Форма слова. Окончание.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Лощанина Наталья Анатольевна

Форма слова. Окончание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon forma_slova.okonchanie.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

(сроки 03.06.2019-14.06.2019)

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Проект урока по теме: «Формы слова. Окончание»

                                                                                Выполнил учитель начальных классов

                                                        МБОУ «Школа № 117»

                                                                      Лощанина Наталья Анатольевна

                                                                                Квалификационная категория высшая

Стаж работы учителем начальных классов 37 лет

Нижний Новгород

2019 год

ПРОЕКТ УРОКА

СТРУКТУРА

Учебный предмет – русский язык.

УМК – «Школа России».

Тема урока – «Формы слова. Окончание».

Раздел: Состав слова (16 часов).

Тип урока – открытие нового знания.

Цель: познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, как показатель грамматической формы слова; формировать умение находить окончания в словах.

Задачи урока –

  • Развитие познавательных логических УУД анализа, синтеза, обобщения на основе анализа языкового материала в процессе изучения понятия «окончание слова».
  • Развитие регулятивных УУД: итогового самоконтроля на основе соотнесения полученного результата с образцом в учебнике; развитие целеполагания через постановку учебных задач с помощью учителя; развитие планирования на основе работы по составленному плану, по памятке.
  • Развитие коммуникативных УУД через организацию работы в группе.

           

Ожидаемые результаты:

а) предметные –  умение находить и выделять окончание как часть слова;

понимание понятия «форма слова».

б) метапредметные –

  • познавательные – умение работать с информацией, используя работу со словарём;

 умение анализировать языковой материал, обобщать полученные   результаты, доказывать своё мнение;

умение ставить перед собой цель под руководством учителя.

  • регулятивные – умение ставить перед собой учебную задачу (под руководством учителя), планировать свою деятельность;

умение принимать и удерживать учебную задачу в течение всего урока;

умение осуществлять контроль своих действий.

  • коммуникативные – умение высказывать своё мнение, слушать и понимать других;

умение работать в статической группе, взаимодействовать с партнёром.

в) личностные – осознание себя частью коллектива, своей значимости в процессе открытия нового знания;

формирование познавательного интереса к новому учебному материалу.

Оборудование:

  • интерактивная доска
  • компьютер
  • карточки с загадками
  • учебник «Русский язык. 3 класс» в 2-х частях, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
  • методическое пособие.

Этапы урока и хронометраж:

I. Организационный момент.

1 мин

II. Актуализация знаний.

2 мин

III. Формулирование темы урока, отгадывание загадок.

7 мин

IV. Постановка учебной задачи.

2 мин

V. Поиск ответов на поставленные вопросы (поиск путей решения проблемной ситуации).

5 мин

VI. Формулирование правила.

4 мин

VII. Физкультминутка.

2 мин

VIII. Первичное закрепление. Отработка понятия «форма слова».

3 мин

IX. Закрепление с проговариванием в громкой речи.

4 мин

X. Самостоятельная работа.

7 мин

XI. Домашнее задание.

1 мин

XII. Рефлексия.

2 мин

Содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1. Организационный момент.

Цель: мотивация к учебной деятельности

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что, время не теряем

И работать начинаем.

- Садитесь за парты.

Дети успокаиваются, настраиваются на работу.

Личностное УУД

Положительное отношение к учению.

2. Актуализация знаний.

Запись числа, классной работы.

-Начнём наш урок с минутки чистописания. Для чего она нужна?

Эта буква занимает 9 место в алфавите.

З  З  З       з//з//з

-Сегодня на уроке мы поговорим о том, из чего состоят слова. Для этого нам понадобится кое-что вспомнить.

(На доске написаны слова «зима, зимушка, зимний»)

-Прочитайте слова.

-Как мы можем назвать их одним словом?

-Почему мы можем назвать эти слова однокоренными?

-Найдём и выделим корень в этих словах.

- Что вы помните об этой части слова «корень»?

Вспомнить написание элементов буквы, чтобы писать красиво, вырабатывать каллиграфический правильный почерк.

Буква З.

-Однокоренными (родственными).

-У них есть общая часть, и они близки по смыслу.

- Корень -зим- (обозначают дугой).

- Это главная часть в слове, в которой заключено значение слова. Без корня слова не бывает.

Развитие речи, формирование умения правильно формулировать мысль.

Познавательные логические УУД:

анализ,

обобщение,

синтез.

3. Формулирование темы урока через разгадывание загадок.

-Ребята, как вы думаете, слово состоит только из корня, или в нём могут быть и другие какие-то части?

- А хотите узнать?

- Сегодня мы познакомимся с новой для вас частью слова. Как она называется, вы узнаете, отгадав загадки. (Приложение 1.)

- Отгадывать загадки вы будете в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

 (Дети получают листочки с загадками на парты и отгадывают их в парах.)

- Проверим, как пары справились с заданием. Сверим ваши ответы с экраном, если найдёте у себя ошибки – исправьте их. (Каждая пара по очереди зачитывает загадку и называет отгадку. На доске открывается слово.)

- Какое слово получилось из первых букв отгадок?

- Кроме корня в слове есть ещё буквы, значит, наверное, есть ещё какие-то части. Только мы их пока не знаем. -Да.

- Быть доброжелательными по отношению друг к другу; выслушивать мнение напарника; советоваться друг с другом шёпотом, чтобы не мешать окружающим.

- Окончание.

Регулятивные УУД:

целеполагание, прогнозирование (прикидка результата).

Личностные УУД: смыслообразование (осознание, зачем я это делаю), самоопределение (осознаю себя членом группы).

Коммуникативные УУД:

умение взаимодействовать с партнёром, учебное сотрудничество (через работу в статических группах).

Регулятивные УУД: самоконтроль и коррекция.

4.Постановка учебной задачи.

- Окончание и есть та новая часть слова, которую мы будем сегодня изучать.

 Окончание – это очень важная часть слова. Как вы думаете, что мы обязательно должны о ней знать?

-Верно.

Нам надо ответить на следующие вопросы:

Что такое окончание?

Где стоит окончание в слове?

Зачем  нужно окончание?

Как обозначают окончание в словах?)

На эти  вопроса мы постараемся найти ответы.

- Нужно знать, где находится окончание в слове.

- Нужно знать, как обозначают окончание в слове.

- Нужно знать, зачем нужно окончание.

Ругулятивные УУД: целеполагание, принятие и сохранение учебной задачи

планирование

5.Поиск ответов на поставленные вопросы.

Поиск решения проблемной ситуации.

- На какой из вопросов мы можем попытаться ответить уже сейчас?

-Верно. Окончание стоит на конце слова.

Продолжим искать ответы на оставшиеся вопросы.

- На первый вопрос: «Где стоит окончание в слове?»

Раз эта часть слова называется окончание, то и стоит оно, наверное, в конце слова.

Познавательные логические УУД:

доказательство.

-Недавно я побывала в планетарии. Там нам показали письмо от инопланетян. Учёные пытались прочесть его, но не всё в нём поняли. Давайте поможем учёным. Вот это письмо. (Дети читают текст письма с экрана.)

Люди планеты Земля. Пишут вам жители далёкой планеты. Мы часто пролетаем мимо Земля. Ваша планета очень красивая. Мы хотим прилететь на Земля. Но не знаем, сможем ли мы жить на Земля?

- Ребята, всё ли понятно в этом письме?

-Почему?

- Давайте попробуем связать слова друг с другом. Что нужно для этого сделать?

- Правильно. Нужно поменять окончание у слова «Земля». Давайте исправим текст.

(Дети читают текст, исправляя ошибки. На экране у слова «Земля" меняются окончания.)

- Что мы меняли: само слово или только его окончания?

- Выпишите слово Земля в его разных формах.

-Выделим общую часть слова – корень.

- Назовите ту часть слова, которая всё время менялась.

Это и есть окончание. Выделяют окончание квадратиком.

Ребята, а зачем мы меняли окончания?

- Какие значения может иметь слово «земля»? Давайте заглянем в толковый словарь.

- Можем ли мы сказать, что слово «земля» многозначное?

- В каком значении употреблено слово «Земля» в письме инопланетян?

Надеюсь, мы помогли учёным в работе с письмом.

- Нет.

- Потому что не все слова связаны друг с другом, а мы знаем, что в предложениях слова должны быть связаны по смыслу. Только тогда всё будет понятно.

- У слова «Земля» надо поменять последние буквы, концовку слова.

- Само слово не менялось. Менялось лишь окончание.

- Дети выписывают:

Земля, мимо Земли, на Землю, на Земле.

- Дети выделяют корень земл.

- Я, и, ю, е.

- Дети выделяют окончания.

- Чтобы предложения стали красивыми. Для связи слов в предложении.

- (Дети читают по толковому словарю:

1. Земля – третья от Солнца планета.

2. Суша.

3. Почва, поверхность.

4. Страна, государство.

5. Территория, находящаяся в чьей-то собственности.

- Да.

- Земля – это планета.

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы частично-поисковым методом.

Познавательные общеучебные УУД:  работа с информацией через использование толкового словаря.

6.Формулирование правила.

- Что же мы узнали об окончании? Расскажите по плану, сделав правильный выбор.

Уберите неверный ответ и оставьте верный.

1.Окончание – это изменяемая / неизменяемая часть слова.

2.Окончание стоит в начале / в середине / в конце слова.

3.Окончание служит для связи слов в предложении / для образования новых слов.

4.Окончание в слове обозначают дугой / квадратиком.

- Откройте учебники на странице 80. Прочитаем вывод в учебнике и сравним его с нашим выводом.

(На экране открываются вопросы с вариантами ответов. Дети читают вопросы и выбирают верный. Неверный ответ исчезает.)

- Вывод в учебнике совпал с нашим выводом.

Регулятивные УУД: фиксация результата.

Познавательные логические УУД: анализ, синтез, обобщение.

Регулятивные УУД: контроль, сравнение с образцом в учебнике.

7. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика.

Ученики выполняют двигательные упражнения.

Развитие моторики, задание на внимание.

8.Первичное закрепление. Отработка понятия «форма слова».

- Выполним упражнение № 142 из учебника.

Формы какого слова даны в тексте?

- Слово одно – а формы разные. Для чего они нужны?

 Какой фразеологизм связан с этим деревом?

Объясните смысл данного выражения.

- Дети читают выписанные слова,

Осина, осины, к осине, про осину – это не разные слова. Это разные формы одного слова «осина».

- Чтобы предложения были складными. Для связи слов в предложении.

«дрожит как осиновый лист»

(дети объясняют смысл этого выражения)

Познавательные логические УУД:

анализ, синтез.

9.Закрепление с проговариванием в громкой речи.

- Выполним  упражнение № 143.

Прочитай. Найдите в предложениях формы слова роса.

(Один ребёнок работает у доски, объясняет вслух все свои действия  и выделяет окончание.)

Познавательные логические УУД:

анализ, синтез.

Регулятивные УУД: контроль и коррекция.

10.Самостоятельная работа.

- Поработаем самостоятельно. Спишите текст. Дополните предложения недостающими окончаниями, употребив слово лиса в разных формах.

(На экране текст. В нём пропущены окончания.)

В норе лис_. У лис_ пушистый хвост. Про лис_ есть много сказок. Мы любуемся лис_.

- Проверим, как вы справились с самостоятельной работой. Зачитайте свой текст и назовите окончания у слова лиса.

- У кого возникли затруднения?

- Дети самостоятельно записывают предложения.

- Один ученик зачитывает. На экране появляются пропущенные окончания. Дети проверяют по своим тетрадям.

Познавательные логические УУД:

анализ, синтез.

Регулятивные УУД: самоконтроль.

11.Домашнее задание.

Какое домашнее задание вы бы выбрали?  (упр.145-144.) Почему?

-  Как найдёте окончание?

- Я посмотрю на слово. Та часть в слове, которая  всё время меняется, и есть окончание.

Регулятивные УУД:

планирование.

12.Рефлексия (подведение итога урока).

Определение перспективы.

Давайте вернёмся к тем вопросам, на которые мы хотели найти ответы на уроке. Нашли ли мы ответы на эти вопросы? (Да.) Давайте ещё раз на них ответим.

Что такое окончание?

Где стоит окончание в слове?

Зачем  нужно окончание?

Как обозначают окончание в словах?

- Что запомнилось вам на уроке?

Продолжите предложения:

«Теперь я знаю….»

«Теперь я умею…»

Что показалось на уроке трудным?

Хотели бы вы познакомиться с другими частями слов?

Об этом мы поговорим на дальнейших уроках.

Дети ещё раз проговаривают ответы на вопросы.

Познавательные логические УУД: обобщение.

Регулятивные УУД:

самооценка.

Определение перспективы.

Приложение 1

Загадки

1. Весной сажают,

Летом поливают,

Пропалывают, тяпают,

А осенью выкапывают.

2. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Там меня ищи.

3. Летом – в огороде

Свежий и зелёный.

А зимою – в бочке

Крепкий и солёный.

4.Ранним утром у школьных ворот

Собирается шумный …

5. На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней.

6. Круглый, круглый,

Сладкий, сладкий,

С полосатой кожей гладкой.

А разрежешь – посмотри:

Красный, красный

Он внутри.

7.На опушке среди леса

Нежно-голубой ковёр.

Расстилается, цветёт

Удивительный цветок.

8. И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

9. Ягода чёрная – да не черника,

Куст колючий – да не малина.

Отгадки:

  1. Овощи
  2. Капуста
  3. Огурец
  4. Народ
  5. Человек
  6. Арбуз
  7. Незабудка
  8. Иней
  9. Ежевика        (ОКОНЧАНИЕ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Формы слова. Окончание"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Формы слова. Окончание"...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...

Конспект урока по русскому языку на тему "Форма слова. Окончание" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: ввести понятие «форма слова»; учить сравнивать формы одного и того же слова, научить выделять окончания....

технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы слова. Окончания», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, о...

Формы слова.Окончание

3 класс школа россии...

Лингвистические задачи. Формы слова. Окончание. Неизменяемые слова

Лингвистические задачиФормы слова. Окончание. Неизменяемые слова1.Девочка Аня нашла и выписала все слова, которые имеют окончания. Верно ли утверждение, что Аня правильно выписала все эти слова? Все л...