Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Симкина Татьяна Николаевна

Урок по руссокму языку в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neopredelennaya_forma_glagola.doc123.5 КБ
Файл Презентация к уроку478.45 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК

ПО   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

в   4-А классе

по теме:  

«Неопределенная форма глагола»

Учитель: Симкина Татьяна Николаевна,

Высшая  квалификационная категория.

2019 год

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема

Неопределенная форма глагола

Цель

Познакомить с новым понятием «Начальная форма глагола»

Задачи

Образовательные:

  1. расширять представления детей о глаголе как части речи, его грамматических признаках;
  2. учить детей составлению рассказа на заданную тему по опорной схеме;
  3. обучать навыку систематизировать полученные знания.

Развивающие:

  1. способствовать становлению учебной деятельности;
  2. обогащать познавательно-исследовательский опыт детей;
  3. обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение к русскому языку;
  2. воспитывать эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать и различать грамматические признаки глагола: число, лицо, время, начальная форма;

- выделять их основные отличительные признаки.

Личностные:

- осуществлять самооценку на основе критерия успешности.

Метапредметные:

- владеть коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах и группе.

Основные понятия

Неопределенная форма глагола,  число, время, лицо глагола.

Ресурсы

- учебно-методический комплект  программы «Школа России», учебник и тетрадь «Русский язык», автор В.П.Канакина.

- конверты с заданиями, презентация.

Форма организации обучения

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Технологии

Деятельностный метод обучения, групповой способ обучения, информационно-коммуникативный,  личностно-ориентированный, дидактическая игра.

Элементы   дидактической структуры   урока

Содержание

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

- Начинаем урок.

- Вас ждут удивительные открытия.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов.

Регулятивные УУД. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности

Слайд 1(титул)

Актуализация знаний

- Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их.

- Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и  красиво запишите её   в тетрадь.

  • С книгой поведешься, ума наберешься.
  • Учить - ум точить.
  • Сделали дело – гуляем смело!
  • Одному всей премудрости не пройти.

- Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Приступим.

Сценка

- Однажды, у одного господина корреспондент взял интервью.

- Послушайте его и догадайтесь, кто он.

  • Кор.: Что вы больше всего любите делать?
  • Часть речи: Люблю действовать!
  • Кор.: Что вы больше всего не любите?
  • Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!
  • Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?
  • Часть речи: Могу путешествовать во времени!

  • Кто же этот господин? Верно - это глагол, наш знакомый незнакомец.
  • Почему я его так назвала? (Ученики: Мы не всё знаем о глаголах)
  • Расскажите, что вы знаете о глаголах. (часть речи, отвечает на вопросы, обозначает, изменяется по временам, числам, лицам, родам)

Познавательные УУД

Слайд 2(пословицы)

Слайд 3 (незнакомец) 

Коммуникативные  УУД.

Слайд 4 (повторение о глаголе) 

Проблемная ситуация.

Выявление места и причины затруднения.

Определение темы урока

Определение цели урока.

  • Вернемся к пословицам. Выпишите глаголы из пословиц. Укажите форму времени. (Работаем у доски).
  • Что же у вас получилось? (Проблемная ситуация)
  • (Ученик: поведешься (б.в.), наберешься (б.в.), учить (?), точить(?), сделали (П.В.), гуляем(н.в.), пройти (?))                         
  • У всех глаголов смогли определить время?
  • В чем возникло затруднение? (не у всех глаголов можем определить время и число)

Какая форма глагола вам не знакома?

  • Что сегодня вы будете исследовать? (Глаголы, у которых нельзя определить время и число.  Будем исследовать неизвестную  форму  глагола.)
  • А как бы вы назвали форму глагола, у которого нельзя определить время и число?
  •  Сформулируйте тему нашего урока.
  •  (Неопределенная форма глагола) (доска: открыть тему урока)
  • По-другому можно назвать неопределённую форму глагола: начальная форма глагола или инфинитив.
  • Кто уже догадался, что вы будете исследовать на уроке? (неопределенную форму глагола)
  • Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем она отличается от других глаголов.
  • Какую цель перед собой поставите?
  • Узнать, чем неопределенная форма глагола отличается от других глаголов.
  • Почему неопределённую форму глагола так назвали?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Особенности неопределённой формы глагола.

Слайд 5 (пословицы)

Тетрадь и доска

Слайд 6 (тема урока) 

Практическая работа в группах.

Поиск выхода из проблемной ситуации.

3. Работа в группах. Построение проекта выхода из затруднения.

1)  – Чтобы это узнать, выполните исследовательскую работу.

Работать будете в группах. (Назначить ответственных).

- Вспомним правила работы в группах.

- Работать будете по плану:

План.

  1. Прочитайте текст.
  2. Определите время и число глаголов.
  3. На какие вопросы они отвечают?
  4. Какие суффиксы в этих словах повторяются?
  5. Заполните таблицу. Сделайте вывод.

- Результаты вашего исследования запишите в исследовательскую карточку, которая станет для вас памяткой.

- Выполняйте работу в группах по плану.

Текст карточки

     Трудно найти в лесу дикое животное.  Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей.  Надо беречь природу!                      

2) Работа групп.

3) Ответы детей по плану.

Неопределённая форма глагола

(начальная форма глагола,  инфинитив)

1.Почему так называется?

________________

________________

________________

2. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:

_________________,___________________

3.Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы:

_________________

- Вывод: глагол имеет начальную форму. Н.Ф. не изменяется. Отвечает на вопросы что делать? Что сделать? И образуется при помощи –ть, -ти, чь.

- Где можем проверить свои выводы? (учебник с.72)

- Какое затруднение было в начале урока? (не смогли определить форму глагола)

- В какой форме стоят эти слова? (учить, точить, пройти - Н.Ф)

- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

Слайд 7 (работа в группе)

 

Коммуникативные  УУД.

Слайд 8(план) Среди учеников распределяются роли работы в группах.

План работы в группах на доске.

Работа  в группах. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Слайд 9 (вывод) 

Слайд 10 (возвращение к проблемной ситуации) 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

2. Игра «Кто самый внимательный?»

- Хлопаем, если услышите глагол неопределённой формы:

Решать, решает, решить, красить, кровать, закрасить,  привезти, , везти, стеречь, ночь, бросал, испечь

Запишите глаголы в начальной форме в 2 столбика (1 ученик на доске и в тетради).

- На какие две группы можно разделить эти слова? (вопрос что делать? что сделать?)

Что делать?    Что сделать?

Решать                  решить

Красить                закрасить

везти                      привезти

стеречь                испечь

- Прочитайте глаголы 1 столбика. Что у них общего? (глаголы отвечают на вопрос Что делать?)

- Прочитайте глаголы 2 столбика. Что у них общего? (глаголы отвечают на вопрос Что сделать?)

- Выделите суффиксы.  

Слайд 11 (игра на внимание) 

Слайд 12 (разбиение на 2 группы - проверка)

Физминутка

- Раз сегодня говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана с этой частью речи.

- Как надо ходить? (Вот так)

- Как плыть?

- Как бежать?

-  Как жить?

- Как сидеть?

- Назовите глаголы, которые встретились в тексте физкультминутки?

- Что можете сказать об этих глаголах? (Н.Ф.)

Слайд 13 (физминутка) 

Включение в систему знаний.

  • Прочитайте текст.
  • О чем говориться в тексте?
  • Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы. Подчеркнуть глаголы, выделить суффиксы.

Полезные советы.

           Важно (берегу) своё здоровье. Утром   нужно  (делаю)  зарядку.  Нельзя (задерживаю)  дыхание,  надо  (дышу)  ровно. Зарядку  нужно  (делаю)  при  открытой  форточке.

-Придумайте еще 2-3 правила о том, как надо делать упражнения утренней зарядки, используйте глаголы в неопределенной форме.

Фронтальная работа. Письмо в тетради. Взаимопроверка.

Слайд 14 (текст)

Самостоятельная работа  тетрадях с самопроверкой по образцу

 Самостоятельная работа.

- Проверим свои знания.

- Замените фразеологизмы глаголами.

Зарубить на носу-_____________________________

Пропустить мимо ушей-___________________________

Делать из мухи слона-____________________________

Водить за нос-____________________________________

Держать язык за зубами-_____________________________

 Дать слово-___________________________________________

Вставлять палки в колёса-__________________________________

- Прочитайте задание.

Самостоятельная работа: проверьте свою работу по образцу.

- Если работа выполнена правильно, то поставьте «+», если – нет, то «?».

      - справился с заданием?

- Кто допустил ошибки?

- В чем причина ваших ошибок?

Слайд 15 (задания для сам.работы)

Слайд 16-17 (проверка с/р)

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Проверка по образцу.

Оценка «+» или  «?».

 Работа с  учебником

- стр.73, упр.151

- Учащиеся записывают словосочетания в тетрадь,   определяют, какой частью речи являются выделенные слова и составляют с одним из них предложение.

Взаимопроверка

Рефлексия

- Какую цель вы ставили перед собой?

- Достигли ли вы цели?

- Кому удалось сделать открытие «самому»

- Остались ли у вас трудности?

- Оцените свою работу на уроке? (цветные ладошки)

Слайд 19 (рефлексия)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Рассказывают о своих затруднениях

Самооценивание .

Домашнее задание

Правило на стр. 72, упр.151

Личностные УУД

Слайд 20 (спасибо за урок)

Раздаточный материал.

Неопределённая форма глагола

(начальная форма глагола,  инфинитив)

  1. Почему так называется форма глагола?

_______________________________________

_______________________________________

2. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:

____________________,___________________

  1. Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы:

_______________________________________

Карточка №1

     Трудно найти в лесу дикое животное.  Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей.  Надо беречь природу!                      

Карточка №2

Самостоятельная работа

Зарубить на носу -  __________________________________

Пропустить мимо ушей -  _____________________________

Делать из мухи слона -  _______________________________

Водить за нос -  ______________________________________

Держать язык за зубами -  ______________________________

 Дать слово -  _________________________________________

Вставлять палки в колёса - ______________________________

Неопределённая форма глагола

(начальная форма глагола,  инфинитив)

1.Почему так называется?

2. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы:

3. Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на:

Неопределённая форма глагола

(начальная форма глагола,  инфинитив)

1.Почему так называется?

2. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы:

3. Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на:

Неопределённая форма глагола

(начальная форма глагола,  инфинитив)

1.Почему так называется?

2. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы:

3. Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

С книгой поведешься, ума наберешься. Учить – ум точить. Сделали дело – гуляем смело! Одному всей премудрости не пройти. Выберите пословицу:

Слайд 3

«Знакомый незнакомец»

Слайд 4

ГЛАГОЛ! Почему он «знакомый незнакомец»?

Слайд 5

Часть речи - … Отвечает на вопросы - … Обозначает - … Изменяется - … Что в ы знаете о глаголах?

Слайд 6

С книгой поведешься, ума наберешься. Учить – ум точить. Сделали дело – гуляем смело! Одному всей премудрости не пройти. Выпишите глаголы из пословиц:

Слайд 7

Тема урока: «Неопределенная форма глагола».

Слайд 8

Прочитайте текст. Определите время и число глаголов. На какие вопросы они отвечают? На что могут оканчиваться глаголы в неопределенной форме? Заполните таблицу. Сделайте вывод. План работы в группе.

Слайд 9

К акое затруднение было в начале урока? В какой форме стоят эти слова? Смогли ли вы преодолеть затруднение? Вернемся к проблемной ситуации.

Слайд 10

Игра «Кто самый внимательный?»

Слайд 11

Решать, решить, красить, закрасить, привезти, везти, стеречь, испечь. Разделите глаголы на две группы:

Слайд 12

Что делать? Что сделать ? решать решить красить закрасить везти привезти стеречь испечь

Слайд 13

ФИЗМИНУТКА!

Слайд 14

Важно (берегу) своё здоровье. Утром нужно (делаю) зарядку. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке. Полезные советы.

Слайд 15

Зарубить на носу -________________________________ Пропустить мимо ушей -___________________________ Делать из мухи слона -_____________________________ Водить за нос -___________________________________ Держать язык за зубами -___________________________ Дать слово -______________________________________ Вставлять палки в колёса -__________________________ Замените фразеологизмы глаголами в неопределенной форме.

Слайд 16

Зарубить на носу – ЗАПОМНИТЬ. Пропустить мимо ушей - ПРОСЛУШАТЬ. Делать из мухи слона – ПРЕУВЕЛИЧИВАТЬ. Водить за нос – ОБМАНЫВАТЬ. Держать язык за зубами – МОЛЧАТЬ. Дать слово – ПООБЕЩАТЬ. Вставлять палки в колёса – МЕШАТЬ. Образец.

Слайд 17

Страница 73 , упражнение 151. Работа с учебником.

Слайд 18

Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли вы цели? Кому удалось сделать открытие «самому »? Остались ли у вас трудности? Оцените свою работу на уроке? Подведем итоги.

Слайд 19

Правило на странице 72 , упражнение 152. Домашнее задание:

Слайд 20

СПАСИБО ЗА УРОК!