Гласные е,ё,ю,я и их функции в слове. Конспект урока в 1 классе.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Вечеслова Галина Викторовна

Урок "Гласные е,ё,ю,я и их функции в слове" (УМК "Школа России, 1 класс) является завершающим в теме. Его цель систематизировать и закреплять  знания обучающихся об особенностях гласных букв е,ё,ю,я и их функции в слове. Задачи урока : - писать слова с буквами е,ё,ю,я и определять двойную роль этих гласных в словах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 -1а классе. 19.12.2019

Тема урока: Буквы е,ё,ю,я и их функции в слове.

Цель урока: - систематизировать и закреплять знания обучающихся об особенностях гласных букв е,ё,ю,я и их функции в слове.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Итак, друзья, внимание,

   Ведь прозвенел звонок.

   Садитесь поудобнее,

   Начнём скорей урок. Урок русского языка.

Начинаем:

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку правильно держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь.

  1. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках русского языка.

   Прочитаем стихотворение:

- Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается … (гласный)

-Гласные звуки… Почему они так называются? (Произносятся с голосом, без преград)

-Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Называем по таблице (Слайд)

- А  букв ?  (10)  Называем по таблице. 

- Какие же буквы должны стоять в последних четырёх клеточках, запишите их в тетради. (е,ё,ю,я)

- Сделайте вывод. Какова будет тема сегодняшнего урока? (Буквы е,ё,ю,я)

- Эта новая для нас тема? (Нет, мы уже говорили об этих буквах)

- Эти буквы получились как будто «лишними», их ещё называют «особенные» буквы. В чём же их особенность? (Йотированные гласные, обозначают два звука)  (Слайд)

- Всегда ли? (Нет, иногда обозначают один звук и мягкость предыдущего согласного) (Слайд)

- Каковы же задачи нашего урока сегодня? (Писать слова с буквами е,ё,ю,я. Определять роль этих гласных букв в слове)

  1. Минутка чистописания.

Одну из этих «особенных» гласных букв мы напишем на минутке чистописания. Отгадайте, какую именно…

Поглядите-ка, друзья

Смастерил скворечник я,

А в скворечник залетела

Вместо птички буква ….. Я   (Внимание, девочки и мальчики!

                                                    Приготовьте ваши ручки,

                                                    Разомните пальчики…

Я я Яя      (-Подчеркните самую удачную букву)

яма маяк семья мяч  

- Что общего во всех словах? (буква Я)

- Что мы знаем о букве я? Гласная буква, которая, обозначает два звука- [й’а]

- Назовите слова, в которых буква я обозначает два звука и объясните почему…

Какое слово оказалось «лишним»? – мяч – в нём буква я обозначает один звук а и мягкость предыдущего согласного. (Составить звуко-буквенную схему: [м’ач])

- Схемы (Слайды)

4. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали,

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Покрутили попами – раз, два, три!

Вправо ниже наклонились,

Влево тоже наклонились,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И писать все начинаем…

5. Упражнение в определении функции йотированных гласных в слове.

-«Уплетая калачи, едет парень на печи» - кто это? (Емеля из русской народной сказки «По щучьему велению»)

Записать в тетради

 Емеля

- Очень любит Емеля лежать на печи да слушать народные сказки. Вот песенка, которая особенно запомнилась Емеле: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы. Кот и дрозд, спасите меня»

- Кто из сказочных героев так звал на помощь своих товарищей? (Петя-петушок Золотой гребешок)

Записываем в тетради

Емеля                                     Петя


Емеля и Петя получили задание разделить слова между собой , на две группы, одному слова, в которых е,ё,ю,я обозначают 2 звука, а второму – 1 звук и мягкость предыдущего согласного. Вот эти слова:

          Якорь, мяч, лёд, ель, юла, Люба, ёрш, лето.


-Какие слова возьмёт себе Емеля, а какие Петя-петушок? (Емеля – 2 звука, Петя – 1 звук) – на интерактивной доске

5. Гимнастика для глаз (анимация)

6 Тест (слайды)

7. Итог урока.

- О чём мы говорили на уроке.

-Если всё удалось – поднимите смайлик зелёного цвета.

 Если были затруднения – смайлик жёлтого цвета.

Если было совсем трудно – красного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класса. Тема: "Безударная гласная в корне слова. Обобщение.".

2 классКонспект урока по теме:"Безударная  гласная в корне слова". Обобщение....

Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета (конспект урока 1 класс)

Поурочный план по литературному чтению (обучение чтению)  в 1 классе.  УМК "Начальная школа 21 века"...

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Конспект урока во 2 классе.

Конспект урока во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века".Задачи. Обучающие:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная ...

Написание сочетаний чк, чн в словах. Конспект урока 1 класс ПНШ.

Технологическая карта урока русского языкаТема урока: написание сочетаний чк, чн в словахЦель: способствовать формированию  представления о написании  слов с сочетаниями чк, чнЗадачи:Создать...

"Гласные е,ё,ю,я и их функции в слове" Презентация к уроку.

Данная презентация может быть использована на завершающих уроках темы "Гласные е,ё,ю,я и их функции в слове" в 1 классе (УМК "Школа России"). Презентация состоит из двух частей. Пе...

"Перенос слов" конспект урока 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ "ПЕРЕНОС СЛОВ" 2 КЛАСС...

План-конспект урока (2 класс). "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным"

Цель: формирование навыка правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным...