Различные виды лингвистических словарей
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Красильникова Светлана Александровна

Урок русского языка  по теме " Различные виды лингвистиячеких словарей" проводится в 4 классе по УМК "Перспектива".

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Слово и его значение»урок изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания

Цель урока: знакомство с различными типами лингвистических словарей,  их устройством и назначением, умение пользоваться словарями.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- формировать потребность у учащихся обращаться к словарям русского языка;

- находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях  синонимы, антонимы, фразео­логические обороты;

- обогатить словарный запас учащихся.

Метапредметные УУД:

-  познавательные: умение  выбирать  необходимые словари для решения предметных учебных задач;

-  коммуникативные:  умение осознанно, с пониманием строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-регулятивные: умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче; умения воспринимать и логически перерабатывать информацию, поступающую из различных источников;

Личностные УУД:

- осознание российской гражданской идентичности (знание истории, культуры, языка своего народа);

- формирование навыков осознанной самооценки усваиваемого материала на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_lingvisticheskih_slovarey.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

 Класс: 4 А

Учитель: Красильникова Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ «ЗСОШ №3» г. Заинска Республики Татарстан

Тема: Различные виды лингвистических словарей

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Слово и его значение», урок изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания

Цель урока: знакомство с различными типами лингвистических словарей,  их устройством и назначением, умение пользоваться словарями.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- формировать потребность у учащихся обращаться к словарям русского языка;

- находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях  синонимы, антонимы, фразеологические обороты;

- обогатить словарный запас учащихся.

Метапредметные УУД:

-  познавательные: умение  выбирать  необходимые словари для решения предметных учебных задач;

-  коммуникативные:  умение осознанно, с пониманием строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-регулятивные: умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче; умения воспринимать и логически перерабатывать информацию, поступающую из различных источников;

Личностные УУД:

- осознание российской гражданской идентичности (знание истории, культуры, языка своего народа);

- формирование навыков осознанной самооценки усваиваемого материала на уроке.

Образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии, системно-деятельностный подход, работа в группах, приём синквейн.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, работа в парах.

Оборудование и материалы:  Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1/ Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018, выставка словарей изучаемых типов: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой,4-е издание дополненное, российская Академия наук институт русского языка имени В.В.Виноградова, М.: 2005,  Словарь фразеологизмов /(авт.сост. М.А.Котова). – М.: РИПОЛ классик; СПб: ООО «Издательство  «Пальмира»», 2017, Толковый словарик русского языка: Пособие для учащихся начальных классов/ под ред. Т.Г.Рамзаевой. – М.: Просвещение, 1989, Новейший школьный словарь синонимов и антонимов.М.: ООО «Дом славянской книги», 2012,  музыкальный словарь: Начальная школа/ Сост. М.А.Давыдова. – М.:ВАКО, 2012, М.Фасмер. Этимологический словарь русского языка, Санкт-Петербург, Издательство «Азбука»  Издательский центр «Терра», 1996, карточки для работы в группах

Ход урока

  1.  Организация начала урока

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим!

II. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

Не позволяй душе лениться

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

-  Начинаем наш урок. Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (словари).

- Как вы понимаете значение этого слова? (Это сборник слов с пояснением или переводом в алфавитном порядке.)

- Какие словари вы знаете? Для чего они нам нужны?

- Каких авторов словарей вы знаете и можете назвать?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке?

- Сформулируйте цель и задачи нашего урока. (ответы детей, учитель корректирует ответы).

- Да, действительно, сегодня мы будем говорить о словарях.  Узнаем,  как они устроены, какие именно сведения о слове дает словарь каждого типа, научимся ими пользоваться.)

III. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Сейчас вам будет дано задание по группам. Надо будет прочитать высказывание и объяснить его смысл. При выполнении задания можно пользоваться словарями, которые есть на нашей выставке.

Работа по группам (6 групп).

Задание для 1 группы: прочитайте и объясните высказывание.

Книга за семью печатями

Задание для 2 группы: прочитайте, вставьте пропущенные буквы в словах:

К...мандовать, в..лноваться.

Задание для 3 группы: прочитайте и объясните лексическое значение слов.

Боронить, изумительный.

Задание для 4 группы: прочитайте и подберите синонимы к словам.

Интересный, бежать.

Задание для 5 группы: прочитайте и подберите антонимы к словам.

Румяный, закат.

Задание для 6 группы: прочитайте и объясните происхождение слова.

Собака.

Словарная работа. (По ходу ответов групп  проводится словарная работа). 

- Запишите в тетрадях число, классная работа. Мы запишем некоторые слова и выражения,  которые будут встречаться  вам при выполнении заданий. (Один ученик работает у доски).

Командовать, волноваться, собака, интересный, румяный, закат, книга за семью печатями.

- Обозначьте сверху над словами, какими частями речи они являются.

Проверка. Отвечают командиры групп.

- В каком словаре вы можете проверить  выполнение задания? (1 гр. - фразеологический словарь, 2 гр. - орфографический, 3 гр. - толковый, 4 гр. – словарь синонимов, 5 гр.- словарь антонимов, 6 гр. – затрудняются, …этимологический словарь)

IV. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности.

- Всем ли было легко выполнить задание? Какой группе было труднее всех? Почему возникло затруднение? (они не знали, какой им нужен словарь).

- Где мы можем это узнать? (дети высказывают разные  предположения, учитель подводит к тому, что можно посмотреть в учебнике).

V. Построение проекта выхода из затруднения. (Открытие нового знания). 

Работа по учебнику (с.83-84)

- Для того чтобы узнать, в каком словаре найти происхождение  слова собака, обратимся к нашему учебнику. Прочитаем сообщение Самоварова.

- Что вы узнали из сообщения профессора?

- Сможете ли вы теперь ответить на вопрос? (да)

- В каком  словаре надо искать происхождение слова? (в этимологическом)

Учитель показывает этимологический словарь и даёт краткие сведения о нем. Этимологи́ческий слова́рь — это лингвистический словарь, который содержит информацию об истории отдельных слов и изменениях, которые они претерпели.

Наука о происхождении слов называется этимологией, поэтому такие словари названы этимологическими.

- Что значит лингвистический? (изучающий языки)

- Следовательно, из этимологического словаря мы можем узнать, из какого языка пришло к нам слово, как оно было образовано.

- Найдите происхождение слова «собака».

- Как будем искать? (Один ученик находит и зачитывает). (Собака – слово не русское, попало в русский язык из языка скифов и звучало «сбака», «збака». Обозначало оно всё ту же собаку. Но есть и другие версии происхождения этого слова).

- Почему собаку называют другом человека?

VI. Реализация построенного проекта

Цель: научиться пользоваться разными типами словарей и определять, в каком словаре искать информацию.

- Поиграем в игру «Угадай». Я буду называть вам слово, а вы должны назвать словарь, который нам может понадобиться.

Телега, внимательный, бить баклуши, путешествовать, бдительный и т.д.

- Молодцы, теперь вы сможете не только правильно написать слово, но и сможете объяснить  его значение и найти происхождение.

VII. Физкультминутка под музыку (Песня «Человек собаке друг» из мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса». Слова Михаила Либина, композитор Владимир Комаров).

VIII. Первичное закрепление

Работа по учебнику (с.83). 

- Прочитайте задание к упр.132(коллективное выполнение).

- Как вы поняли задание? (записывать фразеологизмы вместе с подобранными к ним синонимами).

- Что такое фразеологизм? (Это устойчивые сочетания слов, имеющие переносное значение.)

-  В каком словаре можно узнать значение фразеологизма?

- Некоторые словари помогают узнать не только значение слов, но и устойчивых оборотов, или фразеологизмов. Поэтому такие словари называются фразеологическими. В них объясняется современное значение устойчивого оборота, приводится история его возникновения.

- Как узнать значение фразеологизма в словаре? (все в том же алфавитном порядке).

(Учащиеся знакомятся с устройством словаря, находят значение выделенных фразеологических оборотов, записывают их в тетрадь.)

  • За словом в карман не полезет — находчив в разговоре, споре, красноречив.
  • Хлопать глазами — бездействовать, молчать; быть растерянным.
  • Клевать носом — дремать сидя.
  • Бить баклуши — бездельничать, заниматься пустяковым делом.

- Расскажите о происхождении фразеологизма бить баклуши.

- Рассмотрите иллюстрации. Какие словари вы на них видите? (перечисляют).

XI.  Самостоятельная работа с самопроверкой  

1. Работа по учебнику Упр. 134 (с. 84)

- Какой словарь нам сейчас понадобится? (Орфографический словарь.)

- Какие сведения о слове дает орфографический словарь? (В нем можно узнать правописание слова, орфограмму в котором нельзя проверить.)

(Самостоятельная работа. Проверка в парах по орфографическому словарю.)

XII. Рефлексия учебной деятельности

Выполнение упр.135(коллективное устное выполнение). Название словаря выберите из карточек со словами, представленных на доске.

  1.  Фразеологический словарь.
  2.  Орфоэпический  словарь.
  3.  Толковый словарь.
  4.  Орфографический словарь.
  5.  Этимологический словарь.
  6.  Энциклопедический словарь.

- Составьте  и запишите в тетрадь синквейн со словом словарь. Зачитайте.

- Выберите для себя и закончите предложение.

- На сегодняшнем уроке я узнал…

- Сегодня я похвалил бы  себя  за …

- Урок показался мне ...

XIII. Подведение итогов урока

- С какими видами словарей мы познакомились?

- Какие словари есть у вас дома?

- Какие словари вам хотелось бы приобрести?

Учитель благодарит детей за работу на уроке.

XIV. Домашнее задание

По выбору:  упр.133, с. 84 или придумать и записать карточку по теме урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с лингвистическими словарями

Работа со словарями – это возможность формирования всех ключевых компетенций. Словари являются полезным пособием для развития речи. С помощью словаря учащиеся обогащают свой словарный запас, уточняют ...

Педагогический проект "Обогащение лексического запаса младших школьников на основе использования лингвистических словарей"

В данном проекте отражены основные моменты использования словарей на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе...

Презентация к уроку русского языка "Слово как языковый знак. Знакомство с различными видами лингвистических словарей"

Презентация к уроку русского языка "Слово как языковый знак. Знакомство с различными видами лингвистических словарей"...

Виды работ с различными видами текстов на уроке чтения.

Известно из работ психологов из практики нач. обучения, что у учащихся начальных классов особое восприятие художественных произведений. С одной стороны, оно фрагментарно, дети уделяют внимание отдельн...

Тема «Знакомство с различными видами лингвистических словарей. Слово как языковый знак» . Урок по русскому языку 4 класс УМК "Перспектива"

Цель: помочь детям понять необходимость лингвистических словарей.Задачи:- познакомить с особенностями лингвистических словарей; понять их сходство и различие.-способствовать формированию умения ...

Урок русского языка в 4 классе "Различные виды лингвистических словарей" УМК Перспектива

          Урок ставит следующие цели: расширить знания о словарях, их названиях и назначении,повторить и уточнить понятия « фразеологизм», « фра...

Работа с лингвистическими словарями в начальной школе

В статье рассматривается необходимость обращения обучающихся начальной школы к лингвистическим словарям, предназначенным для средней и старшей школы, приводится ряд рекомендаций для организации работы...