конспект урока для 2 класса по русскому языку на тему "Имена собственные и нарицательные" школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ольга Николаевна Широбокова

конспект разработан в соответсвии ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока для 2 класса по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»

Ход урока

Орг. момент.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. Еще важными качествами успеха является:  правильная осанка-улыбка-настроение-старание-результат. Нужно сесть красиво, правильно.

  Актуализация знаний.

- Сегодня мы с вами проведем урок не в классе, а в сказке. А в какой  сказке, вы узнаете послушав песню.( Приключения Буратино).

- Посмотрите внимательно на экран, что делает Буратино? (Сидит за партой, пытается что-то написать)

- Кто учит Буратино? (Мальвина)

-Мальвина ему задала домашнее задание, а он его выполнить не может, если он не сделает домашнее задание, то Мальвина его не отпустит поиграть, а закроет в темном чулане. Вы хотите, чтобы Буратино оказался в темном чулане? (Нет). И он не хочет, поэтому просит вашей помощи. Мы ему не откажем в помощи? (Не откажем)

- Перовое задание. На экране написаны слова.

Молоко, завод, берёза, воробей, город, лисица, собака, ягода, Россия.

- Какое слово лишнее? (Россия)

- Почему? (Оно пишется с большой буквы т.к. это название страны.)

- Какой частью речи оно является? (Им.сущ.)

- Одушевлённое или неодушевлённое? (Неодушевленное)

- Молодцы с первым заданием справились. И Буратино тоже вместе с вами улыбнулся.

 Постановка темы и целей урока.

- Мальвина для Буратино еще задала задание, но уже по сложнее, она не думала, что Буратино, так быстро выполнит задание. Для этого  она продиктовала предложения, а Буратино не знает как правильно писать некоторые слова, поэтому он снова просит вашей помощи. Исправить ошибки.  (взаимопроверка). На ваших столах карточки  с диктантом, которые написал Буратино, прочитайте предложения и исправьте ошибки, на это задание 2 минуты

  Машина мчалась по гладкой дороге. Мы едем к бабушке дарье. Скоро москва. Бабушка живет на улице пушкинской.  ( Всего 3 ошибок)

- Что напутал Буратино? (Буратино написал слова Дарье, Москва, Пушкинской со строчной буквы)

- Кто попробует назвать тему нашего урока?  (Имена собственные  и нарицательные)

- Какую цель мы поставим сегодня перед собой (Какие слова относятся к именам собственным, а какие нарицательным?).

- Какие задачи поставим, чтобы добиться цели? (Научиться различать имена собственные и нарицательные;  знать термины «имя собственное», «нарицательное?»)

Открытие нового знания.

- Посмотрите на экран, 2 столбика.

Москва            город

Волга               река

- По какому принципу разделены слова?

- Скажите, сколько городов можно назвать словом город? (Много)

- А сколько городов можно назвать словом Москва? (Один)

- Сколько рек можно назвать словом река? (Много)

- А сколько рек можно назвать словом Волга? (Одну)

- Что же обозначают имена собственные? Для чего они нужны? (Они  называют предмет своим именем)

- Найдите общее слово для слов Москва, Тверь. (Это название городов)

- Что обозначают имена нарицательные? (Они обозначают общее слово для группы похожих предметов.)

- Сделайте вывод, что такое имена собственные и нарицательные. («Имя собственное называет предмет особым именем, выделяя его среди других и пишется всегда с заглавной буквы, другие слова - имена, общие для целой группы похожих предметов называют нарицательными и пишутся

со строчной буквы»)

 Физкультминутка   

 Первичное закрепление полученных знаний.

- Буратино и со следующим задание справиться не может, снова просит помочь ему.

Работа в парах.

- Вставьте имена собственные в текст, где это необходимо.

Текст.

Рыбалка.

Братья _______ и _______ живут в селе _______. Днём мальчики пошли на речку ________. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот _______. ________ поймал окунька. Эту рыбку дали ________. Вторую рыбку поймал _______.

 Слова для справок: Ваське, Миша, Васька, Коля, Вятское, Касть.

- Молодцы вы отлично справились с заданием. Мальвина очень рада, что у Буратино есть такие умные и безотказные помощники. Она уверена, что Буратино будет брать с вас пример, постарается делать все правильно без помощи других.

Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу. Буратино вас благодарит за помощь, теперь его Мальвина отпустит погулять, а мы с вами возвращаемся в свой класс.

- Какая цель была? (Какие слова относятся к именам собственным, а какие нарицательным?)

- Что мы сделали для того чтобы ее достичь? (Чтобы достичь цели, мы выполняли различные задания)

- Что нового мы узнали на уроке? (Что такое имена собственные и имена нарицательные)

- Какие существительные называются собственными? (Имя собственное называет предмет особым именем, выделяя его среди других)

- С какой буквы они пишутся? (Пишутся всегда с заглавной буквы)

- Какие существительные называются нарицательными?  (Имена, общие для целой группы похожих предметов называют нарицательными и пишутся

со строчной буквы)

Рефлексия

- Оцените свою работу. На ваших столах лежат ключики, которое оставил вам Буратино, ваша задача раскрасить ключики, если вам было интересно на уроке, все понятно, раскрасьте ключик зеленым цветом, если вам было где-то не интересно, не понятно что-то, то – желтым, а если вы все знали, вам не было интересно, то – красным.

- Спасибо за урок!

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс Русский язык Тема: Имя собственное. Правописание имен собственных

Предметная область: Русский языкКласс: 1Тема: Имя собственное. Правописание имен собственных Тип урока: ОНЗ...

Конспект Мастер - класса по русскому языку на тему "Имя прилагательное - слово волшебник?"

На данном занятии представлены авторские методические приёмы, применяемые при изучении темы "Имя прилагательное" в разных классах начальной школы....

конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...

Конспект урока во 2 классе по русскому языку по теме "Обобщение знаний о написании заглавной буквы в именах собственных"

Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.Задачи:·         Углубление знаний об именах собственных, совершенс...

Конспект урока по русскому языка на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные." (2 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока по русскому языка на тему: "Собственные и нарицательные  имена существительные." (2 класс, УМК "Школа России")...

Конспект открытого урока в 3 классе по русскому языку тема : "Глагол" . По программе"Школа России"

Конспект открытого урока  в 3 классе  по русскому языку тема : "Глагол" . По программе"Школа России"...