Правописание парных согласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шумай Инна Ильинична
содействовать изучению правила правописания парных согласных в корне слова; формированию умений решать графико-каллиграфические задачи; уточнению и активизации словаря учащихся; развитию орфографической зоркости; воспитанию внимательного отношения к слову, активного отношения к приобретаемым умениям на уроке.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_parnyh_soglasnyh_v_korne_slova.docx44.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание парных согласных в корне слова»

Дидактическая цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по изучению правописания парных согласных в корне слова

Задачи предметные: содействовать изучению правила правописания парных согласных в корне слова; формированию умений решать графико-каллиграфические задачи; уточнению и активизации словаря учащихся; развитию орфографической зоркости; воспитанию внимательного отношения к слову, активного отношения к приобретаемым умениям на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные УУД – способствовать осознанию важности понимания значения слова; проявлению интереса к наблюдениям за языком и его использованием в речи.

Метапредметные задачи – способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной, письменной форме, во внутреннем плане;

б) познавательных – проводить сравнение и классификацию изучаемых объектов; осваивать способы решения проблем поискового характера; осуществлять синтез как составление целого из частей; обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов);

в) коммуникативных – принимать участие в групповой работе, договариваться и приходить к единому решению; формулировать собственное мнение и позицию.

Средства обучения: Учебник «Русский язык» С.В.Иванов и др. Ч.1, карточки для групповой работы, презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены на парте учебники, письменные принадлежности.

-Почему это важно? Выскажите свои мысли.

  1. Каллиграфическая работа.

Рассматривание образцов на доске:

1)Рассмотрите образцы заглавных букв У,Ч.

2) Решение графико-каллиграфических задач:

 Из каких элементов состоит заглавная буква У? Ч?

- В чем сходство и различие в изображении данных букв.

3) Работа в тетради по образцу:

- Определите типы соединений букв предложенных  на второй строке?

- Какие слова мы можем записать с данными соединениями? (Улитка, утка, улей. Чебурашка, черепаха).

  1. Самоопределение к деятельности: формулировка темы урока, определение цели и задач деятельности учащихся.

- Я получила письмо от директора зоопарка. Однако в дороге оно промокло под дождём и несколько букв размыло. Помогите мне, пожалуйста, определить какие это были буквы и назвать их.

1 слайд: Слон, ле…, шакал и бегемо…

           С утра отправились в похо… .

  И лишь зловредный старый кро…

  Опять забрался в огоро… .

- Какие буквы пропущены – гласные или согласные?

- На какие группы можно разделить все согласные?

- В этом тексте встретились все известные вам парные согласные?

- Назовите все парные согласные, которые вы знаете.

- В какой части слова находятся пропущенные буквы?

- Проанализируйте всё, о чём мы говорили и скажите, чем мы будем заниматься на уроке сегодня. (Мы столкнулись со словами, в которых пропущены парные согласные. Значит, сегодня мы будем учиться правильно писать слова с парными согласными).)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание парных согласных в корне слова).

2 слайд: Тема: «Правописание парных согласных в корне слова».

 Выбор формы работы:

- Я предлагаю на выбор несколько вариантов изучения новой темы:

  1. Объяснение учителя.
  2. Работа над новой темой по учебнику.
  3. Вы сами займётесь изучением новой темы.

- Какую работу по изучению новой темы вы выбираете?

IV. Первичное изучение новых знаний.

- Сегодня я предлагаю вам побывать в роли учёных-языковедов. Но, прежде чем приступить к исследованию, вы должны убедиться действительно ли существует проблема правописания парной согласной в корне слова.

- Предлагаю изучить произношение и написание слов БЕГЕМОТ и ОГОРОД.

- Разделитесь на группы. 1 группа выполнит звуко-буквенный разбор этих слов, а 2 группа отыщет их в орфографическом словаре. (Работа в группах. Проверка результатов. Лидеры групп дают ответы).

 (В слове БЕГЕМОТ на конце пишется буква «Т»).

- Сделайте вывод. (Написание слова БЕГЕМОТ совпадает с произношением).

(В слове ОГОРОД на конце пишется буква «Д»).

- Сделайте вывод. (Написание расходится с произношением).

- О чём это говорит? (О том, что парные согласные в корне слова надо проверять).

- Давайте попробуем провести работу над словом ОГОРОД и выявить случаи, когда написание не расходится с произношением.

- Разделитесь на группы. 1 группа самостоятельно подбирает однокоренные слова, а 2 группа использует для этого школьный словообразовательный словарь. (Работа в группах. Чтение слов. Анализ произношения и написания.)

- Что в написании слов могло повлиять на изменение в произношении? (После парного согласного появилась гласная буква или буква «Н»).

- Что вы помните о правописании корней в родственных словах? (Все корни в родственных словах пишутся одинаково).

- Можно ли подобранные вами слова считать проверочными? Почему?

- Каким образом мы получили проверочные слова? (Подбирали однокоренные слова, изменяли форму слова).

- Какова главная особенность этих проверочных слов? (После согласной стоит гласная или буква «Н»).

- Сформулируйте правило проверки написания парной согласной в корне слова.

V. Первичная проверка понимания.

        - Попробуйте безошибочно определить, какие слова являются проверочными, а какие проверяемыми. Проверочные слова необходимо подчеркнуть.

3 слайд:

(Индивидуальные карточки по вариантам. Взаимопроверка.)

4 слайд:

- А теперь давайте попробуем применить открытый вами способ проверки парной согласной в работе над пришедшим в класс письмом.

5 слайд:                 Слон, ле…, шакал и бегемо…

                     С утра отправились в похо… .

                     И лишь зловредный старый кро…

                     Опять забрался в огоро… .

(Комментарии детей).

6 слайд:                 Слон, лев, шакал и бегемот

                     С утра отправились в поход.

                     И лишь зловредный старый крот

                     Опять забрался в огород.

VI. Первичное закрепление.

- Я предлагаю вам попробовать применить полученные вами знания в самостоятельной работе.

- Перед вами текст, разбитый на 3 части. В 1 части даны на выбор 2 варианта букв. Во 2 части пропущены буквы. В 3 части текст содержит ошибки, которые необходимо исправить.

- Выберите тот вид работы, который вам по силам выполнить. По окончании работы, проверьте себя, сверившись с текстом на экране.

7 слайд:  

                       

(Дети пишут. Слайд сменяется. Дети проверяют свои работы).

8 слайд:

                         

  1. Рефлексия. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

Продолжите фразы: Сегодня я узнал… Теперь я умею … .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.

*Шепаева Любовь Николаевна,         учитель начальных классов  МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...

Конспект урока ."Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века""

Урок-повторение в форме деловой игры с использованием здоровьесберегающих технологий....

разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание парных согласных в корне слова".

Урок, проведенный во 2 классе ( УМК "Планета знаний") в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограмме- правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, раз...

Урок по теме:«Правописание парных согласных в корне слова. 2 класс»

Разработка урока русского языка по теме "Парные согласные в корне слова.2 класс". Урок-введение нового матариала. Форма проведения-урок путешествие....

Урок по теме:«Правописание парных согласных в корне слова. 2 класс»

Разработка урока русского языка по теме "Парные согласные в корне слова.2 класс". Урок-введение нового матариала. Форма проведения-урок путешествие....

урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...

Тема: "Правописание парных согласных в корне слова, на конце слова"

Правописание парных согласных в корне слова, на конце слова. Русский язык. 3 класс...