Конспект урока Русский язык, 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Обобщение об имени прилагательном".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkiy_yazyk.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение по теме имя прилагательное. 

Цель: обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном и его грамматическим признакам 

Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний.

Задачи:

 Образовательные:   повторение, обобщение  и углубление знаний об имени прилагательном, о связи прилагательного с именем существительным, о правописании безударных окончаний имен прилагательных, о роли имен прилагательных в речи, закрепление умения определять род и число имен прилагательных, составлять словосочетания сущ. + прил., определять род и число имен прилагательных, повторение знаний о синонимах и антонимах, формирование орфографической зоркости.

Развивающие: развитие устной речи, познавательной активности и творческих способностей учащихся, развитие памяти, внимания, воображения, эмоций, способности к самоконтролю.

Воспитательные: формирование интереса к изучению русского языка, воспитание чувства ответственности и бережного отношения к природе, воспитание умения работать в коллективе, воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

 Организационный момент Мотивация

игра «Добрый день». ИГРОВАЯ технология

Ребята, давайте поиграем в игру «Добрый день». 
Мне очень хочется пожелать доброго дня всем-всем, каждому из вас. Я скажу слова «Добрый день …» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. 
Попробуем? 
Добрый день, ребята! 
Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке! 
Добрый день всем девочкам! 
Добрый день всем мальчикам! 
Добрый день всем тем, кто чистил сегодня зубы! 
Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! 
Добрый день всем, кто любит конфеты! 
Добрый день всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!

- Давайте поработаем так, чтобы искорки счастья засветились в ваших глазах и не исчезли даже тогда, когда закончится урок.

    Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Девиз урока: «С маленькой удачи начинаются большие успехи».

Свои знания оценивайте после каждого задания по лестнице успеха. (2б – все выполнил, 1б – были ошибки, 0б – не справился.) 

Будем работать в парах.

Правила  работы в парах:

-Умей слушать товарища.

-Не кричи, не размахивай руками.

-Убедись, что в обсуждении участвует каждый.

-Будь готов помочь товарищу.

Послушайте сказку и определите, о какой части речи эта сказка?

Эта часть речи появилась в стране русского языка удивительно несамостоятельной. Не было у нее собственных рода, числа, падежа. И решила она пойти к Существительным.

-Милые Существительные, пустите меня в свои владения, я  буду вам помогать. Я так все приукрашу, что глаз не отвести!

Понравились эти слова Существительным. Взяли эту часть речи  к себе, а заодно и формы свои ей отдали.

     Так и живет эта часть речи с существительными до сих пор и во всем с ними согласуется. Вместе служба, - вместе – дружба.

 Что это?

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь! 

Кто догадался, о какой части речи я прочитала сказку? Так какая же тема нашего урока?

Тема нашего урока: Обобщение по теме имя прилагательное. 

Какую цель для себя поставите на уроке?

Откройте тетради, запишите число. (22 марта. Классная работа.)

Минутка чистописания.

Ребята, посмотрите, у меня на столе находится ларец, он не простой, волшебный.

В этом ларце много загадок, заданий, вы согласны их выполнить?

Ребята, выполнив задания,  каждая пара  попытается  выпустить  первый номер нашего журнала «Грамматика», посвящённому имени прилагательному.

 Давайте проверим готовность наших отделов.

-Колонка редактора.

- Отдел новостей.

-Отдел писем.

- Отдел исторической справки

 - Отдел спорта.

Все в сборе. Приступаем к обсуждению вопросов.

 III. Актуализация опорных знаний.

        Создание журнала начнём с колонки главного редактора.

 Колонка редактора.

Я хочу рассказать вам  историю имени прилагательного.  Уже в самом имени прилагательном содержится намёк на то,  что оно должно к чему-то прилагаться, присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории. Дословный перевод названия «прилагательный»  с греческого – «эпитет». Да и в латыни этот термин звучит похоже, и переводится как  «нечто подкинутое»,  «прибавленное», «приложенное». Кстати, само греческое слово «эпитет» у нас тоже применяется.  Именно эпитеты делают стихотворения живописными.  Когда мы научимся пользоваться этим богатством, вдумчиво подходить к подбору прилагательных, тогда наша речь станет ярче и  красивее.

IV. Самоопределение к деятельности.

 Открываем наш ларец. Первое задание. Здесь собрана информация, которую необходимо проверить: соответствует ли она заявленной теме журнала « Имя прилагательное».  Вы должны создать 4  тематические страницы. На каждой странице будет размещён материал всех четырех  отделов.

V. Проведение деловой игры.

1 страница.Историческая справка 

В конверте №1 представлены материалы по частям речи. Ваша задача: отобрать только те, которые касаются имени прилагательного.

 1 отдел исторической справки:     Эта часть речи обозначает предмет.

                                               Эта часть речи обозначает признак предмета.

                                               Эта часть речи обозначает действие предмета.

                                               Эта часть речи обозначает количество предметов.

2 отдел новостей:   Эта часть речи отвечает на вопросы: кто? что?

                            Эта часть речи отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

                            Эта часть речи отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

                            Эта часть речи отвечает на вопросы: сколько? который  по счёту?

 

3 отдел спорта: Имя прилагательное изменяется только по родам.

                   Имя прилагательное изменяется по родам и числам.

                   Имя прилагательное изменяется по числам, а в единственном числе по родам.

.                  Имя прилагательное изменяется по числам, падежам, в единственном числе по родам.

4 отдел писем.         В предложении чаще всего бывает: подлежащим.

                             В предложении чаще всего бывает: сказуемым.

                            В предложении чаще всего бывает определением.

 В предложении чаще всего бывает: дополнением

 Подведём итоги: сформулируем определение/

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, в единственном числе по родам и по падежам. В предложении бывает определением. 

Учащиеся вырезают слова из карточки и наклеивают на лист бумаги, закрепленный на доске.  Аналогично со следующими заданиями.

- Первая страница готова: историческая справка.

2 Страничка новостей.

Подобрать к словам однокоренные имена прилагательные. Разобрать  по составу.

1 отдел исторической справки. Подобрать имя прилагательное во мн. числе

Земля - земляные

Дворец - дворцовые

Старина - старинные

Царь - царские

 2 отдел новостей. Подобрать имена прилагательное в женском  роде

Солнце - солнечная

Весна - весенняя

Поле - полевая

Дорога - дорожная

 3 отдел  спорта

Подобрать имена прилагательные в мужском роде.

Выше – высокий

Быстрее – быстрый

Сильнее – сильный

Смелее - смелый

 4 отдел писем

Подобрать имя прилагательное в среднем роде

Радость  – радостное

Дружба – дружное

Смелость – смелое

Веселье – весёлое

Используя слова из отдела новостей, составьте предложения, используя и прилагательные.

Проверка.

 

3 Спортивная страничка

 - Каждый спортсмен обязан добежать до финиша, даже если понимает, что приходит последним. А вот в 3 задании вы увидите имена прилагательные без финиша. Как вы думаете, какой части слова там нет? (Окончания).

- Дописать окончания имён прилагательных в словосочетаниях.

1 отдел исторической справки.

Спортивн…. стрельба, древнегреческ…… игры,  олимпийск…. символика,  сильн….. спортсмен,  быстр… конница.

 2 отдел новостей.

Российск…. спортсмены, паралимпийск…. игры, лыжн…. гонки,  вынослив…. лыжник,  горн …. трасса, золот…. медаль.

 3 отдел писем.

Городск….. соревнование, школьн… турнир, весёл….. эстафета, подвижн… игры,  футбольн….матч.

4 отдел спорта.

Фигурн…. катание, лёгк… атлетика, художествен… гимнастика, футбольн…. поле, серебрян… призёр, хоккейн…. матч.

 - Каким правилом руководствовались, вставляя пропущенные окончания?

( Определяли род и число имён существительных, по ним определяли род и число имён прилагательных, писали окончания).

 Физкультминутка.

 Страничка  писем.

Вставить пропущенные имена прилагательные в нужном падеже.

1 отдел исторической справки

Здравствуйте!  Я хочу Вам рассказать о словах «внимательный, внимание». Это слово пришло к нам из ………………………………. языка.  Наши ………………………….. предки  знали и часто употребляли слово «имати» , что означало «брать». Позже при помощи приставки «вън»(в)  от этого слова образовали ……………………… глагол – внимати, который обозначает «слушать», буквально – «вбирать в себя». Глагол имати исчез из нашего языка совсем, слово внимать употребляется редко, зато производные от него внимание, ……………………………, понимать знает каждый …………………………… школьник.

                                                                           Васечкин Сергей, ученик 3 класса.

Слова для справок: старославянского, древние,  новый, внимательный, современный.

 2 отдел новостей.

…………………..  день!

Недавно мы с классом ездили на …………………………..экскурсию  в ………………………..музей. Нам показали ………………………………….. костюмы украинцев, русских, якутов.  Мы узнали, что  …………………………..дома  в ……………………………, …………………………….,  ………………………… деревнях назывались хатой. Экскурсия была очень ……………………………………. .

                                                                  Ретинина Алина, ученица 3 класса.

 

 Слова для справок: добрый, интересную, этнографический,  национальные, крестьянские, украинских, белорусских, южнорусских, познавательная.

  3 отдел спорта.

 Здравствуйте! Вот и закончились Одиннадцатые ………………………………………. ……………………………… игры в Сочи. Наша команда одержала ………………………………. победу.  В  …………………………………. таблице мы   заняли ………………………………. строку. ……………………………………….. спортсмены проявили выносливость, терпение, стремление к победе.  Мы гордимся этими

………………………………………, ……………………………………… людьми.

                                                                           Коротков Геннадий, ученик 2 класса.

Слова для справок: Зимние Паралимпийские, неоспоримую, турнирной, верхнюю, Российскими, сильными, целеустремлёнными.

4 отдел писем

....................................... день!

Я  хочу рассказать вам о наступлении весны в нашем крае.

 С земли ещё не сошёл снег, а воздух уже …………………………… и ………………………….. . Ярче и приятнее стали ………………………..лучи. Земля пробуждается от …………………………………..,  ………………………………..сна. Около ………………………………….оврага красуется верба.  Скоро  над ней закружат в ………………………………… хороводе разнообразные насекомые.

                                                                           Крекер Максим, ученик 4 класса.

Слова для справок: добрый,  чистый и прозрачный,  солнечные, долгого, зимнего, глубокого, весёлом.

5 страничка Я знаю

  1. Отдел исторической справки.

Составьте словосочетания сущ. + прил. Укажите главное слово, определите род и число имен прилагательных.

Команды получают карточки с существительными и прилагательными. (Лес, береза, ствол, листья, грибы, солнышко, роса, ручеек, кудрявая, могучий, дремучий,  зеленые, съедобные, ласковое, серебристая, веселый)

2.Отдел новостей

«Укрась текст».

Задание для всех команд: используя словосочетания из предыдущего отдела, составьте текст и  зачитайте получившийся текст.

Команды выполняют задание, приходят к выводу, что текст получился ярче, красивее с помощью имен прилагательных.

  3 отдел спорта.

«Подбери синонимы и антонимы»

Учитель: какие слова мы называем синонимами?

Дети повторяют определение синонимов и подбирают синонимы-прилагательные к словам на экране:

Верный (друг)- преданный

Верный (ответ)- правильный

Крепкая (веревка)- прочная

Крепкий (организм)- выносливый

Тихая (езда)- медленная

Тихий (голос)- негромкий

Учитель: почему же к одному и тому же прилагательному вы подобрали разные синонимы? От чего это зависит? (От имени существительного, с которым связано имя прилагательное).

4 отдел писем

Дайте определение антонимов, назовите антонимы прилагательные.

Дети повторяют определение антонимов и подбирают антонимы- прилагательные к словам на экране:

Легкая (задача)- трудная (задача)

Легкая (сумка)-  тяжелая (сумка)

Мягкий (диван)- жесткий (диван)

Мягкий (климат)- суровый (климат)

Старый (охотник)- молодой (охотник)

Старый (дом)- новый (дом)

Учитель: и снова к одним и тем же прилагательным мы подбирали разные антонимы.

Дети убеждаются в правильности сделанного ранее вывода о зависимости прилагательного от имени существительного.

6 страничка. Я умею.

1 Отдел исторической справки.

Определение числа и рода имён прилагательных.

Тёплый день, звёздная ночь, большой дом, синее небо, белое облако, острые ножницы.

  2 отдел новостей.

Разбор слова, как часть речи.

Крепким (сном)

3 отдел спорта 

Выплыло на голубое небо яркое солнышко.

Разбор предложения по частям речи.

4 отдел писем

 Определите по признаку, о каком предмете говорится.

Круглый, алый, сахарный ….

Сочное, наливное, спелое …

Кислый, жёлтый, ароматный …

Зелёный, хрустящий, малосольный …

Душистая, сладкая, красная …

 VI.Итоги  урока.

У нас получилось 5 страниц.

Перечислите страницы.

Колонка редактора +

-1. Историческая справка.

2. Новости.

3. Спорт.

4. Письма читателей.

5. Я знаю.

 - Какие знания  помогли  составить журнал? (Ответы учащихся)

 VII.Рефлексия.

Выберите, пожалуйста, одну из фраз и продолжите её:

 - Я сегодня  узнал……………….

 - Мне понравилось задание ………………..

 - Я захотел……………………………..

 Я удивился, узнав …………………….

- Мне понравилось работать с моей группой, потому что …………….

 - Я испытал трудности……………………………………..

-Урок был для меня...........................................................

Охарактеризуйте наш урок с помощью имен прилагательных.

Дети называют имена прилагательные: интересный, увлекательный,

познавательный, дружный и др.

VIII.Домашнее задание 

Подобрать 5 загадок с именами прилагательными для создания проекта: «Имена прилагательные в загадках» на одну из тем : «Весна», «Цветы», «Звери», «Птицы», «Грибы», «Деревья».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...