценка учащихся

Соотнесение оценок учащихся и учителя .

Осуществление пошагового контроля. Знаково-символическое моделирование Анализ способа действия

Л. принятие образца «хорошего» уче- ника

Урок реше- ния частных задач.

индивиду- альная ра- бота

2 четверть ( 35 часов )

Письмо с пропуском ОСП

(продолжение)

16-

17

2

Отработка письма с пропуском ОСП

Научатся писать текст с пропуском ОСП

Осуществление пошагового контроля

Знаково-символическое моделирование Анализ способа действия

Л. принятие образца «хорошего» уче- ника

Урок реше- ния частных задач

индивиду- альная ра- бота, кол-

лективная

Итоги темы ( предметный аспект)

учащийся научится:

  • определять сильные и слабые позиции согласных звуков;
  • использовать письмо с пропусками ОСП для безошибочного письма;

учащийся получит возможность научиться:

- выделять смысловые части текста и ключевые слова

-письменно передавать содержание текста с пропусками ОСП.

Тема № 4. «Проверка ОСП с помощью орфографического словаря» 23 ч.

Учебная задача № 2 (учебно–практическая задача): Как проверить ОСП в словах с помощью словаря?

Цель: научить детей заполнять пропуски слабых позиций с помощью словаря;

Развитие речи. Учебная задача: «Как запомнить и записать текст ?»(продолжение) Цель: продолжить работу над устной и письменной передачей содержания текста.

ПУЗ

Проверка ОСП по сло- варю.

1

1

Постановка задачи о проверке ОСП по словарю

Знакомство с орфографическим словарём и приёмами работы с ним

Письмо слов под диктовку с пропуском ОСП

Научатся узнавать ор- фографический словарь и выделять необходи- мый словарь для рабо- ты и получения инфор- мации

Пользоваться орфогра- фическим словарём

Л. формирование основ гражданской идентичности, чувства сопричастности своей Родине

Целеполагание

Составление плана действий

Осуществление пошагового контроля Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от кон- кретных условий

Анализ объектов с целью выделения

существенных и несущественных при- знаков

Поиск необходимой информации для выполнения учебного задания

Урок поста- новка учеб- ной задачи групповая, индивиду- альная ра-

бота, класс- ная дискус- сия

Проверка ОСП по сло- варю

2-4

3

Установление последователь- ности при списывании слов из словаря

Письмо слов с пропуском ОСП.

Научатся находить сло- во в словаре

Списывать слово из словаря

Л. формирование основ гражданской идентичности, чувства сопричастности своей Родине

Составление плана действий

Урок реше- ния частных задач

Введение группы слов, предна- значенной для заучивания

(«словарные слова»)

Писать текст под дик- товку с пропуском ОСП

Осуществление пошагового контроля

Поиск необходимой информации для выполнения учебного задания

Домашняя самостоятельная работа № 3 учащихся:

  1. набор упражнений по умению выполнять установленную последовательность действий при списывании слова из словаря;
  2. набор упражнений по выполнению алгоритма при списывании высказываний.

Проверка ОСП по сло- варю.

Р.Р. Пересказ тек- ста

5-6

2

Письмо предложений под дик- товку или самодиктовку

с пропуском ОСП

Обнаружение орфограммы

«удвоенные согласные буквы» Выделение опорных слов в тек- сте.

Научатся выполнять алгоритм при списы- вании слова из слова- ря.

Умение на основе опорных слов созда- вать текст.

Л. формирование основ гражданской идентичности, чувства сопричастности своей Родине

Составление плана действий

Осуществление пошагового контроля Поиск необходимой информации для выполнения учебного задания

Урок реше- ния частных задач

Печатный текст как источник орфографи- ческого написания.

7

1

Определение текста как источни- ка орфографического написания, способе решения орфографиче-

ских задач

Составление алгоритма списыва- ния текста с ОСП

Списывание текста по установ- ленному алгоритму

Научатся выделять этапы действий при списывании текста Научатся следовать определённой после- довательности при

списывании текста

формирование основ гражданской идентичности принятие позиции «хо- рошего» ученика планирование-

составление плана действий и следова- ние им осуществление пошагового кон- троля коррекция – внесение необходи- мых дополнений, исправлений исполь- зование различных видов чтения в со-

ответствии с целью чтения (изучающее)

Конкрети- зация.

индивиду- альная ра- бота, дис- куссия

Приёмы списывания текста с ОСП

8-10

3

Списывание текста по установ- ленному алгоритму

Письмо под диктовку с ОСП

Научатся следовать определённой после- довательности при

списывании текста

формирование основ гражданской идентичности принятие позиции «хо- рошего» ученика осуществление поша- гового контроля коррекция – внесение необходимых дополнений, исправлений использование различных видов чтения в соответствии с целью чте-

ния(изучающее)

Урок реше- ния частных задач Индивиду- альная

Р.Р. Подробный пере- сказ.

11

1

Конструирование  текста. Письмо текста под самодиктовку Проверка ОСП известным спосо- бом (по словарю)

Научатся подробно пересказывать текст.

Л. ориентация в нравственном содер- жании собственных поступков и по-

ступках других людей развитие отзыв- чивости доброжелательности(по тексту упр.) Планирование-составление плана

и последовательности действий. Анализ объектов с целью выделения суще-

Урок реше- ния частных задач Индивиду- альная ра-

бота, кол- лективная

ственных и несущественных признаков; Умение строить монологическое выска- зывание в письменной форме

Приёмы списывания текста с ОСП

12-

15

4

Списывание текста по установ- ленному алгоритму

Обнаружение новых орфограмм при списывании текста «О-Ё по- сле шипящих», «ТСЯ-ТЬСЯ в

словах, называющих действия»

Списывание текста с установленной после- довательностью

формирование основ гражданской идентичности принятие позиции «хо- рошего» ученика осуществление поша- гового контроля коррекция – внесение необходимых дополнений, исправлений

Решение

частных за- дач Индивиду- альная, кол-

лективная

10 РР. Работа с тек- стом.

16

1

Работа с текстом, упорядочива- ние деформированного текста Списывание текста по установ- ленному алгоритму

Научатся следовать

алгоритму при списы- вании текста

Научатся устанавли- вать последователь- ность событий в рас- сказе

Л. ориентация в нравственном содер- жании собственных поступков и по-

ступках других людей развитие отзыв- чивости доброжелательности (по тек- сту) установление причинно-

следственных связей (по тексту упр.) определение темы и главной мысли

текста

Урок реше- ния частных задач

индивиду- альная ра- бота, дис- куссия

Приёмы списывания текста с ОСП

17-

18

2

Списывание текста по установ- ленному алгоритму

Письмо под диктовку с ОСП

Научатся следовать определённой после- довательности при

списывании текста

формирование основ гражданской идентичности принятие позиции «хо- рошего» ученика осуществление поша- гового контроля коррекция – внесение необходимых дополнений, исправлений использование различных видов чтения в соответствии с целью чте-

ния(изучающее)

Урок реше- ния частных задач Индивиду- альная ра-

бота

Р.Р. Изложение.

19

1

Письмо текста под самодиктовку Пересказ текста

повествовательного характера

Научатся структури- ровать текст

(выделять части) Писать под самодик- товку

Л. ориентация в нравственном содер- жании собственных поступков и по- ступках других людей

развитие отзывчивости доброжелатель- ности (по тексту)

Планирование-составление плана и по- следовательности действий

Анализ объектов с целью выделения

существенных и несущественных при- знаков; Умение строить монологиче-

ское высказывание в письменной форме

Урок реше- ния частных задач

индивиду- альная ра- бота

Предъявление резуль-

татов домашней само-

20

1

Работа    по    оценке результатов

детских  работ,  работа  с «картой

Урок-презентация

(публичное представ-

Фиксация на доске достижений лучших

результатов класса.

стоятельной работы № 3 и их обсуждение

задач года»

ление самостоятель-

ной работы отдельных учащихся)

Фиксация достижений и трудностей на

«карте задач»

Р.Р. Подробный пере- сказ.

21

1

Пересказ текста

повествовательного характера

Формирование уме- ния воссоздавать со- держание текста

близко к исходному.

Л. ориентация в нравственном содер- жании собственных поступков и по- ступках других людей

развитие отзывчивости доброжелатель- ности (по тексту)

Умение строить монологическое выска- зывание в письменной форме

Урок реше- ния частных задач

индивиду- альная ра- бота

Проверочная работа.

22-

2

Списывание текста по алгоритму

Проверка умения сле-

Л. Смыслообразование

Тематиче-

Контрольное списы-

23

довать установленной

Ориентация на понимание причин

ский,

вание.

очерёдности при спи-

успеха и неуспеха в учебной деятельно-

списывание

Анализ выполненных

сывании

сти. Становление рефлексивности,

урок кон-

работ.

Определение про-

умение видеть свои действия со сторо-

троля, оцен-

блемных мест уча-

ны. Умение структурировать знания

ки

щихся и построение

Оценка

плана работы над

Знаково-символическое моделирование

ошибками

Анализ объектов с целью выделение

существенных и несущественных при-

знаков

Итоги темы( предметный аспект)

учащийся научится:

-проверять орфограммы, пользуясь орфографическим словарём;

- списывать высказываниями несложный по содержанию текст;

учащийся получит возможность научиться:

  • пересказывать тексты с использованием ключевых слов;
  • пересказывать тексты кратко и подробно;

-письменно передавать содержание текста с пропусками ОСП.

Тема № 5. Проверка орфограмм по сильной позиции 31 ч.

Учебная задача: Как проверить ОСП без словаря?

Цель: вооружить учащихся способом проверки орфограмм слабых позиций по сильной позиции.

Развитие речи. Учебная задача: «Как составить план текста?»

Цель: продолжить работу над устным и письменным пересказом текста с использованием плана; научить различать слова-синонимы, слова-антонимы.

Тема урока

№ уро- ка по теме

Кол- во

часов

Элементы

содержания

Предметные результаты

Личностные результаты, УУД

Вид кон- троля,

измерители, тип урока, формы ра-

боты

Дата про- веде- ния

ПУЗ о способе про- верки орфограмм без орфографического

словаря

1

1

Постановка задачи о проверке ОСП без сло- варя

Уметь проверять ОСП по сло- варю

Писать под диктовку и самодиктовку

Л.развитие познавательных интересов и учебных мотивов. Принятие образца

«хорошего» ученика.

Целеполагание как ПУЗ на основе того, что усвоено, а что ещё нет

Выделение и формулирование познава- тельной цели

ПУЗ

общекласс- ная дискус- сия

Приведение звука к сильной позиции как

общий способ провер- ки ОСП. Изменение

слова как приём при- ведения звука к силь- ной позиции.

2

1

Конструирование спосо- ба проверки ОСП Применение способа к гласным и согласным в слабой позиции

Наблюдение за измене- нием позиции звука при

изменении слова

Научатся различать звук при изменении позиции

Выделять из слова необходи- мый звук

Знаково-символическое моделирование Анализ способа действия

Обобщение для целого ряда единичных объектов

Урок анали- за, модели- рования

Р.Р. Краткий пере- сказ

3

1

Передача на основе опорных слов основного содержания текста.

Уметь писать под диктовку связный текст с пропуском ОСП

Формирование умения на ос- нове опорных слов передавать основное содержание текста.

Смыслообразование Оценка

Анализ объектов с целью выделения су- щественных и несущественных призна- ков

Индивиду- альная ра- бота.

Домашняя самостоятельная работа № 4 учащихся:

  1. карточки, направленные на ликвидацию трудностей предыдущей темы;
  2. карточки на отработку применения нового способа; дополнительный материал для расширения кругозора

Проверка ОСП путём приведения звука к сильной позиции. Ди- агностическая работа

№ 3.

4-5

2

Наблюдение за измене- нием слов, за типами из- менения слов.

Задания на проверку умения проверять ОСП

в словах-названиях предметов по сильной

  • научатся определять форму числа, изменять слова по чис- лу
  • проверять ОСП путём изме- нения по числу
  • Находить слова-названия предметов в тексте

Знаково-символическое моделирование, анализ способа действия

Обобщение для целого ряда единичных объектов. Планирование-составление плана последовательности действий.

Определение основной и второстепенной информации

Решение частных

задач, кон- кретизация модели

Общекласс- ная дискус-

позиции.

Л. развитие познавательных интересов

сия, инди-

видульная

Проверка ОСП путём

6

1

Установление возмож-

- научатся изменять слова

Знаково-символическое моделирование

Тематиче-

приведения звука к

ности изменения слов,

названия предметов по паде-

Анализ способа действия

ский кон-

сильной позиции .

называющих предметы,

жам

Обощение для целого ряда единичных

троль, сло-

Изменение названий

по падежу

- Находить слова-названия

объектов

варный

предметов по падежам

Установление возмож-

предметов в тексте

Планирование-составление плана после-

диктант

ности проверки ОСП по

- проверять ОСП путём изме-

довательности действий

«Слова с

сильной позиции в изме-

нения по падежу

Определение основной и второстепенной

НН»

нении по падежу

информации

Конкрети-

Проверка ОСП путём

Л. развитие познавательных интересов

зация и

изменения по падежу

уточнение

модели

Общекласс-

ная дискус-

сия, инди-

видульная

Проверка ОСП по

7

1

Проверка ОСП путём

- научатся находить неизме-

Знаково-символическое моделирование

Конкрети-

сильной позиции в

изменения по падежу и

няемые слова

Анализ способа действия

зация и

изменениях по числу и

по числу

- проверять ОСП путём изме-

Обощение для целого ряда единичных

уточнение

падежу. Неизменяе-

Неизменяемые слова, их

нения по падежу и по числу

объектов

модели, Ин-

мые слова.

особенности

- Находить слова-названия

Планирование-составление плана после-

дивидуаль-

Выяснение невозможно-

предметов в тексте

довательности действий

ная, дискус-

сти проверки ОСП из-

Л. развитие познавательных интересов

сия

вестным способом в не-

изменяемых словах

Проверка по словарю

Изменение названий

8

1

Изменение слов дей-

Научатся находить слова-

Планирование-составление плана после-

Индивиду-

действий по лицам и

ствий по лицам и числам

названия действий в тексте

довательности действий

альная, дис-

числам.

Проверка ОСП путём

Уметь проверять ОСП путём

Л. развитие познавательных интересов

куссия

Р.Р. Краткий пере-

изменения по лицу и по

изменения по лицу и по числу.

сказ

числу.

Передача на основе опорных

Передача на основе

слов основного содержания

опорных слов основного

текста.

содержания текста.

Проверка ОСП по

сильной позиции. Из- менение названий

9

1

Изменение слов дей- ствий по лицам и чис-

лам. Изменение названий

Научатся находить слова- названия действий в тексте

изменять названия действий

Знаково-символическое моделирование Анализ способа действия

Обобщение для целого ряда единичных

Конкрети- зация и

уточнение

действий по временам

действий по време- нам.Установление воз-

можности проверки ОСП по сильной позиции в изменении по временам. Проверка ОСП путём изменения по лицу и по

числу, по времени

по лицу и числу, времени проверять ОСП путём измене- ния по лицу и по числу, по времени

объектов

Планирование-составление плана после- довательности действий

Л. развитие познавательных интересов

модели Индивиду- альная, дис- куссия

Проверка ОСП по

10

1

Изменение слов дей-

научатся изменять названия

Знаково-символическое моделирование

Конкрети-

сильной позиции. Из-

ствий по лицам и чис-

действий по лицу и числу,

Анализ способа действия

зация и

менение названий

лам, родам, временам

времени, роду

Обобщение для целого ряда единичных

уточнение

действий по родам. (в

Проверка ОСП путём

определять род у слов назва-

объектов

модели, ин-

прошедшем времени)

изменения по лицу и по

ний предметов

Планирование-составление плана после-

дивидуаль-

Род слов, называющих

числу, по времени, роду.

проверять ОСП путём измене-

довательности действий

ная, обсуж-

предметы.

Определение рода у

ния по лицу и по числу, по

Л. развитие познавательных интересов

дение обще-

слов, называющих пред-

времени, роду

класное

меты, постоянство этой

категории

Установление возмож-

ности проверки ОСП по

сильной позиции в изме-

нении по родам

Проверка ОСП по

11

1

Изменение слов, назы-

Научатся находить слова-

Понимание информации, представленной

Урок реше-

сильной позиции.

вающих предметы, по

названия действий, слова,

в виде схемы

ния частных

числам, падежам

называющие предметы, в тек-

Анализ способа действия

задач, инди-

Изменение слов, назы-

сте

Обобщение для целого ряда единичных

видуальная,

вающих действия, по

изменять названия действий

объектов. Планирование-составление

парная ра-

временам, лицам, числам

по лицу и числу, времени

плана последовательности действий.

бота

Проверка ОСП извест-

изменять слова-предметы по

Управление поведением партнёра – кон-

ными способами

числу, падежу

троль, оценка, коррекция его действий.

проверять ОСП известными

Л. развитие познавательных интересов.

способами

Знаково-символическое моделирование

Проверка ОСП по

12

1

Изменение слов дей-

научатся изменять названия

Анализ способа действия

Конкрети-

сильной позиции. Из-

ствий по лицам и чис-

действий по лицу и числу,

Обобщение для целого ряда единичных

зация и

менение названий

лам, родам, временам

времени, роду

объектов. Планирование-составление

уточнение

действий по родам. (в

Проверка ОСП путём

определять род у слов назва-

плана последовательности действий

модели, ин-

прошедшем времени)

изменения по лицу и по

ний предметов

Л. развитие познавательных интересов

дивидуаль-

Род слов, называющих

числу, по времени, роду.

проверять ОСП путём измене-

ная, обсуж-

предметы.

Определение рода у

ния по лицу и по числу, по

дение об-

слов, называющих пред-

времени, роду

щеклассное

меты, постоянство этой

категории. Установление

возможности проверки

ОСП по сильной пози-

ции в изменении по ро-

дам

Неопределённая фор-

13

1

Обнаружение особенно-

Научатся проверять ОСП пу-

Знаково-символическое моделирование,

Конкрети-

ма слов, называющих

стей неопределённой

тём изменения по лицу и по

фиксация информации

зация и

действия.

формы слов, называю-

числу, по времени, роду, па-

Понимание информации, представленной

уточнение

Р.Р.План текста

щих действия

дежу

разными способами.

модели

обнаружить возмож-

находить неопределённую

Умение структурировать знания

индивиду-

ность проверки ОСП с

форму и образовывать её от

Осуществление пошагового контроля

альная, дис-

помощью неопр. формы.

любых форм слов названий

куссия.

Деление текста на смыс-

действий

ловые части. Заголовки к

Научатся делить текст на

ним.

смысловые части и озаглавли-

вать их.

Предъявление резуль-

14

1

Работа по оценке резуль-

Урок-презентация

Фиксация на доске достижений лучших

татов домашней само-

татов детских работ, ра-

(публичное представление са-

результатов класса.

стоятельной работы

бота с «картой задач го-

мостоятельной работы отдель-

Фиксация достижений и трудностей на

№ 4 и их обсуждение

да»

ных учащихся)

«карте задач»

Изменения слов,

15

1

Изменение слов, назы-

Научатся находить слова,

Выделение и формулирование познава-

Конкрети-

называющих призна-

вающих признаки, по

называющие признаки пред-

тельной цели.

зация и

ки, по числам, родам,

числам, родам, падежам

метов

Умение структурировать знания

уточнение

падежам

Проверка ОСП с помо-

изменять слова признаки

Осуществление пошагового контроля

модели

щью известных типов

Знаково-символическое моделирование,

Дискуссия,

изменений слов

фиксация информации

парная ра-

Понимание информации, представленной

бота

разными способами (схема) Оценка

Умение строить устное высказывание

Умение договориться , прийти к общему решению.

Важнейшие типы из- менений слов (систе- матизация)

16

1

Систематизация слово- изменительных типов слов

Научатся находить слова названия предметов, призна- ков, действий. Изменять сло- ва-названия в соответствии с типами изменений

проверять ОСП с помощью

известных типов изменений слов.

Умение структурировать знания

Осуществление пошагового контроля

Знаково-символическое моделирование, фиксация информации

Понимание информации, представленной разными способами (схема)

Урок реше- ния частных задач

индивиду-

альная, кол- лективная работа

Способы проверки ОСП

17-20

4

Повторение известных

способов проверки ОСП Проверка ОСП с помо- щью известных типов изменений слов

Проверка написания

слов с помощью орфо- графического словаря

Научатся находить слова названия предметов, призна- ков, действий

проверять ОСП с помощью известных типов изменений слов

работать с орфографическим словарём

поиск необходимой информации для вы- полнения учебных заданий,

умение строить устное и письменное вы- сказывание, владение монологической и диалогической формами речи;

допущение различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной; выполнение пошагового контроля.

 Л.развитие положительного отношения к школе

Решение частных задач

Тематиче- ский

Тестовая работа

Р.Р.Изложение.

21

1

Конструирование текста повествовательного ха- рактера

Упражнение в самодик- товке

Проверка ОСП извест- ными способами (по

сильной позиции, по словарю)

Научатся писать текст по па- мяти под самодиктовку; проверять ОСП с помощью известных типов изменений

слов; работать с орфографиче- ским словарём

Определение основной и второстепенной информации, определение темы и основ- ной мысли текста

Составление целого из частей

 Л. развитие доброжелательности, дове- рия к людям, развитие эмпатии, отзывчи- вости;

установка на здоровый и безопасный об- раз жизни

Решение частных задач

Индивиду- альная ра- бота

Способы проверки ОСП

22-25

4

Повторение известных

способов проверки ОСП Проверка ОСП с помо- щью известных типов изменений слов

Научатся находить слова названия предметов, призна- ков, действий

проверять ОСП с помощью известных типов изменений слов

работать с орфографическим

поиск необходимой информации для вы- полнения учебных заданий,

выполнение пошагового контроля

Знаково-символическое моделирование, фиксация информации

Понимание информации, представленной разными способами (схема)

Решение частных задач

Парная, ин- дивидуаль- ная работа

Способ выделения окончания в слове.

5

1

Отработка выделения окончания в словах- предметах

Выделение окончаний в словах, неизменяющихся по числу

Проверка ОСП извест- ными способами

Научатся изменять слова- предметы в соответствии с типами изменений Сравнивать звуки

выделять окончание

выделять окончание в словах, неизм. по числу

умение анализировать собственные дей- ствия, видеть себя со стороны;

развитие познавательных интересов

Уточнение и конкрети- зация моде- ли

Способ выделения окончания

6

1

Отработка выделения окончания в словах- предметах

Обнаружение отсутствия

окончания в неизменя- ющихся словах

Научатся выделять окончание в словах-предметах

Узнавать неизменяющиеся слова

Выделять окончание в «осо- бенных» словах

Р.Р.План текста.

7

1

Конструирование текста повествовательного ха- рактера по готовому плану.

Упражнение в самодик- товке

Проверка ОСП извест- ными способами.

Научатся составлять текст повествовательного характе- ра , выделять части текста проверять ОСП известным

способом, записывать текст под самодиктовку.

 Информационные:

поиск необходимой информации для вы- полнения учебных заданий, с использо- ванием учебной литературы;

составление целого из частей

умение строить письменное высказыва- ние в письменной форме

Определение темы и основной мысли текста. Л.развитие доброжелательности, доверия к людям, развитие эмпатии, от- зывчивости; установка на здоровый и

безопасный образ жизни;

Решение частных задач

Способ выделения окончания в слове.

8

1

Отработка выделения окончания в слове

Особенности выделения окончаний в названиях действий настоящего и прошедшего времени

Научатся находить слова названия действий

изменять слова названия дей- ствий в соответствии с типами изменений

выделять окончание в наст. и прош. времени

выделение и формулирование познава- тельной цели, проблемы;

знаково-символическое моделирование и преобразование модели;

умение структурировать знания; анализ способа действия;

анализ объектов с целью выделения су- щественных и несущественных призна- ков;

составление плана и последовательности действий;

осуществление пошагового и итогового

Уточнение и конкрети- зация моде- ли

Способ выделения окончания в слове. Окончание неопре-

делённой формы

9

1

Упражнение в выделе- нии окончаний в разных словах названиях

Особенности окончаний

Научатся находить слова названия действий

изменять слова названия дей- ствий в соответствии с типами

Уточнение и конкрети- зация моде-

ли

в неопределённой форме Уточнение о наличии окончаний в словах- помощниках

изменений

различать неопределённую форму и выделять в ней окон- чания

контроля;

сравнение результата с результатами то- варищей;

 Л.становление рефлексивности;

умение анализировать собственные дей- ствия, видеть себя со стороны;

развитие познавательного интереса

Способ выделения окончания в слове.

10-11

2

Упражнение в выделе- нии окончаний в разных словах названиях Уточнение особенностей окончаний в словах, называющих признаки Обнаружение кратких

окончаний у названий признаков

Научатся находить слова названия признаков

изменять слова названия при- знаков

выделять окончания в соответ- ствии с изменениями

различать краткие окончания в словах признаках

Уточнение и конкрети- зация моде- ли

Р.Р. Составление текста

12

1

Составление текста по- вествовательного харак- тера по серии картинок. Письмо под самодиктов- ку

Проверка ОСП извест- ными способами

Научатся записывать текст под самодиктовку

проверять ОСП известным способом

составлять предложения по картинкам

Л.установка на здоровый и безопасный образ жизни;

Составление целого из частей

Анализ объектов с целью выделения су- щественных и несущественных призна- ков. Умение строить письменное выска-

зывание. Определение темы и основной мысли текста

Решение частных задач

Индивиду- альная ра- бота

Основа как значимая часть слова

13

1

Понятие об основе как значимой неизменяемой обязательной части сло- ва. Конструирование

способа выделения осно- вы слова

Научатся различать основу и окончание

Выделять основу слова

выделение и формулирование познава- тельной цели, проблемы;

знаково-символическое моделирование и преобразование модели;

умение структурировать знания; анализ способа действия;

составление плана и последовательности действий;

осуществление пошагового и итогового контроля;

умение строить устное высказывание управление поведением партнёра – кон- троль, коррекция его действий

 Л.

Развитие познавательного интереса

Уточнение и конкрети- зация моде- ли

дискуссия

Изменение одного и того же слова и раз- ных слов

14

1

Упражнение в выделе- нии основы и окончания в слове. Установление

способа различения из- менения одного и того же слова и разных слов

Научатся выделять окончание и основу слова

Изменять слова в соответствии с типами изменений

различать изменения одного и

того же слова (формы) и раз- ные слова

Уточнение и конкрети- зация моде- ли

Парная, ин-

дивидуаль- ная

Неприменимость способа проверки ОСП в окончании

слова путём его из-

15

1

Упражнение в выделе- нии основы и окончания в слове. Установление

невозможности проверки

Уметь выделять окончание и основу слова

Уметь различать изменения одного и того же слова (фор-

Словарный диктант

(слова с не-

проверяе-

менения

ОСП в окончании путём его изменения. Отнесе- ние способа проверки ОСП по сильной к осно-

ве слова

мы) и разных слов

Научатся проверять ОСП из- вестным способом

( в основе)

мым напи- санием)

Необходимость уче- та состава слова при проверке орфограмм Р.Р. Типы тек- стов.

16-17

2

Упражнение в выделе- нии основы и окончания в слове. Упр. в проверке ОСП с учётом состава

слова. Выделение трех типов текста.

Научатся проверять ОСП из- вестным способом

( в основе).

Понимать особенности каждо- го тип текста.

Решение частных задач

Предъявление ре- зультатов домашней самостоятельной ра- боты № 5 и их об-

суждение.

18

1

Работа по оценке резуль- татов детских работ, ра- бота с «картой задач го- да»

Фиксация на доске достижений лучших результатов класса,

Фиксация достижений и трудностей на

«карте задач»

Урок-

презентация (публичное представле- ние само-

стоятельной работы от- дельных

учащихся)

Проверочная рабо- та

19

1

Контроль уровня овла- дения способами про- верки ОСП

Письмо с проверкой ОСП

Научатся проверять ОСП изу- ченными способами

Оценка – выделение критериев оценки, объекта оценки, фиксация результата в знаково-символической форме

Умение различать объективную слож- ность задачи и субъективную сложность.

Становление рефлексивности. Умение структурировать знания

Урок кон- троля, оценки, тематиче- ский

РР. Работа с тек- стом

20

1

Сравнение и анализ «чу- жих» текстов

Проверка основы из- вестными способами

Научатся проверять ОСП из- вестным способом

Строить предложения в соот- ветствии с основной мыслью текста

 Л. установка на здоровый и безопасный образ жизни. Планирование-

установление последовательности дей- ствий. Определение основной и второ- степенной информации

Определение темы и главной мысли тек-

ста. Умение строить устное и письменное высказывание

Решение частных задач

Контрольная рабо- та

21

1

Письмо с постановкой орфографических задач в процессе письма

Решение орфографиче-

Демонстрация успешности умения выделять окончание и основу слова

проверять ОСП известным

Л. смыслообразование

Оценка-выделение объекта оценки, кри-

териев, отображение результата в знако- во-графической форме

Урок кон- троля

ресов, формирование основ гражданской идентичности, сопричастности своей Ро-

дине

Домашняя самостоятельная работа № 6 учащихся: (работа с ЦОР)

  1. карточки, направленные на ликвидацию трудностей предыдущей темы;
  2. карточки на отработку применения открытого способа;
  3. дополнительный материал для расширения кругозора

Способ определения родственных (одно- коренных слов)

Р.Р. План текста.

3-7

5

Уточнение способа определения родствен- ных.

Нахождение в тексте родственных слов.

Определение корня в однокоренных словах. Конструирование текста повествовательного ха- рактера по готовому плану.

Научатся находить в тексте однокоренные слова Подбирать ряда родственных слов, выделять корень в одно- коренных словах.

Научатся составлять текст повествовательного характе- ра , выделять части текста проверять ОСП известным

способом, записывать текст под самодиктовку.

Л. развитие познавательных интересов, формирование основ гражданской иден- тичности, сопричастности своей Родине Анализ способа действия

Понимание информации представленной разными способами(схема)

Анализ объектов с целью выделения су- щественных и несущественных призна- ков. Управление поведением партнера, коррекция ,контроль его действий. Пла- нирование учебного сотрудничества

Решение частных задач

Парная, ин- дивидуаль- ная работа

Непозиционное че- редование звуков в корне

1

Отработка способа опре- деления корня

Обнаружение в корнях чередование звуков, не связанное с изменением их позиции

Научатся различать измене- ния одного и того же слова (формы), родственные слова и разные слова

выделять корень слова в ряду однокоренных слов подбирать ряд однокоренных

слов

Анализ объектов с целью выделения су- щественных и несущественных признаков Знаково-символическое моделирование Планирование-составление плана дей-

ствий

Решение частных задач

Непозиционное че- редование звуков в корне.

9

1

Знакомство с аффиксами Образование слов с по- мощью аффиксов

Классификация аффик- сов по их положению относительно корня

Научатся различать измене- ния одного и того же слова (формы), родственные слова и разные слова

выделять корень слова в ряду однокоренных слов подбирать ряд однокоренных слов

различать аффиксы

 Л. восприятие языка как основного сред- ства общения

Формирование сопричастности к народу, её прошлому

Знаково-символическое моделирование Анализ объектов с целью выделения су- щественных и несущественных признаков

Уточнение и конкрети- зация моде- ли

Дискуссия

Способ выделения в слове значимых ча- стей

10-11

2

Уточнение последова- тельности действий при выделении значимых частей в слове

Образование слов с по- мощью нескольких суф- фиксов или нескольких приставок

Научатся выделять в слове значимые части

Л. восприятие языка как явления нац. культуры, формирование чувства со- причастности к истории, народу

Знаково-символическое моделирование Анализ объектов с целью выделения су- щественных и несущественных признаков Управление действиями партнера, кон- троль, оценка, коррекция

Решение частных задач

Парная, ин- дивидуаль- ная работа

Р.Р.Составление

12

1

Конструирование рас-

научатся составлять текст по-

составление плана и последовательности

Решение

рассказа по серии

сказа по серии сюжет-

вествовательного характера

действий;

частных

сюжетных карти-

ных картинок

по серии сюжетных картинок

составление целого из частей

задач

нок.

упражнение в письме

проверять ОСП известным

умение строить письменное высказыва-

индивиду-

под самодиктовку

способом

ние

альная

проверка ОСП извест-

записывать текст под само-

определение темы и главной мысли тек-

ным способом

диктовку

ста

Л.развитие доброжелательности, отзыв-

чивости, эмпатии

Установка на безопасный и здоровый об-

раз жизни

Проверка ОСП по сильной позиции с помощью одноко- ренных слов

13

1

Установление возмож- ности проверки ОСП по сильной позиции с по- мощью однокоренных

слов

уточнение границ при- менения способа (в той

же значимой части)

Научатся выделять в слове значимые части

проверять ОСП известным способом

(формами, однокоренными словами)

составление плана и последовательности действий;

анализ способа действия

понимание информации, представленной разными способами (схема)

планирование учебного сотрудничества с учителем, учениками

умение договориться в совместной дея- тельности

знаково-символическое моделирование Л. восприятие языка как явления нацио- нальной культуры

Уточнение и конкрети- зация моде- ли

Дискуссия

Проверка ОСП с по- мощью однокорен- ных слов

14-17

4

Упражнение в проверке ОСП с помощью одно- коренных слов, форм

слова

Научатся проверять ОСП из- вестным способом

(формами, однокоренными словами)

Решение частных задач

Парная, ин- дивидуаль- ная

Тематиче- ский, те-

стовая ра- бота

Предъявление ре-

18

1

Работа по оценке резуль-

Фиксация на доске достижений лучших

Урок-

зультатов домашней самостоятельной ра- боты № 6 и их об-

суждение

татов детских работ, ра- бота с «картой задач го- да»

результатов класса,

Фиксация достижений и трудностей на

«карте задач»

презентация (публичное представле- ние само-

стоятельной работы от- дельных

учащихся)

Р. Р. Изложение

19

1

Пересказ несложного текста повествователь- ного характера по памя- ти

Упражнение в письме под самодиктовку

Проверка ОСП извест- ным способом

Научатся передавать содер- жание текста повествователь- ного характера

проверять ОСП известным способом

записывать текст под само- диктовку

составление плана и последовательности действий; умение строить письменное высказывание определение темы и глав- ной мысли текста

Л.развитие доброжелательности, отзыв- чивости, эмпатии

Установка на безопасный и здоровый об- раз жизни

Решение частных задач

индивиду- альная

Проверка ОСП с по- мощью однокорен- ных слов

20-21

2

Упражнение в проверке ОСП с помощью одно- коренных слов, форм

слова

Уметь проверять ОСП извест- ным способом

(формами, однокоренными словами)

анализ способа действия;

составление плана и последовательности действий;

управление действиями партнера, кон- троль, коррекция, оценка

Оценка

Решение частных задач

Парная, инд. работа

Правописание разде- лительных ь и ъ зна- ков

22-23

2

Упражнение в проверке ОСП всеми известными способами Конструирование прави- ла выбора разделитель- ных знаков

Упражнение в примене- нии этого правила

Научатся проверять ОСП из- вестным способом

(формами, однокоренными

словами) Узнавать место зна- ка в слове

Выбирать необходимый раз- делительный знак

писать слова с разделитель- ными знаками

Выделение познавательной цели

Знаково-символическое моделирование.

Выделение общности для целого ряда

единичных объектов. Осуществление по- шагового контроля. Анализ способа дей- ствия. Л. развитие познавательных инте- ресов и учебных мотивов

Решение частных задач

Дискуссия, инд. работа

Проверка ОСП

Р.Р. Типы текстов. Текст-описание.

24-25

1

Упражнение в проверке ОСП всеми известными способами.

Выделение отличитель- ных признаков текста- описания.

Научатся проверять ОСП из- вестным способом

(формами, однокоренными словами)

Понимать отличительные признаки текста-описания.

анализ способа действия;

составление плана и последовательности действий;

Оценка Л. смыслообразование

Решение частных задач

индивиду- альная

Проверочная рабо-

26-27

2

Письмо текста под дик-

Научатся ставить орфографи-

 Л. самооценка, смыслообразование

Диктант

та. Анализ допу- щенных ошибок.

товку

Проверка ОСП извест- ными способами с учё- том части слова

ческие задачи в процессе письма

проверять ОСП известным способом

Учитывать состав слова при проверке ОСП

Оценка

Урок кон- троля , оценки

Инд.раб.

Итоги темы (предметный аспект):

учащийся научится :

-находить родственные (однокоренные) слова;

  • подбирать к данному слову однокоренные слова;
  • выделять в основе слова корень и аффиксы;

-различать однокоренные слова и изменения одного и того же слова;

-выделять в слове орфограммы, определять их принадлежность к той или иной значимой части;

-проверять орфограммы слабых позиций в корне путем подбора родственных слов.

учащийся получит возможность научиться:

  • составлять текст повествовательного характера по серии сюжетных картинок;
  • выделять отличительные признаки текста-описания

РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА

Тема № 8: «Систематизация изученного материала. 15 ч.»

Цель:

- повторить все известное о типах изменения слов-названий;

  • восстановить в памяти особенности чередования звуков в русских словах;
  • систематизировать знания о способах выбора букв в русских словах;

- сформулировать вопросы, на которые необходимо найти ответ на уроках русского языка в третьем классе.

Развитие речи. Учебная задача: «Как запомнить и записать текст ?»(продолжение)

Слово и его измене- ния

1-2

2

Постановка задачи на повторение материала, изученного в 1 классе Повторение типов изме- нений слов названий

Научатся проверять ОСП из- вестным способом

различать изменения одного и того же слова (формы), род-

ственные слова и разные слова

 Л.становление рефлексивности, умение анализировать собственные действия, видеть себя со стороны;

ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;

ПУЗ

Решение частных задач

Дискуссия, индивиду-

альная

Значимые части сло- ва

3-7

5

Повторение алгоритма выделения значимых частей слова

Разбор слов по составу

Научатся выделять морфемы слова

проверять ОСП известным

способом

анализ способа действия;

составление плана и последовательности действий;

осуществление пошагового контроля;

Решение частных задач

Рефлексия

Упражнения в нахожде- нии одноморфемных

слов

Проверка ОСП извест- ными способами

 Л.развитие познавательных интересов и учебных мотивов, положительное отно- шение к школе, принятие образца «хо- рошего ученика»;

Работа по карточкам

Р.Р. Изложение..

8

1

Пересказ несложного

Научатся восстанавливать

составление плана и последовательности

Решение

текста повествователь-

текст повествовательного ха-

действий;

частных

ного характера по памя-

рактера по памяти

умение строить письменное высказыва-

задач

ти

проверять ОСП известным

ние

индивиду-

Упражнение в письме

способом

определение темы и главной мысли тек-

альная

под самодиктовку

записывать текст под самодик-

ста

Проверка ОСП извест-

товку

 Л.развитие доброжелательности, доверия

ным способом

к людям, развитие эмпатии, отзывчиво-

сти;

Виды орфограмм и

9-13

5

Систематизация знаний

Научатся проверять ОСП из-

Осуществление пошагового контроля

Решение

способы их проверки

об орфограммах и спо-

вестными способами

Оценка качества и уровня усвоения

частных

собах их проверки

Учитывать состав слова при

Умение структурировать свои знания

задач

Повторение закона рус-

проверке ОСП

Анализ способа действия

Инд. и пар-

ского письма

Выполнять разбор слова по

Планирование учебного сотрудниче-

ная работа

Упражнение в проверке

составу

стватЛ. становление рефлексивности

Слов. дик-

орфограмм разных видов

Принятие образца «хорошего ученика»

тант

Контрольная рабо-

14-15

2

Проверка уровня овла-

Научатся проверять ОСП из-

 Л.смыслообразование, способность к са-

Урок кон-

та

дения способами про-

вестным способом

мооценке

троля,

итоговая, её анализ

верки ОСП

Учитывать состав слова при

Планирование – составление плана дей-

оценки

Проверка умения выде-

проверке ОСП

ствий осуществление контроля;

Итоговый

лять значимые части

Выполнять разбор слова по

умение структурировать знания

диктант

слова. Проверка умения

составу

оценка – выделение критериев оценки,

различать формы слова,

Определение достижений и

объекта, отображение результата оцени-

разные слова, родствен-

проблемных мест учащихся

вания в знаково-символической форме

ные слова

Рефлексия.        ( 6 ч)        Подготовка учащихся к презентации предмета. Совместная работа по составлению.        таб-

лицы «Мой путь в русском языке во 2 классе», «Мои достижения в русском языке» и т.д.

Итоги темы (предметный аспект):

Учащийся научится:

  • применять алгоритм выделения значимых частей слова; Резерв – 6 ч.
  • проверять ОСП известным способом;

-записывать под диктовку текст (35-45 слов) с изученными орфограммами;

- списывать высказываниями несложный по содержанию текст;

метапредметные:

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
  • участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения;
  • определять круг своего незнания;
  • находить нужную информацию в учебнике и других источниках;
  • оценивать выполнение задания;

личностные:

  • принимать образец «хорошего ученика»;
  • владеть нормами сотрудничества, уметь слушать и слышать друг друга в ходе парной, групповой и классной дискуссии;
  • знание основ культурного поведения и взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в коллективе;

Учебно – методическое обеспечение

В.В. Репкин «Русский язык 2 класс» 1,2 ч. «Вита – Пресс», 2013

Т.В. Некрасова «Методический комментарий к учебнику русского языка для 2 класса», Вита – Пресс, 2012 А. Б. Воронцов «Сборник примерных программ для начальной школы», Вита – Пресс, 2012

И.А. Кузьмина «Новый школьный орфографический словарь русского языка. 100 000 слов», Москва, ООО «Дом Славянской книги», 2015 год О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Русский язык. Правила и упражнения». Москва, «АСТ. Астрель.» 2015 год.

Набор цифровых образовательных ресурсов к учебникам по русскому языку В.В.Репкина (1 – 4кл.) на сайте http://www.shool-collection.edu.ru//

Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение

  • Экран
  • Проектор
  • CD MP
  • Ноутбук

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...