Русский язык 3 класс опоры на правила
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Русский язык 3 класс опоры на правила
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 174.4 КБ |
![]() | 248.46 КБ |
![]() | 719.69 КБ |
![]() | 388.34 КБ |
![]() | 27.5 КБ |
![]() | 21.5 КБ |
![]() | 11.5 КБ |
![]() | 15.5 КБ |
![]() | 26.5 КБ |
![]() | 31.5 КБ |
![]() | 5.19 КБ |
![]() | 36.5 КБ |
![]() | 30 КБ |
![]() | 13.5 КБ |
![]() | 11 КБ |
![]() | 26.5 КБ |
![]() | 30.5 КБ |
![]() | 10.5 КБ |
![]() | 11.24 КБ |
![]() | 13.5 КБ |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/29/image0027.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/29/image0028.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/29/image0029.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/29/image0030.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/29/image0031.jpg)
Предварительный просмотр:
Падежные окончания имен существительных
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Склонение имён прилагательных
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
-ИК- если при изменении слова гласный звук «не убегает»: ключик - ключика. -ЕК- если гласный звук при изменении слова «убегает»: замочек – замочка. | -ИК- если при изменении слова гласный звук «не убегает»: ключик - ключика. -ЕК- если гласный звук при изменении слова «убегает»: замочек – замочка. | -ИК- если при изменении слова гласный звук «не убегает»: ключик - ключика. -ЕК- если гласный звук при изменении слова «убегает»: замочек – замочка. |
Предварительный просмотр:
-ОНОК- после твёрдых согласных
Ш , Ж , Ч .
-ЁНОК- в остальных случаях .
Предварительный просмотр:
Имя прилагательное —
часть речи, обозначает признак предмета,
отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Постоянные признаки (разряды имён прилагательных) | Непостоянные признак |
1. Качественные (сладкий, высокий, старый). | 1. Изменяются по числам (употребляются в единственном и во множественном числе(какие? -ые, ие)) |
2. Относительные (стеклянный, кухонный,лесной). | 2. В единственном числе изменяются по родам (употребляются в мужском роде (какой? -ой, -ий, -ый), женском роде (какая? -ая,-яя), среднем роде (какое? -ое,-ее) |
3. Притяжательные (лисья нор, волчий хвост, дедушкины очки). | 3. Изменяются по падежам (склоняются). |
Синтаксическая роль в предложении — определение.
Предварительный просмотр:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -
часть речи,которая отвечает на вопрос кто? что?
и обозначает предмет.
Постоянные признаки | Непостоянные признаки |
1. род (мужской, средний, женский) По родам существительные не изменяются!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! | 1. число (употребляются в единственном и множественном числе) |
2. склонение (1-е, 2-е, 3-е) | 2. падеж |
3. собственное или нарицательное | |
4. одушевлённое или неодушевлённое |
Морфологический разбор имени существительного:
1.(записываем слово) — имя сществительное (указываем падежный вопрос. Если слово в предложении употреблено с предлогом, то вопрос берём тоже с предлогом).
- Начальная форма (кто? что?)- данное слово в единственном числе в Именительном падеже.
- Постоянные признаки: род, склонение, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
- Непостоянные признаки: употреблено в каком числе и в каком падеже.
- Синтаксическая роль в предложении (записываем не падежный вопрос , а вопрос в контексте предложения, записываем слово,которое разбираем, записываем, каким членом в предложении.
___________________________________________________________
На лесной полянке * расцвели белые ромашки.
- На полянке — имя существ. (на чём?).
- Н.ф. (что?) - полянка.
- Пост пр.: ж.р., 1 скл..
- Непост. пр.: употреблено в ед. ч., в П.п. .
- (Где?) на полянке — обстоят..
В разборах сокращай правильно, ставь знаки препинания !!!
Предварительный просмотр:
Морфологический разбор глагола
1.(Записываем слово) — глагол (вопрос к записанному слову).
- Начальная форма ( что делать? что сделать?)
- Постоянные признаки: вид (совершенный- несовершенный), спряжение (1 или 2).
- Непостоянные признаки: время (настоящее, будущее, прошедшее).
Если глагол в настоящем или будущем времени, то
указываем число (ед- мн) и лицо (1,2,3).
Если глагол в прошедшем времени,
то указываем число и род.
Во множественном числе род не указываем.
- Роль в предложении.
Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит(3) ароматом.
1.Дышит – глагол (что делает?).
2. Н.ф. – дышать.
3. Пост. пр.: несов. вида, 2 спр..
4. Непост.пр.: употреблён в наст. вр., в ед. ч., в 3 л..
5. Что делает? – дышит - сказуемое.
Предварительный просмотр:
Однородные члены предложения
отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Однородными могут быть как главные члены , так и второстепенные:
- Однородные подлежащие (Сосны, берёзы, ели мелькали по сторонам.)
- Однородные сказуемые (Синицы слетались на стол и склёвывали крошки.)
- Однородные определения (Это были весёлые, смелые и сильные люди.)
- Однородные обстоятельства (Справа и слева проносились автомобили.)
- Однородные дополнения (Люди несли на базар овощи, птицу, фрукты, мёд.)
Знаки препинания при однородных членах предложения:
При однородных членах ставится запятая:
- Если однородные члены соединены союзом «а» .
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Если однородные члены соединены союзом «но».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Если однородные члены соединены повторяющимся союзом «и».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Если союзы отсутствуют, но имеет место интонация перечисления.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
!!!!!!! При однородных членах запятая не ставится, если союз «и» употреблён один раз.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
ШПАРГАЛКА ПО ТЕМЕ : «ЗНАЧЕНИЕ СУФФИКСОВ»
- Слова –названия мам животных:
-иц- -их-
Волчица , зайчиха.
- Слова-названия детёнышей:
-онок- -ёнок-
Тигрёнок, волчонок.
- Принадлежность к какому-либо месту жительства или национальности:
-ян-, -ан-, -анин-, янин-
Россиянин , россияне, парижанин, парижане.
- Уменьшительно-ласкательное значение:
-ушк-, -юшк-, -к-, -еньк-, -ек-, -ёк-, -еньк-, -ик-, -чик-, -очк-
Дедушка, хозяюшка, мышка, Сашенька, Санёк,зайчик, ключик, косточка.
- Образование отчеств:
-евн-, -евич-, -овн-, -ович-, -ич-, -иничн-
Сергеевна, Сергеевич, Петровна, Петрович, Ильич, Ильинична
- Значение , указывающее на профессию или принадлежность к какому-либо занятию: -тель-
Учитель, строитель, воспитатель.
Предварительный просмотр:
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
Правописание гласных –е- -и- в окончаниях глаголов зависит от спряжения.
- К 1-му спряжению относятся глаголы на –ать, -еть, -оть, -уть, -ыть (читать, рыть, гнуть, петь) и 2 глагола- исключения на –ить «брить» и «стелить».
У глаголов 1-го спряжения в окончаниях пишется гласная –е- и –ут/-ют в 3 лице множественного числа (читает, роем, гнёшь, поют, бреет, бреют, стелет, стелют).
- Ко 2-му спряжению относятся все глаголы на –ить (кроме «брить» и «стелить») и 11 глаголов- исключений (гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть – ВЫ ЗАПОМНИТЕ, ДРУЗЬЯ, ИХ НА «Е» ПИСАТЬ НЕЛЬЗЯ!!!).
У глаголов 2-го спряжения в окончаниях пишется гласная –и- и –ат/-ят в 3 лице множественного числа (проводит, клеишь, служите, ходите, видит, зависят, терпят).
Таблица глагольных окончаний
1 спряжение ВСЕ ГЛАГОЛЫ НЕ НА -ИТЬ + 2 ГЛАГОЛА-ИСКЛЮЧЕНИЯ (БРИТЬ, СТЕЛИТЬ) | 2 спряжение ВСЕ ГЛАГОЛЫ НА –ИТЬ + 11 ГЛАГОЛОВ-ИСКЛЮЧЕНИЙ(гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть) | ||||
Единств.число | Множеств. число | Единств. число | Множеств. число | ||
1 лицо | -у, -ю | -ем | 1 лицо | -у, -ю | -им |
2 лицо | -ешь | -ете | 2 лицо | -ишь | -ите |
3 лицо | -ет | -ут, -ют | 3 лицо | -ит | -ат, -ят |
В русском языке есть 2 разноспрягаемых глагола (хотеть, бежать):
хочу бегу
хочешь бежишь
хочет бежит
хотим бежим
хотите бежите
хотят бегут
Предварительный просмотр:
Памятка «Синтаксический разбор предложения»
- Дайте характеристику предложения: по цели высказывания и по интонации.
- Определи грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).
- Дайте характеристику по основе предложения.
- Дайте характеристику по наличию второстепенных членов предложения.
- Разбери второстепенные члены предложения:
- Работаем с группой подлежащего ( ставим вопросы от подлежащего).
- Работаем с группой сказуемого (ставим вопросы от сказуемого).
- Работаем с группой второстепенных членов (ставим вопросы от второстепенных членов друг к другу).
- Дайте характеристику по осложнению.
Подсказка 1.
Подлежащее- кто? Что?
Сказуемое – что делать?
Обстоятельство –Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
Дополнение- Чего? Кого? Чему? Кому? Чем? Кем? О чём? О ком? Что?
Определение- Какой? Какая? Какое? Какие?
Подсказка 2.
Ц-по цели высказывания: повеств., вопр., побуд..
И- по интонации: воскл., невоскл..
Найди основу предложения (подлежащее и сказуемое)
О-по основе: простое, сложное
Г- 5 класс
В- по наличию второстепенных членов: распр., нераспр..
О- осложнено или не осложнено (если в предложении есть однородные
члены, то предложение осложнено, ели нет однородных членов, то не
осложнено) .
Предварительный просмотр:
Русский язык
4 класс
декабрь
Списывание.
Медвежья семья.
Медведица с медвежонком вышли на лесную полянку. Испугалась медведей быстрая куница. А малыш не боится. Ему всё интересно: и гриб лапой потрогать, и старый пень обнюхать, и на мягкую травку прилечь.
Мама не даст медвежонка в обиду. Она внимательно оглядывается по сторонам, замечает любую опасность.
Трудно увидеть медведей. Хорошо слышит чуткая медведица. Не заметишь, как скроются в лесу осторожные звери. Да лучше им на пути не попадаться.
Вариант 1.
1.
Выпиши из диктанта 3 глагола 2-го спряжения. Обоснуй своё мнение.
2.
Выпиши из диктанта 2 глагола с мягким знаком после шипящих. Приведи ещё 2 своих примера на это же правило.
________________________________________________________________________
Русский язык
4 класс
декабрь
Списывание.
Медвежья семья.
Медведица с медвежонком вышли на лесную полянку. Испугалась медведей быстрая куница. А малыш не боится. Ему всё интересно: и гриб лапой потрогать, и старый пень обнюхать, и на мягкую травку прилечь.
Мама не даст медвежонка в обиду. Она внимательно оглядывается по сторонам, замечает любую опасность.
Трудно увидеть медведей. Хорошо слышит чуткая медведица. Не заметишь, как скроются в лесу осторожные звери. Да лучше им на пути не попадаться.
Вариант 2.
1.
Выпиши из диктанта 3 глагола в начальной форме. Допиши к ним 2 глагола-исключения, которые относятся к 1-му спряжению.
2.
Выпиши из диктанта 2 глагола с -тся и -ться на конце. Приведи ещё 2 своих примера на это же правило.
Предварительный просмотр:
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ:
- ПРИСТАВОЧНЫЙ СПОСОБ ( бес + порядок=беспорядок).
- СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ (чай+ник=чайник).
- ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ
(без+рукав+ка=безрукавка).
- СЛОЖЕНИЕ (пар+ходить= пароход,
ковёр+самолёт= ковёр-самолёт).
Предварительный просмотр:
Таблица глагольных окончаний
1 спряжение ВСЕ ГЛАГОЛЫ НЕ НА -ИТЬ + 2 ГЛАГОЛА-ИСКЛЮЧЕНИЯ (БРИТЬ, СТЕЛИТЬ) | 2 спряжение ВСЕ ГЛАГОЛЫ НА –ИТЬ + 11 ГЛАГОЛОВ-ИСКЛЮЧЕНИЙ (гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть) | ||||
Единств. число | Множеств. число | Единств. число | Множеств. число | ||
1 лицо | -у, -ю | -ем | 1 лицо | -у, -ю | -им |
2 лицо | -ешь | -ете | 2 лицо | -ишь | -ите |
3 лицо | -ет | -ут, -ют | 3 лицо | -ит | -ат, -ят |
Предварительный просмотр:
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР:
1. Выдели слоги дугами.
2. Поставь ударение.
3. Запиши транскрипцию слова.
4. Запиши в столбик буквы и звуки.
5. Характеризуем гласные звуки: ударный-бузударный
Записываем:
гласн., ударн., (безударн.,).
6.Характеризуем согласные звуки: звонкий- глухой парный – непарный,
твёрдый –мягкий парный-непарный.
Записываем:
согл., зв. (глух.) парн. (непарн.), тв.(мягк.), парн. (непарн.).
7. В слове … букв, … звуков.
Предварительный просмотр:
Формулы задач на движение
V (вэ)- скорость (км/ч, м/ч, м/мин, м/с ….)
S(эс) – расстояние, путь (м, км …)
t(тэ) – время (сек, часы…)
V=S:t
Для того , чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время.
S= V х t
Для того, чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.
t = S:V
Для того, чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость.
Предварительный просмотр:
Части речи (изучает раздел русского языка «МОРФОЛОГИЯ») | Члены предложения (изучает раздел русского языка «СИНТАКСИС») |
Имя существительное (парта, небо, собака, ветер) Кто ? Что? Предмет | Подлежащее Кто? Что? |
Глагол (гулять, спать, жить, бездельничать) Что делать? Что сделать? Действие предмета | Сказуемое Что делать? |
Местоимение (я,ты,он, она, оно, они, вы, мы, они — склоняются) Кто? Что? Указывает на лица и на предметы | Дополнение косвеные вопросы падежей (все падежные вопросы кроме вопросов именительного падежа) |
Имя прилагательное(красный, вкусный, высокий, кухонный) Какой? Какая? Какое? Какие? Признак предмета | Определение Какой? Какая? Какое? Какие? |
Наречие (хорошо, везде, вдали, криво, завтра) Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Признак действия | Обстоятельство Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? |
Имя числительное (пять, пятый) | |
Предлог ( в, на, около, возле) | |
Союз (и, а, но) | |
Междометие (Ах! Ох! Эх!) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс
Презентация содержит материал к уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/02/picture-350530-1680461142.jpg)
Русский язык " Книжка-помогай-ка"( правила для 4 класса)
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения. Успехи в изучении русского языказа висят и от того, как преподнести данную информацию. Я выбрала те правила, которые чаще всег...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/23/picture-180254-1471960325.jpg)
Урок русского языка "Учимся применять орфографические правила" (2 класс)
Урок русского языка "Учимся применять орфографические правила" (УМК "Начальная школа 21 век)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/28/picture-466474-1582914301.jpg)
Обобщение опыта по теме "Формирование познавательного интереса у школьников на уроках русского языка с опорой на педагогические условия организации и проведения дидактических игр как средства обучения"
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Столкнулась с такой проблемой как однотипность и шаблонност...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/20/picture-1334350-1621525086.jpg)
Конспект урока русского языка "Учимся применять орфографические правила" (Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: «Учимся применять орфографические правила»Цели деятельности учителя: актуализация знаний по изученным орфографическим правилам написания слов; развитие орфографической зоркости, обог...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-1305866-1610950510.jpg)
Конспект урока русского языка «Учимся применять орфографические правила» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )
Тема: «Учимся применять орфографические правила» Цели деятельности учителя: закрепление умения определять приставки у глаголов, работать с транскрипцией слов, распознавать в словах проверя...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/01/picture-1382511-1643743657.jpg)
Технологическая карта по русскому языку. Тема урока: «Основные правила орфографии» , УМК «Перспектива» (4 класс)
Тип урока: урок рефлексииЦель урока:Повторить основные правила орфографии, формировать орфографические умения и навыкиЗадачи урокаДидактические:Закрепить представления учащихся обосновных правилах орф...