Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Монахова Ольга Александровна

Рабочая программа  по русскому языку 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_3_klass_136ch.doc324 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 «СОГЛАСОВАНО»                                                             «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                                      

Зам. директора по УВР                                         Директор  МБОУ « СОШ №4»

                                                                                               

 _________Т.В. Оксенюк                                       ______________Е.В. Окунева                                                                      

       

                                                                                                                                   

Рабочая программа

 по русскому языку для 3 класса

на 2019/2020 учебный год

(базовый уровень)

Учитель: Монахова О.А.

Высшая квалификационная категория

1.Пояснительная записка

    Данная  рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №4» и авторских программ  В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык»  (Сборник рабочих программ «Школа России» 1- 4 классы, М.. Просвещение)

Программа  рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).      

            2. Результаты обучения и усвоения содержания курса 

Личностные результаты 

•        Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

•        осознание своей этнической и национальной принадлежности;

•        развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;

•        развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

•        становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

•        становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

        развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;

•        формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

        развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

        ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

•        развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);

•        понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

•        осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;

        осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;

        развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

        ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

        представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

•        Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•        овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словеснологическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

        планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

        учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

•        выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

•        выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

•        контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

        оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

•        адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

•        Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

        самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

        понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

        использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

        воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

        анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

        осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

•        использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

•        пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

•        анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

•        осуществлять синтез как составление целого из частей;

•        овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

•        ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

        находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

        осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

•        осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

•        осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

        составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

•        строить несложные рассуждения, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

•        Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

•        ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

•        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

•        участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

•        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

•        контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

        учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

•        оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

•        строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

•        применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

•        Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

•        представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

•        формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

        понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

        приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

        овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

•        овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

•        овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Предметные результаты 

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•        участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

        осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

•        применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

        анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

        строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

        понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

        понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

        восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

        распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

        замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

•        знакомиться с жанрами объявления, письма;

•        строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

        определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

        пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

        письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

•        составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

        использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

        пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

•        находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

•        проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

•        характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

•        определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

        устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

•        осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

•        произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

        использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

        применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

        пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

•        оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

•        соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

        пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

        находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

        наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

        иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

        иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

        наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

        распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

•        иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

        пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

•        замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

        оценивать уместность использования слов в тексте;

        подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

        выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

        размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

•        приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

        владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

•        различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

        различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

        находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

•        выделять нулевое окончание;

        подбирать слова с заданной морфемой;

•        образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

        находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

        различать изменяемые и неизменяемые слова;

•        узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

        сравнивать, классифицировать слова по их составу;

•        соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

•        осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

•        наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

        разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

•        подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология 

Обучающийся научится:

        распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

        распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

        распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

•        распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

        распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

        узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

        устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;

•        узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

        подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

•        наблюдать за словообразованием частей речи;

•        замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

        различать предложение, словосочетание и слово;

        выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

•        определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

        различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

•        находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

•        устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

•        соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•        различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

        отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

•        разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

•        выделять в предложении основу и словосочетания;

•        находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

        опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

        выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация 

Обучающийся научится:

а)        применять ранее изученные правила правописания, а также:

•        непроизносимые согласные;

•        разделительный твёрдый знак (ъ);

        непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

        гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

        мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

        безударные родовые окончания имён прилагательных;

        раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

•        раздельное написание частицы не с глаголами;

б)        подбирать примеры с определённой орфограммой;

в)        обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

г)        определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

д)        применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

е)        безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

ж)        писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

з)        проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а)        применять правила правописания:

•        соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

•        е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

        запятая при обращении;

        запятая между частями в сложном предложении;

•        безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

б)        при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

                                           

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

Изучение предметной области «Родной язык » должно обеспечивать:

        воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

приобщение к литературному наследию русского народа;

        обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте  его функциональных  возможностей  в  соответствии  с  нормами  устной  и письменной речи, правилами речевого этикета;

        расширение знаний о  родном  языке  как  системе  и  как  развивающемся явлении,  формирование аналитических  умений  в  отношении  языковых  единиц  и  текстов  разных функционально-смысловых типов и жанров.

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  • Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

        осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

        осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

        осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

        распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями  между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

        понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений  и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление  эпитетов и сравнений  в речи;

        понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

        понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

        понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

        осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

        соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

        соблюдение на письме и в устной  речи  норм  современного  русского литературного языка (в рамках изученного);

        обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

        произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

        выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее  точно соответствует обозначаемому  предмету или явлению реальной действительности;

        проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

        выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

        редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

        употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

        употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

        выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

        редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

        соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

        соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

совершенствование умений пользоваться словарями:

        использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова,  для уточнения нормы формообразования;

        использование учебных фразеологических  словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в  процессе редактирования текста;

        использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

        использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

        использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;

3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

        владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

        владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

        чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

        умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;  выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

        умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

        умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

        уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

        уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение  правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

        умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

        создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

        создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

        создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

        оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

        редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

соблюдение основных норм русского речевого этикета:

        соблюдение принципов  этикетного  общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

        различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

3. Содержание учебного предмета «Русский язык»

Язык и речь

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Текст, предложение, словосочетание

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Слово в языке и речи

 Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

 Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.                                                                                                                                                   

Состав слова

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.

Правописание частей слова

Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Части речи

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Повторение и систематизация знаний

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. 

4. Распределение учебного материала курса «Русский язык» (3 класс)

№ п\п

Наименование раздела

Количество часов

1

Язык и речь

3

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

14

3

Слово в языке и речи

20

4

Состав слова

48

5

Части речи

71

6

Повторение и систематизация знаний

14

5. Календарно – тематическое планирование курса «Русский язык»

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Примечания

Язык и речь . Наша речь. Виды речи.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.

Наш язык.

Богатство языка как свидетельство высокой культуры народа.

Текст. Предложение. Словосочетание. Текст как единица языка и  речи

Составление плана текста, не разделенного на абзацы.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

Текст. Типы текстов.

Контрольный диктант по теме

Анализ диктанта Виды предложений по интонации.

Предложения с обращениями.

Главные и второстепенные члены предложения.

Простое и сложное предложение.

Словосочетание.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».

Слово в языке и речи . Анализ контрольной работы. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Синонимы и антонимы.

Омонимы.

Русские слова в языках других народов.

Слово и словосочетание. Фразеологизмы.

Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова.

Анализ изложения. Части речи.

Имя существительное. Местоимение.

Имя прилагательное.

Глагол.

Имя числительное.

Однокоренные слова.

Слово и слог. Гласные и согласные  звуки и буквы, их обозначающие.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Разделительный мягкий знак.

Обучающее изложение.

Анализ изложения. Слово в языке и речи

Контрольный диктант  с грамматическим заданием по теме «Слово в языке и речи».

Анализ диктанта.  Обобщение и закрепление изученного материала.

Состав слова.  Корень слова.

Корень слова.

Сложные слова.

Формы слова. Окончание.

Приставка.

Значение приставок.

Суффикс.

Суффикс. Значения суффиксов.

Составление текста – описания.

Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

Обучающее изложение по тексту В.Бианки.

Анализ изложения. Обобщение знаний о составе слова.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова».

Анализ диктанта.  Обобщение и закрепление изученного материала.

Проект «Семья слов»

Правописание частей слова.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Составление текста по рисунку.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». Правописание слов с удвоенными согласными.

Анализ сочинения.  Правописание корней слов

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание корней слов».

Анализ диктанта. Правописание суффиксов и приставок.

Правописание суффиксов и приставок.

Контрольное списывание. Правописание суффиксов и приставок.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание частей слова».

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект «Составляем орфографический словарь».

Обучающее изложение по тексту М.Радионовой.

 Анализ изложения. Части речи 

Имя существительное и его роль в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Обучающее изложение по рассказу В. Бочарникова.

Анализ изложения. Собственные и нарицательные имена существительные.

Проект «Тайны имен». Число имён существительных.

Число имён существительных.

Род имён существительных.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Обучающее изложение по басне Л.Толстого.

 Анализ изложения. Падеж имён существительных.

Падеж имён существительных.

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Именительный падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Винительный падеж.

Творительный падеж.

Предложный падеж.

Обучающее изложение по тексту К. Паустовского.

Обобщение знаний по теме «Падеж имен существительных»

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Анализ сочинения  «Падеж имен существительных».

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Падеж имен существительных».

Анализ диктанта. Имя прилагательное как часть речи.

Значение и употребление имён прилагательных в речи. Роль прилагательных в тексте.

Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь»

Роль прилагательных в тексте.

Род имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных по родам.

Число имён прилагательных

Изменение имён прилагательных по падежам.

Изменение имён прилагательных по падежам.

Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками».

Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект «Имена прилагательные в загадках».

Личные местоимения.

Изменение личных местоимений по родам.

Редактирование текста Г. Снегирева.

Обобщение знаний по теме «Местоимение»

Глагол как часть речи.

Значение и употребление глаголов в речи.

Сочинение – рассказ по серии рисунков.

Неопределённая форма глагола.

Число глаголов.

Времена глаголов.

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.

Изменение глаголов по временам.

Обучающее изложение по тексту Г.Скребицкого.

Анализ изложения. Род глаголов в прошедшем времени.

Род глаголов в прошедшем времени.

Правописание частицы не с глаголами.

Контрольное списывание.

Анализ контрольного списывания. Обобщение знаний по теме «Глагол».

Контрольный диктант си грамматическим заданием по теме «Глагол»

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение и закрепление изученного материала.

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).

Повторение.  Части речи.

Части речи. Обучающее изложение по тексту В.Сухомлинского.

 Анализ изложения. Обобщение изученного о слове, предложении, тексте

 Правописание значимых частей слов.

Правописание значимых частей слов.

Однокоренные слова.

Текст.

Итоговый контрольный диктант си грамматическим заданием.

Анализ диктанта. Текст.

Обобщение знаний по курсу русского языка за 3 класс.

Обобщение знаний по курсу русского языка за 3 класс.

Лист коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Русский язык 1 класс

По системе ЗанковаРабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2010г.) и авторской прогр...

Рабочая программа русский язык (ФГОС) 2 класс. Школа 21 века

Рабочая программа по русскому языку согласно требованиям ФГОС. УМК"Школа XXI века". Содержит пояснительную записку, УУД, развёрнутое тематическое планирование"...

Рабочая программа Русский язык. 1 класс.

Уроки русского языка проводятся после уроков обучения грамоте и письма....

Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович)

Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович),  2016-17 уч. год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018

         Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...

Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...

Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...