Строчная буква э.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме: "Строчная буква э"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_1_klass.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык       1 класс

Тема: Строчная буква э.

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Цель: создать условия для формирования умения писать строчную букву «э».

Задачи:

Образовательная: формировать навык правильного написания буквы «э» и произношения звука [э].

Развивающая: развивать фонематический слух, любознательность, мелкую моторику рук, внимание, мышление, речь учащихся.

Воспитательная: прививать интерес к предмету.

УУД:

Личностные: 

- мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проявлять интерес к новому;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Регулятивные: 

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- использование речи для регуляции своего действия (письмо под счет);

- сравнивать результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;

- выполнять последовательность необходимых операций.

Познавательные: 

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- ориентироваться в прописи.

Коммуникативные: 

- вступать в диалог, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других.

Оборудование:  

Ход урока  

I. Организационный момент

Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не нахожу.
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу...

Вы пришли сюда учиться,

 Не лениться, а трудиться.

 Работайте старательно,

 Слушайте внимательно.

Настрой на урок.

Глазки смотрят и всё … (видят), ушки слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает).

II. Сообщение темы и задач урока.

- Внимание. Послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:

Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал.
Без тела, а живет,
Без языка, кричит
. (Эхо)

Предугадывание:

- С какой буквой мы познакомимся на уроке?

- Какой звук она обозначает?

Это звук гласный или согласный? Почему гласный?

- Как вы думаете, какую букву будем учиться писать на уроке письма?

- Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «э», которая обозначает гласный звук [э]. Повторим изученное о звуках и буквах русского языка, о предложении, будем учиться делать выводы, учиться видеть в словах орфограммы, чтобы писать без ошибок.

III. Актуализация опорных знаний .

Игра «Сложи слово»

Ребята с помощью букв Х, Э, О составляют слово.
Звуко – буквенный анализ слова «эхо»

Запомните:

Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку
Можем ухом различать.
А ещё – произносить,
Но не трогать и носить.

IV. Упражнения в написании букв, слогов, предложений.

- Посмотрите еще раз на печатные и письменные буквы: строчную э и заглавную Э. Одинаковые ли они по написанию? (да)

-Когда мы используем заглавные буквы на письме?

1.Знакомство с буквой. Анализ письменной буквы.

- Посмотрите, как выглядит письменная строчная буква э (выставляю табличку).

Поэлементный анализ буквы

- Из каких элементов состоит буква э? (из двух – левого полуовала и маленькой горизонтальной линии посередине).

- В написании каких букв есть такой же элемент - полуовал?

- Да, этот элемент уже знаком нам, когда мы писали букву х, ж, с. Значит, научиться писать строчную букву э, я думаюнам не составит труда.

Конструирование буквы из элементов

Игра «Буква рассыпалась» (На доске прикреплены разные элементы букв)

- Ребята, помогите мне, пожалуйста! Письменная буква э рассыпалась на отдельные элементы. Кто мне поможет собрать букву?

 «Буква э на с дивится, словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, только нету языка!» (А.Шибаев.)

Комментированный показ учителем на доске.

Алгоритм написания буквы э:

  1. - Начинаем писать букву э немного ниже линии верхней рабочей строки, ведем вверх до рабочей строки, округляем, ведём вниз до нижней линии, затем закругляем влево.
  2. Пишем второй элемент буквы – короткую горизонтальную линию посередине полуовала.

Физминутка. Упражнения для глаз. Зарядка для глаз.

2. Отработка написания новой буквы в прописи

- Давайте научимся писать эту букву.

- Откройте прописи

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу…

Обведение элементов букв по контуру и узора в широкой строке.

- Откуда нужно начинать писать букву? (сверху). Как узнали? (черная стрелочка).

Обведите элементы букв, всю букву, в широкой строке добавьте еще 2 элемента.

- Наблюдение за письмом буквы по презентации (пишется с одним отрывом).

Что необходимо для качественного выполнения задания?

Помнить о правилах письма:

  1. Посадка и наклон букв.
  2. Расстояние между буквами.
  3. Высота букв.

Письмо буквы э в рабочей строке.

- Обведите самую красивую букву, покажите другу по парте
Дети проводят самоанализ.

- Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (эх!)

- Письмо слова эх. Сколько в нем слогов? Почему один?

- Отгадайте загадку, о чем идет речь?

Живет без тела, говорит без языка.

Никто его не видит, а всякий слышит.

Звуковой анализ слова эхо, (2 слога, закрашиваем согл.тверд.звук [х], какой слог ударный?). Сколько букв и звуков в этом слове? Запись слова.

Вывод.

Из каких же частей состоят слова? (Из слогов)

Физминутка по видео

3. Работа над предложением.

- Прочитайте. Что можете сказать о записи? (Записано с ошибками)

- Какое задание могли бы вы предложить?
- Исправить ошибки. Записать письменными буквами. Как назовем эту запись?
- Это предложение, значит надо писать с большой буквы и в конце поставить точку и слова писать отдельно. 

- Исправьте ошибки

Сколько слов в этом предложении? Проверьте себя по прописи. Запишем это предложение письменными буквами. Но вначале подготовим пальчики.


Дети записывают предложение с комментированием.

Вывод. Из чего состоит предложение? (Из слов)

3 Работа с деформированным предложением.

Даны слова: в, два, доме, этажа, этом.

- Можно ли эту запись назвать предложением? Почему?

Работа в парах. Подумайте вместе и обсудите, как надо поменять местами слова, чтобы получилось предложение.

Проверка.

- Какие надо знать правила записи предложения?

Запись предложения с комментированием.

В этом доме два этажа.

- Назовите слово, в котором есть мягкий согласный звук (доме). Назовите этот звук [м’]. Почему он мягкий? Какой буквой он обозначен? («эм»)

Вывод.

Что можно составить из слов? (Предложение)

V. Рефлексия.

Цель: формирование самооценки и самоанализа.

На парте у вас картинки с девочкой, которая зовет эхо… Закрасьте облачко:

  • если вам всё понятно, о чем мы говорили на уроке, то закрасьте его в зеленый цвет,
  • если есть ещё над чем поработать, остановится на немного, то в желтый цвет,
  • если вам многое не понятно, то в красный цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".

Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...