Русский язык 3 класс опоры на правила
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Брославская Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

Падежные окончания имен существительных

C:\Documents and Settings\Дмитрий\Рабочий стол\2011-10-01\IMAGE0027.JPG



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Дмитрий\Рабочий стол\2011-10-01\IMAGE0030.JPG



Предварительный просмотр:

Склонение  имён прилагательных

A description...A description...



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Дмитрий\Рабочий стол\2011-10-01\IMAGE0031.JPG



Предварительный просмотр:

-ИК-

 если при изменении слова

          гласный звук «не убегает»: 

          ключик - ключика.

-ЕК-

если гласный звук при

          изменении слова «убегает»:

          замочек – замочка.

-ИК-

 если при изменении слова

          гласный звук «не убегает»: 

          ключик - ключика.

-ЕК-

если гласный звук при

          изменении слова «убегает»:

          замочек – замочка.

-ИК-

 если при изменении слова

          гласный звук «не убегает»: 

          ключик - ключика.

-ЕК-

если гласный звук при

          изменении слова «убегает»:

          замочек – замочка.



Предварительный просмотр:

-ОНОК-   после твёрдых согласных

                                   Ш    ,      Ж      ,       Ч        .

  -ЁНОК-  в остальных случаях .



Предварительный просмотр:

Имя прилагательное —

часть речи, обозначает признак предмета,

отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Постоянные признаки

 (разряды имён прилагательных)

Непостоянные признак

1. Качественные

(сладкий, высокий, старый).

1. Изменяются по числам (употребляются в единственном и во множественном числе(какие? -ые, ие))

2. Относительные

(стеклянный, кухонный,лесной).

2. В единственном числе изменяются по родам (употребляются

в мужском роде (какой? -ой, -ий, -ый),

женском роде (какая? -ая,-яя),

среднем роде (какое? -ое,-ее)

3. Притяжательные

(лисья нор,

волчий хвост,

дедушкины очки).

3. Изменяются по падежам (склоняются).

Синтаксическая роль в предложении — определение.



Предварительный просмотр:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -

часть речи,которая отвечает на вопрос кто? что?

и обозначает предмет.

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

1. род (мужской, средний, женский)

По родам существительные не изменяются!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

1. число (употребляются в единственном и множественном числе)

2. склонение (1-е, 2-е, 3-е)

2. падеж

3. собственное или нарицательное

4. одушевлённое или неодушевлённое

Морфологический разбор имени существительного:

1.(записываем слово) — имя сществительное (указываем падежный вопрос. Если слово в предложении употреблено с предлогом, то вопрос берём тоже с предлогом).

  1. Начальная форма (кто? что?)- данное слово в единственном числе в Именительном падеже.
  2. Постоянные признаки: род, склонение, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
  3. Непостоянные признаки: употреблено в каком числе и в каком падеже.
  4. Синтаксическая роль в предложении (записываем не падежный вопрос , а вопрос в контексте предложения, записываем слово,которое разбираем, записываем, каким членом в предложении.

___________________________________________________________

На лесной полянке * расцвели белые ромашки.

  1. На полянке — имя существ. (на чём?).
  2. Н.ф. (что?) - полянка.
  3. Пост пр.: ж.р., 1 скл..
  4. Непост. пр.: употреблено в ед. ч., в П.п. .
  5. (Где?) на полянке — обстоят..

В разборах сокращай правильно, ставь знаки препинания !!!



Предварительный просмотр:

Морфологический разбор глагола

      1.(Записываем слово) — глагол (вопрос к записанному слову).

  1. Начальная форма ( что делать?  что сделать?)
  2. Постоянные признаки: вид (совершенный- несовершенный), спряжение (1 или 2).
  3. Непостоянные признаки: время (настоящее, будущее, прошедшее).

                           Если глагол в настоящем или будущем времени, то
                                                   
указываем число (ед- мн) и лицо (1,2,3).

                           Если глагол в прошедшем времени,

                                                     то указываем число и род.

                                         Во множественном числе род не указываем.

  1. Роль в предложении.

Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит(3) ароматом.

1.Дышит – глагол (что делает?).

2. Н.ф. – дышать.

3. Пост. пр.: несов. вида, 2 спр..

4. Непост.пр.: употреблён в наст. вр., в ед. ч., в 3 л..

5. Что делает? – дышит - сказуемое.

 



Предварительный просмотр:

Однородные члены предложения

отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Однородными могут быть как главные члены , так и второстепенные:

  • Однородные подлежащие (Сосны, берёзы, ели мелькали по сторонам.)
  • Однородные сказуемые (Синицы слетались на стол и склёвывали крошки.)
  • Однородные определения (Это были весёлые, смелые и сильные  люди.)
  • Однородные обстоятельства (Справа и слева проносились автомобили.)
  • Однородные дополнения (Люди несли на базар овощи, птицу, фрукты, мёд.)

Знаки препинания при однородных членах предложения:

При однородных членах  ставится запятая:

  • Если однородные члены соединены союзом «а» .

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Если однородные члены соединены союзом «но».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Если однородные члены соединены повторяющимся союзом «и».
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Если союзы отсутствуют, но имеет место интонация перечисления.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!!!!!! При однородных членах запятая не ставится, если союз «и» употреблён один раз.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ШПАРГАЛКА ПО ТЕМЕ : «ЗНАЧЕНИЕ СУФФИКСОВ»

  1. Слова –названия мам животных:

-иц-   -их-

Волчица , зайчиха.

  1. Слова-названия детёнышей:

-онок-  -ёнок-

Тигрёнок, волчонок.

  1. Принадлежность к какому-либо месту жительства или национальности:

-ян-, -ан-, -анин-, янин-

Россиянин , россияне, парижанин, парижане.

  1. Уменьшительно-ласкательное значение:

-ушк-, -юшк-, -к-, -еньк-, -ек-, -ёк-, -еньк-, -ик-, -чик-, -очк-

Дедушка, хозяюшка, мышка, Сашенька, Санёк,зайчик, ключик, косточка.

  1. Образование отчеств:

-евн-, -евич-, -овн-, -ович-, -ич-, -иничн-

Сергеевна, Сергеевич, Петровна, Петрович, Ильич, Ильинична

  1. Значение , указывающее на профессию или принадлежность к какому-либо занятию:   -тель-

              Учитель, строитель, воспитатель.



Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

Правописание гласных –е-  -и- в окончаниях глаголов зависит от спряжения.

  1. К 1-му спряжению относятся глаголы на –ать, -еть, -оть, -уть, -ыть (читать, рыть, гнуть, петь) и 2 глагола- исключения на –ить «брить» и «стелить».

У глаголов 1-го спряжения в окончаниях пишется гласная –е- и –ут/-ют в 3 лице множественного числа (читает, роем, гнёшь, поют, бреет, бреют, стелет, стелют).

  1. Ко 2-му спряжению относятся все глаголы на –ить (кроме «брить» и «стелить») и 11 глаголов- исключений (гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть – ВЫ ЗАПОМНИТЕ, ДРУЗЬЯ, ИХ НА «Е» ПИСАТЬ НЕЛЬЗЯ!!!).

У глаголов 2-го спряжения в окончаниях пишется гласная –и- и –ат/-ят в 3 лице множественного числа (проводит, клеишь, служите, ходите, видит, зависят, терпят).

Таблица глагольных окончаний

1 спряжение

ВСЕ ГЛАГОЛЫ НЕ НА -ИТЬ + 2 ГЛАГОЛА-ИСКЛЮЧЕНИЯ  (БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)

2 спряжение

ВСЕ ГЛАГОЛЫ НА –ИТЬ + 11 ГЛАГОЛОВ-ИСКЛЮЧЕНИЙ(гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть)

Единств.число

Множеств. число

Единств. число

Множеств. число

1 лицо

-у,  -ю

-ем

1 лицо

-у,  -ю

-им

2 лицо

-ешь

-ете

2 лицо

-ишь

-ите

3 лицо

-ет

-ут, -ют

3 лицо

-ит

-ат, -ят

В русском языке есть 2 разноспрягаемых глагола (хотеть, бежать):

                              хочу                                 бегу

                              хочешь                            бежишь

                              хочет                               бежит

                              хотим                              бежим

                             хотите                              бежите

                             хотят                                бегут



Предварительный просмотр:

    Памятка «Синтаксический разбор предложения»

  1. Дайте характеристику предложения: по цели высказывания и по интонации.
  2. Определи грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).
  3. Дайте характеристику по основе предложения.
  4. Дайте характеристику по  наличию второстепенных членов предложения.
  5. Разбери второстепенные члены предложения:
  1. Работаем с группой подлежащего ( ставим вопросы от подлежащего).
  2. Работаем с группой сказуемого (ставим вопросы от сказуемого).
  3. Работаем с группой второстепенных членов (ставим вопросы от второстепенных членов друг к другу).
  1. Дайте характеристику по осложнению.

Подсказка 1.

Подлежащее- кто? Что?

Сказуемое – что делать?

Обстоятельство –Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

Дополнение- Чего? Кого? Чему? Кому? Чем? Кем? О чём? О ком? Что?

              Определение- Какой? Какая? Какое? Какие?

Подсказка 2.

Ц-по цели высказывания: повеств., вопр., побуд..

И- по интонации: воскл., невоскл..

Найди основу предложения (подлежащее и сказуемое)

О-по основе: простое, сложное

Г- 5 класс

В- по наличию второстепенных членов: распр., нераспр..

О- осложнено или не осложнено (если в  предложении есть однородные

      члены, то предложение осложнено, ели нет однородных членов, то не

       осложнено) .



Предварительный просмотр:

Русский язык

4 класс

декабрь

Списывание.

Медвежья семья.

      Медведица с медвежонком вышли на лесную полянку. Испугалась медведей быстрая куница. А малыш не боится. Ему всё интересно: и гриб лапой потрогать, и старый пень обнюхать, и на мягкую травку прилечь.

      Мама не даст медвежонка в обиду. Она внимательно оглядывается по сторонам, замечает любую опасность.

     Трудно увидеть медведей. Хорошо слышит чуткая медведица. Не заметишь, как скроются в лесу осторожные звери. Да лучше им на пути не попадаться.

Вариант 1.

1.

Выпиши из диктанта 3 глагола 2-го спряжения. Обоснуй своё мнение.

2.

Выпиши из диктанта 2 глагола с мягким знаком после шипящих. Приведи ещё 2 своих примера на это же правило.

________________________________________________________________________

Русский язык

4 класс

декабрь

Списывание.

Медвежья семья.

      Медведица с медвежонком вышли на лесную полянку. Испугалась медведей быстрая куница. А малыш не боится. Ему всё интересно: и гриб лапой потрогать, и старый пень обнюхать, и на мягкую травку прилечь.

      Мама не даст медвежонка в обиду. Она внимательно оглядывается по сторонам, замечает любую опасность.

     Трудно увидеть медведей. Хорошо слышит чуткая медведица. Не заметишь, как скроются в лесу осторожные звери. Да лучше им на пути не попадаться.

Вариант 2.

1.

Выпиши из диктанта 3 глагола в начальной форме.  Допиши к ним 2 глагола-исключения, которые относятся к 1-му спряжению.

2.

Выпиши из диктанта 2 глагола с -тся   и -ться на конце.  Приведи ещё 2 своих примера на это же правило.

 



Предварительный просмотр:

                              СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ:

  1. ПРИСТАВОЧНЫЙ СПОСОБ ( бес + порядок=беспорядок).
  2. СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ (чай+ник=чайник).
  3. ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ  СПОСОБ

                                                      (без+рукав+ка=безрукавка).

  1. СЛОЖЕНИЕ (пар+ходить= пароход,

                                        ковёр+самолёт= ковёр-самолёт).



Предварительный просмотр:

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

1 спряжение

ВСЕ ГЛАГОЛЫ НЕ НА -ИТЬ + 2 ГЛАГОЛА-ИСКЛЮЧЕНИЯ  (БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)

2 спряжение

ВСЕ ГЛАГОЛЫ НА –ИТЬ + 11 ГЛАГОЛОВ-ИСКЛЮЧЕНИЙ

(гнать,

держать,

смотреть

 и видеть,

дышать,

слышать, ненавидеть,

и зависеть,

 и вертеть,

и обидеть,

и терпеть)



Предварительный просмотр:

Таблица глагольных окончаний

1 спряжение

ВСЕ ГЛАГОЛЫ НЕ НА -ИТЬ + 2 ГЛАГОЛА-ИСКЛЮЧЕНИЯ  (БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)

2 спряжение

ВСЕ ГЛАГОЛЫ НА –ИТЬ + 11 ГЛАГОЛОВ-ИСКЛЮЧЕНИЙ

(гнать,

держать,

смотреть

 и видеть,

дышать,

слышать, ненавидеть,

и зависеть,

 и вертеть,

и обидеть,

и терпеть)

Единств.

число

Множеств. число

Единств. число

Множеств. число

1 лицо

-у,  -ю

-ем

1 лицо

-у,  -ю

-им

2 лицо

-ешь

-ете

2 лицо

-ишь

-ите

3 лицо

-ет

-ут,

-ют

3 лицо

-ит

-ат,

-ят



Предварительный просмотр:

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР:

1. Выдели слоги дугами.

2. Поставь ударение.

3. Запиши транскрипцию слова.

4. Запиши в столбик буквы и звуки.

5. Характеризуем гласные звуки: ударный-бузударный

    Записываем:

 гласн., ударн., (безударн.,).

6.Характеризуем согласные звуки: звонкий- глухой парный – непарный,

    твёрдый –мягкий парный-непарный.

   Записываем:

 согл., зв. (глух.) парн. (непарн.), тв.(мягк.), парн. (непарн.).

7. В слове … букв, … звуков.



Предварительный просмотр:

Формулы задач на движение

V (вэ)- скорость (км/ч, м/ч, м/мин, м/с   ….)

S(эс) – расстояние, путь  (м, км …)

t(тэ) – время (сек, часы…)

V=S:t

Для того , чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время.

S= V х t

Для того, чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.

t = S:V

Для того, чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость.



Предварительный просмотр:

Части речи

(изучает раздел русского языка «МОРФОЛОГИЯ»)

Члены предложения

(изучает раздел русского языка «СИНТАКСИС»)

Имя существительное  (парта, небо, собака, ветер)

Кто ? Что? Предмет

Подлежащее

Кто? Что?

Глагол (гулять, спать, жить, бездельничать)

Что делать? Что сделать? Действие предмета

Сказуемое

Что делать?

Местоимение (я,ты,он, она, оно, они, вы, мы, они — склоняются)

Кто? Что? Указывает на лица и на предметы

Дополнение

косвеные вопросы падежей

(все падежные вопросы  кроме вопросов именительного падежа)

Имя прилагательное(красный, вкусный, высокий, кухонный)

Какой? Какая? Какое? Какие? Признак предмета

Определение

Какой? Какая? Какое? Какие?

Наречие (хорошо, везде, вдали, криво, завтра)

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Признак действия

Обстоятельство

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Имя числительное (пять, пятый)

Предлог   ( в, на, около, возле)

Союз (и, а, но)

Междометие (Ах! Ох! Эх!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс

Презентация содержит материал к  уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...

Русский язык " Книжка-помогай-ка"( правила для 4 класса)

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения. Успехи в изучении русского языказа висят  и от того, как преподнести данную информацию. Я выбрала те правила, которые чаще всег...

Урок русского языка "Учимся применять орфографические правила" (2 класс)

Урок  русского языка "Учимся применять орфографические правила" (УМК "Начальная школа 21 век)...

Обобщение опыта по теме "Формирование познавательного интереса у школьников на уроках русского языка с опорой на педагогические условия организации и проведения дидактических игр как средства обучения"

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Столкнулась с такой проблемой как однотипность и шаблонност...

Конспект урока русского языка "Учимся применять орфографические правила" (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Учимся применять орфографические правила»Цели деятельности учителя: актуализация знаний по изученным орфографическим правилам написания слов; развитие орфографической зоркости, обог...

Конспект урока русского языка «Учимся применять орфографические правила» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Учимся применять орфографические правила» Цели деятельности учителя: закрепление умения определять приставки у глаголов, работать с транскрипцией слов, распознавать в словах проверя...

Технологическая карта по русскому языку. Тема урока: «Основные правила орфографии» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока:Повторить основные правила орфографии, формировать орфографические умения и навыкиЗадачи урокаДидактические:Закрепить представления учащихся обосновных правилах орф...