Качественные имена прилагательные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Орлова Лариса Викторовна

Процент школьников с речевыми нарушениями, а также испытывающих проблемы в построении связной речи, с каждым годом все больше. Для учителя как никогда становится важным создавать на уроках необходимые условия, чтобы побуждать ребёнка говорить. А также интересно организовывать учебную жизнь ребёнка, чтобы положительные эмоции подталкивали его к свободному выражению своих мыслей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka_kachestvennoe_prilagatelnoe.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Орлова  Л. В.

учитель начальных классов ГБОУ гимназии №524

Московского района  г. Санкт – Петербурга

Технологическая карта урока

Название предмета: Русский язык    Класс: 3       Номер урока в теме: 1       Дата: 9 апреля      УМК: «Школа XXI века», школа №489

Тема урока: качественные имена прилагательные

Актуальность урока: процент школьников с речевыми нарушениями, а также испытывающих проблемы в построении связной речи, с каждым годом все больше. Для учителя как никогда становится важным создавать на уроках необходимые условия, чтобы побуждать ребёнка говорить. А также интересно организовывать учебную жизнь ребёнка, чтобы положительные эмоции подталкивали его к свободному выражению своих мыслей.

Эффект от урока: обогащение речи именами прилагательными делает ее более выразительной красивой, помогает лучше передать мысли в устной и письменной речи, помогает детям в развитии орфографической зоркости. Положительное впечатление от урока зарождает желание работать над темой с большим интересом и усилием.

Цель деятельности учителя: создание условий для самостоятельного осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся

Цель деятельности учащихся: получение сведений по теме урока (знакомство с новым понятием, отличительными особенностями качественных прилагательных, особенностями их применения)

Цели: Образовательные:

создать условия для актуализации опорных знаний, осознания новых знаний, организовать формулировку темы урока,  учебной цели и учебных задач учащимися

Развивающие:

Работать над формированием умений по самоконтролю и самооценки, взаимопроверки и взаимооценки.

Воспитательные:

воспитывать любовь к родному языку, коммуникативную культуру, понимание ребенком своих возможностей

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения

- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки других субъектов образовательного процесса

- обретение чувства любви к своему языку, к его особенностям,  культуре речи

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- ставить учебно – познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий

-планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно – познавательными и учебно – практическими задачами

- контролировать свои действия, вносить по ходу действий необходимые коррективы

- оценивать результаты своих действий, находить ошибки, исправлять их

Познавательные УУД

- понимание личных приобретений в процессе урока

- понимание качеств, которые помогают достичь целей

Коммуникативные УУД

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы, обосновывать и отстаивать свою точку зрения

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, осуществлять совместную деятельность впарах, группах

- допускать возможность разных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательное отношение к партнерам

Предметные результаты

- Знакомство с новым понятием «качественное прилагательное», особенностями качественных имен прилагательных.

- закрепление знаний о имени прилагательном, его роли в речи

Тип урока: урок открытия новых знаний

Основные понятия: имя прилагательное, качественное имя прилагательное

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир

Формы работы на уроке: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная

Технология: игровой деятельности (театрализация), групповой деятельности, технология критического мышления

Оборудование:

  • Презентация
  • Карточки со словами – подсказками
  • Карточки - чемоданчики для рефлексии
  • Чемодан, 2 красных яблока, 2 мягкие игрушки, 2 коробочки
  • Карточки с вариативным домашним заданием
  • Карточки с вариативным домашним задание в коробочках из предыдущего пункта

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Виды деятельности обучающихся

Планируемые

предметные результаты

Планируемые результаты

УУД

Подготовительный этап

Организационный момент

1 минута

Представление, положительный настрой на урок.

Запись числа.

Настраиваются на урок, записывают число.

Включение обучающихся в образовательный процесс.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения

Актуализация знаний

Беседа

2 минуты

Минутка чистописания

3 минуты

Словарная работа.

3 минуты

Заполнение кластера

3 минуты

Беседа о путешествиях. Проведение «Умной зарядки».

Проведение минутки чистописания.

Организация самооценки.

Заполнение и обсуждение кластера по теме «Имя прилагательное»

Поддерживают беседу, отвечают на вопросы.

Записывают буквы и словарные слова по заданию. Выполняют само и взаимооценку.

Заполняют кластер по теме «Имя прилагательное», называют свои ассоциации

Актуализация и уточнение опорных знаний.

Активное включение учащихся в образовательный процесс.

Повторить основные понятия по изучаемой теме.

Выполнять действия по заданию.

Строить речевое высказывание в устной форме обосновывать и отстаивать свою точку зрения.

Допускать возможность разных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательное отношение.

Осуществлять само и взаимо оценку.

Открытие новых знаний

Определение темы и цели урока

10 минут

 Организует открытие новых знаний на основе наблюдения за предметами.

Подводит детей к выводу об особенностях качественных имен прилагательных.

Организует работу с правилом, подбор собственных примеров.

Подводит детей к выводу о теме урока.

Организует постановку целей, подводит к выводу, что поможет их достичь.

Читают правило, наблюдают за качествами предметов, делают выводы.

Сравнивают свои выводы с правилом, подбирают свои примеры.

Определяют цели и задачи урока, называют качества, которые помогут их достичь.

Коммуникативная деятельность.

Аналитическая деятельность.

Знакомство с новым понятием, получение знаний об особенностях качественных имен прилагательных.

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, осуществлять совместную деятельность в парах и группах.

Планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно – познавательными и учебно – практическими задачами.

Контролировать свои действия, вносить по ходу действий необходимые коррективы.

Работа над новой темой

Первичное закрепление

7 минут

Задание на углубленное понимание изученной темы

10 минут

Организует выполнение упр 2 с. 11, взаимопроверку и самооценку, подводит к выводу, что в тексте есть прилагательные, которые не относятся к качественным.

Организует эмоциональную рефлексию.

Предлагает выбрать разноуровневое задание, оказывает индивидуальную помощь, проверку работы.

Подсчет баллов.

Коммуникативная деятельность.

Самоконтроль.

Самооценивание, взаимооценивание.

Осознания особенностей качественных имен прилагательных.

 Планировать свои действия. Контролировать свои действия, вносить по ходу действий необходимые коррективы.

Осуществлять само и взаимо оценку.

Строить речевое высказывание в устной форме обосновывать и отстаивать свою точку зрения.

Рефлексия

2 минуты

Организует заполнение карточек, выслушивает мнение детей, проводит «голосование».

Заполняют карточки, высказывают свое мнение. Голосуют.

Рефлексивная деятельность.

Допускать возможность разных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательное отношение к партнерам.

Понимание личного «приобретения» от урока, «что получил именно я».

Итог урока

2 минуты

Возвращает детей к теме и целям урока, подводит к выводу о достижении цели.

Вспоминают тему и цель урока, приходят к выводу о их достижении. Отвечают на вопросы.

Рефлексивная деятельность.

Понимание результатов своей работы, приемов и качеств, которые помогли этого достичь.

Вариативное домашнее задание

1 минута

Предлагает разные варианты ДЗ.

Выбирают ДЗ в зависимости от личных желаний.

Определяются с заданием по выбору.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений.

Ход урока

  1. Подготовительный этап. Организационный момент

Дети рассаживаются за парты, записывают число. Учитель представляется ученикам.

  1. Актуализация знаний.  

Ребята, вы, наверное, удивлены, что я пришла с чемоданом? Вы знаете, я тоже работаю учителем в 3 классе, только в другой школе. Я очень переживала, когда собиралась к вам на урок! И мои дети тоже за меня переживали! Они хотели мне помочь и собрали для моего путешествия к вам чемодан.

А вы когда-нибудь были в путешествии? Встаньте.  Почти все!

А зачем люди путешествуют? (чтобы увидеть что-то новое, узнать что-то новое, отдохнуть и тд). (Слайд Путешествие)

Я предлагаю вам сегодня вместе со мной отправиться в путешествие. Надеюсь, что вы узнаете много нового и интересного!

Перед любым путешествием надо подготовиться. Давайте выполним «Умную зарядку» (массаж рук карандашом, выполнение упражнения для рук, зарядка для ума).

Начнем с минутки чистописания. Те, кто сидит на первом варианте, пропишите строку, чередуя заглавные и строчные буквы из слова путешествие, которые обозначают гласные звуки, а второй вариант – буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Какие буквы прописали? А какую нет? Почему? Дайте характеристику звуков, которые обозначает данная буква.

Поставьте на полях буквы СО. Они будут обозначать слово самооценка. Оцените качество выполнения минутки чистописания. Если все буквы записаны правильно, красиво, поставьте 2 балла. Если некоторые буквы получились не совсем хорошо – 1 балл. Если пока у вас не получается писать красиво и аккуратно, поставьте 0.

Вы знаете, ребята, мы с моим классом недавно тоже ездили в путешествие. А куда, попробуйте догадаться, прочитав текст. (Слайд с текстом, в котором выделены прилагательные). Догадались? Ну конечно это наша столица - Москва!

Найдите в тексте слова, в которых пропущены буквы. Запишите их на след строке через запятую, поставьте ударения и выделите орфограммы.

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность написания слов, если правильно – ставим над словом плюс, если неправильно – минус. (Слайд - проверка). Встаньте те, кто все слова написал правильно. Молодцы! Поставьте себе на полях столько баллов, сколько слов вы записали правильно.

Что общего у всех записанных слов? Верно, все они являются именами прилагательными.

Заполните с соседом кластер. Запишите, какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите понятие «Имя прилагательное» (1 минута). Дети заполняют кластер, учитель слушает высказывания детей, организует живое обсуждение.

Какие вы молодцы! Как много уже знаете об имени прилагательном! Наверно мне тогда нечего делать, надо заканчивать урок. (Иду с чемоданом к дверям)

А может быть, вы не все секреты имени прилагательного знаете? Как вы думаете, сможем мы во время путешествия  узнать что-то новое и интересное? Конечно! Тогда давайте продолжим.

  1. Открытие новых знаний

Откройте стр 110, прочитайте правило внизу страницы. Закройте учебник. Что нового узнали?

Как интересно! И непонятно! Даже не знаю, как же вам лучше объяснить…

Ладно, давайте лучше отдохнем и посмотрим, что же мои ученики положили мне в дорогу? Ведь любопытно, правда! (Из чемодана появляются предметы – 2 яблока, 2 игрушки и 3 коробочки)

Какой одинаковый признак у двух яблок? Какое по цвету первое яблоко, а второе (красное – краснее – более красное)

Какой одинаковый признак у игрушек? Как сказать про этот признак у медвежонка? А у котенка? (пушистые – менее пушистый).

Какие коробки? (маленькие). Но одна маленькая, а другая ,,, меньше, а третья совсем ,,,маленькая.

Что мы сейчас делали с именами прилагательными? (сравнивали). Какие слова – помощники помогли нам в этом. (карточки со словами – помощниками на магнитную  доску)

Какой вывод мы можем сделать? Одни признаки могут быть выражены  у предмета в большей степени, а другие – в меньшей.

Давайте проверим наши предположения и узнаем, как называются такие прилагательные. Откройте учебник и прочитайте правило и примеры на стр 111 под ключиком. Придумайте в паре свой пример качественного прилагательного. Готовые пары встают. Докажите, что ваше прилагательное действительно относится к качественным именам прилагательным.

Назовите тему сегодняшнего урока. Качественные имена прилагательные.

Какие цели поставим перед собой? Составьте в четверках цели из разрезанных частей, назовите по одной ( 4 цели, каждый в четверке собирает свою).

Что поможет нам достичь этих целей? (Взаимопомощь, внимание, умение слушать, договариваться  и т.д.) 

  1. Работа над новой темой

Дети выполняют упр 2 с. 11

Прочитайте задание. Что нужно сделать? Какие слова – подсказки помогут нам выполнить данное задание правильно? Переворачиваю часики на 3 минуты. Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом наискосок. (Слайд - проверка). Проверьте правильность слов – ставим плюс. Верните тетрадь. У кого выписаны все слова без ошибок? Поставьте себе на полях еще 5 баллов. Если выписали не все – 4 балла, если были ошибки – 3.

Какие имена прилагательные не выписали? Почему? Приведите свой пример имени прилагательного, которое не является качественным. А как называются такие прилагательные, вы узнаете на следующих уроках. Не пропустите!

Сделайте на полях самооценку понимания данной темы. Если все понятно, поставьте веселый смайлик, если не очень – грустный. Встаньте те, кто поставил веселый смайлик. Я очень рада. Остальные ребята могут обратиться ко мне за помощью при выполнении следующего задания.

  1. Задание на закрепление и углубление понимания изученной темы.

Итак, вы готовы к выполнению более сложного испытания! Перед вами конверты с заданиями, достаньте их. На розовый листках задание простое, на зеленых более сложное. Прочитайте и сделайте свой выбор, какое задание вы хотите выполнить. Ненужную карточку уберите. Выполните выбранное задание. Поднимайте руку, кому потребуется моя помощь. (Часики на 3 минуты)

Давайте проверим. Куда путешествовали те из вас, кто выбрал сложный вариант? Прочитайте, какой текст у вас получился? Вы отлично поработали!

С кем вы встретились в путешествии другие ребята? Прочитайте получившийся текст. Какие слова – подсказки помогали вам правильно найти качественные имена прилагательные?

Поставьте себе 5 баллов, если вы выполнили задание полностью и правильно. Если немного не успели – 4, если были ошибки или пропуски слов – 3 балла. Посчитайте, сколько баллов вы набрали за сегодняшний урок. Запишите под чертой. Кто набрал более 12ти баллов встаньте. Вы молодцы! Я попрошу вашего учителя поставить вам положительные отметки за урок.

  1. Рефлексия

Наше путешествие подходит к концу. Возьмите в конвертах чемоданчики, прочитайте, какая фраза вам досталась и продолжите ее.  Положите карточку в правую тарелку, если вам понравилось занятие, и в левую, если не понравилось.

  1. Итог урока

Давайте вспомним, какие цели мы ставили. Достигли ли мы их? Что же помогла нам достичь этих целей?

  1. Вариативное домашнее задание

Мы же совсем забыли про коробочки, которые я принесла. А что же в них? Ваше ДЗ! Вы можете выбрать один из вариантов: (Дети получают листочки с вариативным домашним заданием).

Благодарю вас за урок. До новых путешествий!

Приложение.

Разноуровневые задания:

На … планете жили … человечки.  Домики у человечков были  с … крышами. Возле каждого домика сидели…дракончики. Они сидели на …верёвочках и рычали. На …деревьях пели …песни…мухи. А на… черепахах …человечки ездили  в гост

Про слух кошки.

Кошачий слух очень … Хлопок мебельной дверцей выводит из равновесия даже самого … кота. Домашней кошке знакомы … звуки. Она легко отличит … звук от …, … от …, … от…

Слова для справок: тонкий, спокойного, разнообразные, близкий, далекого, сильный, слабого, высокий, низкого

        Текст со словарными словами:

Это необычный город! В нем можно узнать много интересного об истории нашей Родины. Количество жителей в нем просто в огромное – более 12 миллионов человек!  Если вы прогуляетесь по его паркам и площадям, посетите многочисленные музей и ,конечно, зайдете в Кремль, то у вас будет прекрасное настроение и желание еще раз вернуться сюда.

Начало фраз на чемоданчиках:

  1. За время путешествия я узнал, что
  2. Мне было интересно узнать, что
  3. Теперь я знаю, что
  4. У меня получилось
  5. Больше всего мне понравилось
  6. Больше всего мне запомнилось
  7. Меня удивило, что
  8. Теперь я могу
  9. Я научился
  10. Лучше всего у меня получилось

Варианты ДЗ

  1. «серьезное» с. 112 упр. 3
  2. «игровое» составить кроссворд из качественных имен прилагательных (не менее5-ти слов)
  3. «творческое» нарисовать, как вы представляете себе «Качественное имя прилагательное»

Карточки со словами – помощниками: более, менее, самый, самая, еще

Цели урока:

Познакомиться с качественными именами прилагательными

Научиться отличать качественные имена прилагательные от других

Научиться приводить свои примеры качественных имен прилагательных

Научиться подбирать подходящие качественные имена прилагательные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Качественные имена прилагательные"

Данный урок проводится в 3 классе по УМК "начальная школа 21 в." под ред. Н. Ф. Виноградовой. В процессе комплексного анализа текста учащиеся упражняются в определени разрядов имён прилагательных, ...

Тема: «Качественные имена прилагательные» Тип урока «Открытие нового знания» Цель урока: создание условий для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антонимической пары.

Тема: «Качественные имена прилагательные»Тип урока «Открытие нового знания»Цель урока: создание условий  для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антоним...

"Качественные имена прилагательные"

3 класс. Качественные имена прилагательные....

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Качественные имена прилагательные.

Сценарий урока русского языка в 3 классе по УМК "Школа XXI века" на тему "Качественные имена прилагательные". Цели: ознакомить учащихся со значением имен прилагательных; учить сравнивать признаки пре...

Конспект урока «Качественные имена прилагательные» 3 класс

Цели деятельности учителя: Создание условий для понимания и различения имён прилагательных по значению.Планируемые результаты:Предметные:- Знать  особенности написание падежных окончаний имен при...

Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме "Качественные имена прилагательные и особенности их словообразования"

Цель: создать условия для формирования лексических признаков  качественных прилагательных - наличием антонимической пары, особенностях  их словообразования.Задачи:Личностные УУД: с...